Развивающая
развитие творческого мышления;
развитие монологической речи;
развитие навыков работы в группе.
Воспитательная
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей выполнения работы.
Задачи.
Закрепить применять производную для решения различных задач.
Научить защищать выполненную работу.
Научить работать в группе.
Каноническая дидактическая система в которой протекает традиционный образовательный процесс, как известно, состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления [84,49,113,124].
Анализ особенностей процессов дистанционного обучения (ДО) показывает, что дидактическая система, в которой он происходит, включает в себя 12 элементов. Дополнительно включенные элементы определены нами как нормативно-правовой, финансово-экономический и идентификационно-контрольный и маркетинговый. Безусловно, эти подсистемы присутствуют в неявной форме с той или иной степенью детализации и в канонической дидактической системе, но их значимость для нормального протекания педагогического процесса не столь принципиальна как при ДО.
Под организационными формами обучения будем понимать системную характеристику процесса обучения с точки зрения места, времени, количества, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, соотношения управления и самоуправления, а также целей, содержания, технологий обучения и воспитания [7].
Организационные формы обучения в вузе — это лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы), НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. Некоторые из этих форм организации учебной деятельности студентов можно адаптировать к системе дистанционного образования [4; 5]. Однако при этом традиционные организационные формы обучения приобретают ряд особенностей, трансформируются в части их организации и сфере психологического состояния обучающихся и преподавателей [7].
Учебный процесс с применением
дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
Дистанционные образовательные технологии успешно сочетаются с организационными формами традиционной лекционно-семинарской системы обучения.
Особенности организации и проведения групповых практических занятий и консультаций на основе ДОТ
- Дистанционный семинар
А. Семинар в учебном процессе вуза
Традиционные семинары представляют собой наиболее распространенный вид практических занятий в вузах и предназначены для углубленного изучения того или иного предмета. Семинар — это форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа обучающихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут дискуссии и выступления обучающихся, завершающиеся формулированием под руководством преподавателя выводов и обобщений [7].
Семинар, наряду с лекцией, относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную [4]. Эти функции семинара можно реализовать и в дистанционном обучении.
План занятия (ситуации) Решение задач по теме «Физический смысл производной»
_для уч.гр. №205 ОПОП «Оператор ЭВМ»
преподавателя Коростылевой И.Е.
Цели |
Действия |
Средства |
Проектируемый результат |
Исследование готовности группы к освоению содержания занятия
Выстраивание субъект-субъектных отношений (взаимодействия с обучающимися) |
– Приветствие – Создание микрогрупп – Выбор лидеров микрогрупп – Рефлексия состояния обучающихся – Организация внимания
|
– Учебный кабинет – Преподаватель, микрогруппы обучающихся – Вопросы преподавателя |
Готовность группы к учебной деятельности
|
I. Организация целевого пространства |
|||
Формирование позитивной мотивации и повышение интереса обучающихся к учебной деятельности
Вовлечение обучающихся в процесс целеполагания (определения общих и индивидуальных целей деятельности на занятии) для развития их познавательных способностей, воспитания социально-значимых качеств личности
Создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организация развивающего пространства) |
– Сообщение темы занятия – Обоснование практической значимости занятия для формирования личностно значимых профессиональных качеств – Организация целеполагания – Составление программы деятельности – Подбор средств – Проектирование результатов – Предъявление показателей и критериев оценки деятельности на занятии |
– План занятия – Вопросы преподавателя – ФГОС (ОК, ПК) – РП, Перспективно-тематическое планирование – Организационно - деятельностная карта управления процессом обучения – Показатели и критерии оценки деятельности обучающихся на занятии
|
1. Название темы занятия, записанное на доске и в рабочих тетрадях 2. Осознанные студентами цели занятия 3. Спроектированная программа деятельности 4. Осознанные показатели и критерии оценки учебной деятельности
|
II. Организация поисково- продуктивного пространства |
|||
1. Знать содержание понятия « физический смысл производной»
2. Уметь решать задачи на физический смысл производной, делать выводы
3. Развивать ОК: умение работать в коллективе, добывать информацию из источников, умение анализировать и делать выводы |
Организовать деятельность обучающихся по программе:
|
|
Выполненная программа деятельности
|
III. Организация рефлексивного пространства |
|||
Осознание эффективности учебной деятельности на занятии
Диагностика уровня образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) |
– Организация рефлексии по достижению поставленных целей – Организация рефлексии обучающихся по результатам занятия – Организация самооценки деятельности – Оценка деятельности обучающихся преподавателем – Рекомендации преподавателя по корректировке отклонений, повышению уровня качества теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровню сформированности ОК и ПК – Предъявление задания для самостоятельной работы, инструктаж (методические рекомендации по его выполнению) |
– Вопросы преподавателя – Ответы обучающихся – Оценочный лист – Критерии оценки – Заполненный лист самооценки – Содержание задания для самостоятельной работы:
|
1.Определен индивидуальный уровень образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) 2. Осознана индивидуальная программа саморазвития обучающихся 3. Записанное задание для самостоятельной работы, осознаны рекомендации по его выполнению
|
План занятия (ситуации) Иррациональные уравнения и системы уравнений. Основные способы их решения.»
