Особенности представления лекционного материала на основе ДОТ
- Лекции в традиционном обучении
Лекции являются основой теоретической подготовки обучающихся. В классическом понимании лекция — это одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически, излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, задавая вопросы по ходу занятия [7].
Цель лекций — сформировать ориентировочную основу для последующего усвоения студентами учебного материала, дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах [4]. Систематический курс лекций по дисциплине, в котором последовательно излагается материал учебной программы, традиционно включает в себя вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции [7].
Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность, способствовать формированию творческого мышления. В методическом отношении лекции представляют собой систематическое проблемное изложение какого-либо вопроса, темы, раздела предмета. Однако зачастую, традиционная лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление, отбивает вкус к самостоятельным занятиям [4].
Целесообразно напомнить о недостатках классического способа проведения лекции. Уяснение содержания учебного материала в процессе лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождающихся демонстрациями плакатов, схем или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени, и студент либо занят его фиксацией без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, я затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку или непосредственно вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе. Во втором случае осуществляется активная работа по пониманию, но затруднена фиксация информации [7].
2.1. Виды лекций в дистанционном обучении
Лекции в системе дистанционного образования могут проводиться в реальном и отложенном времени.
Лекция в режиме реального времени
Для ее проведения может использоваться телевидение, а также технология видеоконференции (при наличии проекционной техники, дающей возможность проектирования изображения с монитора компьютера на большой экран аудитории). Достоинства этого вида лекций [4;6]:
живое общение обучающихся и преподавателя;
нет ограничения количества обучающихся — их может быть от одного до нескольких тысяч человек;
возможность записи в виде файла на компьютер и многократный ее просмотр в случае необходимости;
возможность обратной связи – обучающиеся могут задавать вопросы лектору в режиме реального времени.
Лекция в режиме отложенного времени
Для доставки индивидуальной лекции обучающимся могут использоваться аудио- и видеокассеты, CD-, DVD-диски и пр.
Этот вид лекций имеет свои достоинства, так как современные записи лекций, как правило, содержат [4; 6]:
заставку курса, к которому относится лекция;
представление лектора;
план лекции;
богатый иллюстративный материал, который появляется на экране в случае необходимости: компьютерная графика, компьютерные модели, которые отчетливо видны на экране в отличие от записей мелом на доске;
лекции снимаются в «живой» аудитории, и у обучающихся создается эффект присутствия. Они могут слышать вопросы, которые задают лектору, видеть реакцию зала.
2.2. Технологии дистанционного представления лекционного материала
А. Телевизионные лекции
Учебное телевидение давно известно в нашей стране. В последнее время телевизионные лекции начинают активно использоваться и в дистанционном образовании. Ведущим российским вузом, использующим данную технологию, является Современный гуманитарный университет.
Достоинства телевизионной лекции:
возможность записи на видеокассету;
доступность (не нужно специального оборудования – мультимедийного компьютера);
возможность повторной трансляции.
Б. Аудиолекции
Хорошим примером организации аудиолекций может служить французский проект «Сонотека». В его рамках были записаны реальные лекции ведущих специалистов из различных университетов по самым разным, преимущественно гуманитарным областям. Эти лекции хранятся в медиатеках университетов. Любой желающий может прийти и переписать себе нужную лекцию на аудиокассету или CD-диск (аудиофайл). Кроме того, в сети Интернет есть сайт проекта, который ежедневно транслирует лекции, а также предоставляет возможность скачивания их для прослушивания. К недостаткам данных лекций стоит отнести отсутствие зрительной опоры.
В. Лекции-видеоконференции
Данный вид лекции является достаточно дорогостоящим. Ее целесообразно использовать, если приглашается действительно выдающийся лектор (например, Нобелевский лауреат или глава какой-либо компании). Однако в последнее время идет возрастание скорости каналов телекоммуникационных сетей и подобные лекции могут быть широко востребованы.
Достоинства данных лекций: см пункт "лекция в режиме реального времени".
К недостаткам можно отнести дороговизну и малое количество времени на обдумывание собственных высказываний и вопросов лектору.
Г. Лекции на видеокассетах
Многие вузы фактически дискредитировали данный вид лекции тем, что просто записывали речь в специальной студии. Обучающиеся иронично называли эти лекции «говорящими головами», так как съемка велась с одной точки и показывала только голову лектора, изредка — записи, которые он делал на доске (но их обычно в записи видно плохо).
Современные лекции на видеокассетах изменились (см. пункт "лекция в режиме отложенного времени").
Д. Электронные лекции
Такие лекции могут являться сетевыми ресурсами и/или специально созданными программными продуктами на компакт-дисках. Это набор (комплекс) учебных материалов в электронном виде: текст лекций, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде файлов [4; 5]. В электронной лекции традиционно теоретический материал представлен в виде web-страницы со ссылками — обучающийся может, щелкнув на ссылку, открыть другой документ или мультимедиа-файл, когда посчитает нужным. Данный вид лекции широко используется в Интернет-курсах [5; 6].
- Методические особенности лекции
с использованием дистанционных образовательных технологий
Лекция в дистанционном обучении рассчитана на то, что обучаемый в большинстве случаев работает с теоретическим материалом самостоятельно, имея возможность получить консультацию преподавателя. Следовательно, материал лекции должен быть четко структурирован, снабжен наглядными примерами, методическими указаниями для обучаемого, а также заданиями и вопросами, которые помогут обучаемому усвоить материал и проверить себя. Обучающийся должен иметь возможность распечатать любую страницу оцифрованного материала. Цель автора дистанционной лекции заключается в том, чтобы облегчить обучаемому процесс восприятия учебной информации.
В дистанционной лекции может быть использован, если это методически оправдано, звук, анимация, графическое изображение. В лекции должен быть представлен разнообразный дидактический материал: вопросы и тесты для самоконтроля, задания по уровням сложности в зависимости от степени подготовленности обучающегося [4; 5]. В этом случае материал автоматически разворачивается на экране монитора по мере продвижения записи лекции. Экран в данном случае разделен на несколько секторов:
видеозапись лекции (с возможностью отключения видеоизображения, при этом звук остается);