ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Лекционная форма обучения

Основные функции лекции. В вузовском обучении в условиях стационара лекция является основной формой учебных заня­тий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и тео­ретически подготовленным ученым — профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.

Почему лекции в вузе придается такое значение? Потому что в условиях большего, чем в школе, демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске, выбирая стиль и форму самостоятельной ра­боты с научной литературой, лекция помогает ему выбрать пра­вильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе. Отсюда вытекают и ее функции.

Первая и, пожалуй, известная всем функция лекции — ин­формационная. Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскры­вает особенности каждой конкретной темы или знакомит с от­дельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас.

Лектор информирует своих слушателей не просто объективно и бесстрастно, не сухо и безучастно, как это делает любой нежи­вой носитель информации, как, например, книга или компью­тер, а эмоционально, заинтересованно, с чувством причастности к конкретизации, обогащению излагаемой теории, даже к ее происхождению, если лектор как ученый внес определенный вклад в ее разработку. Поэтому научную информацию, сообщае­мую в лекции, нельзя рассматривать как простое «доведение до сведения» аудитории каких-то данных. Лекция для студента — это источник адаптированной к ним научной информации, пре­подносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного в лекции.

Вторая функция лекции — ориентирующая. Лекция ориен­тирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги и на их авторов, а показом генезиса теорий, идей: ко­гда и какими учеными они были разработаны и сформулирова­ны, какими объективными жизненными потребностями они бы­ли обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Разумеется, список рекомендуемой лектором литературы тоже относится к ориентирующей функции лекции.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

  1. Дидактическая  система дистанционного обучения

 

 Исследования автора в раскрытия сущности понятия ДО позволили определить его, как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе.

Каноническая  дидактическая система в которой протекает  традиционный образовательный процесс, как известно,  состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления [84,49,113,124].

Аннотация

В курсе математики  учащиеся получают большой объём математических знаний. Порой многие понятия курса математики носят абстрактный характер, и учащиеся задаются вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на занятиях математики?»

И наше государство услышав извечные вопросы учащихся перешло к ФГОСАМ третьего поколения. Поэтому я и выбрала данную тему.

Исследования проводились по основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальностям НПО

«Художник по костюму», « Парикмахер», « Фотограф», « Садовник»


Содержание

Введение

  1. Теоретическая часть

1.1 Компетенции

1.2 Общие компетенции

1.3 Профессиональные компетенции

1.4 Предметные компетенции

  1. Практическая часть

2.1Общие компетенции

2.2 Профессиональные компетенции

  1. Заключение
  2. Библиографический список

Введение

Стратегия модернизации образования в Российской Федерации предполагает, что в основу будут положены компетенции. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государственным стандартом компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Необходимость обновления образовательных технологий и оценочных средств.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты в  соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Тем самым заложенный во ФГОС подход к высшему образованию несколько отличается от традиционного для отечественной вузовской педагогики подхода, ориентированного на сообщение обучающемуся прежде всего комплекса фундаментальных теоретических знаний. Традиционно российские вузовские (особенно университетские) образовательные программы структурируются по областям научных знаний, и теоретическое обучение (главным образом слушание курсов лекций теоретического и историко-аналитического характера) занимает в них ведущее место.

Соответственным образом строятся и традиционные формы обучения и контроля успеваемости студентов. Привычный инструментарий образовательного процесса включает в себя лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, самостоятельную работу студента, практики, квалификационные работы. Все эти формы преимущественно направлены на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков), приобретенных в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания прежде всего теоретических знаний, как зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий или курс лекций.

При всей проверенной временем надежности и полезности данных форм обучения и контроля, их нельзя признать вполне достаточными как для формирования у студента заявленных во ФГОС компетенций, так и для проверки успешности освоения студентом образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения. Таким образом, стоящая перед российскими вузами в ближайшие годы задача – выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют:

  • формировать у обучающихся требуемые образовательной программой универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции,
  • проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………. 4

Технология развития ключевых компетенций…………………… 10

Технология диагностики уровня сформированности  ключевых компетенций  обучающихся ……………………………………… 13

Приложения:

  1. Формирование конкретных функций в различных видах деятельности ………………………………………………………. ……15
  2. Формирование ключевых компетенций в процессе учебной деятельности ………………………………………………………. …….16
  3. Общая таблица ключевых компетенций ………………………… 17
  4. Способы контроля признаков ключевых компетенций ……… 20
  5. Таблица диагностического минимума………………………………21

 

ВВЕДЕНИЕ

 В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых - формирование рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной.  Эффективное использование и развитие человеческого капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого повышения уровня жизни, но и главными качественными критериями, отличающими передовые страны от отстающих.

