Под организационными формами обучения будем понимать системную характеристику процесса обучения с точки зрения места, времени, количества, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, соотношения управления и самоуправления, а также целей, содержания, технологий обучения и воспитания [7].
Организационные формы обучения в вузе — это лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы), НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. Некоторые из этих форм организации учебной деятельности студентов можно адаптировать к системе дистанционного образования [4; 5]. Однако при этом традиционные организационные формы обучения приобретают ряд особенностей, трансформируются в части их организации и сфере психологического состояния обучающихся и преподавателей [7].
Можно предложить следующий список форм организации учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий [7]:
лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая лекция);
семинары (аудиоконференции, видеоконференции, форумы);
лабораторно-практические занятия;
игры;
ситуационные задачи;
проекты / курсовые работы (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные);
Особенности представления лекционного материала
на основе ДОТ
- Лекции в традиционном обучении
Лекции являются основой теоретической подготовки обучающихся. В классическом понимании лекция — это одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически, излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, задавая вопросы по ходу занятия [7].
Цель лекций — сформировать ориентировочную основу для последующего усвоения студентами учебного материала, дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах [4]. Систематический курс лекций по дисциплине, в котором последовательно излагается материал учебной программы, традиционно включает в себя вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции [7].
Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность, способствовать формированию творческого мышления. В методическом отношении лекции представляют собой систематическое проблемное изложение какого-либо вопроса, темы, раздела предмета. Однако зачастую, традиционная лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление, отбивает вкус к самостоятельным занятиям [4].
Целесообразно напомнить о недостатках классического способа проведения лекции. Уяснение содержания учебного материала в процессе лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождающихся демонстрациями плакатов, схем или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени, и студент либо занят его фиксацией без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, я затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку или непосредственно вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе. Во втором случае осуществляется активная работа по пониманию, но затруднена фиксация информации [7].
- Лекции в учебном процессе на основе дистанционных образовательных технологий
2.1. Виды лекций в дистанционном обучении
Лекции в системе дистанционного образования могут проводиться в реальном и отложенном времени.
Лекция в режиме реального времени
Для ее проведения может использоваться телевидение, а также технология видеоконференции (при наличии проекционной техники, дающей возможность проектирования изображения с монитора компьютера на большой экран аудитории). Достоинства этого вида лекций [4;6]:
живое общение обучающихся и преподавателя;
нет ограничения количества обучающихся — их может быть от одного до нескольких тысяч человек;
возможность записи в виде файла на компьютер и многократный ее просмотр в случае необходимости;
возможность обратной связи – обучающиеся могут задавать вопросы лектору в режиме реального времени.
Лекция в режиме отложенного времени
Для доставки индивидуальной лекции обучающимся могут использоваться аудио- и видеокассеты, CD-, DVD-диски и пр.
Этот вид лекций имеет свои достоинства, так как современные записи лекций, как правило, содержат [4; 6]:
заставку курса, к которому относится лекция;
представление лектора;
план лекции;
богатый иллюстративный материал, который появляется на экране в случае необходимости: компьютерная графика, компьютерные модели, которые отчетливо видны на экране в отличие от записей мелом на доске;
лекции снимаются в «живой» аудитории, и у обучающихся создается эффект присутствия. Они могут слышать вопросы, которые задают лектору, видеть реакцию зала.
2.2. Технологии дистанционного представления лекционного материала
А. Телевизионные лекции
Учебное телевидение давно известно в нашей стране. В последнее время телевизионные лекции начинают активно использоваться и в дистанционном образовании. Ведущим российским вузом, использующим данную технологию, является Современный гуманитарный университет.
Достоинства телевизионной лекции:
возможность записи на видеокассету;
доступность (не нужно специального оборудования – мультимедийного компьютера);
возможность повторной трансляции.
Б. Аудиолекции
Хорошим примером организации аудиолекций может служить французский проект «Сонотека». В его рамках были записаны реальные лекции ведущих специалистов из различных университетов по самым разным, преимущественно гуманитарным областям. Эти лекции хранятся в медиатеках университетов. Любой желающий может прийти и переписать себе нужную лекцию на аудиокассету или CD-диск (аудиофайл). Кроме того, в сети Интернет есть сайт проекта, который ежедневно транслирует лекции, а также предоставляет возможность скачивания их для прослушивания. К недостаткам данных лекций стоит отнести отсутствие зрительной опоры.
В. Лекции-видеоконференции
Данный вид лекции является достаточно дорогостоящим. Ее целесообразно использовать, если приглашается действительно выдающийся лектор (например, Нобелевский лауреат или глава какой-либо компании). Однако в последнее время идет возрастание скорости каналов телекоммуникационных сетей и подобные лекции могут быть широко востребованы.
Достоинства данных лекций: см пункт "лекция в режиме реального времени".
К недостаткам можно отнести дороговизну и малое количество времени на обдумывание собственных высказываний и вопросов лектору.
Г. Лекции на видеокассетах
Многие вузы фактически дискредитировали данный вид лекции тем, что просто записывали речь в специальной студии. Обучающиеся иронично называли эти лекции «говорящими головами», так как съемка велась с одной точки и показывала только голову лектора, изредка — записи, которые он делал на доске (но их обычно в записи видно плохо).
Современные лекции на видеокассетах изменились (см. пункт "лекция в режиме отложенного времени").
Д. Электронные лекции
Такие лекции могут являться сетевыми ресурсами и/или специально созданными программными продуктами на компакт-дисках. Это набор (комплекс) учебных материалов в электронном виде: текст лекций, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде файлов [4; 5]. В электронной лекции традиционно теоретический материал представлен в виде web-страницы со ссылками — обучающийся может, щелкнув на ссылку, открыть другой документ или мультимедиа-файл, когда посчитает нужным. Данный вид лекции широко используется в Интернет-курсах [5; 6].
- Методические особенности лекции
с использованием дистанционных образовательных технологий
Лекция в дистанционном обучении рассчитана на то, что обучаемый в большинстве случаев работает с теоретическим материалом самостоятельно, имея возможность получить консультацию преподавателя. Следовательно, материал лекции должен быть четко структурирован, снабжен наглядными примерами, методическими указаниями для обучаемого, а также заданиями и вопросами, которые помогут обучаемому усвоить материал и проверить себя. Обучающийся должен иметь возможность распечатать любую страницу оцифрованного материала. Цель автора дистанционной лекции заключается в том, чтобы облегчить обучаемому процесс восприятия учебной информации.
В дистанционной лекции может быть использован, если это методически оправдано, звук, анимация, графическое изображение. В лекции должен быть представлен разнообразный дидактический материал: вопросы и тесты для самоконтроля, задания по уровням сложности в зависимости от степени подготовленности обучающегося [4; 5]. В этом случае материал автоматически разворачивается на экране монитора по мере продвижения записи лекции. Экран в данном случае разделен на несколько секторов:
видеозапись лекции (с возможностью отключения видеоизображения, при этом звук остается);
Особенности организации и проведения групповых практических занятий и консультаций на основе ДОТ
- Дистанционный семинар
А. Семинар в учебном процессе вуза
Традиционные семинары представляют собой наиболее распространенный вид практических занятий в вузах и предназначены для углубленного изучения того или иного предмета. Семинар — это форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа обучающихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут дискуссии и выступления обучающихся, завершающиеся формулированием под руководством преподавателя выводов и обобщений [7].
Семинар, наряду с лекцией, относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную [4]. Эти функции семинара можно реализовать и в дистанционном обучении.
Б. Виды дистанционных семинаров
Семинары в учебном процессе на основе дистанционных образовательных технологий могут проводиться в отложенном (off-line) и реальном (on-line) времени. Известны несколько видов семинаров:
- Дистанционный семинар в режиме реального времени
1.1. Семинар-видеоконференция
В педагогическом аспекте данный вид семинара практически не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов [5]. К видеоконференциям, как показывает опыт, надо привыкнуть, так как наблюдается некоторая задержка изображения на экране при движении участников, сказывается необычность интерьера, начиненного аппаратурой и др. [4]. Сходство с традиционным семинаром состоит в том, что требуется «присутствие» участников в определенное время в «виртуальной аудитории». Однако данный вид семинаров используется довольно редко, так как требует сложного оборудования и дорого стоит.
1.2. Семинар-чат
Семинары можно проводить и в виде чатов. Но использование данной технологии накладывает некоторые ограничения:
продолжительность семинара — не более часа (высокое психологическое напряжение, участники быстро устают);
количество участников — не более 5 человек (сообщения на экране перемешиваются, трудно следить за мыслью).
Рекомендации по проведению семинара в виде чата — см. материалы задания «Сетевая деловая игра «Чат-знакомство» (раздел 1 нашего курса).
Чтобы увеличить количество участников чата, не перегружая «виртуальную аудиторию», можно разделить обучающихся на «участников» и «наблюдателей». Наблюдатели не проявляют себя, а просто следят за разворачивающимся чатом. После чата они высылают его анализ преподавателю, высказывают собственные мысли по поводу обсуждавшихся проблем [2].
- Дистанционный семинар в режиме отложенного времени (асинхронный семинар)
2.1. Особенности асинхронного семинара
Для проведения дистанционного семинара в режиме отложенного времени используются технологии форума, списка рассылки и электронной почты. Асинхронные семинары с полным правом могут называться «виртуальными», так как участники не видят друг друга, а, будучи разнесены в пространстве и во времени, обмениваются только текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация между участниками, как это происходит в обычном семинаре, заменена эпистолярным (письменным) общением, реализуемым средствами информационных и телекоммуникационных технологий [5]. При этом преподаватель может оценить активность каждого участника.
