Тема «Мониторинг окружающей среды»

Тип занятия – приобретение новых знаний

 

Вид занятия – изучение нового материала

 

Форма организации учебного процесса  - теоретическое занятие с элементами практического

 

Педагогическая технология:  проблемное обучение с элементами природно-рефлексивной технологии саморазвития человека


Методы обучения:  информационно-сообщающий, частично-поисковый, проблемный

 

Методические приемы: словесные, картографический, анализ, сравнение, наложение карт), проектная работа

 

Информационное и материально-техническое обеспечение

ЛИТЕРАТУРА

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
  2. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.

Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  1. Экология. Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
  2. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
  3. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс, 2009.
  4. Атлас по географии, 10 класс

ОБОРУДОВАНИЕ

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
  • мультимедийная доска;
  • экран;
  • классная доска;
  • настенная карта.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………..

 

План занятия……………………………………………………………………..

Структура занятия………………………………………………………………..

 

Конспект занятия…………………………………………………………………

 

Приложение 1. Средства обучения …………………….……………………….

 

Приложение 2. Система средств контроля ……………….……………………

 

Приложение 3.Показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия…………………………

Приложение 4. Фрагмент  Рабочей программы учебной дисциплины/МДК ПМ, относящийся к проводимому занятию (из 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины, реализуемые в разделе, теме, включающим данное занятие; из 2.2 Тематический план и содержание темы или раздела, включающих данное занятие; из 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины –  Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по разделу, теме, включающим данное занятие); Фрагмент раздела ОДК или ПТП, включающих проводимое занятие)……………………………………  

Приложение 5.Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия…………………………………………………………………………..        

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В методической разработке открытого занятия представлена модель процесса обучения на основе проблемного обучения с использованием элементов природно-рефлексивной технологии саморазвития человека по теме «Мониторинг окружающей среды».                

Проблемное обучение позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов, посредством поискового метода изучения конкретной проблемы (вопроса). А элементы природно-рефлексивная технология реализует личностно-ориентированное (персонифицированное) управление процессом обучения и организует освоение студентами содержания обучения в деятельности.

Главной структурной единицей образовательного пространства является система «педагог – учебная группа». Основная функция педагога – создание необходимых условий для саморазвития обучающихся и самого педагога, обеспечение  творческого процесса познания предметного содержания, развития потребностей, способностей и сознания человека, их единство составляет внутренний механизм саморазвития человека. Педагог управляет познавательной деятельностью, поэтому освоение им норм (правил) и алгоритмов организации технологического пространства имеет особенно важное значение. В технологически организованном образовательном пространстве обучающиеся овладевают средствами предметного содержания и алгоритмами деятельности.

В ситуации реализуются следующие цели: мировоззренческая, предметная триединая  (образовательная, развивающая, воспитательная). Мировоззренческая цель направлена на выработку позиции (убеждений, ценностных ориентаций), предметная цель – на освоение предметного (профессионального) содержания ситуации. Для достижения предметной цели педагог проектирует учебные действия, определяет нормы времени для каждого этапа занятия и подбирает к ним необходимые и достаточные средства обучения. Реализация предметной цели обеспечивает достижение мировоззренческой.

Поскольку универсальной формой саморазвития человека является индивидуальная деятельность, в которой непрерывно происходит саморазвитие человека (обучающихся, педагога), его потребностей в познании, развитии познавательной активности и оценочной (рефлексивной) деятельности,  структура занятия разработана на основе универсальной модели деятельности: цели, действия, средства, результат, рефлексия. В деятельности потребности преобразуются в цели, способности – в средства и способы ее достижения (результат), а сознание – в рефлексию собственной деятельности. В деятельности человек включается в разнообразные отношения с окружающим миром и учится строить их по объективным нормам. Система отношений становится внешним механизмом саморазвития человека. Структура внутренне – внешнего механизма саморазвития человека позволяет рассчитать структуру природно-рефлексивной технологии обучения, как единства трех взаимосвязанных пространств: целевого, поисково-продуктивного (как частично-поискового, так и проблемного) и рефлексивного.

Предметное содержание в ситуации представлено специально разработанными средствами и алгоритмами учебной деятельности.


Цели:

 

Образовательная:

  • знать сущность понятия «мониторинг окружающей среды»;
  • знать виды мониторинга;

-   особенности мониторинга окружающей среды;

  • уметь анализировать тематические карты.

