Из предложенных выше понятий о назначении человека и его настоящем состоянии можно составить правильное понятие о воспитании. Воспитание есть приведение человека к тому, чем он должен быть согласно своему предназначению.
Человек сотворен по образу Божию, и его назначение состоит в том, чтобы в продолжение настоящей жизни искал он всегда большего уподобления Богу через подражание Его Божественным совершенствам, а в будущей — навеки соединился с Ним, как Источником жизни и блаженства. Эту цель всегда должно иметь в виду при воспитании. Сообразно с ней должно возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, как начальные следствия нашего отпадения от Бога, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать.
Поэтому в широком смысле к воспитанию относится все то, посредством чего или пробуждаются еще дремлющие способности, или направляются согласно с целью уже возбужденные силы, а прежде принявшие ошибочное направление — исправляются. Сюда относятся различные обстоятельства жизни, скорби и горести и вообще вся жизнь человека.
Но в узком смысле под воспитанием мы понимаем намеренное влияние на образование способностей и облагораживание души воспитанника, чтобы он достиг такого нравственного состояния, когда можно без постороннего руководства совершенствоваться в соответствии со своим временным и вечным назначением.
Отсюда видно, что:
а) воспитание состоит не в сообщении новых способностей, но только в возбуждении уже заложенных и руководстве ими. Впрочем, воспитатель не должен терять надежду, если у того или другого воспитанника не хватает некоторых способностей, нужных для достижения предполагаемых целей воспитания. Искусство, постоянное терпение в труде и особенно святая любовь (см. 1 Кор. 13, 4 и далее) могут многое сделать;
б) так как вся человеческая природа повреждена и находится под знаком греха, то воспитание состоит не только в возбуждении духа человеческого, но и во врачевстве духовных болезней. Каждый воспитатель может приложить к себе повеление, данное пророку: Смотри, Я поставил тебя, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер. 1, 10);
в) хотя и важно предостерегать воспитанника от погрешностей, но необходимо и образовывать его, постепенно все более и более совершенствуя его способности в продолжение всего воспитания;
г) воспитание не состоит в сообщении одних только познаний или в одном обучении приличному внешнему поведению; напротив, особенный долг воспитателя — так возбуждать и направлять внутренние силы воспитанника, чтобы он постепенно укреплялся во всех отношениях и после этого сам мог продолжать свое дальнейшее образование, которое в этой жизни никогда не должно прекращаться.
Относительно этого предмета на опыте нередко погрешают. Иногда самыми усиленными мерами влекут детей к цели знания и все внимание обращают на то, чтобы дети верно исполняли правила внешнего приличия, а между тем истинная мудрость и добродетель остаются в стороне, как вещи маловажные. От этого часто простолюдин имеет больше правильности и последовательности в своем мышлении, больше свободы и твердости в действиях, нежели тот, чье воспитание дорого стоило и занимало многих людей. Множество знаний делает воспитанника нетвердым и нерешительным, а беспрерывные упреки, исправления и насмешки препятствуют ему образовать собственный характер.