Элементы

сравнения

Моноактивная

модель образования

Интерактивная

модель образования

 

Педагогические цели

Усвоение предметно-дисциплинарных знаний

 

Создание условий для развития личности

Ролевые

позиции

педагога

·  Ведущая роль

·  «Транслятор» (носитель информации)

·  Предметно-центрированная позиция

·  Директивный подход

· Распределение ролей (сотрудничество)

· «Фасилитатор», «Посредник»

· Личностно-ориентированная позиция

· Гуманистический подход

Функции

педагога

·  Трансляция (передача, сообщение) готовой информации и учебных действий

·  Забота о содержательной части

·  Управление познавательной активностью

·  Организация  диалогового общения, продуктивной деятельности

·  Углубление и расширение знаний

 

Ролевые

позиции учащегося

· Объект формирующих воздействий педагога

· «Когнитивный индивид»

· «Приемник» и «дешифратор» учебной информации

 

· Объект формирующих воздействий педагога

· Субъект познавательной деятельности, общения, творчества

Функции учащегося

· Пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации

· Репродуктивная деятельность

· Организуемый извне поиск, обнаружение и использование информации

· Активный самостоятельный поиск

· Продуктивная деятельность

· Общение, взаимодействие

· Творчество

 

Психологическая

основа

учения

·  Произвольность (исполнительность, дисциплинированность)

·  Конвергентное мышление

·  Внешняя мотивация (принцип «долженствования» в основе)

· Инициативность, активность

· Креативность

· Внутренние ресурсы личности

· Дивергентное мышление

· Внутренняя мотивация (личностно-смысловое отношение к учению)

 

Принципы обучения

·  Наглядности

·  Научности

·  Доступности

·  Систематичности

·  Последовательности

·  Прочности знаний

·  Связи теории с практикой

·  Комплексности (эклектичности)

· Диалогичности

· Сознательности

· Контекстности (жизненной и профессиональной)

· Системности

· Продуктивности

· Проектности

· Вариативности

· Саморазвития

· Сочетания индивидуального и коллективного

· Целостности

Методы

и формы обучения

· Преобладает фронтальная форма обучения

· Наличие четких алгоритмов деятельности

· Преобладание репродуктивных заданий

· Сообщение, разъяснение, преподнесение, рассказ

· Задание

· Демонстрация (показ)

· Передача фактологической информации

 

· Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы

· Исследовательские проекты

· Ролевые игры

· Постановка проблем и задач

· Обсуждение, дискуссия, беседа

· Совместное планирование

· Консультирование

· Увлечение личным примером и эмоциональным отношением

· Опора на личный опыт учащихся

· Преобладание продуктивных заданий над репродуктивными  

 

Учебные действия

· Подражание

· Дословное или смысловое восприятие

· Механическое запоминание и воспроизведение информации

· Повторение, тренировка, упражнение по готовым образцам и правилам

· Работа с разными источниками информации

· Выбор вопросов и задач

· Поиск информации и общих принципов

· Осмысливание (осознание) информации

· Рефлексия своих состояний

· Обмен информацией, идеями, способами деятельности

· Решение поставленных задач

· Экспериментирование

· Выбор и применение общих принципов и понятий

· Творческая деятельность

· Участие в обсуждении, дискуссии

 

 

Контроль и оценка

· Итоговый контроль деятельности

· Внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил

· Преобладает оценка со стороны педагога

· Мотивация – за счет ожидания «приговора» (оценки педагога)

· Постоянный мониторинг (на основе обратной связи)

· Преобладают самоконтроль и самооценка

 

Результаты обучения

·  Накопление базовых знаний

·  Навыки конспектирования, анализа и выделения главного

·  Умение слушать и запоминать

 

· Навыки критического мышления

· Решение сложных (нестандартных) проблем

· Сравнение альтернативных мнений

· Принятие продуманных решений

· Умение вести диалог, общаться

· Умение работать в команде

· Внутренний контроль в отношении всего поведения

Возможности (преимущества)

· Развитие саморегуляции и дисциплинированности

· Усвоение иерархической модели общественных отношений

· Высокая социальная адаптабельность

· Усиление смыслов учения посредством сотрудничества

· Обогащение мотивов учения и познания

· Расширение мотивационной сферы личности

· Появление мотивов творческой деятельности

· Становление мотивов саморазвития и самореализации

 

Ограничения (недостатки)

· Отчуждение от учебных ценностей и задач

· Сужение спектра познавательных мотивов

· Обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных

· Несамостоятельность учащихся

· Недостаточное материальное обеспечение

· Традиции и стереотипы применения методов обучения

· Недостаток у педагогов опыта использования интерактивных методов обучения

 

 

 

Задание 1.

