ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФГБОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УИВЕРСИТЕТ)
Предметно-цикловая комиссия
________________________________________________________________
наименование
Основная профессиональная образовательная программа
_________ «_________________________________»
индекс ОПОП название образовательной программы
МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине (МДК, ПМ)
________________________________________
наименование УД, МДК, ПМ
преподавателя (мастера п/о) _______ квалификационной категории
вторая/ первая/ высшая
______________________________________________
ФИО
г. Челябинск, 2011 г.
Группа №__________
Дата проведения:
« __»______________2011 г.
|
Согласовано: _____________
Ермилова Н.В., методист
Технологического колледжа
« __»_______________2011 г.
|
Тема «___________________________________________________________________»
Тип занятия _______________________________________________________________
комбинированное, приобретения новых знаний, повторение и обобщение, контроля и коррекции
Вид занятия________________________________________________________________
теоретическое, теоретическое с элементами практического, практическое, лабораторное
Форма организации учебного процесса_________________________________________
парная, групповая, фронтальная ,деловая игра, ролевая игра, учебная дискуссия, тренинг, индивидуальный(групповой) проект, решение ситуативных(профессиональных/производственных) задач, конференция и т.п.
Методы обучения___________________________________________________________
информационно-сообщающий, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный
Методические приемы_______________________________________________________
словесные, наглядные, практические, решение типовых задач, доказательство, анализ, синтез, установление причинно-следственные связи, решение нетипичных задач, исследовательская работа, проектная работа, анализ производственных ситуаций и т.п.
Информационное и материально-техническое обеспечение________________________
__________________________________________________________________________
литература для преподавателя и обучающихся, интернет-источники, оборудование, предметные средства обучения, ТСО
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………..
|
|
План занятия……………………………………………………………………..
Структура занятия………………………………………………………………..
|
|
Конспект занятия…………………………………………………………………
|
|
Приложение 1. Средства обучения …………………….……………………….
|
|
Приложение 2. Система средств контроля ……………….……………………
|
|
Приложение 3.Показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия…………………………
Приложение 4. Фрагмент Рабочей программы учебной дисциплины/МДК/ ПМ, относящийся к проводимому занятию (из 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины, реализуемые в разделе, теме, включающим данное занятие; из 2.2 Тематический план и содержание темы или раздела, включающих данное занятие; из 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины – Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по разделу, теме, включающим данное занятие); Фрагмент раздела ОДК или ПТП, включающих проводимое занятие)……………………………………
Приложение 5.Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия…………………………………………………………………………..
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
*В методической разработке мастер-класса представлена модель процесса обучения на основе инновационной технологии обучения – природно-рефлексивной технологии саморазвития человека: ситуация учебного занятия по теме « ». Природно-рефлексивная технология позволяет реализовать два важнейших принципа инновационного обучения: личностно-ориентированное (персонифицированное) управление процессом обучения и организацию освоения учащимися содержания обучения в деятельности. Главной структурной единицей образовательного пространства является система «педагог – учебная группа». Основная функция педагога - создание необходимых условий для саморазвития обучающихся и самого педагога, обеспечение творческого процесса познания предметного содержания, развития потребностей, способностей и сознания человека, их единство составляет внутренний механизм саморазвития человека. Педагог управляет познавательной деятельностью, поэтому освоение им норм (правил) и алгоритмов организации технологического пространства имеет особенно важное значение. В технологически организованном образовательном пространстве обучающиеся овладевают средствами предметного содержания и алгоритмами деятельности.
В ситуации реализуются следующие цели: мировоззренческая, предметная (образовательная, развивающая, воспитательная). Мировоззренческая цель направлена на выработку позиции (убеждений, ценностных ориентаций), предметная цель - на освоение предметного (профессионального) содержания ситуации. Для достижения предметной цели педагог проектирует учебные действия, определяет нормы времени для каждого этапа занятия и подбирает к ним необходимые и достаточные средства обучения. Реализация предметной цели обеспечивает достижение мировоззренческой.
