МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине (МДК, ПМ)
призводственное обучение
наименование УД, МДК, ПМ
Тема «Тональная композиция фотопортрета»
Тип занятия: комбинированное
Вид занятия: практическое
Форма организации учебного процесса: решение ситуативных (производственных) задач
Педагогическая технология: развивающее обучение, педагогика сотрудничества
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Методические приемы: практическое решение производственных задач
Информационное и материально-техническое обеспечение:
ЛИТЕРАТУРА
- П.Барг, Цифровая фотография, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010
- Д. Кораблев, Фотосъёмка: Универсальный самоучитель, 2009
ОБОРУДОВАНИЕ
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- экран;
- фотоаппараты;
- вспышки.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….. |
4 |
План занятия…………………………………………………………………….. |
5 |
Структура занятия……………………………………………………………….. |
6 |
Конспект занятия………………………………………………………………… |
8 |
Приложение 1. Средства обучения …………………….………………………. |
9 |
Приложение 2. Система средств контроля ……………….…………………… |
11 |
Приложение 3.Показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия………………………….................. |
12
|
Приложение 4. Фрагмент Рабочей программы учебной дисциплины/МДК/ ПМ, относящийся к проводимому занятию…………………………………… |
13
|
Приложение 5. Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия……………………………………………………………………………. |
14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В методической разработке мастер-класса представлена модель процесса обучения на основе технологий развивающего обучения, педагогики сотрудничества: ситуация учебного занятия по теме «Тональная композиция фотопортрета». Данные технологии позволяют реализовать два важнейших принципа инновационного обучения: личностно-ориентированное (персонифицированное) управление процессом обучения и организацию освоения учащимися содержания обучения в деятельности. Главной структурной единицей образовательного пространства является система «педагог – учебная группа». Основная функция педагога - создание необходимых условий для саморазвития обучающихся и самого педагога, обеспечение творческого процесса познания предметного содержания, развития потребностей, способностей и сознания обучающихся. Педагог управляет познавательной деятельностью, поэтому освоение им норм (правил) и алгоритмов организации технологического пространства имеет особенно важное значение. В технологически организованном образовательном пространстве обучающиеся овладевают средствами предметного содержания и алгоритмами деятельности.
В ситуации реализуются следующие цели: мировоззренческая, предметная (образовательная, развивающая, воспитательная). Мировоззренческая цель направлена на выработку позиции (убеждений, ценностных ориентаций), предметная цель - на освоение предметного (профессионального) содержания ситуации. Для достижения предметной цели педагог проектирует учебные действия, определяет нормы времени для каждого этапа занятия и подбирает к ним необходимые и достаточные средства обучения. Реализация предметной цели обеспечивает достижение мировоззренческой.
Предметное содержание в ситуации представлено специально разработанными средствами (семантическое поле), и алгоритмами учебной деятельности.
Цели
Образовательная – расширить и углубить собственные знания и умения, необходимые для создания тональной композиции фотопортрета:
- освоить тональную композицию фотопортрета
- выбирать материалы для конкретного применения (в зависимости от назначения).
Развивающая:
- развитие исследовательских способностей;
- развитие способностей выбирать эффективные методы и способы для выполнения профессиональных задач;
- умение презентовать результаты собственной деятельности.
Воспитательная:
- умение организовывать собственную деятельность;
оценка эффективности методов деятельности и качества результатов
Цели (планируемые результаты освоения содержания занятия)
План занятия и нормы времени
№ п/п |
Этап занятия |
Время (мин) |
1 |
Организационный |
2' |
2 |
Целеполагающий (сообщение темы, мотивация учебной деятельности, выявление проблемы занятия, постановка целей, составление программы деятельности, подбор средств, проектирование результата) |
6' |
3 |
Продуктивный |
30' |
3.1 |
Создание тональных фотоизображений (критерии: тон, актуальность снимка, кадрирование, резкость, контрастность, передача настроения фотомодели). |
5' |
3.2 |
Промежуточный контроль |
3' |
3.3 |
Обработка фотоизображения |
15' |
3.4 |
Представление результатов деятельности (промежуточный контроль) |
5' |
3.5 |
Самооценка деятельности |
2' |
4 |
Итоговый (рефлексия занятия, оценивание деятельности обучающихся, предъявление задания для самостоятельной работы) |
5' |
* Вторая половина занятия производственного обучения направлена на уточнение и корректировку полученных результатов, представление результата.