Различают модерируемые и немодерируемые форумы (телеконференции). Первая форма отличается тем, что модератор (ведущий) форума (чаще всего – преподаватель) оставляет за собой право вносить коррективы в содержание сообщений, которые присылают участники. Модератор может также изменять порядок следования сообщений, удалять те из них, чье содержание не соответствует теме дискуссии. Если телеконференция (форум) не модерируемая (не управляемая), каждый участник видит на экране все неотредактированные тексты вопросов и ответов других участников семинара, причем в той последовательности, в которой они были отправлены.
2.2. Сценарии проведения асинхронного семинара
Основным правилом подготовки и проведения семинара в ДО является тщательная его разработка.
Преподаватель должен:
подготовить вопросы, список литературы, методические рекомендации по содержательной части занятия;
составить график (дату и время начала и завершения семинара, указать вид семинара – синхронный / on-line или асинхронный / off-line);
распространить разработанные документы среди участников семинара (через список рассылки или доску объявлений);
убедиться, что все участники семинара имеют идентификационное имя и пароль;
подготовить тесты (в случае необходимости);
провести семинар (включая анализ текстов выступлений студентов, вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений, оформленных в виде текстов);
в конце семинара оценить работу студентов [5].
Семинары – это всегда групповые занятия. В зависимости от схемы (сценария, алгоритма) их проведения семинары можно условно разделить на дискуссионные и задачные [5] .
В задачных семинарах обучающиеся получают и решают конкретные практические задания под руководством преподавателя. Этот процесс проходит самостоятельно (автономно) для обучающегося, но у него имеется возможность консультаций с преподавателем или целевого общения с сокурсниками. После выполнения задания каждый обучающийся высылает его по почте (или выкладывает его в форум), потом оно оценивается преподавателем. Если задача (проблема) ставится для всей группы и решается всей группой, но с разбивкой по ролям, то в этом случае семинар трансформируется в метод проектов [5].
Дискуссионные семинары наиболее распространены и подразделяются, в свою очередь, на проводимые по схеме «вопрос – ответ» или с использованием метода «докладов» [5] .
В первом случае участники отвечают на вопросы семинара; эти ответы обсуждаются другими обучающимися и оцениваются преподавателем. Предполагается, что все участники подготовлены по всем вопросам семинара и могут ответить на предлагаемые вопросы. Преподаватель, имея список обучающихся, обращается в письменном виде к любому участнику, который должен ответить на вопрос преподавателя. При этом преподаватель может предложить обсудить ответ обучающегося его одногруппникам, обратившись к ним по электронной почте, или попросить обучающегося самого оценить или прокомментировать свой ответ. В конце семинара преподаватель оценивает выступления всех участников, учитывая их активность [5].
Во втором случае специально выделенными участниками готовятся доклады, которые после «виртуального заслушивания» (т.е. прочтения текста выступления на экране всеми участниками) обсуждаются коллективно в режиме реального или отложенного времени. Докладчики могут использовать информационные и коммуникационные технологии для презентаций (тезисы, схемы, видеодемонстрации, моделирование). При этом учитывается ряд показателей, характеризующих качество проведения семинара: научность, доказательность, новизна, самостоятельность, стиль изложения, активность при обсуждении [5]. В процессе проведения семинара преподаватель может персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту или ко всем сразу, используя соответствующие услуги Интернета [7].
Преподаватель комментирует ответ обучающегося в письменной форме, кроме того, поощряются высказывания участников, получаемые как реакция на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия). Дидактические инструменты форума позволяют преподавателю персонально обращаться в письменной форме к каждому обучающемуся. В конце семинара преподаватель подводит его итоги и выставляет оценки [5].
2.3. Критерии оценки работы обучающегося в процессе асинхронного семинара
Приведем типичные критерии оценки участия обучающегося в семинаре на основе дистанционных образовательных технологий:
Объем доклада – минимум 2–3 тысячи знаков.
Своевременность представления.
Степень использования рекомендованных источников
Обоснованность и аргументированность представленной точки зрения.
Выраженность собственного отношения к теме. [Калмыков А.А., Орчаков О.А. Проектирование дистанционных курсов. – М.: МНЭПУ, 2002].
2.4. Преимущества асинхронного семинара
Асинхронный семинар в ДО имеет несколько преимуществ:
удобство работы со студентами, проживающими в разных часовых поясах;
возможность глубже обдумать ответы на поставленные вопросы;
возможность отслеживать «волну» интереса к каждому сообщению.
Результаты дискуссий во время семинара архивируются, а тексты дискуссии доступны всем участникам. Есть мнение, что дискуссия в сети более продуктивна, чем очная: участие каждого обязательно, а не выборочно, как в аудитории; обучающиеся имеют возможность детально обдумать свои и чужие ответы, прежде чем принять участие в дискуссии; виртуальная дискуссия, проводимая в отложенном времени, дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и подготовиться к ответу, что для учебной дискуссии очень важно [7].
В. Психолого-педагогические особенности дистанционного семинара
Все участники такого семинара должны уметь не только свободно излагать свои мысли на бумаге, но и воспроизводить их через клавиатуру компьютера, уметь пользоваться электронной почтой [5].
Как показывает опыт, обучающиеся, кроме подготовки по содержательной части семинара, должны готовиться к дистанционному семинару и специально: организационно, технически, психологически (образно говоря, «учиться в нем учиться»). В этой связи целесообразно дать специальную инструкцию обучающимся для работы в дистанционном семинаре, которая включает в себя все операции, подлежащие выполнению на семинаре. Хотя при проведении семинара в новой среде в него переносится отчасти сценарий традиционного семинара, многое все же меняется: виртуальная аудитория сжимается до экрана, все действия (ход) семинара протекает с фиксацией участия и успехов каждого в нем. Преподаватель, проводя виртуальный семинар, чувствует себя необычно. Это «виртуальный» преподаватель. Многие традиционные требования, предъявляемые к нему, остаются невостребованными (ораторские навыки, имидж). Но возникают новые и не менее жесткие требования – навыки печатания на клавиатуре, опыт работы с компьютером, скорочтение и пр. [5].
Весьма важна психологическая обстановка на виртуальном семинаре. Она несколько необычна, некоторые исследователи, в частности, выделяют такую закономерность, как увеличение доли общения участников между собой по сравнению с преподавателем, повышение относительной активности студентов на семинаре при увеличении их количества [7]. Это, безусловно, нужно учитывать виртуальному преподавателю, проводя занятие. Важно также иметь в виду эффективность общения с помощью электронной почты. Она зависит от стартовых умений работы с текстовым редактором и владения культурой письменной речи. Это относится как к преподавателю, так и к обучающемуся [4; 5]. Появляется новая психологическая характеристика обучаемых, так называемая «включенность», которая была выявлена педагогами-исследователями из Воронежского педагогического университета [Могилев А.В. Дистанционное обучение. www.vspu.ac.ru/de
]. Под включенностью понимается связь с окружающими, желание привлечь к себе внимание и быть идентифицированным как часть некой общности. Для некоторых студентов дистанционный семинар становится местом выражения отрицательных эмоций – гнева, раздражения и т.п. Отметим, что участники виртуального семинара испытывают значительные умственные перегрузки. Например, студенты должны одновременно изучать как аппаратные и программные средства для проведения семинара, так и содержание самого учебного курса. Естественно, что умение хорошо работать с компьютерной и коммуникационной аппаратурой позволяет сосредоточиться на изучении собственно содержания учебной дисциплины [7].
- Дистанционная консультация
Консультация является одной из форм обучения, при которой в результате педагогического общения происходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у обучающихся в процессе учебы [7]. Происходит целенаправленный обмен информацией между преподавателем, проводящим консультацию, и обучающимися [5].
Консультации в ДО могут проводиться по теме лекционного материала в процессе самостоятельной работы или перед экзаменом, зачетом, перед проведением семинара. Консультации могут быть индивидуальные и групповые, проводиться в реальном (чат, телефон, ICQ, факс) и отложенном (электронная почта, форум) времени. В организационном плане они могут проводиться по составленному заранее расписанию. При этом, как показывает опыт, среднее число обучающихся при консультировании в реальном времени должно быть не более десяти, чтобы не создавать «очереди». Наиболее распространенным является использование для данной цели электронной почты. Однако время ответа на заданный вопрос не должно превышать сутки [5].
Основные действия преподавателя по подготовке и проведению консультации включают, как правило, следующие простые операции [5] :
чтение вопроса обучающегося;
набор ответа-сообщения на клавиатуре;
выбор и ввод адреса обучающегося;
отправка сообщения (ответа, обращения, оценки и т.д.) обучающемуся.
При этом преподавателю рекомендуется предварительно подготовиться к теме, по которой проводится консультация, заготовить “клише” ответов на ожидаемые типичные вопросы и вопросы организационного характера, а также иметь ассистента-консультанта по техническим вопросам (особенно если консультация проводится в виде видеоконференции) [5].
Нередко в дистанционных учебных курсах практикуется публикация наиболее часто задаваемых студентами при изучении дисциплины вопросов и ответов на них. Это является своеобразной статичной формой электронной консультации [7].
- Дистанционная учебная игра
Педагогическая (дидактическая) игра – форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения [7].
Учебная игра – это групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности (Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2002).
