Методические указания разработаны с целью:
  • самоорганизации научно-методической работы управленческо-педагогического персонала;
  • оказания помощи управленческо - педагогическим работникам в разработке и оформлении научно-методической работы с учетом установленных единых норм;

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

3

ВИДЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4

РЕФЕРАТ

5

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

5

ДОКЛАД

5

СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

6

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

6

СОДЕРЖАНИЕ

7

ВВЕДЕНИЕ

7

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

9

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Приложение 1. Примерный перечень научно-методических тем

12

Приложение 2. Список рекомендованной литературы

16

Приложение 3.  Рекомендации по работе с источниками.

18

Приложение 4. Образец оформления титульного листа.

19

Gnom Land

 

ВВЕДЕНИЕ

 

К причинам, побуждающим управленческо - педагогический персонал образовательных учреждений создавать научно-методические разработки, можно отнести:

- потребность в саморазвитии;

- потребность поделиться накопленным опытом, наблюдениями, педагогическими находками, открытиями;

- отсутствие, недостаточность или просто неудовлетворительный уровень учебно-методической информации по каким – либо вопросам профессиональной деятельности;

- необходимость в позиционировании результативности своей деятельности и самоутверждении среди коллег.

Перечень этот, безусловно, можно продолжить. Но независимо от причин, из-за которых педагог или административный работник  пишет научно - методическую разработку, он совершает акт творчества и поднимается на более высокую ступень профессионального мастерства.

Таким образом, научно-методическую работу педагога или административного персонала следует рассматривать как деятельность, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.

 

ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Тема исследования может быть выбрана как самостоятельно, так и из числа предложенных научно-методических тем (Приложение 1). При выборе темы научно-методической работы лучше всего руководствоваться следующими принципами:

  • писать только о том, чему не удовлетворяют существующие (Вам известные) публикации;
  • писать только о том, что сам досконально изучил, освоил, «выстрадал»;
  • писать не для «галочки», не для предстоящей аттестации или исходя из каких-то других конъюнктурных соображений, а для практического применения, чтобы польза была для самого себя, коллег, и, главное, для тех, кого обучаешь;
  • писать о тех направлениях (стратегических и тактических целях), на решение которых направлена вся деятельность образовательного учреждения.

 

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ  НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

  1. Исследовать методические указания по реализации научно-методической работы управленческо-педагогических работников в ТКС ЮУрГУ.
  2. Изучить предложенный перечень тем исследований (см. Приложение 1).
  3. Выбрать тему исследования.
  4. Согласовать и утвердить тему исследования с руководителем структурного подразделения.
  5. Исследовать список рекомендованной литературы (см. Приложение 2).
  6. Подобрать дополнительные источники по выбранной проблеме.
  7. Составить перечень литературы для научно-методической работы.
  8. Исследование литературных источников (см. Приложение 3).
  9. Сделать выписки по теме исследования и сгруппировать их.
  10. Изучить требования к структуре научно-методической работы.
  11. Составить план.
  12. Получить консультацию у руководителя структурного подразделения по содержанию.
  13. Приступить к написанию реферата, статьи, доклада.
  14. Оформить реферат, статью, доклад в соответствии с требованиями
  15. Сделать сообщение о результатах научно-методической работы на заседании кафедры (для педагога), на оперативных совещаниях служб (для административного персонала) по теме исследования.
  16. Получить рекомендации коллег.
  17. Выступить на ежегодной научно-практической конференции колледжа.
  18. Сдать готовый материал в лабораторию инновационного образования (на бумажном и электронном носителе).

 

ВИДЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Материалы исследования могут быть представлены в виде реферата, научной статьи, доклада.

 

РЕФЕРАТ

Реферат является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. С помощью реферата начинающие исследователи излагают свои первоначальные результаты. В реферате обычно раскрываются теоретическое  и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Объем реферата обычно бывает от 15 до 30 машинописных страниц.  Реферат должен показать эрудицию исследователя, его умение самостоятельно исследовать, анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. 