Перечень показателей качества электронной лекции

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ

Критерии оценки качества лекции

Перечень показателей качества электронной лекции

 

научность (соответствие современному уровню развития науки)

Непротиворечивость раскрываемых понятий

Ссылка на авторов и источники научных концепций

Использование современных трактовок понятий, с точки зрения современных научных исследований

Сопоставление точек зрения различных научных школ на проблему, раскрываемую в лекции

мировоззренческая сторона

Фундаментальность представленных в лекции знаний, основанных на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых

наличие методологических вопросов, правильная их трактовка

Раскрытие понятий с точки зрения методологии науки, современных концепций

Раскрытие закономерности рассматриваемых  явлений

Целостность  в раскрытии сущности  рассматриваемой проблемы

освещение истории вопроса

Отражение этапов, периодов развития  научной области

показ различных концепций

Наличие в лекции не менее 2-3 концепций

связь с практикой

Наличие ярких примеров

Раскрытие рассматриваемых понятий, закономерностей  на 2-3 примерах (примеры из различных сфер деятельности)

Связь примеров с опытом слушателей

связь с предыдущим и последующим материалом

Понятная структура лекции

Включение в лекцию блока, закрепляющего понятия предыдущей лекции

Введение новых понятий с опорой на ранее изученные

внутрипредметные, межпредметные связи

Раскрытие сущности изучаемых понятий и явлений на примерах из различных научных областей

Прослеживание причинно-следственных связей между понятия одной научной области (дисциплины)

Доказательность теории с использованием средств и методов другой науки

изложение материала, выходящего за пределы учебника

Наличие  в лекции материалов взятых из ведущих международных научных изданий

Наличие в лекции ссылок на ведущие научные школы, занимающиеся проблематикой представленной  в лекции 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

четкая структура и логика изложения

Наличие в лекции многоуровневой нумерации представленных блоков материала

Изложение лекции от общего к частному или от частного к общему

наличие плана, следование ему

Отсутствие хаотичности в представленном лекционном материале

 

сообщение литературы к лекции

Наличие списка литературы

Наличие гиперссылок на Интернет-источники

доступность и разъяснение новых терминов

Наличие поясняющих схем, таблиц, помогающих слушателям лучше усвоить изучаемые понятия и явления

доказательность

Соблюдение структуры доказательства схеме: научный тезис - доводы, с помо­щью которых этот тезис обосновывается –вы­вод

Наличие аргументов, учитывающих  уровень знаний слушателей в той области нау­ки, по которой читается лекция

выделение главных мыслей

Главные мысли выделяются лектором с помощью дикции, логических пауз, главные мысли в тексте выделяются цветом, подчеркиванием и т.п.

наличие приемов закрепления

Наличие в лекции:

- закрепляющих упражнений,

- тестов для самопроверки,

- примеров с разбором решений и др.

подведение итогов

Наличие в конце лекции:

- резюме,

- выводов,

- вопросов.

применение наглядных пособий, ТСО

Уместность использования пособий и ТСО

Своевременность использования пособий и ТСО

Отсутствие одновременного использования нескольких ТСО перегружающих понимание изучаемой проблемы

применение лектором опорных материалов

Наличие в лекции схем, таблиц, выделенных определений понятий

Наличие заранее заготовленных раздаточных материалов для слушателей

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА
РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИИ

требование конспектировать и контроль выполнения

Наличие обратной связи

Наличие критериев оценки выполнения заданий

Наличие баллов в системе оценивания заданий

обучение студентов методике записи лекции

Наличие методических рекомендаций по составлению конспектов лекций

помощь в конспектировании

Выделение главных мыслей в лекции

Наличие рекомендаций для слушателей (на какие вопросы следует обратить особое внимание)

активизация мышления

Наличие в лекции проблемных вопросов, занимательных задач, развивающих заданий

использование приемов поддержания внимания

Использование в лекции приемов удержания внимания: интересные примеры,  изменение высоты голоса, мимики преподавателя

побуждение задавать вопросы

Применение в лекции заведомо нераскрытых терминов, побуждающих слушателей задавать вопросы

Применение в лекции логических пауз, во время которых лектор обращается к слушателям с просьбой задать вопрос

разъяснение особо трудных вопросов

Предусмотренность в лекции разделов с четким алгоритмом, разъясняющим трудный вопрос

Изложение трудного вопроса с опорой на уровень (подготовленность) слушателя к изучению трудных вопросов

Наличие в лекции материалов подготавливающих слушателей к изучению нового сложного вопроса 

наличие заданий на самостоятельную работу по учебнику

Соответствие заданий самостоятельной работы стандартным требованиям, предъявляемым к времени выполнения, сложности и уровню образования

Наличие пояснений к выполнению заданий для самостоятельной работы

Однозначность понимания текста задания слушателями

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
 ЛЕКТОРСКИХ ДАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

знание предмета

 

умение установить контакт

Умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.)

