Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Институт развития регионального образования Свердловской области»
кафедра педагогики профессионального образования
Оценка результатов образования обучающихся
ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода
Автор: Темняткина О.В.
канд. пед. наук, доцент кафедры
педагогики профобразования ИРРО
Печатается по решению заседания кафедры педагогики профессионального образования. Протокол № 3 от 23 ноября 2009 г.
Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.
Методическое пособие предназначено педагогам общеобразовательных предметов учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим образовательные программы в рамках компетентностного подхода.
Рецензенты:
Зеер Э.Ф., член – корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии РГППУ,
Сыманюк Э.Э., доктор психологических наук, зав. кафедрой акмеологии и психологии управления УрГПУ.
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 4
- Методология разработки современной системы средств и
технологий для оценивания образовательных достижений
обучающихся на основе компетентностного
подхода…………………………………………………………….. 5
1.1. Специфика определения компетенций………………………… 5
1.2.Классификация базовых компетенций. ……………………….. 6
1.3. Классификация общих и профессиональных компетенций
в рамках реализации ФГОС……………………………………... 12
1.4.Национальная рамка квалификаций как основа для
оценивания достижений обучающихся ОУ НПО и СПО
в рамках ФГОС……………………………………………………. 20
1.5.Основные подходы к оцениванию ( диагностированию)
достижений обучающихся………………………………………... 26
1.6. Проведение диагностики в рамках международного
исследования PISA………………………………………………. 28
- Система средств оценки образовательных достижений
обучающихся ОУ НПО и СПО………………………………… 33
2.1. Оценочные средства для диагностирования
эмоционально – психологического уровня
сформированности компетенций………………………………... 35
2.2. Оценочные средства для диагностирования
регулятивного уровня сформированности компетенций………. 39
2.3.Оценочные средства для диагностирования
социального уровня сформированности компетенций……….... 42
2.4. Оценочные средства для диагностирования
аналитического уровня сформированности компетенций……... 46
2.5. Оценочные средства для диагностирования
творческого уровня сформированности компетенций………..... 59
2.6.Оценочные средства для диагностирования сформированности
компетенций на уровне самосовершенствования ……. ……… 63
- Технологии оценки качества образования………………... 65
3.1.Технологии оценки образовательных достижений
обучающихся в процессе аудиторной и самостоятельной
работы обучающихся……………………………………………... 65
3.2.Технология оценки достижений в процессе
научно – исследовательской работы студентов………………… 67
3.3.Технологии оценки образовательных достижений
в ходе государственной итоговой аттестации выпускников…… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Литература…………………………………………………………………. 78
ВВЕДЕНИЕ
Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.
Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.
Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и студента равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.
В связи с этим усложняется квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость в рамках обеспечения и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате проанализировать:
- методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
В данной работе рассматриваются методология создания современной системы средств и технологий и способы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) студентов и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в новой компетентностной парадигме.