 

СТАТЬЯ

Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 машинописных страниц. Изложение материала в научной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста.

Большое значение в научной статье имеет изложение заключения, научных выводов и предложений. В этой части статьи следует кратко и четко выделить существенные аспекты результатов исследования и показать пути их реализации в научно-методической практике.


ДОКЛАД

Научный доклад является самой распространенной формой публичного отчета о результатах собственной деятельности. Объем доклада обычно бывает от 3 до 5 машинописных страниц. К научному докладу предъявляются следующие основные требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. Доклад может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логическую завершенную часть, аспект. По языку, литературному стилю изложения доклад, как правило, должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия от его прочтения вслух.


СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист является первой страницей научно-методической работы, на которой приводятся выходные сведения, перечень которых должен быть следующим (см. Приложение 4):

1) наименование учебного заведения, соответствующее наименованию, закрепленному в его учредительных документах. В работах, направляющихся в вышестоящие инстанции системы, в которой находится образовательное учреждение, над наименованием образовательного учреждения помещаются наименование соответствующего министерства или ведомства, при этом перечисляют не более трех уровней организационной структуры, например: министерство, департамент, образовательное учреждение;

2) инициалы и фамилия автора (инициалы должны предшествовать фамилии). По желанию автора могут приводиться дополнительные сведения об авторе (ученая степень, звание и т.д.), которые помещаются после фамилии автора или ниже, обычно более мелким шрифтом. В работах, выполненных авторским коллективом, их имена приводятся в принятой ими последовательности;

3) название научно-методической работы (заглавие, тема). Это доминирующая надпись на титульном листе и поэтому она выполняется самым крупным шрифтом из используемых на титульном листе. Оно должно быть достаточно кратким, четким, адекватно выражать содержание работы, не иметь придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов;

4) под названием могут быть помещены подзаголовочные данные, которые включают сведения:

а)  поясняющие название (например, указывается вид научно-методической работы);

б)  о литературном жанре;

в) о читательском назначении (например: начинающему преподавателю, студенту - дипломнику и др.);

5) географическое место (город);

6) год выполнения.

СОДЕРЖАНИЕ

В научно-методической работе объемом менее 10 страниц печатного текста рубрика «Содержание» необязательна.

Расположение рубрики «Содержание» в начале разработки (в сравнении с расположением в конце разработки) более удобно читателю как для знакомства с работой, так и для пользования. По содержанию можно сделать предварительную оценку предлагаемой информации и поэтому помещение данной рубрики в начало разработки методически оправдано.

Как писать: «Содержание» или «Оглавление»?

Если текст работы разбит на главы, то уместно слово «Оглавление». Если разбивки текста на главы нет, то более универсально название рубрики «Содержание».

В содержание должны вноситься названия все частей, разделов, параграфов и пунктов (если они имеют название) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала частей, разделов, параграфов, пунктов. Написание рубрик в содержании должно быть точной копией названий рубрик в тексте и словесно и по графической форме, например, если в тексте написано «Часть первая», то и в содержании надо писать «Часть первая», но не «Часть 1».

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение – это вступительная, начальная часть научно-методической работы. Во введении дается информация, подготавливающая читателя к восприятию основной части. Это может быть:

- обоснование необходимости появления данной научно-методической работы, ее актуальность;

- описание ситуации по обозначенной теме, проблеме на текущий момент, оценка ее состояния, степень разработанности в существующих публикациях;

- формулируются цели и пути (или принципы) решения (раскрытия) обозначенной темы, проблемы;

- место разрабатываемой темы в образовательном процессе;

- сведения о порядке размещения материала в разработке с объяснением причин такого размещения;

Ниже введения помещаются ключевые слова. В разработке ключевые слова должны нести две функции:

- характеризовать содержание произведения (служить для информационного поиска);

- являться понятиями, помогающими овладеть смыслом изложенного.

Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных (напечатанных) в строку, через запятые.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части раскрывается замысел. Содержание научно-методической работы не должно дублировать содержание имеющихся аналогичных работ. Научно-методическая работа, с одной стороны, представляет собой компиляцию[1], а с другой стороны – творчество, так как надо:

- тщательно исследовать и отобрать информацию, проверить ее соответствие действующим нормам, стандартам, законам;

- провести дозировку информации в соответствии с поставленными целями и задачами научно-методической работы;

Творчество самобытно по определению и регламенту не подчиняется, но все же некоторые советы относительно процесса превращения его в текст могут быть полезны:

- первоначально (в первом приближении) научно-методическую разработку надо написать самому, стараясь не заглядывать в какие-либо источники, и только затем обращаться к различным публикациям по данной теме и сопоставлять с ними свои идеи, ход рассуждения, сам текст. В этом случае педагогическая разработка в наибольшей степени будет носить черты авторской индивидуальности, содержать «изюминку»;

- неукоснительно соблюдать принцип научности, которому можно дать следующее определение: «Принцип научности означает опору на науку как источник системы законов, закономерностей, понятий… Исключает употребление ненаучных терминов и искажение научных теорий».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Текст заключения должен соотноситься с поставленными во введении и раскрытыми в основной части целями и задачами. В заключении можно отразить:

- краткий вывод изложенного выше;

- итоговый синтез всего значимого и нового,  что содержится в работе;

- обобщение предлагаемых педагогических средств;

- оценку результатов (полученных и ожидаемых);

- наметки на продолжение;

- перспективу разрабатываемой темы и др.

Объем заключения должен занимать не более 10% от общего объема текста научно-методической работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения – это часть текста дополнительного характера, но необходимая для более полного освещения темы или для удобства пользования научно-методической работы.

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться читателем независимо от основного текста научно-методической работы. Его рекомендуется снабжать тематическим заголовком, кратким, но точно и во всем объеме отражающим содержание приложения.

Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тек­сте научно-методической работы. Могут быть приложения и не связанные с ссылкой напрямую с текстом. Такие приложения называются информаци­онными. Они могут быть рекомендуемого или справочного характера (на­пример, единицы физических величин, таблицы перевода одних мер в дру­гие и т.д.). Информационные приложения располагают после ссылочных.

Приложения должны иметь общую с остальной частью научно-методической разработки сквозную нумерацию страниц и быть перечислены в руб­рике «Содержание» научно-методической работы с указанием их номеров, заголовков и страниц.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Эта рубрика может быть озаглавлена как «Список использованных источников», «Библиографический список», «Рекомендуемая литература», «Литература».

Заглавие «Список использованных источников» присуще научным отчетам, исследованиям, рефератам, монографиям. Здесь использованные источники располагают строго в порядке появления ссылок в тексте про­изведения и их количество ограничено количеством ссылок.

Заглавие «Библиографический список» означает перечень (список) печатных произведений по какому-либо вопросу, теме. Здесь приводят ис­точники информации по определенной теме в расширенном варианте, при­чем могут указываться источники, которые непосредственно в данной научно-методической разработке не использовались.

Заглавие «Рекомендуемая литература» характерно для педагогических разработок, предназначенных в помощь обучающимся. Здесь возможна раз­бивка перечня литературы на основную и дополнительную. Количество при­водимых источников зависит от назначения научно-методической разработки.

Заглавие «Литература» по определению нейтрально и может вклю­чать в себя смысл перечисленных выше заглавий.

Обычно источники в перечне литературы размещают по алфавиту, но может быть порядок размещения хронологическим, тематическим, а также может быть подразделение на официальные источники, учебные, журналь­ные и др. Вид заглавия, количество источников и порядок их размещения устанавливается автором. Каждый источник, внесенный в список литерату­ры, получает определенный порядковый номер и должен быть описан в со­ответствии с ГОСТ 7.1-84. («Библиографическое описание документа»).

