Теперь мы с вами можем сказать, что научились читать «зеленую книгу». А вот вопрос: сумеем ли мы сами ее написать?

Мы знаем, как пользоваться компасом, как ориен­тироваться по карте, считать шаги, определять на глаз расстояния, научились наносить на карту даль­ние предметы способом прямой засечки. Все это как раз и нужно для создания самой простенькой «зеле­ненькой книжечки», для составления глазомерно­го плана местности.

Основные принципы глазомерной съемки таковы: на планшет надо нанести возможно точнее несколь­ко опорных точек — станций, а все подробно­сти местности, так называемую ситуацию — зда­ния, леса, болота, речку и т. д. можно зарисовать или с помощью визирной линейки, или просто на глаз.

Расскажу, как нам пришлось заниматься глазо­мерной съемкой во время нашего похода.

Мы двигались цепочкой вдоль речки. С нашей дороги было хорошо видно, какие причудливые изги­бы делает река, и мы решили на память о нашем по­ходе составить план долины этой речки.

Вы, конечно, догадываетесь, с чего нам следо­вало начать. На планшет с компасом мы прикре­пили чистый лист бумаги. Параллельно линии С-Ю коробки компаса начертили на планшете стрелку. Чтобы будущий план поместился целиком на план­шете, мы примерно рассчитали его масштаб. Наибо­лее подходящим оказался 1 : 5 000.

Сообразуясь с местностью и с компасом, возле правого нижнего угла планшета я поставил кружок — станцию А. Это была та самая точка на дороге, на которой мы стояли.

Остальные опорные точки мы собирались наме­тить вдоль дороги, по которой шел наш маршрут. Идти вперед и одновременно снимать глазомерный план похода было ничуть не обременительно. Мы снимали план по обеим сторонам нашей дороги, за­нимаясь этим делом, так сказать, попутно.

Но надо было соблюдать одно непременное усло­вие: стрелка компаса неизменно должна была оста­ваться параллельной стрелке, начерченной на планшете.

Со станции А мы увидели впереди метров за 200—300 куст. «Вот вам станция Б», — сказал я ре­бятам, нацелился (провизировал) масштабной ли­нейкой на куст и прочертил вдоль правой кромки линейки направление па него. Затем на глаз мы оп­ределили расстояние до ближайшего поворота ручья (от станции А до точки № 1), уменьшили его в 5 000 раз (наш масштаб) и отложили циркулем это расстояние вдоль визирной линейки.

Но чтобы показать на плане русло ручья, одной точки № 1 мало. Пришлось провизировать линейкой со станции А на следующий изгиб ручья, также на глаз определить расстояние и наметить точку №2. То же самое ребята проделали и с точкой №3 на ручье. Затем эти три точки на планшете я плавно соединил между собой. Так у нас получилась искривленная линия — план части ручья. Чтобы показать ширину его, я провел на глаз вторую линию, параллельную первой. Так на карте получилось изображение части ручья. Затем, осмотревшись и увидев один недаль­ний предмет — точку пересечения телеграфной ли­нии и канавы (№4), с помощью линейки и глазомера я нанес на план эту точку.

Описанный способ съемки, когда из одной точки (станция А) расходятся лучи-направления, называет­ся полярным. Но таким способом можно нанести на план только ближайшие предметы, потому что при визировании на дальние предметы возрастала ошибка в оценке расстояний.

Для съемки хорошо видимых дальних ориентиров надо применить уже известный способ прямой засеч­ки. Мы так и сделали.

Далеко в стороне от станции А находились дере­во, мельница и сарай. Я (все с того же места) яро­визировал линейкой на эти ориентиры, прочертил направления на них через весь планшет и у концов линий записал, куда визировал.

Вы помните, что для прямой засечки необходимы две или три станции. Поэтому мы направились по нашему маршруту дальше к станции Б, считая шаги. По дороге я не забыл заметить, на каком метре при­шелся мостик через канаву, нанес его на план и, сое­динив условный знак мостика с точкой №4, провел линию канавы.

Дойдя до станции Б, я перевел шаги в метры, по масштабу нанес кружок этой станции на планшет. Встав возле куста, мы вновь начали визировать на дерево, мельницу и сарай, прикладывая правую кромку линейки к кружку станции Б, и, конечно, на линиях засечек я написал, куда визировал.

Мы действовали точно таким же образом, как и на предыдущей станции, то есть наметили впереди по дороге направление на станцию В, наметили точки изгиба ручья (№5, 6, 7), зарисовали его про­должение.

Дойдя до станции В и измерив до нее расстояние, мы нанесли ее кружочек на планшет и снова начали визировать на дерево, сарай и мельницу.

 

В результате засечки с трех опорных станций А, Б, В дерево, сарай и мельница получились у нас на планшете довольно точно. Нанесли их условные обозначения на карту. Теперь пересекающиеся вспо­могательные линии были не нужны, их мы стерли резинкой.

Затем с той же станции В мы с помощью визир­ной линейки наметили по ручью новые точки — №8, 9 и 10, взяли направление на следующую стан­цию (Г) и пошли дальше, причем не забыли заме­тить точку пересечения дороги с телеграфной ли­нией. На станции Г проделали то же самое, что на предыдущих станциях, но взяли уже другие дальние ориентиры (на рисунке они не показаны).

Эти дальние ориентиры мы наметили так, чтобы они по возможности равномерно распределились на планшете. Ребятам очень хотелось засечь побольше ориентиров, но я их предостерег: «Не надо увле­каться засечками, Если их будет слишком много, вы запутаетесь во вспомогательных линиях. Лучше остальную ситуацию, расположенную между ориен­тирами— два дома, березовую рощу, нанести просто на глаз».

Когда наш план в карандаше был готов, мы взя­ли цветные карандаши и закрасили: синим — ручей и канаву, зеленым — лес, все остальные предметы оставили черными.

Так у нас получился глазомерный план масштаба 1:5000 — первая написанная нами «зеленая книга».

Если вы внимательно прочли эту книгу, если вы научились пользоваться картой, компасом, визирной линейкой, то вам можно отправиться в дальний по­ход Но учтите: природа настолько разнообразна и интересна, что ее не всегда можно втиснуть в опре­деленные рамки правил, во многих случаях вам должна помочь ваша собственная смекалка, опыт. Больше будете ходить — больше узнаете. Сначала короткий, однодневный поход с легкими задачами, а потом и потруднее — многодневный, с ночевкой, с решением сложных задач на местности.

А теперь, дорогие ребята, рюкзаки за плечи — и айда вперед по дорогам и тропинкам, через поля и луга, сквозь леса и болота!

Счастливого вам пути! Походите по нашей стра­не, изучая и новое и старое. Уверен: всюду вы найдете много интересного и для себя и для своей школы.

Конечно, можно путешествовать и зимою на лыжах. Но все же девять десятых юных туристов отправляются в походы летом. И потому я имею пол­ное право сказать:

— Вы будете читать не только книгу-карту с зе­леными пятнами лесов, вы прочтете и другую, самую замечательную «зеленую книгу»: своими пытливыми глазами вы увидите необъятные просторы нашей пре­красной Родины.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top