 

Развивающая:

  • анализировать картографический материал;
  • развить умения анализировать и сравнивать картографический материал и делать системные выводы;
  • развить умение наложения карт различного содержания.

 

Воспитательная:

- сформировать понимание важности изучения естественнонаучных дисциплин для специальности «Дизайн (по отраслям).

 

План занятия и нормы времени

 

№ п/п

Этап занятия

Время (мин)

1

Организационный

3

2

Целеполагающий (сообщение темы, целей занятия,  актуализация знаний, умений обучающихся, мотивация учебной деятельности, предъявление показателей и критериев оценивания освоения содержания занятия)

5

3

Продуктивный

30

3.1

Изучение нового материала: понятие «мониторинг», виды мониторинга, уровни мониторинга

10

3.2

Сравнить карту глобального потепления климата и плотности населения  мира (атлас, 10 кл. стр. 14) и сделать вывод об антропогенной природе процесса потепления

10

3.3.

Изучение нового материала: отрасли – загрязнители окружающей среды. Вклад швейной промышленности в загрязнение окружающей среды

7

3.4.

Выдача домашнего задания: разработать экологическую маркировку одежды (результат представить в электронном или бумажном варианте). Темы рефератов.

3

4

Итоговый (рефлексия занятия, оценивание деятельности обучающихся, предъявление задания для самостоятельной работы)

7

 

 


Структура занятия 

 

этапа

Цели (задачи) этапа

Методы, приемы

Содержание этапа

(деятельность преподавателя и обучающихся)

Средства

1

Активизировать деятельность студентов. Настроить на работу

 

 

 

2

Мотивировать обучающихся на получение новой информации

 

 

 

3

 

 

 

 

3.1

Знать сущность понятия «мониторинг окружающей среды»; виды и уровни мониторинга

 

Вопросы на понимание, анализ прошлых знаний (репродуктивный метод), метод сравнения

Определение сущности понятия «мониторинг», запись его в тетрадь;

Вопрос на соотнесение мониторинга к профессиональной деятельности: мониторинг тенденций в моде.

Разбор видов и уровней мониторинга:

- наложение имеющихся знаний на новый материал (выявление видов мониторинга и его уровней);

- вопросы на понимание

Мультимедийный экран

 

Схематическое изображение

3.2

Развить умение анализировать, сравнивать и накладывать друг на друга тематические карты, делать системные выводы

Наложение, сравнение, анализ (картографический, сравнительный)

Практическая работа студентов:

Наложить карту плотности населения на карту глобального потепления и выявить природу глобального потепления (естественная или антропогенная).

Для 3 уровня освоения – сравнение 2 карт с экологической картой мира (выявление регионов, для которых характерно антропогенное потепление)

 

Деятельность преподавателя:

- объяснение алгоритма выполнения задания;

- индивидуальные консультации в процессе выполнения задания;

- проверка присутствующих на занятии, заполнение журнала.

 

Деятельность преподавателя и студентов:

- анализ полученных результатов;

- обсуждение 2 точек зрения (об антропогенной и естественной природе потепления);

- системный вывод по заданию, запись его в тетради

Карта плотности населения, карта глобального потепления. Мультимедийный экран и проектор

 

Журнал теоретического обучения, списочный состав группы, УПД

 

Мультимедийный экран

3.3

Сформировать понимание важности изучения естественнонаучных дисциплин для специальности «Дизайн (по отраслям)

 

Деятельность преподавателя и студентов:

- Выявление отраслей – лидеров по загрязнению окружающей среды (вопрос-ответ);

- выделение их хозяйства текстильной промышленности (ориентирование на специальность) – Какой вклад она вносит в загрязнение окружающей среды? Выделить источники загрязнения.

- вывод по вопросу, запись его в тетради.

Мультимедийный экран

Схема «источники экологических проблем в текстильной промышленности»

3.4

Объяснить  домашнее задание

 

Деятельность преподавателя:

- Четкий алгоритм выполнения ДЗ: Разработать экологическую маркировку одежды (результат представить в электронном или бумажном варианте).

- Примерные темы рефератов по теме «Экологический мониторинг»:

1.       Промышленность натуральных волокон.

2.       Воздействие искусственных тканей на организм человека.

3.       Утилизация отходов легкой (текстильной) промышленности.

4.       Мониторинг использования натуральных волокон по регионам мира.

