Тип занятия комбинированное
комбинированное, приобретения новых знаний, повторение и обобщение, контроля и коррекции
Вид занятия теоретическое с элементами практического
теоретическое, теоретическое с элементами практического, практическое, лабораторное
Форма организации учебного процесса групповая, фронтальная
парная, групповая, фронтальная ,деловая игра, ролевая игра, учебная дискуссия, тренинг, индивидуальный(групповой) проект, решение ситуативных(профессиональных/производственных) задач, конференция и т.п.
Методы обучения репродуктивный
Методические приемы: словесные, решение типовых задач, решение задач с элементами исследования
Информационное и материально-техническое обеспечение: проектор, карточки, презентация, ЦОР, электронный учебник ( А.Н. Колмогоров и др.)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….. |
|
План занятия…………………………………………………………………….. Структура занятия……………………………………………………………….. |
|
Конспект занятия………………………………………………………………… |
|
Приложение 1. Средства обучения …………………….………………………. |
|
Приложение 2. Система средств контроля ……………….…………………… |
|
Приложение 3.Показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия………………………… Приложение 4. Фрагмент Рабочей программы учебной дисциплины/МДК/ ПМ, относящийся к проводимому занятию (из 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины, реализуемые в разделе, теме, включающим данное занятие; из 2.2 Тематический план и содержание темы или раздела, включающих данное занятие; из 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины – Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по разделу, теме, включающим данное занятие); Фрагмент раздела ОДК или ПТП, включающих проводимое занятие)…………………………………… Приложение 5.Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия………………………………………………………………………….. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
*В методической разработке открытого занятия представлена модель процесса обучения на основе инновационной технологии обучения – природно-рефлексивной технологии саморазвития человека: ситуация учебного занятия по теме « Степень с действительным показателем». Природно-рефлексивная технология позволяет реализовать два важнейших принципа инновационного обучения: личностно-ориентированное (персонифицированное) управление процессом обучения и организацию освоения учащимися содержания обучения в деятельности. Главной структурной единицей образовательного пространства является система «педагог – учебная группа». Основная функция педагога - создание необходимых условий для саморазвития обучающихся и самого педагога, обеспечение творческого процесса познания предметного содержания, развития потребностей, способностей и сознания человека, их единство составляет внутренний механизм саморазвития человека. Педагог управляет познавательной деятельностью, поэтому освоение им норм (правил) и алгоритмов организации технологического пространства имеет особенно важное значение. В технологически организованном образовательном пространстве обучающиеся овладевают средствами предметного содержания и алгоритмами деятельности.
В ситуации реализуются следующие цели: мировоззренческая, предметная (образовательная, развивающая, воспитательная). Мировоззренческая цель направлена на выработку позиции (убеждений, ценностных ориентаций), предметная цель - на освоение предметного (профессионального) содержания ситуации. Для достижения предметной цели педагог проектирует учебные действия, определяет нормы времени для каждого этапа занятия и подбирает к ним необходимые и достаточные средства обучения. Реализация предметной цели обеспечивает достижение мировоззренческой.
Поскольку универсальной формой саморазвития человека является индивидуальная деятельность, в которой непрерывно происходит саморазвитие человека (обучающихся, педагога), его потребностей в познании, развитии познавательной активности и оценочной (рефлексивной) деятельности, структура занятия разработана на основе универсальной модели деятельности: цели, действия, средства, результат, рефлексия и представляет собой технологическую организованную модель обучения,. В деятельности потребности преобразуются в цели, способности - в средства и способы ее достижения (результат), а сознание – в рефлексию собственной деятельности (она, в сущности, и есть индивидуальная технология саморазвития человека). В деятельности человек включается в разнообразные отношения с окружающим миром и учится строить их по объективным нормам. Система отношений (система деятельности) становится внешним механизмом саморазвития человека. Структура внутренне - внешнего механизма саморазвития человека позволяет рассчитать структуру природно-рефлексивной технологии обучения, как единства трех взаимосвязанных пространств: целевого, поисково-продуктивного и рефлексивного.
Предметное содержание в ситуации представлено специально разработанными средствами (древо понятия, модуль, семантическое поле), и алгоритмами учебной деятельности.
