План - конспект проведения урока
Используемый УМК : учебник «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Изд. – М.: «Просвещение», 2006.
Класс: 10
Место занятия в структуре образовательного процесса:
- Урок по учебному плану – первый.
- Тема урока по учебно-тематическому плану «Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрии , изучить аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.
Задачи: обучающие: создать условия для формирования основных понятий, аксиом; сформировать умение работать с текстом учебника; с текстом, предъявляемым на экране монитора; формировать умение, находить примеры на предметах окружающего мира, формировать умение мыслить пространственно; анализировать, наблюдать, делать выводы;
развивающие: развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес, расширять представления учащихся об окружающем мире, поддерживать интерес к изучаемому предмету; содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность;
воспитывающие: активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ.
Оборудование:
- Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- Презентация «Аксиомы стереометрии».
- Приложения (раздаточный материал).
- Модели точки, прямой, плоскостей, пересекающихся плоскостей.
Ход урока:
Этапы урока и их содержание |
Деятельность |
||
учителя |
учащегося |
||
I.Организационный момент. |
Организационная |
Сообщают об отсутствующих |
|
II. Постановка цели. Слайд 1. Сегодня на уроке мы познакомимся со второй частью курса геометрии – стереометрией, изучим аксиомы стереометрии и научимся применять их при решении геометрических задач.
|
Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока.
|
Записывают в тетради.
|
|
III. Изучение нового материала. Слайды 2 – 4. Вступительное слово учителя о новом разделе геометрии – стереометрии – геометрии пространства, основные фигуры пространства, их обозначение.
Слайды 5 – 6. Понятие геометрического тела, примеры.
Слайд 7. Геометрические понятия в стереометрии.
Слайд 8. Понятие аксиомы.
Исследовательская работа.
|
Проводит беседу.
Комментирует.
Комментирует.
Предлагает учащимся вспомнить и сформулировать аксиомы планиметрии.
Вызывает трех учеников, дает три карандаша и просит поставить их так, чтобы они не лежали на одной прямой и кладет сверху макет плоскости. |
Внимательно слушают объяснение учителя и записывают в тетрадь основные понятия.
Формулируют аксиомы планиметрии.
Ученики выходят к доске, выполняют указания учителя.
Пытаются самостоятельно сформулировать А1.
|
|
Этапы урока и их содержание |
Деятельность |
||
учителя |
учащегося |
||
Слайд 9. Аксиома 1.
Слайд 10. Аксиома 2.
Слайд 11. Аксиома 3.
Слайды 12 – 13. |
Формулирует А1.
Формулирует А2.
Формулирует А3.
Поясняет. |
Иллюстрируют в тетради А1.
Иллюстрируют в тетради А2.
Иллюстрируют в тетради А3.
Внимательно слушают и записывают в тетрадь. |
|
IV. Формирование умений и навыков учащихся 1. Вопросы для самоконтроля (проверка усвоения теоретического материала).
|
1. В каком случае три точки пространства не определяют положение плоскости, через них проходящей? 2. Как расположены две плоскости, если в каждой из них лежит один и тот же треугольник? 3. Из прямых и плоскостей, проходящих через вершины куба ABCDA1B1C1D1, назовите: а) пары пересекающихся прямых; б) тройки прямых, пересекающихся в одной точке; в) пары пересекающихся плоскостей; г) тройки плоскостей, пересекающихся в одной точке. B1 C1 A1
C A D |
Отвечают на вопросы, предложенные учителем.
|
|
Этапы урока и их содержание |
Деятельность |
||
учителя |
учащегося |
||
2. Устная работа. Слайды 14 – 16. Решение задач по готовым чертежам.
3. Решение задач с комментированием.
Слайды 17 – 19. Решение задач по готовым чертежам. |
Предлагает учащимся выполнить задание.
Предлагает учащимся выполнить задание на выданных перед уроком листах с задачами.
|
Отвечают.
Обсуждают и записывают решение на выданном раздаточном материале.
|
|
V. Итог урока.
|
Вместе с учащимися подводит итоги урока. Предлагает учащимся следующие вопросы: - Какую цель Вы ставили перед собой вначале урока? - Как вы считаете достигли ли Вы эту цель? - Узнали ли Вы что-нибудь новое на уроке? - Что Вам запомнилось на уроке? |
Отвечают на вопросы, предложенные учителем.
|
|
VI. Домашнее задание с комментированием. Слайды 20 – 21. |
Озвучивает домашнее задание, комментирует решение задания № 6. |
Записывают в дневник, внимательно слушают комментарий. |
|
Необходимые ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Источники информации
Используемая литература:
- Атанасян А.С. Геометрия 10-11. Изд. – М.: Просвещение 2006.
- Ковалева Г.И. «Дидактические материалы по геометрии 10» разрезные карточки.
- Саакян С.М., Бутузов В.Ф. «Изучение геометрии в 10 11 классах. Методические рекомендации к учебнику». Изд. – М.: Просвещение 2006.
Приложение 1. Раздаточный материал.
К вопросам для самоконтроля.
Приложение 2. Раздаточный материал.
Задача № 1.
Пользуясь данным рисунком, назовите: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) две плоскости, содержащие прямую DE , прямую EF.
|
Решение:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) прямую, по которой пересекаются плоскости DEF и SBC; плоскости FDE и SAC .
|
Решение:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) две плоскости, которые пересекает прямая SB; прямая AC .
|
Решение:
|
Задача № 2.
Пользуясь данным рисунком, назовите:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Две плоскости, cодержащие прямую DE.
|
Решение:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) Прямую по которой пересекаются плоскости АЕF и SBC.
|
Решение:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) Плоскость, которую пересекает прямая SB.
|
Решение:
|
Задача № 3.
Пользуясь данным рисунком, назовите:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Две плоскости, cодержащие прямую EF.
|
Решение:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) Прямую по которой пересекаются плоскости BDЕ и SAC.
|
Решение:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) Плоскость, которую пересекает прямая AC.
|
Решение:
|