_для уч.гр. №204 ОПОП «Фотограф»
преподавателя Коростылевой И.Е.
Цели |
Действия |
Средства |
Проектируемый результат |
Исследование готовности группы к освоению содержания занятия
Выстраивание субъект-субъектных отношений (взаимодействия с обучающимися) |
– Приветствие – Создание микрогрупп – Выбор лидеров микрогрупп – Рефлексия состояния обучающихся – Организация внимания
|
– Учебный кабинет – Преподаватель, микрогруппы обучающихся – Вопросы преподавателя |
Готовность группы к учебной деятельности
|
I. Организация целевого пространства |
|||
Формирование позитивной мотивации и повышение интереса обучающихся к учебной деятельности
Вовлечение обучающихся в процесс целеполагания (определения общих и индивидуальных целей деятельности на занятии) для развития их познавательных способностей, воспитания социально-значимых качеств личности
Создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организация развивающего пространства) |
– Сообщение темы занятия – Обоснование практической значимости занятия для формирования личностно значимых профессиональных качеств – Организация целеполагания – Составление программы деятельности – Подбор средств – Проектирование результатов – Предъявление показателей и критериев оценки деятельности на занятии |
– План занятия – Вопросы преподавателя – ФГОС (ОК, ПК) – РП, Перспективно-тематическое планирование – Организационно - деятельностная карта управления процессом обучения – Показатели и критерии оценки деятельности обучающихся на занятии
|
1. Название темы занятия, записанное на доске и в рабочих тетрадях 2. Осознанные студентами цели занятия 3. Спроектированная программа деятельности 4. Осознанные показатели и критерии оценки учебной деятельности
|
II. Организация поисково- продуктивного пространства |
|||
1. Знать содержание понятия « иррациональное уравнение», “ основные способы решения иррациональных уравнений
2. Уметь решать иррациональные уравнения, делать выводы
3. Развивать ОК: умение работать в коллективе, добывать информацию из источников, умение анализировать и делать выводы |
Организовать деятельность обучающихся по программе: 1.Содержание понятия «иррациональное уравнение», “ основные способы решения иррациональных уравнений 2.Решение иррациональных уравнений 3.Обучающаяся самостоятельная работа
|
Дьячков А.В. «ЕГЭ Математика часть 1»
|
Выполненная программа деятельности
|
III. Организация рефлексивного пространства |
|||
Осознание эффективности учебной деятельности на занятии
Диагностика уровня образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) |
– Организация рефлексии по достижению поставленных целей – Организация рефлексии обучающихся по результатам занятия – Организация самооценки деятельности – Оценка деятельности обучающихся преподавателем – Рекомендации преподавателя по корректировке отклонений, повышению уровня качества теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровню сформированности ОК и ПК – Предъявление задания для самостоятельной работы, инструктаж (методические рекомендации по его выполнению) |
– Вопросы преподавателя – Ответы обучающихся – Оценочный лист – Критерии оценки – Заполненный лист самооценки – Содержание задания для самостоятельной работы:
|
1.Определен индивидуальный уровень образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) 2. Осознана индивидуальная программа саморазвития обучающихся 3. Записанное задание для самостоятельной работы, осознаны рекомендации по его выполнению
|
План занятия (ситуации) Формула –Ньютона Лейбница.Примеры применения интеграла в физике и химии.»
_для уч.гр. №205 ОПОП «Оператор ЭВМ»
преподавателя Коростылевой И.Е.