Библиографическое описание — совокупность сведений о произведе­нии печати или другом документе, приведенных по установленным прави­лам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.

Рассмотрим примеры библиографических описаний.

Пример 1. Описание книги, написанной одним-двумя авторами:

Фамилии и инициалы авторов. Полное название. — Сведения о повторности издания. — Место издания: Издательство, год издания. — Количество страниц.

Образец: Новикова Э.А., Егоров B.C. Информация и исследователь. — Л.: Наука, 1974. — 99 с.

Пример 2. Описание книги, написанной несколькими авторами:

Основное заглавие / Инициалы и фамилии авторов; Инициалы и фамилия ответственного редактора. — Сведения о повторяемости издания. — Место из­дания: Издательство, год издания. — Количество страниц.

Образец: Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988.— 239 с.

Пример 3. Описание статьи:

Фамилии и инициалы авторов. Название статьи // Название сборника или периодического издания, в котором помещена статья. — Год издания. Номер. —-Номера первой и последней страниц статьи.

Образец: Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. — 1990. №l. — С. 5-33.

Пример 4. Описание многотомного издания:

Основное заглавие: Общее количество томов / Сведения о редакторах, — Сведения о повторяемости издания. — Место издания: Издательство, год изда­ния. — Том. — Количество страниц.

Образец: Словарь современного русского литературного языка: В 20т. / Гл. ред. К.С. Горбачевич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1993. — Т. 4. —576 с.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В научно-методических работах не следует без особой необходимости применять большое количество цифрового и статистического материала.

При изложении сравнимого, сопоставимого, взаимообусловленного материала целесообразно использовать табличную форму его подачи, как наиболее информативную, наглядную и экономную.

Следует избегать излишней «наукообразности», не использовать без особой необходимости сложные научные и педагогические формулировки, определения, специальные психологические термины.

Иностранные слова и специальные термины следует употреблять только тогда, когда нет равнозначных русских слов.

В научно-методической работе недопустимо применять:

  • просторечия и обороты разговорной речи;
  • техницизмы и профессионализмы: локомотив истории, на гора и др.;
  • произвольные словообразования и несовместимые словосочета­ния: развивающее обучение, рекомендательные нормы и т.д.;
  • тавтологические словосочетания: хронометраж времени, потенциальные возможности и др.;
  • устаревшие слова и выражения: посему, исподволь, покамест, из­рядно и др.;
  • и абсолютно недопустимо наличие грамматических и пунктуаци­онных ошибок.

          Научно-методическая работа выполняется на белой бумаге формата А4 на одной стороне листа. Соблюдаются следующие поля страницы: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Рекомендуемые параметры при наборе в редакторе Microsoft Word: межстрочный интервал – полуторный, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14.

 


Приложение 1

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕМ

(для педагогов и сотрудников колледжа)

 

«Профессионально-педагогическая технология»

 

  1. Интеграция содержания образования – эффективный способ реализации компетентностного подхода в развитии способностей обучающихся.
    • Внутрипредметная (внутридисциплинарная) интеграция содержания образования через семантическое поле преподаваемого предмета (дисциплин).
    • Внутрипредметная (внутридисциплинарная) интеграция содержания образования через создание блочно-модульной программы по преподаваемому предмету (дисциплине).
    • Межпредметная (междисциплинарная) интеграция содержания образования как средство повышения эффективности развития способностей обучающихся.
    • Межуровневая интеграция – путь к результативному взаимодействию системы «педагог àßобучающийся».
    • Разработка преемственного содержания образования по предмету НПО – и дисциплине СПО – эффективный способ межуровневой интеграции.
    • Разработка интегрированного учебного плана на основе аналитических материалов по сохранению преемственного содержания НПО и СПО – средство повышения эффективности обучения и развития обучающихся.
    • Создание преемственных образовательных рабочих программ по родственным предметам и дисциплинам на основе модульного содержания обучения.
    • Интеграция содержания обучения как эффективный способ влияния на профессиональную подготовку обучающихся.
    • Интеграция предметного содержания как эффективный способ развития профессиональных способностей обучающихся
    • Инновационная модель обучения как средство развития способностей обучающихся на основе интеграции содержания.
    • Интеграция как эффективный способ организации межуровневого развивающего пространства.

