Особенности организации и проведения групповых практических занятий и консультаций на основе ДОТ

  1. Дистанционный семинар

 

А. Семинар в учебном процессе вуза

 

Традиционные семинары представляют собой наиболее распространенный вид практических занятий в вузах и предназначены для углубленного изучения того или иного предмета. Семинар — это форма организации обучения, при которой на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа обучающихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут дискуссии и выступления обучающихся, завершающиеся формулированием под руководством преподавателя выводов и обобщений [7].

 

Семинар, наряду с лекцией, относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную [4]. Эти функции семинара можно реализовать и в дистанционном обучении.

 

Б. Виды дистанционных семинаров

 

Семинары в учебном процессе на основе  дистанционных образовательных технологий  могут проводиться в отложенном (off-line) и реальном (on-line) времени. Известны несколько видов семинаров:

 

  1. Дистанционный семинар в режиме реального времени

 

1.1. Семинар-видеоконференция

 

В педагогическом аспекте данный вид семинара практически не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов [5]. К видеоконференциям, как показывает опыт, надо привыкнуть, так как наблюдается некоторая задержка изображения на экране при движении участников, сказывается необычность интерьера, начиненного аппаратурой и др. [4]. Сходство с традиционным семинаром состоит в том, что требуется «присутствие» участников в определенное время в «виртуальной аудитории». Однако данный вид семинаров используется довольно редко, так как требует сложного оборудования и дорого стоит. 

 

1.2. Семинар-чат

 

Семинары можно проводить и в виде чатов. Но использование данной технологии накладывает некоторые ограничения:

продолжительность семинара — не более часа (высокое психологическое напряжение, участники быстро устают);

количество участников — не более 5 человек (сообщения на экране перемешиваются, трудно следить за мыслью).

 

Рекомендации по проведению семинара в виде чата — см. материалы задания «Сетевая деловая игра «Чат-знакомство» (раздел 1 нашего курса).

 

Чтобы увеличить количество участников чата, не перегружая «виртуальную аудиторию», можно разделить обучающихся на «участников» и «наблюдателей». Наблюдатели не проявляют себя, а просто следят за разворачивающимся чатом. После чата они высылают его анализ преподавателю, высказывают собственные мысли по поводу обсуждавшихся проблем [2].

 

  1. Дистанционный семинар в режиме отложенного времени (асинхронный семинар)

 

2.1. Особенности асинхронного семинара

 

Для проведения дистанционного семинара в режиме отложенного времени используются технологии форума, списка рассылки и электронной почты. Асинхронные семинары с полным правом могут называться «виртуальными», так как участники не видят друг друга, а, будучи разнесены в пространстве и во времени, обмениваются только текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация между участниками, как это происходит в обычном семинаре, заменена эпистолярным (письменным) общением, реализуемым средствами информационных и телекоммуникационных технологий  [5]. При этом преподаватель может оценить активность каждого участника.

 

Различают модерируемые и немодерируемые форумы (телеконференции). Первая форма отличается тем, что модератор (ведущий) форума (чаще всего – преподаватель) оставляет за собой право вносить коррективы в содержание сообщений, которые присылают участники. Модератор может также изменять порядок следования сообщений, удалять те из них, чье содержание не соответствует теме дискуссии. Если телеконференция (форум) не модерируемая (не управляемая), каждый участник видит на экране все неотредактированные тексты вопросов и ответов других участников семинара, причем в той последовательности, в которой они были отправлены.

 

2.2. Сценарии проведения асинхронного семинара

 

Основным правилом подготовки и проведения семинара в ДО является тщательная его разработка.

 

Преподаватель должен:

подготовить вопросы, список литературы, методические рекомендации по содержательной части занятия;

составить график (дату и время начала и завершения семинара, указать вид семинара – синхронный / on-line или асинхронный / off-line);

распространить разработанные документы среди участников семинара (через список рассылки или доску объявлений);

убедиться, что все участники семинара имеют идентификационное имя и пароль;

подготовить тесты (в случае необходимости);

провести семинар (включая анализ текстов выступлений студентов, вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений, оформленных в виде текстов);

  в конце семинара оценить работу студентов [5]. 

 

Семинары – это всегда групповые занятия. В зависимости от схемы (сценария, алгоритма) их проведения семинары можно условно разделить на дискуссионные и задачные [5] .

 

В задачных семинарах обучающиеся получают и решают конкретные практические задания под руководством преподавателя. Этот процесс проходит самостоятельно (автономно) для обучающегося, но у него имеется возможность консультаций с преподавателем или целевого общения с сокурсниками. После выполнения задания каждый обучающийся высылает его по почте (или выкладывает его в форум), потом оно оценивается преподавателем. Если задача (проблема) ставится для всей группы и решается всей группой, но с разбивкой по ролям, то в этом случае семинар трансформируется в метод проектов [5].