В учебном процессе на основе дистанционных образовательных технологий дидактические игры реализуются достаточно эффективно с помощью форумов и электронной почты по тому же сценарию, что и очные, и могут проводиться в реальном или отложенном времени [7] (см. Приложения 2, 3)
- Дистанционный (телекоммуникационный) учебный проект
Проект – это замысел, намерение, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или в другой материализованной форме. Проекты бывают индивидуальные и групповые. Основные характеристики проекта: единичность, комплексность, новизна, временные ограничения [7].
Работа обучающегося над проектом включает в себя анализ реальных объектов и явлений и/или некую проектную разработку. Задания в рамках работы над проектом могут быть заранее расположены на соответствующей странице в Интернете (например, в специальном разделе оболочке или на странице сайта). Здесь же должны быть приведены требования к работе, методика работы, критерии оценки, сроки, рейтинг. Отчеты по работе на различных этапах проекта обучающиеся высылают преподавателю на проверку по электронной почте или самостоятельно размещают в сети (в оболочке, на сайте) [7].
Учебное проектирование предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний из различных областей науки, техники, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, – которую обучающийся выполняет в течение определенного периода времени [7].
Среди проектов можно выделить следующие типы [7]:
Исследовательские – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
Сетевая деловая игра (пример)
В рамках изучения студентами ИОДО дисциплины "Культурология" проводилась сетевая деловая игра по теме "Духовное влияние Русской идеи в культуре России" . В организации и проведении игры можно выделить несколько этапов:
преподаватель разместил на форуме необходимую информацию для студентов (см. Приложение 1 . Рекомендации по подготовке к деловой игре);
студенты, пользуясь предложенной информацией, подготовились к участию в игре;
состоялся первый этап игры, который был организован в форме чата под руководством преподавателя. Продолжительность чата - 1 час. (В чате участвовали по желанию наиболее активные студенты);
архив чата, отредактированный преподавателем, был размещен на форуме, где с ним могли ознакомиться все студенты, изучающие дисциплину "Культурология" (см. Приложение 2. Архив чата по теме "Духовное влияние Русской идеи в культуре России");
продолжением деловой игры стала дискуссия студентов на форуме в режиме отложенного времени. Преподаватель открыл форум и предложил вопросы для обсуждения. В рамках форума смогли выступить те студенты, кто по ряду причин не имел возможности поучаствовать в чате. Продолжительность форума - 3 недели (см. Приложение 3. Форум по теме "Духовное влияние Русской идеи в культуре России");
преподаватель подвел итоги работы и сообщил студентам результаты.
Приложение 1
Рекомендации по подготовке к деловой игре
12.01.06 Электронная консультация № 7
по теме : «Духовное влияние Русской идеи в культуре России»
Эта тема изучается в форме семинaра-чата.
Предлагается следующий алгоритм подготовки:
- Познакомиться с правилами и условиями этой интерактивной деловой игры в Учебно-методическом комплексе.
- Выбрать исторический персонаж, от имени которого Вы будетье участвовать в деловой игре.
- Познакомиться с биографией этого исторического лица.
- Познакомиться с биографией своего исторического оппонента, в этой игре это может быть герой или антигерой.
- Познакомиться с различными концепциями и составить собственное представление о том, что понимается под категорией "Русская идея".
- Подготовить вопросы к своему оппоненту.
Основные вопросы для каждого участника деловой игры:
- Какую роль играл Ваш исторический персонаж в утверждении или разрушении Русской идеи? Как это можно подтвердить на конкретных примерах?
- Как Русская идея проявляла свое влияние в период жизни Вашего исторического персонажа?
- Как с позиций своего исторического героя можно оценить влияние Русской идеи в современную эпоху?
Авторские гипотезы к деловой игре
В конечном итоге должна быть подтверждена или опровергнута та или иная авторская гипотеза:
Гипотеза № 1. Русская идея была и остается до сих пор той духовной силой, которая помогает России пережить сложные исторические периоды.
Гипотеза № 2. Русская идея исчерпала свой ценностный потенциал и сегодня не может служить духовной опорой современной России.
Гипотеза № 3. Современное российское общество духовную силу должно черпать не из национальной, а универсальной (общечеловеческой) объединяющей идеи, поскольку сегодня в мире происходит осознание роли универсальности потребностей людей, общности человеческих судеб и проблем безопасности народов.
Подходы к изучению Русской идеи
В научном осмыслении проблемы содержания Русской идеи можно выделить
четыре уровня ее восприятия:
- Русская идея как путь реализации исторической миссии России, ее духовной общепланетарной роли. Эта идея прослеживается в теологическом и историософском подходах :
Провиденциально - мессианские мотивы первыми выразили церковные мыслители: Иларион, Нестор, монах Филофей, а в XIX веке - славянофилы И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Н. Данилевский, К. Леонтьев - вплоть до Ф. Достоевского. Их историософские учения объединяла вера в богоизбранность русского народа, призванного осуществить высшую христианскую миссию в мировой истории, возложенную на него Творцом.
Это убеждение нашло своё выражение в представлениях о Руси, как народе Святой Софии и Киеве как Третьем Иерусалиме (Илларион, Нестор), в идее "Святой Руси" (получившей повсеместное распространение в связи с духовным подвижничеством Сергия Радонежского и Нила Сорского - XIV-XV века), теории "Москва - Третий Рим" Филофея, принципах православно-культурного руссизма и византизма славянофилов.
Свою главную мысль Филофей высказал в следующих словах : "Вся христианская государства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, т.е. росейское царство: два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти" (17, с.441).: 17. Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI в. М.,1984.
Указанные представления, несмотря на имеющиеся между ними различия, говорят, в сущности, об одном: Россия имеет во всемирной истории особую миссию, связанную с утверждением истинно христианского, т.е. православного начала. Согласно этому своему предназначению она должна духовно преобразить мир светом своей святости, стать итогом земного пути христианства.
II.Русская идея как ядро ценностей русского мира.
Осмысление ценностного мира русского народа проявляется в историософском, философском и социологическом подходах изучения проблемы. Они выражают напряженные поиски духовного пути России, в которых еще со времен петровских преобразований остро ставится проблема духовного обновления России, когда в общественном мнении одними утверждалось положение о том, что русские утратили свою самобытность, а другими, что Россия неизбежно отстала от просвещённого Запада. Эти два настроения отразились в споре западников и славянофилов. Одни доказывали, что эталонный тип цивилизации нужно искать на Западе, другие, что наша норма в прошедшем патриархальном образе жизни.
Западничество основано в конечном счете на убеждении, что русская культура - это одна из западноевропейских культур, только отставшая от них, и вся ее задача сводится к тому, чтобы догнать и перегнать остальные европейские культуры.
С точки зрения славянофильства русская культура - это особая, славянская культура, принципиально отличающаяся от западной. Её цель состоит в развертывании своих самобытных основ, родственных культурам других славянских племен.
Спор западников и славянофилов – это яркое выражение двух крайностей общественного сознания. За века русский народ успел приобрести новые способности и новые возможности для русской земли. Преобразования Петра Великого и введенный им европеизм нисколько не изменили и не могли изменить народности, но только оживили её духом новой богатейшей жизни и дали ей необъятную сферу для проявления и деятельности.
Россия до Петра Великого была только народом и стала нацией, вследствие толчка, данного ей её преобразователем. Родовое начало русских не подавлено реформой Петра. Оно только получило через неё высшее развитие и высшую форму. Реформа Петра явилась причиной перелома в сознании людей. Истинно русское, самобытное смешивалось с европейской культурой и этот синтез культур внес огромный вклад в развитие собственно русской культуры. Именно с этих пор кругозор сознания русских делается мировым. Он освобождается от власти пространств и сам овладевает пространствами, нимало не изменяя этим русскому своеобразию, связанному с русской ширью.
В итоге этого влияния русская культура становится более интенсивной, активно овладевающей недрами и пространствами и разрабатывающей их русской энергией.
III. Русская идея как способ выражения Русского национального характера – это научная установка ориентирована на выражение исключительного своеобразия русского национального характера, особенностей умонастроения и склада верований народа, которое делает русского человека и Россию чем-то загадочным, непонятным и таинственным. Этим заманчивым, но во многом популистским психоанализом целеустремленно занимается этнопсихология и этносоциология. Исследований подобного рода проделано немало, но при всем уважении к ним, верификация выделенных черт русского национального характера отражает этностереотип не столько русского человека, сколько общечеловеческие характеристики каждого народа.
В определении специфических черт национального характера русского человека, как правило выдвигаются либо проявления обломовской психологии, либо проявления его типично-обыденного поведения, как правило документально закрепленного в историческом прошлом. Практически отсутствуют исследования типических черт и характерных стилей поведения современного русского человека, прошедшего горнило перестройки, усвоившего достижения не только европейской и восточной культур, но и органично воспринимающего свою культуру как часть мировой культуры.
Без подобных крупномасштабных исследований «портрет» современного русского человека был бы изначально искажен. Совершенно очевидно, что именно во время перестройки или других кардинальных социальных потрясений, ярко проявляется та особенность русского народа, то отличие и его исключительность от остальных народов, которые помогли ему в эти тяжелейшие периоды не погибнуть и исчезнуть, а сохранить национальное достоинство и ценности самобытной жизни и своей культуры .