 

  1. Мониторинг качества знаний и развития способностей обучающихся как средство повышения эффективности образовательного процесса.
  • Создание системы мониторинга качества знаний обучающихся – путь к повышению результативности процесса обучения по предмету (дисциплине).
  • Создание системы мониторинга развития способностей обучающихся – путь к повышению результативности процесса обучения по предмету (дисциплине).
  • Разработка средств мониторинга развития способностей обучающихся.
  • Разработка средств мониторинга качества знаний обучающихся.
  • Оценка эффективности освоения содержания образовательных программ через создание системы мониторинга качества знаний и развития способностей обучающихся.
  • Разработка эффективной системы средств контроля освоения модульного содержания по предмету (дисциплине).
  • Разработка эффективных средств контроля знаний обучающихся через создание модульного содержания по предмету (дисциплине).
  • Разработка эффективных средств развития способностей обучающихся через создание модульного содержания по предмету (дисциплине).
  • Роль педагога в создании эффективной системы технологически организованных развивающих пространств на занятиях по предмету (дисциплине).
  • Повышение результативности процесса обучения через создание развивающего пространства на занятии.

 

  1. Эффективное овладение технологией развивающего обучения через модель технологической организации развивающего пространства.
  • Персонифицированное управление процессом развития способностей обучающихся на занятии.
  • Роль преподавателя в технологической организации развивающего пространства на занятии.
  • Функция педагога в организации развивающего пространства на занятии.
  • Педагогические условия организации развивающего образовательного пространства на занятии.
  • Инновационное проектирование как эффективное средство развития компетентности педагогов и обучающихся по предмету (дисциплине).
  • Инновационная модель обучения как условие профессионального саморазвития педагога.
  • Инновационная модель обучения по предмету (дисциплине) как модель технологической организации развивающего пространства.
  • Инновационная модель обучения по профессии - единое семантическое познавательно-профессиональное пространство.
  • Модуль как средство эффективного взаимодействия педагога и обучающегося.
  • Создание блочно-модульного содержания по предмету (дисциплине) как возможность повышения результативности освоения образовательных программ.
  • Разработка системы развивающих ситуаций – путь к эффективному взаимодействию педагога и обучающихся на занятиях по предмету (дисциплине).
  • Создание системы технологических средств обучения – эффективный способ повышения качества освоения содержания образовательных программ.
  • Взаимосвязь технологических и предметных средств обучения на занятиях производственного обучения.
  • Создание системы предметных и технологических средств обучения.
  • Роль системы средств обучения в управлении развитием и саморазвитием обучающихся.
  • Систематизация технологических и предметных средств – как одно из условий развития способностей обучающихся.
  • Система средств контроля как условие качественной подготовки профессионалов.
  • Влияние средств контроля на качество обучения
  • Разработка и проведение системы «мастер – классов» по теме с целью повышения собственной компетентности педагога.
  • Овладение алгоритмами системы развивающего обучения как эффективный способ создания технологического процесса на занятиях по предмету (дисциплине).
  • Технологическая организация развивающего пространства как условие развития исследовательских способностей обучающихся
  • Научная деятельность учащихся – условие развития исследовательских способностей

 

«Информационная технология»

 

  1. Создание системы электронных средств обучения - эффективный способ качественного освоения образовательной программы.
  2. Разработка электронных средств тестового контроля – путь к повышению результативности процесса обучения по предмету (дисциплине).
  3. Создание электронного учебника по предмету (дисциплине) – как способ повышения эффективности качественного освоения образовательной программы.
  4. Повышение эффективности образовательного процесса по предмету (дисциплине) через создание электронного учебника.
  5. Создание электронных средств контроля знаний и развития способностей обучающихся - эффективный мониторинг качества освоения образовательной программы.
  6. Эффективное использование информационной технологии в условиях развивающей ситуации.
  7. Информационная технология в организации развивающего пространства на занятиях по предмету (дисциплине) как эффективное средство повышения качества образования обучающихся.
  8. Эффективные способы использования электронных средств обучения – путь к повышению качества освоения образовательной программы.