Цели :
Образовательная :
- знать определение степени с действительным показателем;
- знать свойства степеней с действительным показателем;
-уметь находить значения степени;
-выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней;
Развивающая:
- использовать приобретенные умения на занятиях по физике, химии, экономике: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Воспитательная:
- сформировать понимание важности изучения математики для специальности « Художник по костюмам»
План занятия и нормы времени
№ п/п |
Этап занятия |
Время (мин) |
1 |
Организационный |
3 |
2 |
Целеполагающий (сообщение темы, целей занятия, актуализация знаний, умений обучающихся, мотивация учебной деятельности, предъявление показателей и критериев оценивания освоения содержания занятия) |
5 |
3 |
Продуктивный |
33 |
3.1 |
Изучение нового материала: понятие « степень с действительным показателем», свойства степеней с действительным показателем |
10 |
3.2 |
Выполнение заданий с последующим выводом |
10 |
3.3 |
Выполнение теста с последующей проверкой |
10 |
3.4 |
Постановка домашнего задания: |
3 |
4 |
Итоговый (рефлексия занятия, оценивание деятельности обучающихся, предъявление задания для самостоятельной работы) |
4 |
Структура занятия
№ этапа |
Цели (задачи) этапа |
Методы, приемы |
Содержание этапа (деятельность преподавателя и обучающихся) |
Средства |
1 |
Наладить механизм взаимодействия:
|
|
- приветствие; - рефлексия состояния
|
- учебный кабинет - преподаватель, обучающиеся - карточки моего состояния
|
2 |
Мотивирование к учебной деятельности
|
|
Притча: «Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному замку. «Кто первым откроет, тот и будет первым помощником». Никто даже не притронулся к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.
|
|
3 |
|
|
|
|
3.1 |
Знать определение степени с действительным показателем;знать свойства степеней с действительным показателем; уметь находить значения степени;
|
Вопросы на понимание, анализ прошлых знаний, метод сравнения |
Определение степени с действительным показателем, свойства, решение задач на применение свойств степени |
Мультимедийный экран, презентация |
3.2 |
Выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней;
|
|
Решение заданий |
Карточки с заданиями, мультимедийный экран |
3.3 |
Использовать приобретенные умения на занятиях по физике, химии, экономике: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
|
|
Демонстрация задач с решениями по физике и экономике |
мультимедийный экран |
3.4 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
|
|
Самостоятельная проверка выполненного задания |
мультимедийный экран |
3.5 |
Cформировать понимание важности изучения математики для специальности « Художник по костюмам»
|
|
Сделать вывод совместно с учащимися о необходимости изучения математики |
|
3.6 |
Постановка домашнего задания |
|
Найти информацию, где в обыденной жизни применяются степени и подобрать из задачника по физике и химии задачи на степени и оформить в виде презентации |
|
4 |
рефлексия
|
|
1. Что не понравилось на занятии? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались после занятия? 4. Оценка работы преподавателя и своей.
|
|
Конспект занятия
«Степень с действительным показателем»
преподавателя Коростылевой И.Е. в группе 101
Ход занятия
Определим ваше состояние на начало занятия . Посмотреть на « мордашки» и выбрать цвет соответствующий нашему настроению.
Притча:
«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному замку. «Кто первым откроет, тот и будет первым помощником». Никто даже не притронулся к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.
Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, а надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
И мы сегодня будем пытаться, пробовать, чтобы прийти к правильному решению.
- С каким математическим понятием связаны слова:
Основание
Показатель (Степень)
Какими словами можно объединить слова:
Рациональное число
Целое число
Натуральное число
Иррациональное число (Действительное число)
Сформулируйте тему занятия. (Степень с действительным показателем)
- Какая наша стратегическая цель? (использование степени с произвольным показателем в быту)
Какие цели нашего урока?
– Обобщить понятие степени. - Рассмотрим , ар, где р – число действительное.
Каким может быть показатель степени?
Для этого выполним задания:
- Приведите примеры степени :
– с натуральным показателем
– с целым показателем
– с рациональным показателем
– с иррациональным показателем
- При каких значениях а имеет смысл выражение:
- аn, где n (а – любое)
- аm, где m (а 0)
- Как от степени с отрицательным показателем перейти к степени с положительным показателем?
- , где (а0)
Таким образом степенью числа а с действительным показателем, является число. И в зависимости от показателя степени может быть с целым показателем, рациональным и иррациональным.На слайде представлено наглядно.
- Из данных выражений выберете те, которые смысла не имеют:
( –3)2, , , 0–3, , ( –3)–1, .
7. Вычислите.
Ответы в каждом столбике обладают одним общим свойством.
Укажите лишний ответ (этим свойством не обладающий)
= 2 = =
= 6 = (неправ. др.) = (нельзя записать дес. др.)
= (дробь) = =
- Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?