 

Дискуссионные семинары наиболее распространены и подразделяются, в свою очередь, на проводимые по схеме «вопрос – ответ» или с использованием метода «докладов» [5] .

 

В первом случае участники отвечают на вопросы семинара; эти ответы обсуждаются другими обучающимися и оцениваются преподавателем. Предполагается, что все участники подготовлены по всем вопросам семинара и могут ответить на предлагаемые вопросы. Преподаватель, имея список обучающихся, обращается в письменном виде к любому участнику, который должен ответить на вопрос преподавателя. При этом преподаватель может предложить обсудить ответ обучающегося его одногруппникам, обратившись к ним по электронной почте, или попросить обучающегося самого оценить или прокомментировать свой ответ. В конце семинара преподаватель оценивает выступления всех участников, учитывая их активность [5].

 

Во втором случае специально выделенными участниками готовятся доклады, которые после «виртуального заслушивания» (т.е. прочтения текста выступления на экране всеми участниками) обсуждаются коллективно в режиме реального или отложенного времени. Докладчики могут использовать информационные и коммуникационные технологии для презентаций (тезисы, схемы, видеодемонстрации, моделирование). При этом учитывается ряд показателей, характеризующих качество проведения семинара: научность, доказательность, новизна, самостоятельность, стиль изложения, активность при обсуждении [5].  В процессе проведения семинара преподаватель может персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту или ко всем сразу, используя соответствующие услуги Интернета [7].

 

Преподаватель комментирует ответ обучающегося в письменной форме, кроме того, поощряются высказывания участников, получаемые как реакция на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия). Дидактические инструменты форума позволяют преподавателю персонально обращаться в письменной форме к каждому обучающемуся. В конце семинара преподаватель подводит его итоги и выставляет оценки [5].

 

2.3. Критерии оценки работы обучающегося в процессе асинхронного семинара

 

Приведем типичные критерии оценки  участия обучающегося в семинаре на основе дистанционных образовательных технологий:

Объем доклада – минимум 2–3 тысячи знаков.

Своевременность представления.

Степень использования рекомендованных источников

Обоснованность и аргументированность представленной точки зрения.

Выраженность собственного отношения к теме. [Калмыков А.А., Орчаков О.А. Проектирование дистанционных курсов. – М.: МНЭПУ, 2002].

 

2.4. Преимущества асинхронного семинара

 

Асинхронный семинар в ДО имеет несколько преимуществ:

удобство работы со студентами, проживающими в разных часовых поясах;

возможность глубже обдумать ответы на поставленные вопросы;

возможность отслеживать «волну» интереса к каждому сообщению.

 

Результаты дискуссий во время семинара архивируются, а тексты дискуссии доступны всем участникам. Есть мнение, что дискуссия в сети более продуктивна, чем очная: участие каждого обязательно, а не выборочно, как в аудитории; обучающиеся имеют возможность детально обдумать свои и чужие ответы, прежде чем принять участие в дискуссии;  виртуальная дискуссия, проводимая в отложенном времени, дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и подготовиться к ответу, что для учебной дискуссии очень важно [7].

В. Психолого-педагогические особенности дистанционного семинара

 

Все участники такого семинара должны уметь не только свободно излагать свои мысли на бумаге, но и воспроизводить их через клавиатуру компьютера, уметь пользоваться электронной почтой [5].

 

Как показывает опыт, обучающиеся, кроме подготовки по содержательной части семинара, должны готовиться к дистанционному семинару и специально: организационно, технически, психологически (образно говоря, «учиться в нем учиться»). В этой связи целесообразно дать специальную инструкцию обучающимся для работы в дистанционном семинаре, которая включает в себя все операции, подлежащие выполнению на семинаре. Хотя при проведении семинара в новой среде в него переносится отчасти сценарий традиционного семинара, многое все же меняется: виртуальная аудитория сжимается до экрана, все действия (ход) семинара протекает с фиксацией участия и успехов каждого в нем. Преподаватель, проводя виртуальный семинар, чувствует себя необычно. Это «виртуальный» преподаватель. Многие традиционные требования, предъявляемые к нему, остаются невостребованными (ораторские навыки, имидж). Но возникают новые и не менее жесткие требования – навыки печатания на клавиатуре, опыт работы с компьютером, скорочтение и пр. [5].