- Русская идея как результат и содержание русской культуры реализуется в культурологическом, антропологическом, этнографическом и этнологическом подходах. Здесь русский человек выступает носителем особого типа социально-духовной культуры, которая не только проявляет суть ценностей Русской идеи, придавая им разнообразную форму выражения, но и является детерминантой влияния на саму природу русского человека.
Национальный дух русских особенно ярко проявляется в поэтической литературе. Здесь царит реализм, изображается правда жизни, не исключающая мечты, но с ними не смешиваемая.
В широком смысле под русской идеей подразумевается весь комплекс особенностей русского духа и русской культуры.
Вывод:
Русская идея доказала в истории действительность и подлинность своей «всемирной отзывчивости», готовности к самоограничению и самоотречению.
Русская идея менялась и дорабатывалась, впитывала в себя европейские взгляды, но вместе с тем сохранила в себе те истинно самобытные черты русского человека и его характера, ярко воплотившиеся в культурном творчестве русского народа.
Краткие биографии исторических персонажей
(Далее преподаватель дает краткие биографии Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана Грозного, Лжедмитрия, Марины Мнишек, Петра I, Екатерины II, М.В. Ломоносова, Ф.М. Достоевского, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, а также дополнительную литературу, посвященную перечисленным историческим персонажам.)
Вопросы для самопроверки
1.Почему князь Владимир выбрал христианскую религию Византийского канона?
2 . За что князей Бориса и Глеба канонизировали как святых?
- Почему князья Борис и Глеб предпочли умереть, но не идти против своего старшего брата Святополка? Что ими руководило?
- Что было важнее для Святополка Окаянного: братская любовь или жажда личной власти?
- Какие законы были приняты на Руси во времена правления князя Ярослава Мудрого?
- Как удалось князю Владимиру Мономаху в период своего правления укрепить положение Древней Руси как преемницы духовной культуры Византии?
- Почему митрополит Илларион считал, что благодать должна быть выше закона?
- Почему победа князя Дмитрия Донского стала национальным освобождением духа?
- Кому принадлежит знаменитое выражение: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На этом стояла, стоит, и будет стоять Русская земля!» В честь, какой великой победы они были произнесены?
- Почему опасность с Запада Александру Невскому казалась сильнее опасности с Востока, исходящей из Золотой Орды?
- Сумел ли хан Батый покорить Русь, или она осталась непокоренной?
- В чем состоит великий пример Сергия Радонежского для России? Почему современники называли Сергия Радонежского «игуменом земли русской»?
- Почему царя Ивана Лютого (Грозного) так называли в народе? Каковы его заслуги как самодержца?
- При Иване Грозном утвердилась идея о том, что Россия – это третий Рим, а четвертому быть не дано. К какому типу самодержца можно отнести Ивана Грозного: к собирателю земли русской или к кровавому тирану, затормозившему ее развитие репрессиями?
- Почему патриарх Гермоген согласился умереть голодной смертью, но не принять воли польских оккупантов?
- Почему Михаил Федорович Романов, русский царь, будучи шестнадцатилетним юношей, не имеющим опыта правления, все-таки согласился на царствование, стал управлять страной и принял разоренную, гибнущую Россию?
- В чем, по мнению патриарха Филарета, состоят преимущества единства духовной и светской власти?
- Как можно определить Алексея Михайловича Романова (отца Петра I): как основателя патриархальной Руси или провозвестника и автора так называемых «петровских реформ»?
- Что, на Ваш взгляд, хорошего и что плохого пришло в Россию из того окна, которое Петр I прорубил в Европу?
- За что императора Петра I в народе назвали «антихристом»?
- Почему русский народ, вначале поддержавший Лжедмитрия I (Григория Отрепьева), после года царствования растерзал его на площади?
- В чем царствование и реформаторство Екатерины II работало на Русскую идею, а в чем против нее?
- На Ваш взгляд, чего на самом деле хотела польская самозванка на русский престол Марина Мнишек: личной власти или ею двигало давнее желание «окатоличить» и европеизировать Россию?
- В чем «была не права Екатерина» и правда ли то, о чем поют музыканты из ансамбля «Любэ»?
- Чего искала в России княжна Тараканова: власти, денег, приключений или славы наследницы Российского престола?
- Что Вы понимаете под выражением А.С. Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»?
- К какому типу общественной личности можно отнести А.С. Пушкина: монархисту или демократу; западнику или славянофилу?
- Что помешало Наполеону Бонапарту, покорившему полмира, победить Россию?
- В чем смысл политики царствования императора Александра III и почему его так не любила либеральная интеллигенция?
- Как связаны в истории России два имени: Александр III и Александр Ульянов?
- Какую цель преследовал революционер Александр Ильич Ульянов, совершая покушение на императора Александра III?
- Осознавали ли реальные последствия своих пламенных призывов к террору известные российские демократы, публицисты В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов?
- Как В.И. Ленин использовал ценности Русской идеи для управления страной и проведения своей политики?
- Почему патриарх Тихон не уехал за границу и вынужден был сотрудничать с большевиками? Что подвигло его на это?
- Что заставило Иосифа Виссарионовича Сталина во время Второй мировой войны обратиться к русскому патриотизму и к национальной идее восстановления православной церкви?
- Почему не удался «план Барбаросса» Гитлера по молниеносному захвату Советского Союза?
- Почему Иван Алексеевич Бунин эмигрировал из советской России за границу, хотя всегда утверждал, что очень ее любит?
Приложение 2
Архив чата по теме "Духовное влияние русской идеи в культуре России"
Архив чата по теме
«Духовное влияние Русской идеи в культуре России» от 16.01.06
Белоглазкина Ирина Геннадьевна (преподаватель): Здравствуйте, участники деловой игры! Кто зашел на чат, пожалуйста, назовитесь и вначале укажите свою собственную фамилию, а потом имя Вашего исторического персонажа. В дальнейшем будете выступать от имени исторического лица. Порядок обсуждения: каждый игрок вначале дает свои ответы на те три вопроса, который были Вам поставлены, а потом - начнем взаимное общение друг с другом. Начинаем
Белоглазкина Ирина Геннадьевна: Не забудьте каждый выбрать свой ник (цвет)
- Участники игры и их исторические роли
Ерохо И.Ф. – М.С.Горбачев
Фокина О.В – Н.С.Хрущев
Юдович М.А – Ярослав Мудрый
Насонов Ю.Л.– А.Д. Сахаров
Попов В.М. – Александр III
Воеводина А. Н.– Марина Мнишек
Костина В.А.– Петр I
- Интеллектуальная «разминка» участников
Ирина Геннадьевна: Какие законы были приняты на Руси во времена правления князя Ярослава Мудрого?
Юдович Мария Александровна: Законы, принятые Ярославом Мудрым, рассматривают вопросы нанесения обид или вреда одними лицами другим
Вера Костина: Вопрос Ярославу Мудрому: за что Вас так прозвали?
Насонов Юрий: первый писанный устав "Русская правда" вышел при Ярославе Мудром
Ирина Геннадьевна: Можно сказать, что именно Ярослав Мудрый был первым законодателем и человеком, утверждающем на государственном уровне ценности русской жизни?
Юдович Мария Александровна: Да, конечно. Ярослав содействовал распространению христианства на Руси, отличался большой грамотностью, набожностью, велел переводить книги.
Белоглазкина Ирина Геннадьенва: Вопрос к Попову В.:почему Вами был избран этот исторический персонаж?
Попов Виталий: Александр III был ярым сторонником патриархального склада жизни, а также считал, что России необходимо сильная государственная власть. Мне нравится, что он был примерным семьянином и открытым человеком.
Белоглазкина Ирина Геннадьевна: А как его имя можно связать с нашей проблемой - Русской идеей?
Попов Виталий: В период его царствования Россия переживала годы передышки, которые не помешали бурному развитию капиталистических отношений.
Ирина Геннадьевна: Вопрос к Александру III: Как связаны в истории России два имени: Александр III и Александр Ульянов?
Попов Виталий: Александр Ульянов покушался на меня, хотя покушение было неудачным, но напуганный убийством своего отца, я принял жестокое решение.
Белоглазкина Ирина Геннадьевна: Вопрос к Петру I: почему в народе Вас называли "антихристом?"
Вера Костина: За то, что Петр 1 снял медные колокола с церквей на пушки в Северную войну.
Белоглазкина Ирина Геннадьевна: Вопрос к Екатерине II: В чем царствование и реформаторство Екатерины II работало на Русскую идею, а в чем против нее?
Анна Воеводина: Вопрос Екатерине II: можно ли сказать, что результатом реформ Екатерины II стало укрепление монархического режима?
Анна Воеводина: Как исторический деятель Екатерина II осталась верна началам русской жизни, но она продолжила преобразовательные реформы Петра I
Анна Воеводина: Таким образом, уважая традиции России Екатерина II пыталась вырастить новую « породу людей», в которых русский дух был соединен с европейской образованностью
Ирина Геннадьевна: Почему в песне "Любэ" поется: Екатерина, ты была не права?"
Анна Воеводина: Насколько я помню, речь шла об Аляске?
Насонов Юрий: Про "Любэ" вероятно это, что- то связано с Аляской
Вопрос к Грбачеву М.С.: что оэначает Ваша крылатая фраза "Главное начать - и процесс пойдет?"
Ерохо Игорь: эта фраза относится к процессу перестройки страны, главное дать начало чему-либо, а остальное само пойдёт.
Белоглазкина Ирина Геннадьевна: Будем считать, что «разминка» закончена и перейдем к главным вопросам игры.