Деятельность студентов:

- запись ДЗ;

- вопросы по выполнению.

Слайд «Экологическая маркировка, используемая в текстильной промышленности»

4

Оценка уровня освоения изученного материала

опрос

Деятельность преподавателя и студентов:

- опрос на усвоение изученного материала (вопросы на закрепление и выявление неусвоенных единиц):

1.       Что такое мониторинг окружающей среды?

2.       Какие виды мониторинга Вы знаете?

3.       В чем важность глобального мониторинга? Почему он должен быть системным?

4.       Как можно привязать мониторинг к Вашей профессиональной деятельности?

- выставление оценок за занятие.

 

Вопросы на слайде

 

Журнал теоретического обучения


Конспект  занятия 

«Мониторинг окружающей среды»

преподавателя Никулиной Т.Л.                                            в группе 110

 

Ход занятия

 

         Как вы понимаете термин «мониторинг»?

 

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

 

Какие виды мониторинга, применительно к изучаемой дисциплине, могут быть?

Виды мониторинга

Системы мониторинга или его виды различаются по объектам наблюдения.

  1. Мониторинг атмосферного воздух;
  2. воды;
  3. минерально-сырьевых ресурсов;
  4. энергетических ресурсов;
  5. биоресурсов;
  6. почвы и др.

При этом важно создавать не разрозненные системы, а комплексные.

        

Уровни мониторинга

Мониторинг является многоуровневой системой. Выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней.

Национальную (или государственную) сеть мониторинга на территории РФ образует «Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации» (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы.

В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть - «Глобальную систему мониторинга окружающей среды» (ГСМОС). Это высший глобальный уровень организации системы экологического мониторинга. Ее назначение - осуществление мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе.

Глобальный мониторинг - это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой системы в полном объеме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем.

 

Задание 1. Сравнить карту глобального потепления климата и плотности населения  мира (атлас, 10 кл. стр. 14) и сделать вывод об антропогенной природе процесса потепления.

 

Вывод: в настоящее время на планете наблюдается повышение среднегодовых температур, главным образом, в северных широтах, где показатель плотность не столь высок, а значит, деятельность человека является не первоочередной в процессе потепления.

 

Какие отрасли промышленности вносят максимальный вклад в загрязнение окружающей среды?

- добывающая;

- металлургия;

- нефтяная;

- химическая;

- машиностроительная и т.д.

 

Какие экологические проблемы имеют место в текстильной (швейной) промышленности?

 

В текстильной промышленности существуют два источника возникновения экологических проблем:
     
1. Процессы, применяемые при производстве тканей


Основные экологические проблемы, вызываемые деятельностью заводов по производству тканей, - токсичные вещества, попадающие в атмосферу и сточные воды. В дополнение к потенциально токсичным веществам часто проблемой становятся неприятные запахи, особенно если заводы по крашению и набивке тканей расположены вблизи жилых районов. Вентиляционные выбросы могут содержать пары растворителей, формальдегид, углеводороды, сероводород и соединения металлов. Растворители иногда могут быть собраны и очищены для повторного использования.

Легковоспламеняющиеся вещества можно сжигать, хотя это относительно дорого. Тем не менее, основным решением может стать использование материалов, производящих минимальное количество вредных выделений.
     
Загрязнение сточных вод незакрепленными красителями представляет серьезную экологическую проблему не только из-за потенциальной опасности для здоровья человека и животных, но также и из-за загрязнения, которое хорошо заметно визуально. Обычно при окрашивании может быть достигнута фиксация красителей в 90%, но при набивке тканей при помощи химически активных красителей уровни фиксации в 60% и менее являются обычными. Это обозначает, что более чем одна треть химически активного красителя поступает в сточные воды во время промывки набивной ткани.
 Решение проблемы лежит в использовании красителей с наименьшим загрязняющим эффектом и в разработке красителей и синтетических загустителей, увеличивающих степень фиксации, и таким образом уменьшающих количество смываемых излишков.
     
 2. Экологические проблемы, вызванные использованием текстильных изделий
 - Остатков формальдегида и некоторых соединений тяжелых металлов (большинство из них инертны) может быть достаточно, чтобы вызвать раздражение кожи и сенсибилизацию (повышенную чувствительность к аллергенам) у людей, носящих окрашенные ткани.

