Кто из вас не мечтал о романтике дальних походов, когда вкус едкого дыма смешивается с волнующими рассказами о путевых приключе­ниях! Кто из вас не хотел бы пройти много ки­лометров по просторам нашей огромной Родины! Но мало только хотеть. Чтобы пойти в поход, да еще многодневный, надо многое уметь: ориен­тироваться на местности, читать карту, ходить по азимуту и т. д. и т. п. Кстати, знать это — значит выполнять требования по топографии.

Вы, конечно, много раз видели географические карты и хорошо знаете, что это такое. Карты выве­шиваются на классной доске, они есть и в вашем учебнике географии.

На всякий случай напомню вам, что карта — это уменьшенное во много раз изображение земного шара или какой-нибудь его части на листе бумаги, на пло­скости.

Компас был известен еще за 2 500 лет до н. э. в Китае. Потом его изобрели вторично в Европе в XIV веке.

Компас — это круглая коробочка со стеклянной крышкой; в центре коробочки на острие иглы уста­новлена магнитная стрелка, один конец которой за­чернен. Даже начинающие туристы знают, что стрелка компаса всегда показывает на север. Сбоку у коробочки имеется специальный зажим, закрепляю­щий стрелку. Если зажим выдвинуть, стрелка начнет свободно колебаться, пока не остановится и не ука­жет своим темным концом на север. А раз мы будем знать, в какую сторону от нас находится север, зна­чит мы всегда сумеем сообразить, где расположены другие стороны горизонта: юг, восток и запад.

Итак, московские школьники отправились из Юрьева-Польского в Ростов-Ярославский. Помните: мы провели на карте линию между этими городами? Она прошла наискось, под каким-то углом к мери­диану север — юг.

Этот угол между меридианом и тем направлением, по которому мы собрались начать поход, — угол очень важный. О нем должны знать все туристы. Называется этот угол азимутом. Чтобы уз­нать, сколько в азимуте градусов, начинают их счи­тать от северного конца меридиана вправо, то есть походу часовой стрелки. Так же идут и деления на компасе.

В нашем туристском походе мы строжайше соблю­дали правило: идти цепочкой, впереди — направляю­щий, за ним — более слабые или больные, потом ре­бята посильнее, позади — замыкающий. Каждый уча­стник нашего похода знал карту маршрута, название ближайшей речки, ближайшего населенного пункта, к которому наш отряд должен был подойти к вечеру, знал руководящий азимут, и никто у нас не отставал.

И ты, юный турист, обязательно должен все это знать.

А что делать, если ты, несмотря на все принятые меры предосторожности, отстал от своих товарищей и заблудился, а компаса и карты у тебя нет?

В нашем туристском походе мы имели два ком­паса и две карты — «зеленые книги». Один из компа­сов каждое утро надевал на левую руку очередной направляющий. «Охотничья карта» масштаба 1:600 000 лежала в моей планшетке, и я вынимал ее только по вечерам, когда мы чертили на ней путь, пройденный нами в течение дня. А из той карты масшта­ба 1:100 000, которую мы скопировали в городе Юрьеве-Польском, и из другого компаса мы смасте­рили планшет. Туристы, возможно, имели дело с планшетом, но как им пользоваться, не всегда знают даже опытные туристы.

Шаги. Иногда требуется более или менее точно определить расстояние. Скорее всего турист будет из­мерять отрезок пути шагами.

—     А умеете ли вы считать шаги?

—     Ну конечно! — ответит любой юный турист. — Это же так просто. Буду шагать и считать: раз, два, три, четыре, пять, шесть...

Нет, это вовсе не так просто. Тут тоже нужны кое-какие навыки.

Шаги можно считать парами — скажем, под левую ногу, а можно вести счет тройками: три шага — раз, еще три шага — два и т. д. Считая длинные расстоя­ния, после каждой сотни шагов нужно начинать счет сначала и загибать палец. Значит, после тысячи ша­гов у вас окажутся загнутыми все пальцы.

Теперь мы с вами можем сказать, что научились читать «зеленую книгу». А вот вопрос: сумеем ли мы сами ее написать?

Мы знаем, как пользоваться компасом, как ориен­тироваться по карте, считать шаги, определять на глаз расстояния, научились наносить на карту даль­ние предметы способом прямой засечки. Все это как раз и нужно для создания самой простенькой «зеле­ненькой книжечки», для составления глазомерно­го плана местности.


  1. Краткая история СПО «Альтернатива»……………………………………………………………3
  2. История студенческих отрядов Свердловской области…………………………………………..3
  3. Что такое ЛСО………………………………………………………………………………………….5
  4. Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого……………………….6
    • Конституция РФ…………………………………………………………………………………6
    • Конвенция о правах ребенка……………………………………………………………………7
    • Трудовой кодекс РФ……………………………………………………………………………..7
  1. Личность вожатого……………………………………………………………………………………..8
  2. Компетенция и должностные обязанности вожатого……………………………………………...8
  3. Ответственность вожатого……………………………………………………………………………8
  4. Права вожатого…………………………………………………………………………………………8
  5. Как полюбить детей? .............................................................................................................................9
  6. Чемодан вожатого……………………………………………………………………………………...9
  7. Регистрация+заезд…………………………………………………………………………………….10
  8. Техника безопасности (ТБ)…………………………………………………………………………..11
    • ТБ при поездке в автобусе …………………………………………………………………….11
    • ТБ при проведении купания…………………………………………………………………...11
    • ТБ при проведении спортивных мероприятий и игр………………………………………...11
    • ТБ при проведении туристических походов и экскурсий …………………………………..12
  9. Смена как живой организм. Периодизация смены………………………………………………13
  10. Технология развития коллектива…………………………………………………………………..15
  11. Чтобы день прошел ХОРОШО… …………………………………………………………………..16
  12. Конфликтология………………………………………………………………………………………18
  13. СВЕЧКИ (ОГОНЬКИ)………………………………………………………………………………..20
  14. Диагностика лидерства………………………………………………………………………………23
  15. Социометрия+личностная диагностика…………………………………………………………...24
  16. Методы воздействия на детей……………………………………………………………………….26
  17. Система поощрения и наказания…………………………………………………………………...26
  18. Коллективное творческое дело……………………………………………………………………..28
  19. Работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми…………………………….30
  20. Оформление отрядного уголка……………………………………………………………………...34
  21. Планирование деятельности………………………………………………………………………...35
  22. Возрастная психология………………………………………………………………………………36
  23. Работа с разновозрастным отрядом (РВО)………………………………………………………...37
  24. Дети с проблемами в развитии……………………………………………………………………...38
  25. Методика конструирования игр…………………………………………………………………….39
  26. Игробанк……………………………………………………………………………………………….39
    • Игры на сплочение…………………………………………………………………………….
    • Игры аттракционы…………………………………………………………………………
    • Игры-розыгрыши……………………………………………………………………………..
    • Подвижные игры ……………………………………………………………………………..

                                                                                

        Во избежание возникновения массовых заболеваний необходимо
•    поддерживать чистоту и порядок в жилых помещениях;
•    постоянно проветривать спальные помещения;
•    обязательно мыть руки перед едой;
•    исключить из рациона своего питания мясные и рыбные консервы, просроченные и купленные за пределами лагеря продукты, немытые и непроверенные санэпиднадзором фрукты и овощи;
•    обращаться в медпункт лагеря при первых симптомах заболевания и недомоганий.
Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top