Структура занятия
№ этапа |
Цели (задачи) этапа |
Методы, приемы |
Содержание этапа (деятельность преподавателя и обучающихся) |
Средства |
1 |
Исследование готовности группы к освоению содержания занятия |
Фронтальный опрос |
- приветствие - создание микрогрупп - выбор лидеров микрогрупп - рефлексия состояния обучающихся - организация внимания - сообщение темы - предъявление практической значимости занятия для профессиональной деятельности - выявление уровня теоретических знаний по теме |
Вопросы преподавателя Ответы обучающихся Мультимедийный экран
|
2 |
Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся
|
Фронтальный опрос
|
- выявление проблемы занятия - постановка целей - составление программы деятельности - подбор средств - проектирование результатов - предъявление показателей и критериев оценки деятельности на занятии - рефлексия |
РП, ПТП, ОК, ПК, критерии этапов работы, мультимедийный экран
|
3 |
|
|
|
|
3.1 |
Создание фотоизображений |
Исследование, анализ |
- выполнение программы деятельности |
Фотоизображения Алгоритм исследования (критерии отбора) Правила фотокомпозиции (электронное пособие) |
3.2 |
Промежуточный контроль |
Публичное выступление |
- подготовка обучающегося к выступлению - защита выполненной работы - комментирование результатов |
Алгоритм выступления Критерии оценки |
3.3 |
Обработка фотоизображения |
Исследовательская работа, решение практических задач |
- выполнение программы деятельности |
Алгоритм работы |
3.4 |
Представление результатов деятельности (промежуточный контроль) |
Публичные выступления |
- защита выполненной работы - комментирование результатов |
Алгоритм выступления Критерии оценки |
3.5 |
Самооценка деятельности |
Словесный опрос |
- выполнение самооценки деятельности |
Критерии оценки |
4 |
Рефлексия занятия |
Фронтальный опрос |
- организация рефлексии обучающихся по результатам занятия (вопросы преподавателя) - оценка деятельности группы - защита работы обучающимися - предъявление домашнего задания |
Отчёт по практической работе Журнал теоретического обучения |
Конспект занятия
«Тональная композиция фотопортрета»
преподавателя
Ход занятия
- Организационная часть:
приветствие, отметка явки учащихся, проверка готовности к уроку, проверка готовности оборудования
- Целеполагающая часть:
Сообщение темы занятия - практическая работа «Тональная композиция фотопортрета»
Слово учителя:
- Ваше домашнее задание было групповым – каждая группа приготовила материальные средства для создания тонального портрета. Сегодня на занятии мы будем учиться создавать тональный портрет.
Задача каждой группы – создать к концу занятия свой тональный портрет, который мы вместе оценим.
Актуализация опорных знаний:
- Что называется портретом?
- Какие этапы работы вы предполагаете? (предварительный осмотр, отбор значимых и наиболее удачных кадров, вывод на экран рамки, расположение, подбор кадров)
- Какие правила необходимо помнить при съемки тонального портрета? (правила композиции)
Вспоминаем основные правила портрета (электронное пособие)
Повторяем ОТ, ПБ, ЭБ.
- Продуктивная часть:
Выдача задания, выполнение работы
Организация, руководство, целевые обходы учащихся
Проверка соблюдения ОТ, ПБ, ЭБ.
Представление созданных коллажей
4.Заключительная часть:
- Ваши замечания, отзывы, предложения?
Проведение оценки и самооценки.
Разбор типичных ошибок, методы их устранения.
Подведение итогов занятия:
- Чем занимались? Получилось? Насколько объективно оценили работу? Есть ли вопросы?
Выставление оценок в журнал.
Приложение 1
Средства обучения
Правила создания фотоснимков:Конец формы
- Помните о правиле третей. Человеческий глаз привлекает внимание то, что расположено на пересечение третей. Помните об этом, работая над композицией.
- Негативное пространство – ваш друг. Не старайтесь постоянно заполнять кадр. Негативное пространство также может быть преимуществом, иногда оно может быть не менее важным, чем главный объект съемки.
- Используйте геометрию. Тренируйте свой взгляд находить линии, формы и модели. Они придадут структуру снимку, и помогут снимку выглядеть не плоским, а объемным. Линии ведут взгляд зрителя внутрь или за пределы снимка, найдите точку интереса для кадра, и посмотрите, ведут ли к нему какие-либо линии.
- Рамка в рамке. Использованные грамотно рамки привлекают взгляд зрителя к главному объекту съемки. Ищите рамки разного размера и формы. Не зацикливайтесь на заборах и окнах. Рамками может служить что угодно, даже деревья.
- Не располагайте горизонт посередине кадра. Следите за уровнем горизонта и избегайте того, чтобы он был посередине кадра. Если небо более интересно, расположите горизонт в нижней части снимка и наоборот, если более интересна земля.
- Добавьте жизнь в снимок. Постарайтесь включить в кадр живое существо. Это придаст дополнительный интерес фотографии.