 В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда. В то же время, как отмечается в девятом Национальном докладе о развитии человеческого потенциала Российской Федерации, Программе развития ООН, "последние десять с лишним лет в России происходит обесценивание человеческого капитала – опыта и знаний ученых, инженеров, специалистов".

       В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».

       Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским1, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).

В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:

· социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);

· коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования «Институт развития регионального образования Свердловской области»

кафедра педагогики профессионального образования

 


Оценка результатов образования обучающихся

ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода


Автор: Темняткина О.В.

канд. пед. наук, доцент кафедры

педагогики профобразования ИРРО

 

 

      Печатается по решению заседания кафедры педагогики профессионального образования. Протокол  № 3  от  23 ноября 2009 г.

  

   Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.

  

   Методическое пособие предназначено педагогам общеобразовательных предметов учреждений начального и среднего  профессионального образования, реализующим образовательные программы в рамках компетентностного подхода.

  

  Рецензенты:

 

  Зеер Э.Ф., член – корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии РГППУ,

  Сыманюк Э.Э., доктор психологических наук, зав. кафедрой акмеологии и психологии  управления  УрГПУ.

 

Содержание

 

       Введение ………………………………………………………………….     4

  1. Методология разработки современной системы средств и

            технологий для оценивания образовательных достижений

            обучающихся на основе компетентностного

            подхода……………………………………………………………..       5

            1.1. Специфика определения компетенций…………………………      5

 1.2.Классификация  базовых  компетенций. ………………………..     6

 1.3. Классификация общих и профессиональных компетенций

                  в рамках реализации ФГОС……………………………………...      12

            1.4.Национальная рамка квалификаций как основа для

                 оценивания достижений обучающихся ОУ НПО и СПО

                 в рамках ФГОС…………………………………………………….     20

            1.5.Основные подходы к оцениванию ( диагностированию)

                 достижений обучающихся………………………………………...     26

            1.6. Проведение диагностики в рамках международного

                   исследования PISA……………………………………………….     28

  1. Система средств оценки образовательных достижений

           обучающихся ОУ НПО и СПО…………………………………  33

            2.1. Оценочные средства для диагностирования

                 эмоционально – психологического уровня

                 сформированности компетенций………………………………...      35

            2.2. Оценочные средства для диагностирования

                 регулятивного уровня сформированности компетенций……….      39

            2.3.Оценочные средства для диагностирования

                  социального уровня сформированности компетенций………....     42

            2.4. Оценочные средства для диагностирования

                  аналитического уровня сформированности компетенций……...     46

            2.5. Оценочные средства для диагностирования

                  творческого уровня сформированности компетенций……….....     59

            2.6.Оценочные средства для диагностирования сформированности

                  компетенций на уровне  самосовершенствования ……. ………      63

  1. Технологии оценки качества образования………………...    65

            3.1.Технологии оценки образовательных достижений

                  обучающихся в процессе аудиторной и самостоятельной

                  работы обучающихся……………………………………………...     65

            3.2.Технология оценки достижений в процессе

                  научно – исследовательской работы студентов…………………     67

            3.3.Технологии оценки образовательных достижений

                  в ходе государственной итоговой аттестации выпускников……     70

      Заключение…………………………………………………………………   77

      Литература………………………………………………………………….   78

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

           Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

           Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.

           Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

         Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и студента равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.     

          В связи с этим усложняется квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.      

          Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость в рамках обеспечения и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате проанализировать:

   -  методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования);

   - модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

          В данной работе рассматриваются методология создания современной системы средств и технологий и способы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) студентов и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в новой компетентностной парадигме.

Обучение по своей природе и по особенностям его организации  процесс достаточно сложный.

