Дyxхристианского благочестия требует, чтобы христианин, соединяясь со Христом живой верой и общением в спасительных Таинствах Православной Христианской Церкви, во всех делах своих выражал любовь к Богу и ближним, по учению Господа Спасителя: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею. И возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 30—31).
Никакой вопрос для человека не представляет такой важности, как следующий: в чем состоит истинное предназначение человека, данное ему Богом? Этим должно определяться каждое свободное его действие, и от достижения конечной цели зависит как внутреннее достоинство человека, так и его блаженство. Кто счастливо достигает главной цели своего земного бытия, тот все имеет, а кто от нее уклоняется, тот все теряет.
Каждый ваятель прежде всего делает себе эскиз предполагаемого произведения. Так должен поступать и каждый достойный своего имени воспитатель. Сначала ему надо приобрести истинное понятие о том, каким должен быть совершенный человек, а потом уже пусть он рассматривает, каким человек является на самом деле. Если мы представим человека в том виде, как он был задуман, то увидим, какое он превосходное создание вечной премудрости и любви Божией!
Адам, согрешив, утратил праведность и святость, какими Бог украсил его, его тело и душа подверглись повреждению, и на него произнесен суд: Ты земля, и в землю отойдешь (Быт. 3, 19).
Грех Адама и его вредные последствия преемственно переходят на всех людей; как потомки Адама, мы все по природе чада гнева, подверженные многим трудам и скорбям, и, наконец, смерти. Хотя человек и теперь еще имеет многие и различные способности, но их первоначальное согласие разрушено: ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 3, 17).
Из предложенных выше понятий о назначении человека и его настоящем состоянии можно составить правильное понятие о воспитании. Воспитание есть приведение человека к тому, чем он должен быть согласно своему предназначению.
Человек сотворен по образу Божию, и его назначение состоит в том, чтобы в продолжение настоящей жизни искал он всегда большего уподобления Богу через подражание Его Божественным совершенствам, а в будущей — навеки соединился с Ним, как Источником жизни и блаженства. Эту цель всегда должно иметь в виду при воспитании. Сообразно с ней должно возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, как начальные следствия нашего отпадения от Бога, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать.
Воспитывать надо в духе христианского благочестия.
Воспитывать — значит не только пробуждать в ребенке дремлющие способности и давать им то или другое направление, но и выводить воспитанника из состояния повреждения природы и в результате довести его до того, чтобы он самостоятельно мог достигнуть своего истинного назначения, временного и вечного. Как член гражданского общества, он должен возрастать для общественной деятельности, к которой Бог призывает его, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды.
Воспитывать может, собственно, только святая любовь, возбуждаемая и питаемая тем Духом, Который в начале носился над водою (Быт. 1, 2), и Который там, где приготовляет Себе благовременные орудия, во всех действует, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11). Хотя и человеческого искусства достаточно для того, чтобы пробудить в ребенке как телесные, так и духовные силы сообразно с природой и сообщить им определенное, только естественное направление. И мы знаем, как много сделано в этом отношении не только в новейшее время, но и в древности. Однако же если говорить об истинном воспитании, то сами мы можем только сажать и поливать, а взращивает один Бог (1 Кор. 3, 6).
Как конечное назначение людей, так и способности их, по крайней мере в главном, одинаковы, а поэтому подлежат и одинаковым законам образования. Если мы представим себе общие правила воспитания и приведем их в порядок, так что все частные правила будут выведены из одного начала и приведены в стройное и связное целое, то составится наука воспитания.
Воспитание необходимо для того, чтобы человек мог удобнее достигать доступного ему совершенства. В этом убеждает нас не только всеобщее наблюдение как за каждым человеком, так и за целыми народами, но и само существо дела. Если оставить способности ребенка без надлежащего возбуждения и руководства, то они или не разовьются, или подвергнутся повреждению; а если в основу воспитания будут положены ложные начала, то дети получат превратное образование, и вред от этого часто бывает неисцелимый.
Наставнику нужно не только возбуждать способности ребенка и приводить их в согласие с временным и вечным назначением человека, но и обогащать сам ум воспитанника различными познаниями. Ему надо быть вместе и воспитателем, и учителем. Поэтому наука воспитания разделяется на две части, первую из которых мы назовем наукой воспитания, а другую — наукой обучения.