 

«Воспитательная технология»

 

  1. Создание системы соуправления колледжа как эффективный способ подготовки обучающихся общественному управлению.
  2. Организация соуправления в учебной группе – эффективный путь развития коммуникативных способностей обучающихся.
  3. Функционал как эффективный способ организации взаимодействия обучающихся и куратора.
  4. Повышение эффективности воспитательного процесса через создание модели технологической организации развивающего воспитательного пространства.
  5. Технология построения отношений – способ эффективного взаимодействия куратора и обучающихся.
  6. Эффективное овладение способами построения отношений через реализацию программы «Технология построения отношений».
  7. Рефлексия собственной деятельности как способ создания эффективной системы отношений с миром.
  8. Соуправление в колледже как общественное управление
  9. Организация эффективной деятельности учебной группы на основе взаимодействия актива обучающихся, родителей и куратора

«Административная технология»

 

  1. Адаптация системы средств управления образовательным учреждением как способ повышения эффективности деятельности коллектива.
  2. Адаптация системы средств управления кафедрой как способ эффективной деятельности педагогов.
  3. Развитие эффективной системы социального партнерства через исследование потребностей региона в кадрах сферы услуг.
  4. Создание системы социального партнерства как эффективный способ организации производственной практики на предприятиях сферы сервиса и легкой промышленности.
  5. Технологическое управление деятельностью образовательного учреждения
  6. Управление образовательным процессом (в режиме модели ТОРП) на основе мониторингового сопровождения
  7. Разработка и внедрение нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда
  8. Создание необходимых и достаточных условий для эффективной деятельности коллектива
  9. Создание развивающего информационного пространства библиотеки
  10. Создание системы контроля качества освоения образовательных программ
  11. Система норм жизнедеятельности образовательного учреждения и мониторинг их выполнения
  12. Создание условий для эффективного образовательного процесса через его планирование
  13. Взаимодействие персонала по сбору данных мониторинга НПР обучающихся и преподавателей

Приложение 2

 

СПИСОК   РЕКОМЕНДОВАННОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ

(для написания научно-методической работы)

 

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентировнное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997. – 216 с.
  2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М., 1996. ч.1.
  3. Вазина К.Я.  Модель  саморазвития  человека. –  Н.Новгород:  изд-во  ВИПИ,  – 268 с.
  4. Вазина К.Я., Костыко Г.С., Клюев Ф.Н. Управление новым типом учебного заведения: концепция, опыт. – Челябинск, Межрайонная типография, 1996. – 203 с.
  5. Вазина К.Я. Саморазвитие  человека  и  технологическая  организация  образовательного  пространства:  концепция,  опыт.  –  Челябинск:  Межрайонная  типография, 1997. – 240 с.
  6. Вазина К.Я. Единая система критериев оценки-самооценки управления учебным заведением: Методическое пособие. – Н.Новгород: изд-во ВИПИ, 1997. – 212 с.
  7. Вазина К.Я., Копейкина Е.Ю. Управление инновационными процессами в системе образования. – Чебоксары, изд-во «Чувашия», 1999. – 143 с.
  8. Вазина К.Я., Отвагина Н.Е., Казакова В.Н., Романова К.А. Непрерывное профессиональное саморазвитие кадров образовательного учреждения. – Н.Новгород, изд-во ВИПИ, 2000. – 168 с.
  9. К. Вазина, Г. Костыко, Ю. Петров. Организация развивающего пространства в инновационном учебном заведении. – Н.Новгород. , изд-во ВГИПА, 2002. – 308 с.
  10. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам. — М.: Изд-во
    стандартов, 1996, —37 с.
  11. ГОСТ 7.32-91. Отчет о научно-исследовательской работе. М.: Изд-во стандартов, 1991.
  12. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 1998. – 126 с.
  13. Рылов В.З. Как написать педагогическую разработку: Практические рекомендации. – М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. – 54 с.
  14. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М., 1998. – 368 с.