III. Главные вопросы деловой игры
Напомню вопросы к деловой игре:
- Ваш исторический персонаж является "героем" или "антигероем" Русской идеи?
- Какое влияние оказывала Русская идея в период Вашего исторического времени?
- Какое влияние оказывает Русская идея в современный период?
- Что мы понимаем под Русской идеей?
Белоглазкина Ирина Геннадьевна: Все могут начинать отвечать на мои вопросы!
Фокина Ольга ( Хрущев Н.С.) : Мой ответ на Ваш первый вопрос: Думаю, я являюсь «антигероем», так как обесценил общественную и особенно культурную жизнь.
Анна Воеводина: Марина Мнишек являлась антигероем. Она стремилась продвинуть идеи своего отца и помочь польской интервенции
Фокина Ольга: Хрущев Н.С. Ответ на второй вопрос: Можно сказать никакого влияния Русской идеи в период моего правления не было, так как сущность Русской идеи состоит из ценностей монархии, православия, народности. Я же не признавал ни одну из данных ценностей.
Ирина Геннадьевна: В чем состояла главная опасность влияния Марины Мнишек на русских?
Анна Воеводина: Истинной целью Марины Мнишек было «окатоличить» и европеизировать Россию, присоединить к Польше часть России
Анна Воеводина: Марина Мнишек продвигала католицизм, помогала польской интервенции
Анна Воеводина: После казни Лжедмитрия I, Марина Мнишек предприняла попытку вновь при помощи обмана занять царский трон и утвердить впоследствии своего сына
Анна Воеводина: В эпоху Марины Мнишек Русская идея сводилась к особому предназначению: продвижения христианства, создания так называемого «Третьего Рима» в Москве
Ирина Геннадьевна: Верно! Марина Мнишек хотела видеть Россию частью католического мира, и с этой точки зрения ее идеи до сих пор актуальны для некоторых политиков. Кого?
Анна Воеводина: Затрудняюсь ответить по поводу современной политики, извините. Задайте еще вопрос
Юдович Мария Александровна: Мой исторический персонаж –Ярослав Мудрый является "героем" Русской идеи. При моем правлении появился первый свод законов "Русская правда".
Попов Виталий: Влияние Русской идеи в современный период значительно ослабло, я считаю что это связано с тем, что у нас нет сейчас духовных критериев
Вера Костина: Мне кажется, Петр 1 как радетель за Россию - был "героем", а с точки зрения насильственного прививания западного образа жизни -"антигерой". Хотя все его реформы принесли государству только пользу! Парадокс.
Попов Виталий: Мне кажется Александр III был "героем" с точки зрения Русской идеи.
Ерохо Игорь: Горбачев М.С. Я считаю себя "антигероем".
Вера Костина: В эпоху Петра I под давлением реформ Русская идея только стала крепче, и весь западный антураж, который ввёл царь не сломили её!
Насонов Юрий: А.Д.Сахаров был антигероем "Русской идеи". Влияние русской идеи как способа выражения Русского национального характера. В современный период Русская идея оказывает самое негативное влияние.
Ерохо Игорь: Горбачев М.С. : Я считаю что, Русская идея по сути остаётся такой же влиятельной, как и раньше.
Ирина Геннадьевна: Хотелось бы, чтобы Вы друг другу задавали вопросы, чтобы возник продуктивный диалог, тем более, что среди героев много наших современников и политиков.
Вера Костина: А в наше время как таковой Русской идеи уже нет, да что идеи - даже вразумительной идеологии и то нет! Слепое подражание Западу во всём!
Попов Виталий: Я не согласен с М.С. Горбачевым, т.к. на сегодня Русская идея для нашего общества - вопрос выживания.
Ирина Геннадьевна: Кто согласен с М.С. Горбачевым?
Насонов Юрий: Под Русской идеей мы понимаем тоталитаризм, империя и богоизбранность – всё, что разрушило предыдущие империи
Анна Воеводина: Я считаю, в отличие от М.С. Горбачева, что Русская идея видоизменилась, доработалась.
- Ценности Русского мира
Ирина Геннадьевна: Что Вы понимаете под выражением А.С. Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»?
Ирина Геннадьевна: Упрощенно говоря, Русская идея состоит из трех составляющих ее сущность ценностных доминант: православия, монархии, народности. Кроме того, много ценностей образуют мир русского человека: какие это «русские» ценности?
Вера Костина: Русские ценности: единство, свобода, идея общественного долга, гуманизм
Анна Воеводина: это особый русский дух, в котором присутствуют и жертвенность и терпимость и несокрушимая вера, свободолюбие
Попов Виталий: Я бы еще добавил: открытость, гостеприимность и добропорядочность.
Попов Виталий: Для русского человека важен духовный мир, его связь с традициями, последнее время для нас стала играть большое значение церковь, а еще то, что меня, Александра III очень радует, семья.
Анна Воеводина: Каким одним словом можно было охарактеризовать твои реформы, Петр1 ?
Вера Костина: Долой отсталость от Запада! Вот главный лозунг петровских реформ.
Анна Воеводина: Что являлось результатом петровских реформ?
Вера Костина: Результаты реформ Петра: создание империи, сдвиги в культуре, просвещении. Начало формирования Нового человека- человека просвещённого века
Ирина Геннадьевна: Как бы Петр I смог оценить осуществленные государственные дела Екатерина II?
Анна Воеводина: Я думаю, что положительно. Учитывая его ошибки, Екатерина II продолжила его преобразования
Вера Костина: Вопрос Екатерине II: Каковы важнейшие результаты Вашей внешней политики?
Попов Виталий: Хотел бы задать вопрос А. Ульянову: зачем надо было убивать моего отца и именно в тот день, когда он дал согласие на введение в России "конституционной" монархии?
Попов Виталий: Я сам не могу объяснить этот бессмысленный террор.
Фокина Ольга: Хрущев Н.С._Горбачеву М.С.: В знак огромных заслуг, как выдающегося реформатора, политика мирового масштаба в 1990 г. Вы были удостоены большой награды. Какой?
Ерохо Игорь: Горбачев М.С. Я получил Нобелевскую премию.
Фокина Ольга: Хрущев Н.С._Горбачеву М.С.: Верно.
Насонов Юрий: 90 % людей в СССР не понимали, что для решения материальных проблем потребуется ломка всей политической системы, а вслед за ней и всего уклада жизни и мировоззрения.
Ирина Геннадьевна: Как Ярослав Мудрый смог бы оценить современную политическую ситуации России?
Юдович Мария Александровна (Ярослав Мудрый): Сейчас, к счастью, нет раздробленности.
Попов Виталий: Я думаю, в наше время, Ярослав Мудрый стал бы насильственно насаждать религию.
Фокина Ольга: Хрущев Н.С.– Горбачеву М.С.: Чем на данный момент Вы занимаетесь?
Ерохо Игорь (Горбачев М.С.):. Я сейчас занят становлением российской объединенной социал-демократической партии. Я считаю, что у этой организации большое политическое будущее, ведь почти во всех странах Европы сейчас у власти социал-демократы.
Фокина Ольга: Хрущев Н.С.–Горбачеву М.С.: И это верно, а еще Вы Президент Международного Зеленого Креста.
: Он одобрил бы её внешнюю политику а также её идеи просвещения
Вера Костина: Вопрос М.С.Горбачёву: Вы считаете свою политику всё-таки правильной или изменили бы её, если это было возможно сейчас?
Ерохо Игорь: Я изменил бы её.
Попов Виталий: Вопрос к М.С. Горбачеву: а что конкретно Вы изменили бы в своей политике?
Ерохо Игорь: Я сделал бы всё, чтобы предотвратить распад СССР.
Духовная жизнь общества:
Анна Воеводина: Вопрос всем : является ли задача духовного возрождения сегодня актуальной и почему? Зависит ли от этого дальнейшая судьба России?
Попов Виталий: Конечно зависит, хотя бы в плане воспитания наших духовно-богатых людей.
Попов Виталий: Да!!!. И в первую очередь это важно для нас самих как для нации.
Вера Костина: Да!! Иначе знаменитый русский менталитет совсем пропадёт в американской гонке за "Золотым тельцом"
Насонов Юрий: Все беды России от её отлученности от «всемерного воспитания человеческого рода», от национального самодовольства и связанного с ним духовного застоя. Виной всему православное мировоззрение. Главное не возрождение духовное, а интеграция в мировое сообщество
Ирина Геннадьевна: У каждой нации есть свой духовный мир, но сегодня в период глобализации происходит интеграция, в том числе духовных миров, означает ли это, что в будущем будет существовать некий универсум духовной жизни всех наций?
Попов Виталий: Нация остается нацией пока у нее есть свой духовный мир.
Насонов Юрий: Универсум духовной жизни всех наций покончит на земле с войнами, нищетой и пр., выведет человечество на новый уровень развития
Анна Воеводина: Такое конечно возможно, но есть одно но...каждый народ индивидуален и, как бы не стремились политики разных эпох навязать менталитет российскому народу, он останется самобытен
Анна Воеводина: Русский дух неистребим и в этом наш народ уникален
Вера Костина: Хотелось бы верить , что русский дух не сломит никто из чужеродных культур!
- Историческая миссия России
Ирина Геннадьевна: Русские не перестают удивлять мир своим своеобразием. Иностранцы опять в недоумении: они говорят, что в то время, когда весь мир строил капитализм, Россия строила коммунизм, сейчас, когда все европейские страны ориентированы на социализм, Россия строит - капитализм! Что это: свой путь или неизбежное отставание и повторение чужого опыта?
