Задание 1.

Перечень показателей качества электронной лекции

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ

Критерии оценки качества лекции

Перечень показателей качества электронной лекции

 

научность (соответствие современному уровню развития науки)

Непротиворечивость раскрываемых понятий

Ссылка на авторов и источники научных концепций

Использование современных трактовок понятий, с точки зрения современных научных исследований

Сопоставление точек зрения различных научных школ на проблему, раскрываемую в лекции

мировоззренческая сторона

Фундаментальность представленных в лекции знаний, основанных на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых

наличие методологических вопросов, правильная их трактовка

Раскрытие понятий с точки зрения методологии науки, современных концепций

Раскрытие закономерности рассматриваемых  явлений

Целостность  в раскрытии сущности  рассматриваемой проблемы

освещение истории вопроса

Отражение этапов, периодов развития  научной области

показ различных концепций

Наличие в лекции не менее 2-3 концепций

связь с практикой

Наличие ярких примеров

Раскрытие рассматриваемых понятий, закономерностей  на 2-3 примерах (примеры из различных сфер деятельности)

Связь примеров с опытом слушателей

связь с предыдущим и последующим материалом

Понятная структура лекции

Включение в лекцию блока, закрепляющего понятия предыдущей лекции

Введение новых понятий с опорой на ранее изученные

внутрипредметные, межпредметные связи

Раскрытие сущности изучаемых понятий и явлений на примерах из различных научных областей

Прослеживание причинно-следственных связей между понятия одной научной области (дисциплины)

Доказательность теории с использованием средств и методов другой науки

изложение материала, выходящего за пределы учебника

Наличие  в лекции материалов взятых из ведущих международных научных изданий

Наличие в лекции ссылок на ведущие научные школы, занимающиеся проблематикой представленной  в лекции 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

четкая структура и логика изложения

Наличие в лекции многоуровневой нумерации представленных блоков материала

Изложение лекции от общего к частному или от частного к общему

наличие плана, следование ему

Отсутствие хаотичности в представленном лекционном материале

 

сообщение литературы к лекции

Наличие списка литературы

Наличие гиперссылок на Интернет-источники

доступность и разъяснение новых терминов

Наличие поясняющих схем, таблиц, помогающих слушателям лучше усвоить изучаемые понятия и явления

доказательность

Соблюдение структуры доказательства схеме: научный тезис - доводы, с помо­щью которых этот тезис обосновывается –вы­вод

Наличие аргументов, учитывающих  уровень знаний слушателей в той области нау­ки, по которой читается лекция

выделение главных мыслей

Главные мысли выделяются лектором с помощью дикции, логических пауз, главные мысли в тексте выделяются цветом, подчеркиванием и т.п.

наличие приемов закрепления

Наличие в лекции:

- закрепляющих упражнений,

- тестов для самопроверки,

- примеров с разбором решений и др.

подведение итогов

Наличие в конце лекции:

- резюме,

- выводов,

- вопросов.

применение наглядных пособий, ТСО

Уместность использования пособий и ТСО

Своевременность использования пособий и ТСО

Отсутствие одновременного использования нескольких ТСО перегружающих понимание изучаемой проблемы

применение лектором опорных материалов

Наличие в лекции схем, таблиц, выделенных определений понятий

Наличие заранее заготовленных раздаточных материалов для слушателей

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА
РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИИ

требование конспектировать и контроль выполнения

Наличие обратной связи

Наличие критериев оценки выполнения заданий

Наличие баллов в системе оценивания заданий

обучение студентов методике записи лекции

Наличие методических рекомендаций по составлению конспектов лекций

помощь в конспектировании

Выделение главных мыслей в лекции

Наличие рекомендаций для слушателей (на какие вопросы следует обратить особое внимание)

активизация мышления

Наличие в лекции проблемных вопросов, занимательных задач, развивающих заданий

использование приемов поддержания внимания

Использование в лекции приемов удержания внимания: интересные примеры,  изменение высоты голоса, мимики преподавателя

побуждение задавать вопросы

Применение в лекции заведомо нераскрытых терминов, побуждающих слушателей задавать вопросы

Применение в лекции логических пауз, во время которых лектор обращается к слушателям с просьбой задать вопрос

разъяснение особо трудных вопросов

Предусмотренность в лекции разделов с четким алгоритмом, разъясняющим трудный вопрос

Изложение трудного вопроса с опорой на уровень (подготовленность) слушателя к изучению трудных вопросов

Наличие в лекции материалов подготавливающих слушателей к изучению нового сложного вопроса 

наличие заданий на самостоятельную работу по учебнику

Соответствие заданий самостоятельной работы стандартным требованиям, предъявляемым к времени выполнения, сложности и уровню образования

Наличие пояснений к выполнению заданий для самостоятельной работы

Однозначность понимания текста задания слушателями

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
 ЛЕКТОРСКИХ ДАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

знание предмета

 

умение установить контакт

Умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.)