 - Формальдегид и остатки растворителей в коврах и тканях, использующихся для обивки мебели и штор, будут постепенно испаряться в течение некоторого времени и накапливаться в помещении.
     
 - Чтобы обеспечить безопасность тканей, Marks and Spencer, Британско-Канадское предприятие розничной торговли одеждой, установило лимиты содержания формальдегида в одежде, которую они закупают. С тех пор другие производители одежды, особо можно упомянуть Levi Strauss в Соединенных Штатах, последовали этому примеру. В некоторых странах эти лимиты были оговорены в законах (например, Дания, Финляндия, Германия и Япония) и в ответ на возросший образовательный уровень потребителя, производители тканей стали добровольно придерживаться соблюдения таких лимитов, чтобы получить право использовать экологическую маркировку (рисунок 1)

 

         Задание для внеаудиторной самостоятельной работы: Разработать экологическую маркировку одежды (результат представить в электронном или бумажном варианте).

 

Темы рефератов:

  1. Промышленность натуральных волокон.
  2. Воздействие искусственных тканей на организм человека.
  3. Утилизация отходов легкой (текстильной) промышленности.
  4. Мониторинг использования натуральных волокон по регионам мира.

 

Рефлексия занятия

 

                                                                                                                                                              Приложение 5

Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия «Мониторинг окружающей среды»

преподавателя Никулиной Т.Л. в группе №110

Этап занятия

Успехи

Ошибки

Причины ошибок

Способы устранения

Проектировочный

Подготовлена мультимедийная презентация; критерии оценки деятельности обучающихся, в качестве наглядности использован географический атлас

Нет опережающего задания;

 

Нет возможности консультировать каждого обучающегося

 

 

 

Нерационально использовано пространство аудитории

Выдача опережающего задания (доклад, презентация и пр.)

Расстановка парт по микрогруппам

Организационный

Приветствие студентов¸ вопрос о настрое на работу. Ориентирование на продуктивную деятельность с конкретным качественным результатом

Не задействована доска

Использование мультимедийного экрана

Прописывать алгоритм деятельности на доске

Целеполагающий

Поставленные цели

1. Понять сущность экологического мониторинга, его видов и уровней;

2. Научиться анализировать и сравнивать карты различного содержания;

3. Сформировать понимание важности изучения естественнонаучных дисциплин для специальности «Дизайн (по отраслям).

Цели были реализованы, получили развитие  ОК2, ОК 4

Не поставлена цель на определение программы  деятельности самих обучающихся

 

Восполнение недочета на следующем ОЗ 2.11.2011 г.

Продуктивный

В процессе продуктивного этапа занятия применялся проблемный метод, т.е. поиск новой информации, переведение из знаковой информации в текстовую, что способствует развитию интеллектуальной деятельности (анализ, наложение и сравнение тематических карт)

На занятии применялись элементы технологии

 

Форма контроля, которая использовалась на занятии,  – опрос

Нет четкой дифференциации заданий

 

 

 

 

 

Элементы технологии разрознены, нет единой картины

Нет разнообразия форм контроля

Достаточно ровная, в интеллектуальном плане, группа

 

 

 

 

 

Разработка дифференцированных заданий 2 и 3 уровня сложности

 

 

 

 

 

 

Увеличить спектр используемых форм контроля на занятиях

Итоговый

Проведена рефлексия полученных знаний

 

 

Получено творческое домашнее задание, которое сочетает в себе и содержание дисциплины «Экологические основы природопользования» и непосредственную связь со специальностью «Дизайн (по отраслям)

Не уложились в 45 мин., часть итогового этапа была опущена

Не прошел этап закрепления полученных знаний

Не было контроля времени

 

                           

                                                                                                                                                Приложение 1

Средства обучения


Приложение 2

Система средств контроля

 

Вопросы для текущего контроля ( устный опрос)

1.Что такое мониторинг окружающей среды?

2.Какие виды мониторинга Вы знаете?

3.В чем важность глобального мониторинга? Почему он должен быть системным?

4.Как можно привязать мониторинг к Вашей профессиональной деятельности?


Приложение 3

показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия

 

  1. Активное участие в занятии: ответы на вопросы, работа у доски и т.д.;
  2. Выполнение всех заданий;
  3. Соблюдение регламента выполнения заданий;
  4. Работа с картами: сравнение, наложение, анализ (10 мин.);
  5. Выполнение домашнего задания.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top