Фокина Ольга: А я думаю, что Россия ищет все-таки свой путь, как бы пробуя и то, и другое.
Анна Воеводина: Я присоединяюсь к мнению Ольги Фокиной
Анна Воеводина: В силу своей своеобразности и политический путь у нас своеобразен. Не скрою, есть и некоторая отсталость в силу самобытности культуры, это мое мнение
Анна Воеводина: это является особенностью менталитета
Попов Виталий: Мне кажется что в культурном плане мы даже превосходим Запад
Юдович Мария Александровна: Может быть раньше, но только не сейчас
Ирина Геннадьевна: В чем, по Вашему, Виталий состоит превосходство русских над остальными?
Попов Виталий: В культурном плане в широком смысле этого слова.
Попов Виталий: Наша музыка, балет, иконопись, а также твердость духа.
Юдович Мария Александровна: Великие композиторы есть и в других странах
Ерохо Игорь: Я считаю, что Россия старается угнаться за другими странами.
Насонов Юрий: менталитет, традиции, ценности могут существовать в рамках одного государства, я как раз имел ввиду разрушение границ между государствами
Насонов Юрий: Когда весь мир строил капитализм, Россия строила «Третий Рим»!
Ирина Геннадьевна: Юра! Это вовсе не так! Когда все страны строили капитализм, мы отвергли религию, назвав ее опиумом для народа, а православие и есть та духовная основа ценностей Русского мира! Ведь формула "Третий Рим" означает, что с падением Византии, духовной преемницей может стать только Москва!
Насонов Юрий: Я говорю не о 1917 г., а об эпохе возрождения (бурное развитие индивидуализма, а вместе с ним и капитализма)
Ирина Геннадьевна: К сожалению, историческим временем нельзя манипулировать произвольно.
- Итоги и оценки чата
Ирина Геннадьевна: Как бы ни было нам интересно вести разговор, все же, завершая обсуждение, надо ответить на главное. Прошу каждого ответить, какую из гипотез Вы выбираете для себя как современники:
Гипотеза № 1. Русская идея была и остается до сих пор той духовной силой, которая помогает России пережить сложные исторические периоды.
Гипотеза № 2. Русская идея исчерпала свой ценностный потенциал и сегодня не может служить духовной опорой современной России.
Гипотеза № 3. Современное российское общество духовную силу должно черпать не из национальной, а универсальной (общечеловеческой) объединяющей идеи, поскольку сегодня в мире происходит осознание роли универсальности потребностей людей, общности человеческих судеб и проблем безопасности народов.
Анна Воеводина: Я склонна к гипотезе 3. Но и 1 мне тоже нравится.
Ирина Геннадьевна: Нужно выбрать только одну гипотезу
Попов Виталий: Я сторонник 1-й гипотезы.
Юдович Мария Александровна: Я выбираю гипотезу 3
Фокина Ольга: гипотеза №1
Насонов Юрий: Современное российское общество духовную силу должно черпать не из национальной, а универсальной (общечеловеческой) объединяющей идеи, поскольку сегодня в мире происходит осознание роли универсальности потребностей людей, общности человеческих судеб и проблем безопасности народов.
Вера Костина: Хотелось бы верить, что русская идея неистребима, но для этого нам всем нужно стараться! Гипотезу 1 выбираю.
Ерохо Игорь: Гипотеза № 1
Анна Воеводина: Гипотеза 3.
Ирина Геннадьевна: Все ответили? А теперь коротко Ваше мнение об игре. Что понравилось и что нет?
Ерохо Игорь: Мне понравилось всё.
Вера Костина: Мне кажется, уже гораздо оживлённее стало, чем в предыдущие деловые игры
Анна Воеводина: Игра понравилась, но все как-то сумбурно и времени мало, а я бы еще поговорила
Вера Костина: До свидания, успехов всем!
Юдович Мария Александровна: Понравилось все, только мало времени
Попов Виталий: Я первый раз участвую и мне очень понравилось, особенно ответы Анны Воеводиной (Марины Мнишек) и Ерохо И.Ф. (М.С. Горбачева).
Анна Воеводина: спасибо, Виталий.
Фокина Ольга: Уже лучше.. жаль, что последний раз. Все вроде бы только освоились.
Ерохо Игорь: Спасибо, Виталий!
Насонов Юрий: Мало времени, а так всё было интересно.
Ирина Геннадьевна: Вы все – молодцы! На мой взгляд, удалось рассмотреть разные аспекты проблемы, состоялся диалог и возникла небольшая дискуссия. Активна и интересна в своих выступлениях была Анна Воеводина, которая отвечала не только за своего исторического героя, но и исторического оппонента – Екатерину II! Хочу отметить последовательную и своеобразную позицию Насонова Юрия, а также четкость ответов Ерохи Игоря.
Ирина Геннадьевна: Если есть желание, мы можем выбрать любую тему для обсуждения в чате, связанную с состоянием современной культуры или любого культурного феномена. Предлагайте!
Анна Воеводина: Хотелось бы поговорить о современных субкультурах и о их влиянии на молодежь
Попов Виталий: А можно предложения перенести на более поздний срок?
Вера Костина: Да уж, молодёжь пора спасать!
Ерохо Игорь: Да, я согласен с Анной Воеводиной.
Ирина Геннадьевна: Хорошо, если будет желание и возможность продолжить обсуждение в чате актуальных проблем жизни и культуры современности, мы это сделаем. А на сегодня все. Всем спасибо за работу! До свидания.
Анна Воеводина: Ну так что, спасаем?
Вера Костина: Попробовать надо!
Фокина Ольга: Спасаем... Всем спасибо и до свидания))
Попов Виталий: До свидания!
Анна Воеводина: До свидания, Ирина Геннадьевна!
Вера Костина: Счастливо!
Ирина Геннадьевна: До встречи на чате!
Анна Воеводина: Всем спасибо, было приятно пообщаться
Юдович Мария Александровна: Всем До свидания!!
Ерохо Игорь: Всем спасибо, До свидания!
Приложение 3
Форум по теме "Духовное влияние русской идеи в культуре России"
Форум открыт для обсуждения семинара-чата "Духовное влияние Русской идеи в культуре России".
Вопросы для обсуждения:
- Соответствует ли учебная форма и режим проведения занятия его теме?
- Кто из участников деловой игры лучше других справился с этой учебной формой?
- Оцените ролевое участие студентов. Насколько они были подготовлены к диалогам?
- Кто из участников деловой игры проявил великолепное знание темы?
- Кто не смог справиться со своей ролью?
- Какие цели были достигнуты в итоге деловой игры?
Свои ответы вы должны разместить в Форуме в подразделе «Обсуждения» и сделать это можно через кнопку «Ответить».
Сообщение 1
Чтение архива чата «Духовное влияние русской идеи в культуре России» вызвало только самые положительные эмоции. Думаю, что данная учебная форма для занятия по этой теме оптимальна, т.к. способствует достаточно полному и интересному раскрытию темы, освещая влияние русской идеи в различные эпохи развития нашего государства в ходе единой беседы, что помогает более четко проследить это самое влияние, на различных временных отрезках истории. Все участники чата были хороши в своих ответах. Не отметить активность Воеводиной Анны невозможно, позицию Насонова Юрия можно оценить как позицию «антигероя» нашего времени. Наиболее близкой мне по духу является позиция Попова Виталия (Александра III). Чат «Духовное влияние русской идеи в культуре России» был более оживленным, чем предыдущий, посвященный героям Античности, т.к., на мой взгляд, эта тема нам очень близка, как россиянам. В ходе обсуждения было раскрыто влияние русской идеи не только в прошлом, но и обозначена позиция наших современников (в лице участников обсуждения) по вопросу влияния русской идеи на развитие нашего государства. Чат действительно получился очень интересным, большое всем спасибо!
Сообщение 2
Здравствуйте!
Хотелось проанализировать эту деловую игру.
На мой взгляд все прошло намного интереснее.
Учебная форма и режим проведения соответствовал теме. Были заданы интересные вопросы, получены интересные ответы. Справились с заданием ВСЕ!
Особенно понравились ответы Воеводиной Анны и Ерохо Игоря.
Считаю, что данные игры помогают лучше усвоить пройденный материал.
Сообщение 3
Семинар-чат «Духовное влияние русской идеи в культуре России» проведен замечательно. В форме общения-диалога прекрасно справились Воеводина А.Н., Попов В.М. Участники общения со своими историческими ролями справлялись в основном хорошо – М. Мнишек, Петра I, М.С. Горбачева, Н.С. Хрущева. Вот только к роли Ярослава Мудрого – Юдовиг М.А., была менее подготовлена к диалогу в данном историческом облике. Я считаю, из участников деловой игры проявил великолепное знание темы Попов В.М., особенно его высказывания о ценностях Русского мира.
В ходе деловой игры было целью обсудить духовное влияние русской идеи в культуре России: в современный период, в период исторического героя, в понимании Русской идеи; ценностей Русского мира и исторической миссии России. Что и было отлично осуществлено в диалогово-дискуссионной форме. Особенно были интересны высказывания участников чата по поводу Русской идеи.
Сообщение 4
Здравствуйте!
Читая чат, обратила внимание, что ближе к концу увлеченность и интерес к теме завладели участниками настолько, что им (на мой взгляд) было неохота прекращать дискуссию. :)
На мой взгляд, тема чата соответствует способу проведения занятия, так как позволяет прояснить многие моменты русской идеи с различных точек зрения.