С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т.е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того приобретать их самостоятельно.

Вот почему некорректно ставить вопрос, какая из этих составляющих обучения более важна.

Фонд действенных знаний - это как бы материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.

Напомним, что существует две категории учебных умений: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины.

Речь в данном случае пойдет об общих учебных умениях как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения.

Итак, что же это за общеучебные умения, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся?

Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:

  • учебно-организационные;
  • учебно-интеллектуальные;
  • учебно-информационные;
  • учебно-коммуникативные.

Учебно-организационные  умения

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения.

Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним, в частности, относятся такие умения:

  • организовать свое рабочее место;
  • планировать текущую работу;
  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
  • осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  • вести познавательную   деятельность   в   коллективе,   сотрудничать
    при   решении   учебных   задач    (умение   объяснять,    оказывать    по
    мощь, принимать помощь товарища и т.п.)

Учебно-интеллектуальные или общелогические умения

Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких, как его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.

Два очень важных умения, с которых мы начнем перечень этой группы умений, строго говоря, не являются общелогическими. Но без их тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальные умения невозможно. Поэтому мы включили их в эту группу учебных умении. Что же это за умения, без которых процесс обучения попросту невозможен? Вот они. Первое   умение

Умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно. Обратим внимание - для начальных и средних классов скорочтение преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию с такой скоростью. Нормальное чтение обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично», а в средних только на тройку. Необходим оптимальный уровень - чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учеников, кроме флегматиков, которые составляют, как правило, не более 6%.

Второе умение Умение - чисто и скоро писать.

«Писать чисто и скоро - дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума» (Квинтиллиан). Идея Квинтиллиана понятна: медленно пишущий учащийся медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым.

А далее идут умения, связанные с особенностями мыслительной деятельности ребенка, отражающие сложный процесс ее развития. Уровень интеллектуального развития ребенка определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

  • диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
  • сравнивать объекты, факты, явления;

  • классифицировать материал;
  • обобщать, делать резюме;
  • абстрагировать;
  • выделять главное, существенное;
  • синтезировать материал;
  • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
    взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • писать сочинение на заданную тему;
  • пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка
    гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Учебно-информационные умения

Овладение знаниями в любой их области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся умения:

  • пользоваться каталогом или компьютерным источником информации;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями,
    комментариями;
  • составлять картотеку;
  • пользоваться печатными   и   техническими   средствами   массовой   ин
    формации  (грамзаписи,   телевидение,  учебное  видеокино,   компьютерная
    техника и т.п.);
  • составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

Учебно — коммуникативные умения

Под учебно-коммуникативными умениями понимают умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом.

Более того, развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Это следующие умения:

  • главное из  них  - умение  слушать.   Умение учебного   слушания  одно   из
    самых трудных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения
    внимания на довольно большой период времени,  что требует определенной
    работы над собой и зависши от устойчивости нервной системы и психики;
  • не менее трудным является умение слушать учителя и одновременно
    записывать содержание его рассказа;
  • читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе
    над текстом, над логически составленными частями;

Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны со­ставлять взаимосвязанную систему. Это позволит обес­печить подлинно научный подход к проектированию, со­зданию, учету и контролю учебно-методического обеспе­чения педагогического процесса.

Под системой учебно-педагогического обеспечения учебного процесса следует понимать планирование, раз­работку и создание оптимального комплекса учебно-про­граммной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обу­чения учащихся в рамках времени и содержания, опре­деляемых государственным стандартом.

При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения не­обходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образователь­ного стандарта, определяющей проект содержания учеб­ного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.

Система, комплекс учебно-методической документа­ции и средств обучения, должна охватывать все основное содержание программного материала.

Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обуче­ния по каждой теме (разделу) учебной программы обеспе­чивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс.

Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы

к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия, 10-11»,
10 класс (профильный уровень)

Составитель: Большакова Г.Н., методист ГЦРО

 

Пояснительная записка.

 

Общая характеристика учебного предмета

В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
  • совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
  • формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

 

Цели

Изучение математики в старшей школе на профильном  уровне направлено на достижение следующих целей:

 

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top