Кто из вас не мечтал о романтике дальних походов, когда вкус едкого дыма смешивается с волнующими рассказами о путевых приключениях! Кто из вас не хотел бы пройти много километров по просторам нашей огромной Родины! Но мало только хотеть. Чтобы пойти в поход, да еще многодневный, надо многое уметь: ориентироваться на местности, читать карту, ходить по азимуту и т. д. и т. п. Кстати, знать это — значит выполнять требования по топографии.
Вы, конечно, много раз видели географические карты и хорошо знаете, что это такое. Карты вывешиваются на классной доске, они есть и в вашем учебнике географии.
На всякий случай напомню вам, что карта — это уменьшенное во много раз изображение земного шара или какой-нибудь его части на листе бумаги, на плоскости.
Компас был известен еще за 2 500 лет до н. э. в Китае. Потом его изобрели вторично в Европе в XIV веке.
Компас — это круглая коробочка со стеклянной крышкой; в центре коробочки на острие иглы установлена магнитная стрелка, один конец которой зачернен. Даже начинающие туристы знают, что стрелка компаса всегда показывает на север. Сбоку у коробочки имеется специальный зажим, закрепляющий стрелку. Если зажим выдвинуть, стрелка начнет свободно колебаться, пока не остановится и не укажет своим темным концом на север. А раз мы будем знать, в какую сторону от нас находится север, значит мы всегда сумеем сообразить, где расположены другие стороны горизонта: юг, восток и запад.
Итак, московские школьники отправились из Юрьева-Польского в Ростов-Ярославский. Помните: мы провели на карте линию между этими городами? Она прошла наискось, под каким-то углом к меридиану север — юг.
Этот угол между меридианом и тем направлением, по которому мы собрались начать поход, — угол очень важный. О нем должны знать все туристы. Называется этот угол азимутом. Чтобы узнать, сколько в азимуте градусов, начинают их считать от северного конца меридиана вправо, то есть походу часовой стрелки. Так же идут и деления на компасе.
В нашем туристском походе мы строжайше соблюдали правило: идти цепочкой, впереди — направляющий, за ним — более слабые или больные, потом ребята посильнее, позади — замыкающий. Каждый участник нашего похода знал карту маршрута, название ближайшей речки, ближайшего населенного пункта, к которому наш отряд должен был подойти к вечеру, знал руководящий азимут, и никто у нас не отставал.
И ты, юный турист, обязательно должен все это знать.
А что делать, если ты, несмотря на все принятые меры предосторожности, отстал от своих товарищей и заблудился, а компаса и карты у тебя нет?
В нашем туристском походе мы имели два компаса и две карты — «зеленые книги». Один из компасов каждое утро надевал на левую руку очередной направляющий. «Охотничья карта» масштаба 1:600 000 лежала в моей планшетке, и я вынимал ее только по вечерам, когда мы чертили на ней путь, пройденный нами в течение дня. А из той карты масштаба 1:100 000, которую мы скопировали в городе Юрьеве-Польском, и из другого компаса мы смастерили планшет. Туристы, возможно, имели дело с планшетом, но как им пользоваться, не всегда знают даже опытные туристы.
Шаги. Иногда требуется более или менее точно определить расстояние. Скорее всего турист будет измерять отрезок пути шагами.
— А умеете ли вы считать шаги?
— Ну конечно! — ответит любой юный турист. — Это же так просто. Буду шагать и считать: раз, два, три, четыре, пять, шесть...
Нет, это вовсе не так просто. Тут тоже нужны кое-какие навыки.
Шаги можно считать парами — скажем, под левую ногу, а можно вести счет тройками: три шага — раз, еще три шага — два и т. д. Считая длинные расстояния, после каждой сотни шагов нужно начинать счет сначала и загибать палец. Значит, после тысячи шагов у вас окажутся загнутыми все пальцы.
Теперь мы с вами можем сказать, что научились читать «зеленую книгу». А вот вопрос: сумеем ли мы сами ее написать?
Мы знаем, как пользоваться компасом, как ориентироваться по карте, считать шаги, определять на глаз расстояния, научились наносить на карту дальние предметы способом прямой засечки. Все это как раз и нужно для создания самой простенькой «зелененькой книжечки», для составления глазомерного плана местности.
- Краткая история СПО «Альтернатива»……………………………………………………………3
- История студенческих отрядов Свердловской области…………………………………………..3
- Что такое ЛСО………………………………………………………………………………………….5
- Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого……………………….6
- Конституция РФ…………………………………………………………………………………6
- Конвенция о правах ребенка……………………………………………………………………7
- Трудовой кодекс РФ……………………………………………………………………………..7
- Личность вожатого……………………………………………………………………………………..8
- Компетенция и должностные обязанности вожатого……………………………………………...8
- Ответственность вожатого……………………………………………………………………………8
- Права вожатого…………………………………………………………………………………………8
- Как полюбить детей? .............................................................................................................................9
- Чемодан вожатого……………………………………………………………………………………...9
- Регистрация+заезд…………………………………………………………………………………….10
- Техника безопасности (ТБ)…………………………………………………………………………..11
- ТБ при поездке в автобусе …………………………………………………………………….11
- ТБ при проведении купания…………………………………………………………………...11
- ТБ при проведении спортивных мероприятий и игр………………………………………...11
- ТБ при проведении туристических походов и экскурсий …………………………………..12
- Смена как живой организм. Периодизация смены………………………………………………13
- Технология развития коллектива…………………………………………………………………..15
- Чтобы день прошел ХОРОШО… …………………………………………………………………..16
- Конфликтология………………………………………………………………………………………18
- СВЕЧКИ (ОГОНЬКИ)………………………………………………………………………………..20
- Диагностика лидерства………………………………………………………………………………23
- Социометрия+личностная диагностика…………………………………………………………...24
- Методы воздействия на детей……………………………………………………………………….26
- Система поощрения и наказания…………………………………………………………………...26
- Коллективное творческое дело……………………………………………………………………..28
- Работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми…………………………….30
- Оформление отрядного уголка……………………………………………………………………...34
- Планирование деятельности………………………………………………………………………...35
- Возрастная психология………………………………………………………………………………36
- Работа с разновозрастным отрядом (РВО)………………………………………………………...37
- Дети с проблемами в развитии……………………………………………………………………...38
- Методика конструирования игр…………………………………………………………………….39
- Игробанк……………………………………………………………………………………………….39
- Игры на сплочение…………………………………………………………………………….
- Игры аттракционы…………………………………………………………………………
- Игры-розыгрыши……………………………………………………………………………..
- Подвижные игры ……………………………………………………………………………..
• поддерживать чистоту и порядок в жилых помещениях;
• постоянно проветривать спальные помещения;
• обязательно мыть руки перед едой;
• исключить из рациона своего питания мясные и рыбные консервы, просроченные и купленные за пределами лагеря продукты, немытые и непроверенные санэпиднадзором фрукты и овощи;
• обращаться в медпункт лагеря при первых симптомах заболевания и недомоганий.