 

Профессиональные журналы

  1. Профессиональное образование.
  2. Информационный каталог // Проф. Образование.
  3. Образовательные технологии в профшколе// Проф. Образование.
  4. Новые педагогические исследования // Проф. Образование.
  5. Среднее профессиональное образование.
  6. Среднее профессиональное образование// Среднее профессиональное образование.
  7. Вестник образования России.
  8. Качество. Инновации. Образование.
  9. Нормативные документы образовательного учреждения.
  10. Справочник руководителя образовательного учреждения.
  11. Администратор образования (ОВД).
  12. Перемены.
  13. Народное образование.
  14. Завуч.
  15. БИНО: Бюджетные учреждения.
  16. Бланки отчетности// БИНО.
  17. Советник бухгалтера в сфере образования.
  18. Экономика образования.
  19. Главбух.
  20. Стандарты и качество с приложениями.
  21. Стандарты и мониторинг в образовании.
  22. Библиотека инженера по охране труда.
  23. Бурда.
  24. Ателье.
  25. Индустрия моды.
  26. Интернейшнл текстайлз.
  27. Текстильная промышленность.
  28. Fashion Collection.
  29. Foto & Vidio.
  30. Hairs (Прически самой).
  31. Косметический магазин.
  32. Долорес.
  33. Парикмахер стилист визажист.
  34. Стильные прически.
  35. Вог.
  36. Секрет фирмы.
  37. Эксперт.

Профессиональные газеты

  1. Вести образования.
  2. Школьный бухгалтер.
  3. Вестник СПО.
  4. Управление школой.
  5. Библ-ка «Первое сентября».//Управление школой.
  6. ЗОЖ.
  7. Учительская газета.
  8. Образовательное право// Учительская газета.
  9. Педагогический вестник.
Kotofoto

Приложение 3

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

 

Процесс создания научно-методической работы включает в себя всестороннее знакомство с ли­тературой по избранной теме. Работа с источниками позволяет глубже изучить интересующий вопрос, особенно в том случае, если у автора име­ются собственные, пусть небольшие, наработки в этом направлении.

Пути поиска источников для разработки выбранной темы или зна­комства с ней разнообразны: рекомендации специалистов, библиографиче­ские справочники, оперативные библиографические указатели, каталоги библиотек, годовые перечни статей, публикуемые в конце последнего в го­ду номера любого журнала, списки литературы, приводимые в статьях и монографиях по изучаемой и смежным темам, Интернет и др. В оценке ли­тературы не следует проявлять поспешность. Книга, сегодня как будто бы ненужная, со временем — после изучения других источников — подчас становится необходимой.

Собрав библиографию, составляют рубрики и планируют чтение. Читают от конца к началу, то есть в первую очередь наиболее свежие ра­боты, в которых зачастую говорится о предыдущих. Имеет смысл читать родственные работы в один день. Тогда легче сопоставить их содержание.

Работа с источниками требует большой творческой активности, са­мостоятельности в исследовании и обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на иссле­дуемую проблему, высказать о ней собственное мнение. Следует не забы­вать о необходимости особой целеустремленности в работе, об организа­ции активного чтения.

Первым условием эффективной проработки источников является ус­тановка, то есть чтение под углом зрения намеченной проблемы. Уста­новка делает восприятие более точным, экономит время. Изучение литера­туры впрок всегда менее эффективно, чем изучение для дела, с определен­ной целью.