- Избегайте слияния предметов на фотографии. Когда линия горизонта пересекается с объектом съемки, это отвлекает зрителя и может испортить композицию. Поднимите или опустите камеру, переместите ее влево или вправо, чтобы избежать слияния границ.
- Одиноко расположенные предметы в кадре выглядят впечатляюще. Такие предметы, как деревья, машины, здания, мотоциклы хороши для композиции.
- Размер имеет значение. Старайтесь включить в кадр предмет, который поможет зрителю ощутить масштаб изображения, представить его размеры. Включайте в кадр людей или предметы, которые смогут дать зрителю представление о размерах и масштабах.
- Думайте, перед тем как нажать на спуск. Посмотрите еще раз внимательно на то, что вы собираетесь снимать, чтобы избежать ненужных, отвлекающих предметов в кадре. Еще раз обдумайте, как должен будет выглядеть снимок и с какого ракурса его лучше снять.
Алгоритм последовательности операций для создания тонального портрета в условиях съемочного фотосалона.
Организация рабочего места.
1.Установить место модели.
- Установить место фотокамеры (для определения системы координат размещения последующего фотооборудования)
- Установить осветительные приборы, отражатели согласно схеме.
4.Произвести настройки фотокамеры, согласно виду работ.
5.Подобрать необходимый объектив.
6.Расположить модель на подготовленном месте.
7.Включить осветительные приборы.
8.Провести тестовую фотосъемку.
9.Провести коррекцию экспозиционных параметров.
10.Произвести рабочую фотосъемку (не менее 10-15 дублей).
11.Выключить после фотосъемки осветительное оборудование.
12.Скопировать кадры фотосъемки на электронно-вычислительную машину.
13.Провести необходимую коррекцию изображения в фоторедакторе, перед выводом на печать.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА (светлой тональности)
Наименование операции |
Технические условия |
Оценка в баллах |
|
Мах |
Фактическое |
||
Вид модели |
Правильно подобраны одежда, аксессуары, цвет волос прически |
2 |
|
Фон |
Фактура и цвет фона в соответствии с тоном портрета. |
3 |
|
Схема освещения |
- фактура света - направление светового потока
|
5 |
|
Экспозиция |
Сдвиг экспозиционных параметров в соответствии с тональным решением портрета |
4 |
|
Эмоция, настроение и характер отраженный в портрете |
Эмоциональная составляющая, формирующая характер художественного образа |
4 |
|
Обработка в фоторедакторе |
Коррекция изображения по тону и фактуре
|
2 |
|
Итого: |
|
20 |
|
18-20 баллов -5
15-17 баллов - 4
11-14 баллов – 3
Менее 10 баллов – брак
Приложение 4
Фрагмент Рабочей программы учебной дисциплины, относящийся к проводимому занятию
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Целью производственного обучения является закрепление знаний и развитие способностей, полученных обучающимися в процессе освоения содержания специальных дисциплин и предметов профессионального цикла, таких как «Фотоаппаратура и фотооборудование»; «Фотодело»; «Фотоматериалы и фотохимия», комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы обучающимися по профессии
Задачей производственного обучения является развитие профессиональных способностей по подбору, наладке и переналадке фотооборудования для различных фотопроцессов, осуществлению различных видов фотосъемки, выполнению черно-белых негативных, позитивных и обращаемых процессов.
Фрагмент Тематического плана и содержания учебной дисциплины
«Производственное обучение»
Блок №6 Обучение различным видам съемки |
|
|
|
6.1 Тональная композиция портрета |
Фотосъемка эффектов света. Освещение фронтальное, переднедиагональное, верхнее, нижнее. Освещение рисующим светом. Фотосъемка световых полуоборотов. |
6 |
6 |
Приложение 5
Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия
Практическая работа «Тональная композиция портрета»
преподавателя
Этап занятия |
Успехи |
Ошибки |
Причины ошибок |
Способы устранения |
Проектировочный |
1. Подготовлены мультимедийная презентация 2. Разработаны критерии оценки деятельности обучающихся |
|
|
|
Организационный |
1. Приветствие студентов¸ вопрос о настрое на работу 2. Ориентирование на продуктивную деятельность с конкретным качественным результатом |
|
|
|
Целеполагающий |
1. Постановка целей, предметная цель дополнена общепрофессиональной 2. Проектирование результатов |
1.Цель поставлена не совместно с обучающимися
2. Не составлена программа деятельности 3. Средства под программу деятельности не подобраны |
|
|
Продуктивный |
1. В процессе продуктивного этапа занятия проводилось, при необходимости, консультирование студентов |
|
|
|
Итоговый |
1. Проведена рефлексия занятия
|
|
|
|