Цели |
Действия |
Средства |
Проектируемый результат |
Исследование готовности группы к освоению содержания занятия
Выстраивание субъект-субъектных отношений (взаимодействия с обучающимися) |
– Приветствие – Создание микрогрупп – Выбор лидеров микрогрупп – Рефлексия состояния обучающихся – Организация внимания
|
– Учебный кабинет – Преподаватель, микрогруппы обучающихся – Вопросы преподавателя |
Готовность группы к учебной деятельности
|
I. Организация целевого пространства |
|||
Формирование позитивной мотивации и повышение интереса обучающихся к учебной деятельности
Вовлечение обучающихся в процесс целеполагания (определения общих и индивидуальных целей деятельности на занятии) для развития их познавательных способностей, воспитания социально-значимых качеств личности
Создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организация развивающего пространства) |
– Сообщение темы занятия – Обоснование практической значимости занятия для формирования личностно значимых профессиональных качеств – Организация целеполагания – Составление программы деятельности – Подбор средств – Проектирование результатов – Предъявление показателей и критериев оценки деятельности на занятии |
– План занятия – Вопросы преподавателя – ФГОС (ОК, ПК) – РП, Перспективно-тематическое планирование – Организационно - деятельностная карта управления процессом обучения – Показатели и критерии оценки деятельности обучающихся на занятии
|
1. Название темы занятия, записанное на доске и в рабочих тетрадях 2. Осознанные студентами цели занятия 3. Спроектированная программа деятельности 4. Осознанные показатели и критерии оценки учебной деятельности
|
II. Организация поисково- продуктивного пространства |
|||
1. Знать формулу Ньютона-Лейбница
2. Уметь вычислять площадь криволинейной трапеции разными способами, делать выводы
3. Развивать ОК: умение работать в коллективе, добывать информацию из источников, умение анализировать и делать выводы |
Организовать деятельность обучающихся по программе:
|
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа , часть 1,2 |
Выполненная программа деятельности
|
III. Организация рефлексивного пространства |
|||
Осознание эффективности учебной деятельности на занятии
Диагностика уровня образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) |
– Организация рефлексии по достижению поставленных целей – Организация рефлексии обучающихся по результатам занятия – Организация самооценки деятельности – Оценка деятельности обучающихся преподавателем – Рекомендации преподавателя по корректировке отклонений, повышению уровня качества теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровню сформированности ОК и ПК – Предъявление задания для самостоятельной работы, инструктаж (методические рекомендации по его выполнению) |
– Вопросы преподавателя – Ответы обучающихся – Оценочный лист – Критерии оценки – Заполненный лист самооценки – Содержание задания для самостоятельной работы:
|
1.Определен индивидуальный уровень образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) 2. Осознана индивидуальная программа саморазвития обучающихся 3. Записанное задание для самостоятельной работы, осознаны рекомендации по его выполнению
|
План занятия (ситуации) по теме « Применение производных к исследованию функции: экстремумы и построению графика функции. Применение производных для отыскания наибольших и наименьших значений величин»
_для уч.гр. №203 ОПОП « Парикмахер»
преподавателя Коростылевой И.Е.
Цели |
Действия |
Средства |
Проектируемый результат |
Исследование готовности группы к освоению содержания занятия
Выстраивание субъект-субъектных отношений (взаимодействия с обучающимися) |
– Приветствие – Создание микрогрупп – Выбор лидеров микрогрупп – Рефлексия состояния обучающихся – Организация внимания
|
– Учебный кабинет – Преподаватель, микрогруппы обучающихся – Вопросы преподавателя |
Готовность группы к учебной деятельности
|
I. Организация целевого пространства |
|||
Формирование позитивной мотивации и повышение интереса обучающихся к учебной деятельности
Вовлечение обучающихся в процесс целеполагания (определения общих и индивидуальных целей деятельности на занятии) для развития их познавательных способностей, воспитания социально-значимых качеств личности
Создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организация развивающего пространства) |
– Сообщение темы занятия – Обоснование практической значимости занятия для формирования личностно значимых профессиональных качеств – Организация целеполагания – Составление программы деятельности – Подбор средств – Проектирование результатов – Предъявление показателей и критериев оценки деятельности на занятии |
– План занятия – Вопросы преподавателя – ФГОС (ОК, ПК) – РП, Перспективно-тематическое планирование – Организационно - деятельностная карта управления процессом обучения – Показатели и критерии оценки деятельности обучающихся на занятии
|
1. Название темы занятия, записанное на доске и в рабочих тетрадях 2. Осознанные студентами цели занятия 3. Спроектированная программа деятельности 4. Осознанные показатели и критерии оценки учебной деятельности
|
II. Организация поисково- продуктивного пространства |
|||
1. Знать алгоритм построения графика функции с помощью производной
2. Уметь строить график функции с помощью производной, делать выводы
3. Развивать ОК: умение работать в коллективе, добывать информацию из источников, умение анализировать и делать выводы |
Организовать деятельность обучающихся по программе:
1.Схема иследования функции с помощью производной 2. Определение горизонтальной асимптоты 3. Определение вертикальной асимптоты 4. Разобрать пример № 1 стр. 189 5. Выполнение заданий 6. Алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке [ a;b]
|
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, часть 1 - Схема исследования функции с помощью производной - Карточки для самостоятельной работы |
Выполненная программа деятельности
|
III. Организация рефлексивного пространства |
|||
Осознание эффективности учебной деятельности на занятии
Диагностика уровня образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) |
– Организация рефлексии по достижению поставленных целей – Организация рефлексии обучающихся по результатам занятия – Организация самооценки деятельности – Оценка деятельности обучающихся преподавателем – Рекомендации преподавателя по корректировке отклонений, повышению уровня качества теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровню сформированности ОК и ПК – Предъявление задания для самостоятельной работы, инструктаж (методические рекомендации по его выполнению) |
– Вопросы преподавателя – Ответы обучающихся – Оценочный лист – Критерии оценки – Заполненный лист самооценки – Содержание задания для самостоятельной работы:
|
1.Определен индивидуальный уровень образовательных достижений (теоретических знаний и практических умений по содержанию занятия, уровень сформированности ОК и ПК) 2. Осознана индивидуальная программа саморазвития обучающихся 3. Записанное задание для самостоятельной работы, осознаны рекомендации по его выполнению
|