Источник читают целиком, до конца. Если для экономии времени изучать лишь отдельные куски, можно потерять где-нибудь в примечании такую подробность, которая ставит крест на всей работе. Только моногра­фии можно читать выборочно — отдельными главами и параграфами (предварительно выяснив общие позиции автора по введению и заключе­нию). Если интересен какой-то частный результат или методика, можно конспектировать не всю статью, но прочесть ее нужно целиком. Копии статей не избавляют от необходимости конспектирования.

При чтении делают пометки, что выписать. Выписывать что-то сра­зу, по мере чтения нерационально (трудно выделить главное, не зная, что будет дальше, одни и те же мысли повторяются: сначала намеком, потом более конкретно). Прочитав и разметив текст источника, следует опреде­литься с формой своих записей (выписки, конспект, тезисы, реферат или др.). Если вы намерены в дальнейшем провести сопоставление сведений из разных источников, то записи окажут в этом существенную помощь. Но тогда их необходимо заранее составлять так, чтобы можно было провести сравнительный анализ сведений, изложенных в разных работах. Если све­дения из разных источников противоречивы, нельзя без особых оговорок выбирать одни из них. Всегда надо отметить, чем вы руководствовались, делая выбор.

Существуют определенные приемы и правила рациональной органи­зации текста записей, которые помогают лучше освоить прочитанное, обо­значить, заострить логику изложения.

Записи удобнее всего производить на отдельных листах-карточках, которые затем можно соединить.

Открывать записи должен заглавный лист, на котором указывается название источника и его выходные данные. Полезно датировать записи.

Существуют определенные приемы выделений и разграничений тек­ста. Абзацные отступы обозначают переход к новой микротеме. Про­бельными строками (подобно книжным) отделяют заголовки и формулы от основного текста. Это способствует удобству чтения записи и «органи­зует» страницы.

Можно подчеркивать текст горизонтально или отчеркивать (сбо­ку) вертикально, если, например, надо отметить несколько строк или це­лый абзац. Правильно подчеркнуть или отчеркнуть — значит найти в тек­сте главное, нужное, существенное. Это умение приобретается после опре­деленной тренировки. Лучше проявить скупость: иначе подчеркнутым окажется весь текст, что равносильно отсутствию всякого выделения.

Самим подчеркиваниям и отчеркиваниям можно придавать разный смысл. Например, взять за правило: одна карандашная линия означает трудное место, требующая выяснения (впоследствии пометка может быть стерта), волнистая линия помечает сомнительные утверждения.

В некоторых случаях целесообразно отмечать ключевые слова, вы­нося их на поля или выделяя другим цветом, чтобы привлечь к ним внима­ние. Можно с той же целью выносить ключевые слова в начало предложе­ния, строя фразы особым образом.

Alibaba WW

Важные места текста удобно обозначать вехами — горизонтальны­ми черточками с ограничивающими стрелками, проставляемыми на полях.

Взаимосвязь положений текста выписок можно фиксировать стрелками.

Для акцентирования отдельных мест текста используются вопроси­тельные, восклицательные или любые другие знаки, проставляемые на по­лях записей.

В рамки обычно заключают символические выражения, формулы, зависимости, реже — законы, правила.

В большинстве случаев в процессе первой обработки записей все выделения лучше выполнять карандашом или такими же чернилами (геля­ми, пастами), которыми пишется весь текст. При последующей его прора­ботке выделения отмечают другим цветом. Это существенно, так как, ра­ботая с записями уже без оригинала, можно отойти от источника, делать выводы, опираясь на собственные суждения, и таким образом, все больше удаляться от источника.

Все перечисленные способы расчленения текста применяются ком­бинированно. Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить. Например, заголовок, написать прописными (заглавными) буква­ми и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать.

Если при изучении источников главной задачей является расчлене­ние материала, поиск центральных идей, положений, то в период написа­ния научно-методической работы идет другой процесс — синтез, обобщение положений, примеров, фактов, систематизация того ценного, важного, что найдено в результате изучения темы.


[1] Компиляция (от лат.compilation – ограбление, накопление выписок, собрание документов) – работа, составленная путем соединения чужих мыслей, исследований и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top