 

Весьма важна психологическая обстановка на виртуальном семинаре. Она несколько необычна, некоторые исследователи, в частности, выделяют такую закономерность, как увеличение доли общения участников между собой по сравнению с преподавателем, повышение относительной активности студентов на семинаре при увеличении их количества [7]. Это, безусловно, нужно учитывать виртуальному преподавателю, проводя занятие. Важно также иметь в виду эффективность общения с помощью электронной почты. Она зависит от стартовых умений работы с текстовым редактором и владения культурой письменной речи. Это относится как к преподавателю, так и к обучающемуся [4; 5].  Появляется новая психологическая характеристика обучаемых, так называемая «включенность», которая была выявлена педагогами-исследователями из Воронежского педагогического университета [Могилев А.В. Дистанционное обучение. www.vspu.ac.ru/de

]. Под включенностью понимается  связь  с окружающими, желание привлечь к себе внимание и быть идентифицированным как часть некой общности. Для некоторых студентов дистанционный семинар становится местом выражения отрицательных эмоций – гнева, раздражения и т.п. Отметим, что участники виртуального семинара испытывают значительные умственные перегрузки. Например,  студенты должны одновременно изучать как аппаратные и программные средства для проведения семинара, так и содержание самого учебного курса. Естественно, что умение хорошо работать с компьютерной и коммуникационной аппаратурой позволяет сосредоточиться на изучении собственно содержания учебной дисциплины [7].

  1. Дистанционная консультация

 

Консультация является одной из форм обучения, при которой в результате педагогического общения происходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у обучающихся в процессе учебы [7]. Происходит целенаправленный обмен информацией между преподавателем, проводящим консультацию, и обучающимися [5].

 

Консультации в ДО могут проводиться по теме лекционного материала в процессе самостоятельной работы или перед экзаменом, зачетом, перед проведением семинара. Консультации могут быть индивидуальные и групповые, проводиться в реальном (чат, телефон, ICQ, факс) и отложенном (электронная почта, форум) времени. В организационном плане они могут проводиться по составленному заранее расписанию. При этом, как показывает опыт, среднее число обучающихся при консультировании в реальном времени должно быть не более десяти, чтобы не создавать «очереди». Наиболее распространенным является использование для данной цели электронной почты. Однако время ответа на заданный вопрос не должно превышать сутки [5].

 

Основные действия преподавателя по подготовке и проведению консультации включают, как правило, следующие простые операции [5] :

чтение вопроса обучающегося;

набор ответа-сообщения на клавиатуре;

выбор и ввод адреса обучающегося;

отправка сообщения (ответа, обращения, оценки и т.д.) обучающемуся.

 

При этом преподавателю рекомендуется предварительно подготовиться к теме, по которой проводится консультация, заготовить “клише” ответов на ожидаемые типичные вопросы и вопросы организационного характера, а также иметь ассистента-консультанта по техническим вопросам (особенно если консультация проводится в виде видеоконференции) [5].

 

Нередко в дистанционных учебных курсах практикуется публикация наиболее часто задаваемых студентами при изучении дисциплины вопросов и ответов на них. Это является своеобразной статичной формой электронной консультации [7].

  1. Дистанционная учебная игра

 

Педагогическая (дидактическая) игра – форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется  педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на  самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения [7].

 

Учебная игра – это групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности (Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2002).

 

В учебном процессе на основе дистанционных образовательных технологий дидактические игры реализуются достаточно эффективно с помощью форумов и электронной почты по тому же сценарию, что и очные, и могут проводиться в реальном или отложенном времени [7] (см. Приложения 2, 3)

  1. Дистанционный (телекоммуникационный) учебный проект

 

Проект – это замысел, намерение, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или  в другой материализованной форме. Проекты бывают индивидуальные и групповые.  Основные характеристики проекта: единичность, комплексность, новизна, временные ограничения [7].

Работа обучающегося над проектом включает в себя анализ реальных объектов и явлений и/или некую проектную разработку. Задания в рамках работы над проектом могут быть заранее расположены на соответствующей странице в Интернете (например, в специальном разделе оболочке или на странице сайта). Здесь же должны быть приведены требования к работе, методика работы, критерии оценки, сроки, рейтинг. Отчеты по работе на различных этапах проекта обучающиеся высылают преподавателю на проверку по электронной почте или самостоятельно размещают в сети (в оболочке, на сайте) [7].

 

Учебное проектирование предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой –  интегрирование знаний из различных областей науки, техники, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая –  то конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, – которую обучающийся выполняет в течение определенного периода времени [7].

 

Среди проектов можно выделить следующие типы [7]:

 

Исследовательские – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top