Теперь мы с вами можем сказать, что научились читать «зеленую книгу». А вот вопрос: сумеем ли мы сами ее написать?
Мы знаем, как пользоваться компасом, как ориентироваться по карте, считать шаги, определять на глаз расстояния, научились наносить на карту дальние предметы способом прямой засечки. Все это как раз и нужно для создания самой простенькой «зелененькой книжечки», для составления глазомерного плана местности.
Основные принципы глазомерной съемки таковы: на планшет надо нанести возможно точнее несколько опорных точек — станций, а все подробности местности, так называемую ситуацию — здания, леса, болота, речку и т. д. можно зарисовать или с помощью визирной линейки, или просто на глаз.
Расскажу, как нам пришлось заниматься глазомерной съемкой во время нашего похода.
Мы двигались цепочкой вдоль речки. С нашей дороги было хорошо видно, какие причудливые изгибы делает река, и мы решили на память о нашем походе составить план долины этой речки.
Вы, конечно, догадываетесь, с чего нам следовало начать. На планшет с компасом мы прикрепили чистый лист бумаги. Параллельно линии С-Ю коробки компаса начертили на планшете стрелку. Чтобы будущий план поместился целиком на планшете, мы примерно рассчитали его масштаб. Наиболее подходящим оказался 1 : 5 000.
Сообразуясь с местностью и с компасом, возле правого нижнего угла планшета я поставил кружок — станцию А. Это была та самая точка на дороге, на которой мы стояли.
Остальные опорные точки мы собирались наметить вдоль дороги, по которой шел наш маршрут. Идти вперед и одновременно снимать глазомерный план похода было ничуть не обременительно. Мы снимали план по обеим сторонам нашей дороги, занимаясь этим делом, так сказать, попутно.
Но надо было соблюдать одно непременное условие: стрелка компаса неизменно должна была оставаться параллельной стрелке, начерченной на планшете.
Со станции А мы увидели впереди метров за 200—300 куст. «Вот вам станция Б», — сказал я ребятам, нацелился (провизировал) масштабной линейкой на куст и прочертил вдоль правой кромки линейки направление па него. Затем на глаз мы определили расстояние до ближайшего поворота ручья (от станции А до точки № 1), уменьшили его в 5 000 раз (наш масштаб) и отложили циркулем это расстояние вдоль визирной линейки.
Но чтобы показать на плане русло ручья, одной точки № 1 мало. Пришлось провизировать линейкой со станции А на следующий изгиб ручья, также на глаз определить расстояние и наметить точку №2. То же самое ребята проделали и с точкой №3 на ручье. Затем эти три точки на планшете я плавно соединил между собой. Так у нас получилась искривленная линия — план части ручья. Чтобы показать ширину его, я провел на глаз вторую линию, параллельную первой. Так на карте получилось изображение части ручья. Затем, осмотревшись и увидев один недальний предмет — точку пересечения телеграфной линии и канавы (№4), с помощью линейки и глазомера я нанес на план эту точку.
Описанный способ съемки, когда из одной точки (станция А) расходятся лучи-направления, называется полярным. Но таким способом можно нанести на план только ближайшие предметы, потому что при визировании на дальние предметы возрастала ошибка в оценке расстояний.
Для съемки хорошо видимых дальних ориентиров надо применить уже известный способ прямой засечки. Мы так и сделали.
Далеко в стороне от станции А находились дерево, мельница и сарай. Я (все с того же места) яровизировал линейкой на эти ориентиры, прочертил направления на них через весь планшет и у концов линий записал, куда визировал.
Вы помните, что для прямой засечки необходимы две или три станции. Поэтому мы направились по нашему маршруту дальше к станции Б, считая шаги. По дороге я не забыл заметить, на каком метре пришелся мостик через канаву, нанес его на план и, соединив условный знак мостика с точкой №4, провел линию канавы.
Дойдя до станции Б, я перевел шаги в метры, по масштабу нанес кружок этой станции на планшет. Встав возле куста, мы вновь начали визировать на дерево, мельницу и сарай, прикладывая правую кромку линейки к кружку станции Б, и, конечно, на линиях засечек я написал, куда визировал.
Мы действовали точно таким же образом, как и на предыдущей станции, то есть наметили впереди по дороге направление на станцию В, наметили точки изгиба ручья (№5, 6, 7), зарисовали его продолжение.
Дойдя до станции В и измерив до нее расстояние, мы нанесли ее кружочек на планшет и снова начали визировать на дерево, сарай и мельницу.
В результате засечки с трех опорных станций А, Б, В дерево, сарай и мельница получились у нас на планшете довольно точно. Нанесли их условные обозначения на карту. Теперь пересекающиеся вспомогательные линии были не нужны, их мы стерли резинкой.
Затем с той же станции В мы с помощью визирной линейки наметили по ручью новые точки — №8, 9 и 10, взяли направление на следующую станцию (Г) и пошли дальше, причем не забыли заметить точку пересечения дороги с телеграфной линией. На станции Г проделали то же самое, что на предыдущих станциях, но взяли уже другие дальние ориентиры (на рисунке они не показаны).
Эти дальние ориентиры мы наметили так, чтобы они по возможности равномерно распределились на планшете. Ребятам очень хотелось засечь побольше ориентиров, но я их предостерег: «Не надо увлекаться засечками, Если их будет слишком много, вы запутаетесь во вспомогательных линиях. Лучше остальную ситуацию, расположенную между ориентирами— два дома, березовую рощу, нанести просто на глаз».
Когда наш план в карандаше был готов, мы взяли цветные карандаши и закрасили: синим — ручей и канаву, зеленым — лес, все остальные предметы оставили черными.
Так у нас получился глазомерный план масштаба 1:5000 — первая написанная нами «зеленая книга».
Если вы внимательно прочли эту книгу, если вы научились пользоваться картой, компасом, визирной линейкой, то вам можно отправиться в дальний поход Но учтите: природа настолько разнообразна и интересна, что ее не всегда можно втиснуть в определенные рамки правил, во многих случаях вам должна помочь ваша собственная смекалка, опыт. Больше будете ходить — больше узнаете. Сначала короткий, однодневный поход с легкими задачами, а потом и потруднее — многодневный, с ночевкой, с решением сложных задач на местности.
А теперь, дорогие ребята, рюкзаки за плечи — и айда вперед по дорогам и тропинкам, через поля и луга, сквозь леса и болота!
Счастливого вам пути! Походите по нашей стране, изучая и новое и старое. Уверен: всюду вы найдете много интересного и для себя и для своей школы.
Конечно, можно путешествовать и зимою на лыжах. Но все же девять десятых юных туристов отправляются в походы летом. И потому я имею полное право сказать:
— Вы будете читать не только книгу-карту с зелеными пятнами лесов, вы прочтете и другую, самую замечательную «зеленую книгу»: своими пытливыми глазами вы увидите необъятные просторы нашей прекрасной Родины.