По-моему, все участники чата справились со своими задачами и ролями. Больше всего понравились выступления Воеводиной Анны, Ерохо Игоря Попова Виталия и Насонова Юрия. Благодаря им дискуссия приобрела особый интерес – чувствуется наиболее глубокое знание материала и способность вжиться в роль какого-либо персонажа.
В итоге деловой игры достигнуты не просто подведение итогов именно чата, выражение собственного мнения и мнения персонажа, но в том числе и постановка глобальных проблем и мнения русского человека, его менталитет и сущность, как в прошлые столетия, так и в 80-90-е года и сегодняшние дни.
Сообщение 5
Добрый день!
Ознакомилась с архивом чата "Русская идея". Во время прочтения поймала себя на мысли, что очень жалею о своем не принятии участия в данной дискуссии, так как было достаточно интересно. Все участники деловой игры били хорошо подготовленны и справились со своими "ролями". Чувствовалось знание темы. По-моему отведеного времени было не достаточно. "Актеры" не хотели уходить со сцены и расставаться со своими персонажами. Явно чувствовалось желание продолжить общение. Не буду оригинальна и отмечу Воеводину Анну. Налицо прекрасная подготовка, великолепное знание темы.
В ходе деловой игры были рассмотрены различные аспекты проблемы. Участники не были единодушны в своих мнениях, что лишний раз доказывает - данная тема их волнует, каждый имеет собственную точку зрения.
Сообщение 6
Тема "Духовное влияние русской идеи в культуре России"рассмотренна и на мой взгляд очень хорошо. Все участники подготовленны особенно хотелось бы выделить Воеводну Анну ,Ирохо Игоря,Попова Виталия.и др уч. Все эти участники показали всю глубину работы с материалом подготовка очень хорошая, все вжились в роль и намой взгляд ни кому из участников ни хотелось уходить из чата чувствуется их увлеченность в работе.В ходе игры была поставлен вопрос "духоврое влияние русской идеи в культуре России".Особенно были интересны высказыванияпо поводу русской идеи . Были достигнуты все поставленные целли все высказываня достойны и очень интерессны.Жаль что отсутствовал в чате.
Сообщение 7
Добрый вечер!
Мне очень жаль что я не присутствола в чате,он был очень увлекательным.Тема была очень хорошо рассмотрена.Было очень интересно почитать. С моей точки зрения все справились со своими ролями. Но активнее всех была Воеводина Анна.Данная тема участников действительно волновала, отсюда расхождения во мнениях.Особенно были интересны высказыванияпо поводу русской идеи .Мне кажется что такой режим проведения занятия очень хороший.
Сообщение 8
Здравствуйте!
Чат «Духовное влияние русской идеи в культуре России» показал насколько интересной может быть такая учебная форма общения.
Этот чат проведен просто замечательно.Режим проведения занятия полностью соответствовал его теме. Все участники хорошо подготовились и справились со своими ролями. Я бы хотела отметить активность Анны Воеводиной, чувствуется прекрасное знание темы, знание биографии не только своего исторического персонажа, но и биографии своего оппонента.
В процессе проведения этого чата участникам удалось рассмотреть различные стороны этой проблемы, в ходе обсуждения они сумели раскрыть влияние русской идеи на развитие России.
Сообщение 9
Здравствуйте! Я считаю, что проведение обсуждения темы в реальном времени очень полезно, так как при этом высказать свою точку по данной теме могут все желающие, но есть один минус – одного часа недостаточно.
По моему мнению, все участники справились с этой учебной формой. Хорошую подготовленность к участию в деловой игре показал, Попов В.М. Он хорошо справился с предлагаемыми ему вопросами, а также сам проявил активность в вопросах. В целом все предложили свое видение обсуждаемых вопросов.
В ходе деловой игры была достигнута главная цель- заинтересованность участников в проведении подобных обсуждений.
Сообщение 10
Здравствуйте
Чат «Духовное влияние русской идеи в культуре России» мне очень понравился. Такой метод обучения при дистанционном обучении очень полезен, коллективное обсуждение поставленного вопроса позволяет более широко изучить поставленную тему.
Все участники чата, по-моему, справились с поставленной задачей и отдельно выделять кого-то не хочется.
Ответить на вопрос о Русской идее, я считаю, очень сложно, тем более в наше не простое время и я рад, что этот вопрос ни кого не поставил в тупик.
Особая благодарность преподавателю Ирине Геннадьевне. Ваш предмет на сегодняшний день самый живой из всех предметов, которые мы изучаем в университете.
Сообщение 11
Ознакомившись с архивом семинара- чата “Духовное влияние Русской идеи в культуре России”, у меня появились только положительные эмоции. По моемы мнению, данная учебная форма и режим проведения занятия очень хороши, так как все участники процесса могут показать знание обсуждаемой темы и проявить себя. На мой взгляд наиболее проявили себя Воеводина Анна и Попов Виталий.
В этом семинаре все участники были очень активны, в отличие от предыдущих чатов.
В ходе семинара была полностью раскрыта поставленная тема благодаря высказыванию мнений участников процесса, которые были очень активны.
Сообщение 12
Здравствуйте!
Архив чата “Влияние русской идеи...” читать было увлекательно и интересно. Все герои, на мой взгляд, хорошо справились с вопросами о фактах своей биографии. Непонятно только, почему Сахаров А. (Насонов Юрий) “анти-герой”?
Сообщение 13
На вопросы: “Какое влияние оказывает Русская идея в современный период? И Что мы понимаем под русской идеей? Были даны самые разные, противоречивые ответы. (не скопированную) точку зрения. Я тоже выскажу свою точку зрения на эти вопросы.
Сообщение 14
Традиционно сложились и противопоставлены друг другу две культуры: Восток и Запад. Но Русская Культура не может быть отнесена ни к одной, “.....у Ней особенная стать: В Россию можно только верить....”
Много философов говорили о Великой миссии России, что через Россию придет спасение всего мира. Первой из причин такого суждения является православие. По моему мнению, православная вера по сравнению с католицизмом имеет ощутимое содержание, это не просто красивый ритуал, это то, что затрагивает нашу широкую русскую Душу. Запад не имеет сейчас под собой ни какой твердой основы, их жизнь красивая пустышка. Их религией является Тело. Они забыли о душе. Или её у них нет? Католическая церковь многие века являлась инструментом государственной власти, карательным органом. Достаточно вспомнить такие явления как инквизиция, индульгенция, казни ученых и просто невинных людей. И сейчас нет ничего удивительного в том, что католицизм изжил себя. И говоря о миссии России, как о спасительнице, философы вероятно предвидели нынешнее состояние Европы, где разрешены однополые браки, идет всеобщее ожирение наций, пропаганда абортов и много всего такого что является ненормальным. Это настоящий культ Тела. Тут поневоле вспомнишь Римскую Империю. И “Закат Европы” (Шпенглер) уже близок. Достаточно обратить внимание на то, что численность населения падает, появляются неизлечимые болезни, бесплодие. А что будет с Западом дальше?
Сообщение 15
У России своя судьба. Тяжелая и противоречивая. Сейчас Россия поставлена в такие условия, что она просто не выживет, если будет и дальше наплевательски относиться к своей культуре, духовности, нравственности. Но у России есть все шансы для реального возрождения. У нас в отличие от Запада есть Духовность, есть основа. Спасение придет через настоящих русских людей, с настоящей Русской Душой. Яркие примеры таких людей: Академик Лихачев, Солженицын, Есенин.
Сообщение 16
Но еще хочу отметить, что слово русский является прилагательным. И вполне правильно будут звучать такие словосочетания как русский татарин, русский еврей, и даже русский чеченец. А какой национальности был русский поэт Пушкин? Русский - это не национальность, это состояние Души. А у настоящего человека Душа должна быть очень большая. Она должна охватить весь Мир. Сразу вспоминается “Крыжовник” Чехова. “ Только трупу нужен кусочек земли, Человеку нужен весь Земной Шар.” Может в этом состоит миссия России? Может быть она должна спасти Мир от национализма? Может быть Русская Культура, содержащая в себе множество национальных Культур сможет синтезировать и объединить их, не нарушая при этом своеобразие каждой.
Сообщение 17
Добрый день!
Читая архив чата, пришел к мысли, что русская идея менялась с течением времени. Сам для себя отметил, что воспринимаю русскую идею как способ выживания русского национального характера и как результата и содержания русской культуры. Русским человеком всегда владел дух свободолюбия и справедливости. Об этом свидетельствуют крестьянские войны и восстания, возникновение казачества, поддержка народом Октябрьской революции, партизанское движение во время войн, победа в войнах иногда не благодаря правителю, а вопреки ему.
Сообщение 18
Итогом деловой игры стало повышение интереса к нашему историческому прошлому, выяснение роли и влияния государственных деятелей на судьбу народа и государства. Но, по моему мнению, изучение темы о русской идее надо начинать не с политиков и государственных деятелей, а с жизни крестьянства, рабочих, дворян и интеллигенции.
К сожалению, многие русские правители не ощущали связи с народом, считая его неграмотной серой массой. При этом каждый очередной правитель начинал с перекраивания существующих порядков под себя, под своё мироощущение, укрепляя свою власть кровавыми жертвами. Ивана Грозного, Петра Первого, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина я считаю антигероями по отношению к русской идее, так как этими людьми руководило желание власти, а не блага для народа. Ни один из правителей не ввёл реальную, действующую конституцию. В чате по этому поводу не прозвучало реплик. «Руководители страны» не оценивали себя с позиции отношения к русской идее.