Поскольку универсальной формой саморазвития человека является индивидуальная деятельность, в которой непрерывно происходит саморазвитие человека (обучающихся, педагога), его потребностей в познании, развитии познавательной активности и оценочной (рефлексивной) деятельности, структура занятия разработана на основе универсальной модели деятельности: цели, действия, средства, результат, рефлексия и представляет собой технологическую организованную модель обучения,. В деятельности потребности преобразуются в цели, способности - в средства и способы ее достижения (результат), а сознание – в рефлексию собственной деятельности (она, в сущности, и есть индивидуальная технология саморазвития человека). В деятельности человек включается в разнообразные отношения с окружающим миром и учится строить их по объективным нормам. Система отношений (система деятельности) становится внешним механизмом саморазвития человека. Структура внутренне - внешнего механизма саморазвития человека позволяет рассчитать структуру природно-рефлексивной технологии обучения, как единства трех взаимосвязанных пространств: целевого, поисково-продуктивного и рефлексивного.
Предметное содержание в ситуации представлено специально разработанными средствами (древо понятия, модуль, семантическое поле), и алгоритмами учебной деятельности.
*представлен вариант пояснительной записки для МК на основе инновационной педагогической технологии – природно-рефлексивной технологии саморазвития человека.
Цели (планируемые результаты освоения содержания занятия)
Образовательная (знать, уметь):
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________;
Развивающая (развить универсальные способности и общеучебные умения для формирования ОК):
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________;
Воспитательная (формирование профессионально-важных личностных качеств):
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________;
План занятия и нормы времени
№ п/п
|
Этап занятия
|
Время (мин)
|
1
|
Организационный
|
2-3
|
2
|
Целеполагающий (сообщение темы, целей занятия, актуализация знаний, умений обучающихся, мотивация учебной деятельности, предъявление показателей и критериев оценивания освоения содержания занятия)
|
3-5
|
3
|
Продуктивный
|
25-30/65-70
|
3.1*
|
|
|
3.2*
|
|
|
…*
|
|
|
4
|
Итоговый (рефлексия занятия, оценивание деятельности обучающихся, предъявление задания для самостоятельной работы)
|
5-7
|
Структура занятия
№
этапа
|
Цели (задачи) этапа
|
Методы, приемы
|
Содержание этапа
(деятельность преподавателя и обучающихся)
|
Средства
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
3.1
|
|
|
|
|
3.2
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
Конспект занятия
«______________________________________________»
преподавателя ___________________________________ в группе _________
Ход занятия
Приложение 4
Рабочая программа учебной дисциплины (МДК/ ПМ)(выписка), ОДК или ПТП (выписка)
Приложение 5
Аналитическая таблица самооценки* по результатам занятия «______________________________________________»
преподавателя ___________________________________ в группе _________
Этап занятия
|
Успехи
|
Ошибки
|
Причины ошибок
|
Способы устранения
|
Проектировочный
|
|
|
|
|
Организационный
|
|
|
|
|
Целеполагающий
|
|
|
|
|
Продуктивный
|
|
|
|
|
Итоговый
|
|
|
|
|
Дата _________________2011 г. Преподаватель: _______________________
Вопросы для проведения собеседования и для заполнения аналитической таблицы самооценки* по результатам занятия
1.Какую цель занятия Вы ставили? Как данная цель соотносится с целями и задачами изучаемой дисциплины в целом? Какие профессиональные и общие компетенции обучающихся формировались на данном занятии? Развитию каких личностно-профессиональных качеств студентов уделялось особое внимание?
- Какие педагогические подходы, технологии , методы и приемы используете в своей педагогической деятельности? Какие из них применили на данном занятии?
- Какие методические и дидактические материалы Вы использовали для подготовки к занятию? Чей опыт используете? Занимаетесь ли обобщением собственного педагогического опыта? В какой форме его обобщаете?
4.Какие приемы мотивирования обучающихся Вы обычно используете? На данном занятии?
5.В какой мере обучающиеся участвовали в подготовке занятия? В определении целей и задач обучения?
6.Как Вы учитываете при проектировании и проведении занятия индивидуальные особенности обучающихся? Имеете ли свою систему работы с перспективными обучающимися и обучающимися группы риска? Что она включает? Есть ли у Вас дифференцированные задания, ориентированные на обучающихся с различными индивидуальными ( психолого-физиологическими) особенностями? Каких результатов Вам удалось достичь по повышению учебных результатов обучающихся по сравнению с входным контролем («нулевым срезом»)?
7.Какие формы контроля применялись на данном занятии для оценивания достижений обучающихся?
8.Удалось ли Вам достичь запланированных результатов? Как Вы можете это обосновать?
Приложение 1
Средства обучения
Приложение 2
Система средств контроля
Приложение 3
показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия
* Детализация продуктивного этапа занятия определяется преподавателем в зависимости от типа, вида, формы организации проводимого занятия (с указанием нормы времени).