Умение лектора адекватно отреагировать на сложившееся  эмоциональное состояние аудитории

эмоциональность

Искренность 

Сдержанность

Экспрессивность

Эмоциональное взаимодействие с аудиторией

поставленный голос

Способность лектора достигать максимальной силы голоса

Способность голоса выдерживать значительные нагрузки

Яркое и сильное звучание речи

Широкий звуковысотный диапазон речи

Длительность дыхания

хорошая дикция

Плавность и слитность произнесения слов

Чёткость и ясность произношения

Приемлемая манера выговаривать слова

ораторское мастерство

Убеждающее воздействие

Владение техникой речи

Большой запас слов

Свободное владение речью

Коммуникабельность

культура речи

Владение языковой нормой устного и письменного языка

Умение использовать выразительные языковые средства

Правильное произношение слова

Коммуникативная целесообразность

Богатство речевых оборотов

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ

информационная ценность

Достаточная новизна знаний

Отсутствие в лекции банальных утверждений, общих рассужде­ний, не требующих размышления,

Развивающее содержание лекции

Наличие нескольких познавательных  уровней: репродуктивного, реконструктивного, эвристического

воспитательный аспект

Соответствие стиля изложения лекции общепринятым нормам и культурным ценностям общества

достижение дидактических целей

Наличие показателей, по которым оценивается эффективность самостоятельной работы слушателей (достижение слушателями образовательного эффекта, становление компетентностей) как индикаторов качества лекции

 


Задание 2.

Педагогический анализ лекции по теме:

«Дидактические требования к электронной лекции» на основе выделенных показателей качества электронной лекции

 

Проведем анализ лекции по выделенным дидактическим критериям и показателям.

  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ

При раскрытии основных понятий лекции, таких как «функции лекции» за основу были взяты подходы, рассматриваемые в работах  Б.Ц.Бадмаева.

 Непротиворечивость раскрываемых понятий определена методологической  позицией, на которой основывается автор.

Лектор смог рассмотреть каждое понятие как именно как функции, т.е показать их деятельностный характер, их влияние на качество лекции.

Вместе  с тем при рассмотрении данного аспекта желательно показать еще несколько точек зрения на функции лекции других авторов или данную работу поручить слушателям, а затем дополнить текст лекции.

Мировоззренческая сторона понятий рассматриваемых в лекции основана на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых. В лекции звучат фамилии авторов (Бадмаев Б. Ц., Н.Г. Семенова), чья точка зрения раскрывается лектором, но в слайдах нет ссылок на них. В лекции представлена точка зрения на лекции только отечественных ученых. Интересен взгляд зарубежных исследователей на данную проблему, так как уровень применения технологий ДО значительно выше российского.

Лекция имеет разветвляющуюся структуру. Так, например, выделенные понятия: содержание лекции, методика чтения, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность) в начале лекции, раскрываются в последующих слайдах.

Введение новых понятий, например, «новые психолого-педагогические требования к лекции мультимедиа»: комбинированное предъявление учебной информации, избыточность учебной информации, комплементарность мультимедиа и традиционных  технологий, обеспечение полной структуры учебно-познавательной деятельности, эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности, эргономичность  - осуществляется с порой на имеющие у слушателей представления.

При доказательстве сущности изучаемого явления «лекция в вузе», «электронная лекция» используются средства и методы, как педагогики, так и психологии: (системный анализ, анализ литературы, теоретическое моделирование, обобщение опыта, сравнение).

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

В анализируемой лекции представлена четкая структура, отраженная в плане. При изложении материала лектором используются индуктивные и дедуктивные методы. В лекции присутствует список литературы.

Доказательность представленных теоретических концепций  осуществляется через аргументы, учитывающие уровень знаний слушателей их опыт. Но в лекции не достает 1-2 ярких примера, иллюстрирующих представленные понятия или необычность применения какого-либо критерия. Например, критерий мультимедийной лекции, «комплементарность». Как он представлен в других науках и почему он присутствует в данной контексте. Так  в химии, молекулярной биохимии  - взаимное соответствие в химическом строении двух макромолекул, обеспечивающее их взаимодействие - спаривание двух нитей ДНК; комплементарность в психологии человека - тенденция человека искать других людей, которые обладают качествами, дополняющими его собственные психологические свойства; в информатике - отбор учебного материала должен обеспечивать комплементарность диска с учебником, входящим в состав УМК и являющимся системообразующим в нем.

В лекции сформулированы практические задания для слушателей, которые требуют привлечения для их выполнения дополнительных источников, задания носят развивающий характер.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА
РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИИ

Все рекомендации по выполнению практического задания помогают слушателям определиться в изучаемом вопросе. Формулировка задания имеет однозначное толкование и понятно слушателю.

Особенность составленных заданий по лекционному материалу состоит в том, что все они требуют как творческого, так и  достаточно трудоемкого процесса формулирования собственных мыслей слушателем на основе усвоенных понятий. 

В лекции использовались приемы удержания внимания слушателей: интересные примеры,  изменение высоты голоса, мимики лектора.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
 ЛЕКТОРСКИХ ДАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В представленной лекции четко прослеживается умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.). Лектор очень дипломатично реагирует на ответы слушателей, старается их ободрить, поддержать в них положительный  эмоциональный настрой.

Речь лектора свободна, имеет убеждающее воздействие на слушателей, разнообразие речевых оборотов.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ

Лекция имела развивающее влияние на слушателей, обладала достаточной теоретической и практической новизной.  Стиль изложения лекции соответствовал общепринятым нормам и культурным ценностям.

Эффективность лекции можно будет оценить по качеству выполнения самостоятельной работы слушателей и анализу их работ.

Одним из показателей достижения дидактических целей является выполненная работа, которая будет оценена  в соответствии с критериями оценки работ слушателей.  

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top