Сообщение 19
Православие, цементирующее русскую нацию, не выполняет на данный момент своей воспитывающей роли и может сейчас восприниматься как исторический факт, а не реальность.
Я считаю, что современное российское общество может черпать силы как в идеях универсальности потребностей людей, в проблемах безопасности народов так и в основах русской идеи, которая ещё не исчерпала свой ценностный потенциал. Русский человек творческий, ищущий, развивающийся всегда сможет обосновать свою жизнь оптимистическими мыслями и покритиковать её, но с непревзойдённым юмором.
Сообщение 20
Здравствуйте!
Прочитала архив чата «Духовное влияние русской идеи в культуре России». Это интересно и также можно больше узнать о студентах. Самой активной и наиболее интересной я считаю Воеводину Анну, хотя остальные тоже по-своему интересно отвечали. Немного отставала от них Юдовиг М. В целом вопросы дискуссии были широко и интересно раскрыты.
Сообщение 21
Здравствуйте!
Прочитав архив чата, я для себя отметила, что, используя именно эту учебную форму можно понять более глубоко и разносторонне рассмотреть такую тему, как «Духовное влияние Русской идеи в культуре России». Ознакомившись со знаниями студентов, хотелось бы отметить активное участие в обсуждении Воеводиной Анны, т.к. на мой взгляд, она наиболее часто задавала интересные вопросы, касающиеся данной темы. При этом я не могу выделить тех, кто не справился со своей ролью, так как для этого нужно прежде побывать на их месте. Мне очень понравились все ответы, а также то, что задавали вопросы друг другу (видно, что участники готовились). Из этого всего следует, что достигнута поставленная цель – общение участников непосредственно по изученной теме.
Сообщение 22
Здравствуйте!
Очень жаль, что не смог поучаствовать в чате.
Прочитал архив чата «Духовное влияние русской идеи в культуре России». Самыми активными и наиболее интересными я считаю высказывания Попова Виталия и Воеводиной Анны, хотя остальные тоже по-своему интересно отвечали. Чувствуется прекрасное знание темы, знание биографии не только своего исторического персонажа, но и биографии своего оппонента.
У России своя судьба. Тяжелая и противоречивая, но у нас в отличие от Запада есть Духовность, есть основа.
Тема участников действительно волновала, отсюда расхождения во мнениях.
В процессе проведения деловой игры участникам удалось рассмотреть различные стороны этой проблемы, в ходе обсуждения они сумели раскрыть влияние русской идеи на развитие России.
Особая благодарность преподавателю Ирине Геннадьевне.
Спасибо за внимание.
Сообщение 23
Здравствуйте!
С интересом прочитала архив чата «Духовное влияние русской идеи в культуре России». Учебная форма и режим проведения занятия соответствует его теме. Все участники справились с этой учебной формой и были подготовлены к этому семинару-чату, но больше всего мне понравилось участие в чате Воеводиной А. и Ерохо И.
Мне кажется, что одна из причин активности участников – то, что тема русской идеи очень интересна и небезразлична каждому из нас, опять же, речь идет о событиях и исторических деятелях, о которых, я думаю, мы, в большинстве своем, знаем гораздо больше, чем о Нероне, к примеру, или Сенеке.
Неудивительно, что ответы на вопрос о понимании «русской идеи» были столь противоречивы. Ведь, несмотря на то, что проблема «русской идеи» обращает на себя внимание уже не одно столетие, она остается тайной не только для иностранцев, но и для нас, русских людей. К тому же определения «русской идее» даются совершенно разные, а некоторые из них не раскрывают содержания (например, «замысленное Творцом о России»).
Очевидно, бессмысленно сравнивать Россию с другими государствами, потому что у русского народа своя система ценностей, свой менталитет, а главное, свой подход к работе, поэтому любая идея, заимствованная у Запада, в России приобретает совершенно иной смысл и приводит к другому результату.
Я считаю, что такая форма занятий помогает лучше усвоить пройденный материал, узнать новое, проверить свои собственные знания, способствует развитию речи.
Сообщение 24
Здравствуйте!
Учебная форма по этой теме, способствует достаточно глубоко раскрыть тему. Были интересные вопросы и ответы. Думаю, что такие игры помогают само образованию.
Больше всего понравились ответы Воеводеной Анны и Попова Виталия.
Лабораторная работа в учебном процессе на основе дистанционных образовательных технологий (пример)
(описание лабораторной работы, методические указания и требования к отчету по лабораторной работе взяты из учебно-методического комплекса для дистанционного обучения "Интеллектуальные информационные системы" для специальности 010502 "Прикладная информатика в экономике", автор - Поллак Галина Андреевна, кандидат технических наук, доцент кафедры Информатики Южно-Уральского государственного университета)
Лабораторная работа № 1
Тема. Построение экспертной системы в среде CLIPS
Цель: научиться строить прототипы экспертных систем с использованием языка представления знаний.
Вам необходимо:
Изучить правила и порядок проектирования экспертных систем в среде CLIPS.
Изучить особенности представления знаний в среде CLIPS.
Построить прототип экспертной системы.
Порядок выполнения задания:
Изучите порядок и особенности работы с использованием инструментального средства проектирования экспертных систем CLIPS (файл CLIPS.doc).
Изучите пример проектирования экспертных систем в среде CLIPS (файл AutoExpert.doc).
Распакуйте файл Clipsedt.zip, в котором находится редактор для создания файлов в среде CLIPS.
Распакуйте файл CLIPSWin.rar, в котором находится среда CLIPS.
Запустите на выполнение пример решения задачи в среде Clips, который находится в файле Primer.clp.
Реализуйте экспертную систему диагностики неисправностей автомобиля (файл AutoExpert.doc) в среде CLIPS.
Разработайте тестовые примеры, показывающие порядок консультации пользователя с экспертной системой AutoExpert.
В модуле 3 Вы построили продукционную модель знаний для своего варианта задания. Реализуйте эту модель в среде CLIPS и постройте прототип экспертной системы для решения поставленной задачи. При реализации необходимо предусмотреть контроль вводимых данных.
Подготовьте тестовые примеры, которые вы использовали при отладке прототипа. Покажите процесс отладки.
Приведите пример консультации с разработанной экспертной системой.
Оформите отчет. В отчет необходимо включить:
- файл с реализацией экспертной системы AutoExpert, протокол консультации пользователя с ЭС AutoExpert.doc;
- файл с реализацией прототипа экспертной системы;
- текст тестовых примеров, разработанных для отладки созданной вами системы;
- протокол консультации с экспертной системой.
Критерии оценки лабораторных заданий
- Полнота выполнения задания в соответствии с планом лабораторной работы.
- Полнота и непротиворечивость базы знаний.
- Наличие пояснений.
- Наличие контроля вводимых данных.
- Качество и состав тестовых примеров.
- Наличие ответов на вопросы (если они есть). Их краткость, аргументированность и полнота.
Методические указания по выполнению лабораторных работ
Перед тем, как приступать к лабораторной работе, необходимо:
- Прочитать соответствующие разделы теоретического курса.
- Инсталлировать на своем компьютере предложенное инструментальное средство разработки экспертной системы.
- Прочитать и изучить порядок работы с данным инструментальным средством.
- Изучить пример проектирования экспертной системы, предложен-ный в модуле.
При выполнении лабораторной работы необходимо точно следовать пунктам задания. В случае затруднения искать ответ в теоретическом материале, далее в методических указаниях к конкретной лабораторной работе, и в некоторых случаях в справочниках, которые существуют в некоторых разделах.
Если Вы не в силах разрешить некоторые вопросы, следует обратиться за помощью к преподавателю. Желательно накопить некоторое количество вопросов, например, 2-4, чтобы задать их сразу.
При выполнении лабораторной работы с использованием базы знаний продукционного типа в отчет следует включать такие пункты как:
Описание типа модели базы знаний.
Полный листинг базы знаний.
Пояснение механизма вывода для продукционной модели знаний.
Тестовые примеры с пояснениями результата тестирования.
Пример выполнения этапа консультации.
К отчету следует приложить файл с разработанной экспертной систе-мой. Ответы на поставленные вопросы должны находиться в отдельном файле.
При выполнении лабораторной работы с использованием инстру-ментального средства Clips следует прокомментировать все процедуры, используемые Вами при создании экспертной системы. В отчет необходимо включить следующие пункты:
Краткое описание исходных данных в виде объектной модели, которые помещаются в рабочую память.
Базу знаний в виде системы правил продукции.
Тестовые примеры с результатами тестировани.
Пример выполнения этапа консультирования.
К отчету следует приложить файл с разработанной экспертной системой.
При выполнении лабораторной работы с использованием системы CubiCalc в отчет следует включить следующие пункты:
Описание входных и выходных переменных с указанием диапазона их изменения.
Функции принадлежности для нечетких множеств. Функции при-надлежности задаются в математической и графической интерпретации. Следует привести вид функций принадлежности, реализованный в системе CubiCalc.
Список правил базы знаний с комментариями. Следует привести полностью систему продукций, реализованную в среде CubiCalc.
Результат работы реализованной экспертной системы. Для входных данных следует привести значения, которые были введены в систему, ука-зать, какому диапазону они принадлежат. Привести значения, полученные для выходных данных и указать, к какому диапазону они принадлежат. Подтвердить полученный результат, используя описанный в методике процесс обработки нечетких правил вывода.