Умение лектора адекватно отреагировать на сложившееся  эмоциональное состояние аудитории

эмоциональность

Искренность 

Сдержанность

Экспрессивность

Эмоциональное взаимодействие с аудиторией

поставленный голос

Способность лектора достигать максимальной силы голоса

Способность голоса выдерживать значительные нагрузки

Яркое и сильное звучание речи

Широкий звуковысотный диапазон речи

Длительность дыхания

хорошая дикция

Плавность и слитность произнесения слов

Чёткость и ясность произношения

Приемлемая манера выговаривать слова

ораторское мастерство

Убеждающее воздействие

Владение техникой речи

Большой запас слов

Свободное владение речью

Коммуникабельность

культура речи

Владение языковой нормой устного и письменного языка

Умение использовать выразительные языковые средства

Правильное произношение слова

Коммуникативная целесообразность

Богатство речевых оборотов

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ

информационная ценность

Достаточная новизна знаний

Отсутствие в лекции банальных утверждений, общих рассужде­ний, не требующих размышления,

Развивающее содержание лекции

Наличие нескольких познавательных  уровней: репродуктивного, реконструктивного, эвристического

воспитательный аспект

Соответствие стиля изложения лекции общепринятым нормам и культурным ценностям общества

достижение дидактических целей

Наличие показателей, по которым оценивается эффективность самостоятельной работы слушателей (достижение слушателями образовательного эффекта, становление компетентностей) как индикаторов качества лекции

 

Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа: Руководство для преподавателей / Под редакцией М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова,Т.В. Сологуб. – М.: Издательство "Академия Естествознания", 2010. – ISBN 978-5-91327-099-3

 

Повышение квалификации имеет своей главной целью поступательное развитие личности обучающегося на основе совершенствования его профессиональной деятельности.

Модель повышения квалификации реализуется при смене парадигмы когнитивной на личностно-ориентированную, поэтому нами сделан акцент на андрагогическую науку.

Личностно-ориентированное обучение имеет свои закономерности. По В.В. Серикову это:

  1. Элемент проектирования обучения - не фрагмент учебного материала, а «событие в жизни личности», дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его».
  2. Проектирование обучения есть совместная деятельность учителя и ученика.
  3. Стирание грани между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) - источник личностного опыта.
  4. Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
  5. Межличностное, межсубъектное общение среди участников учебной деятельности и становление внутреннего личностного мира педагога как части содержания образования.
  6. Текст как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст. Усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения!), а сама эта целостность, что предполагает, по меньшей мере, имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.
1. Дидактическая  система дистанционного обучения

 

 Исследования автора в раскрытия сущности понятия ДО позволили определить его, как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе.

Каноническая  дидактическая система в которой протекает  традиционный образовательный процесс, как известно,  состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления [84,49,113,124].

Альфа-Банк Кредитные карты [CPS] RU

Анализ особенностей процессов дистанционного обучения (ДО) показывает, что дидактическая система, в которой  он происходит, включает в себя 12 элементов.   Дополнительно включенные элементы определены нами как нормативно-правовой, финансово-экономический и идентификационно-контрольный и маркетинговый. Безусловно, эти подсистемы  присутствуют в неявной форме с той или  иной степенью детализации  и в канонической дидактической системе,   но их значимость для  нормального протекания педагогического процесса не столь принципиальна как при ДО.

Повышение квалификации имеет своей главной целью поступательное развитие личности обучающегося на основе совершенствования его профессиональной деятельности.

Модель повышения квалификации реализуется при смене парадигмы когнитивной на личностно-ориентированную, поэтому нами сделан акцент на андрагогическую науку.

Личностно-ориентированное обучение имеет свои закономерности. По В.В. Серикову это:

  1. Элемент проектирования обучения - не фрагмент учебного материала, а «событие в жизни личности», дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его».
  2. Проектирование обучения есть совместная деятельность учителя и ученика.
  3. Стирание грани между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) - источник личностного опыта.
  4. Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
  5. Межличностное, межсубъектное общение среди участников учебной деятельности и становление внутреннего личностного мира педагога как части содержания образования.
  6. Текст как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст. Усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения!), а сама эта целостность, что предполагает, по меньшей мере, имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.
ПАСПОРТ

КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О паспорте учебной мастерской, кабинета, лаборатории в

 