Установите соответствие:
При умножении степеней с равными основаниями |
Основания умножаются, а показатель остаётся прежним |
При делении степеней с равными основаниями |
Основания делятся, а показатель остаётся прежним |
При возведении степени в степень |
Основание остаётся прежним, а показатели умножаются |
При умножении степеней с равными показателями |
Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются |
При делении степеней с равными показателями |
Основание остаётся прежним, а показатели складываются |
- Записать формулы ( свойства) в общем виде
- Примеры использования степеней
Экономика
Способ расчета банка с вкладчиком
Если вкладчик не снимает со счета сумму начисленных процентов, то эта сумма присоединяется к основному вкладу, а в конце следующего года банк будет начислять р % уже на новую, увеличенную сумму. Это означает, что банк станет теперь начислять проценты не только на основной вклад, So, но и на проценты, которые на него полагаются. Такой способ начисления «процентов на проценты» называется сложными процентами.
Sn = So (1+p/100)n , где n = 1,2,3 …
Задача
Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 руб. на вклад, годовой доход по которому составляет 12% , и он решил в течение 6 лет не брать процентные отчисления. Какая сумма будет лежать на его счете через 6 лет?
Решение:
Воспользуемся формулой сложных процентов.
Sn = So (1+)n , получим
S6 = 2000 (1+)6 = 2000* 1,126 = 2000*1,973=3947,65 руб.
Ответ: 3947,65 руб.
- Самостоятельное решение (на проверку)
На отметку «3»: Тест с выбором ответа:
- Укажите выражение, равное степени
1. |
2. |
3. |
4. |
- Представьте в виде степени произведение:
1. |
2. |
3. |
4. |
- Упростите выражение : и найдите его значение при х = 2
1. |
2. 8 |
3. |
4. – 8 |
- Чему равно значение выражения при а =
1. – 9 |
2. |
3. |
4. 9 |
- Вычислите
1. |
2. |
3. 16 |
4. – 16 |
На отметку «4»: № 1240, стр.189 задачник
На отметку «5»:
- Упростите выражение
- 12. Дома:, придумать по 2 примера на свойства степени и найти информацию каким образом применяются степени с произвольным показателем
В заключении занятия проведем рефлексию- РЕЗЮМЕ
- Что не понравилось на занятии?
- Что понравилось?
- Какие вопросы остались после занятия?
- Оценка работы преподавателя и своей.
Приложение 4
Рабочая программа учебной дисциплины (МДК/ ПМ)(выписка), ОДК или ПТП (выписка)
Приложение 5
Аналитическая таблица самооценки* по результатам занятия «______________________________________________»
преподавателя ___________________________________ в группе _________
Этап занятия |
Успехи |
Ошибки |
Причины ошибок |
Способы устранения |
Проектировочный |
|
|
|
|
Организационный |
|
|
|
|
Целеполагающий |
|
|
|
|
Продуктивный |
|
|
|
|
Итоговый |
|
|
|
|
Дата _________________2011 г. Преподаватель: _______________________
Вопросы для проведения собеседования и для заполнения аналитической таблицы самооценки* по результатам занятия
1.Какую цель занятия Вы ставили? Как данная цель соотносится с целями и задачами изучаемой дисциплины в целом? Какие профессиональные и общие компетенции обучающихся формировались на данном занятии? Развитию каких личностно-профессиональных качеств студентов уделялось особое внимание?
- Какие педагогические подходы, технологии , методы и приемы используете в своей педагогической деятельности? Какие из них применили на данном занятии?
- Какие методические и дидактические материалы Вы использовали для подготовки к занятию? Чей опыт используете? Занимаетесь ли обобщением собственного педагогического опыта? В какой форме его обобщаете?
4.Какие приемы мотивирования обучающихся Вы обычно используете? На данном занятии?
5.В какой мере обучающиеся участвовали в подготовке занятия? В определении целей и задач обучения?
6.Как Вы учитываете при проектировании и проведении занятия индивидуальные особенности обучающихся? Имеете ли свою систему работы с перспективными обучающимися и обучающимися группы риска? Что она включает? Есть ли у Вас дифференцированные задания, ориентированные на обучающихся с различными индивидуальными ( психолого-физиологическими) особенностями? Каких результатов Вам удалось достичь по повышению учебных результатов обучающихся по сравнению с входным контролем («нулевым срезом»)?
7.Какие формы контроля применялись на данном занятии для оценивания достижений обучающихся?
8.Удалось ли Вам достичь запланированных результатов? Как Вы можете это обосновать?
Приложение 1
Средства обучения
Приложение 2
Система средств контроля
Приложение 3
показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия
- Активное участие в занятии: ответы на вопросы, работа у доски и т.д.;
- Выполнение всех заданий;
- Соблюдение регламента выполнения заданий;
- Выполнение самостоятельной работы( ее сравнение с ответами)(10 мин.);
- Выполнение домашнего задания.