  1. Паспорт является определяющим документом по созданию оптимальных условий для работы мастера, преподавателя и студентов на занятиях теоретического и производственного обучения.
  2. Паспорт составляется на каждую учебную мастерскую, кабинет, лабораторию, независимо от степени оснащенности, рассматривается на заседании методической комиссии и утверждается директором колледжа.
  3. В паспорте находят отражение сравнимые показатели против действующих нормативов, которые характеризуют степень оснащенности кабинетов, мастерских, лаборатории необходимыми средствами обучения (учебным и технологическим оборудованием, объемными и наглядными плоскостными пособиями, техническими средствами обучения), хозяйственным инвентарем и соблюдением санитарно-гигиенических требований (площадь, кубатура, светосила, шум, температура, влажность воздуха, эстетика).
  4. Наличие паспортов на учебно-материальную базу колледжа, планирование организация работы по оснащению кабинетов, мастерских, лаборатории является одним из главных показателей, характеризующих возможности колледжа вести подготовку квалифицированных конкурентно-способных специалистов на рынок труда.
ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Лекционная форма обучения

Основные функции лекции. В вузовском обучении в условиях стационара лекция является основной формой учебных заня­тий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и тео­ретически подготовленным ученым — профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.

Почему лекции в вузе придается такое значение? Потому что в условиях большего, чем в школе, демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске, выбирая стиль и форму самостоятельной ра­боты с научной литературой, лекция помогает ему выбрать пра­вильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе. Отсюда вытекают и ее функции.

Первая и, пожалуй, известная всем функция лекции — ин­формационная. Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскры­вает особенности каждой конкретной темы или знакомит с от­дельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас.

Лектор информирует своих слушателей не просто объективно и бесстрастно, не сухо и безучастно, как это делает любой нежи­вой носитель информации, как, например, книга или компью­тер, а эмоционально, заинтересованно, с чувством причастности к конкретизации, обогащению излагаемой теории, даже к ее происхождению, если лектор как ученый внес определенный вклад в ее разработку. Поэтому научную информацию, сообщае­мую в лекции, нельзя рассматривать как простое «доведение до сведения» аудитории каких-то данных. Лекция для студента — это источник адаптированной к ним научной информации, пре­подносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного в лекции.

Вторая функция лекции — ориентирующая. Лекция ориен­тирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезиса теорий, идей: ко­гда и какими учеными они были разработаны и сформулирова­ны, какими объективными жизненными потребностями они бы­ли обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Разумеется, список рекомендуемой лектором литературы тоже относится к ориентирующей функции лекции.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

  1. Дидактическая  система дистанционного обучения

 

 Исследования автора в раскрытия сущности понятия ДО позволили определить его, как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе.

Каноническая  дидактическая система в которой протекает  традиционный образовательный процесс, как известно,  состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления [84,49,113,124].

Аннотация

В курсе математики  учащиеся получают большой объём математических знаний. Порой многие понятия курса математики носят абстрактный характер, и учащиеся задаются вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на занятиях математики?»

И наше государство услышав извечные вопросы учащихся перешло к ФГОСАМ третьего поколения. Поэтому я и выбрала данную тему.

Исследования проводились по основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальностям НПО

«Художник по костюму», « Парикмахер», « Фотограф», « Садовник»


Содержание

Введение

  1. Теоретическая часть

1.1 Компетенции

1.2 Общие компетенции

1.3 Профессиональные компетенции

1.4 Предметные компетенции

  1. Практическая часть

2.1Общие компетенции

2.2 Профессиональные компетенции

  1. Заключение
  2. Библиографический список

Введение

Стратегия модернизации образования в Российской Федерации предполагает, что в основу будут положены компетенции. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государственным стандартом компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Необходимость обновления образовательных технологий и оценочных средств.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты в  соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Тем самым заложенный во ФГОС подход к высшему образованию несколько отличается от традиционного для отечественной вузовской педагогики подхода, ориентированного на сообщение обучающемуся прежде всего комплекса фундаментальных теоретических знаний. Традиционно российские вузовские (особенно университетские) образовательные программы структурируются по областям научных знаний, и теоретическое обучение (главным образом слушание курсов лекций теоретического и историко-аналитического характера) занимает в них ведущее место.

Соответственным образом строятся и традиционные формы обучения и контроля успеваемости студентов. Привычный инструментарий образовательного процесса включает в себя лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, самостоятельную работу студента, практики, квалификационные работы. Все эти формы преимущественно направлены на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков), приобретенных в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания прежде всего теоретических знаний, как зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий или курс лекций.

При всей проверенной временем надежности и полезности данных форм обучения и контроля, их нельзя признать вполне достаточными как для формирования у студента заявленных во ФГОС компетенций, так и для проверки успешности освоения студентом образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения. Таким образом, стоящая перед российскими вузами в ближайшие годы задача – выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют:

  • формировать у обучающихся требуемые образовательной программой универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции,
  • проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.
|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top