Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны составлять взаимосвязанную систему. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к проектированию, созданию, учету и контролю учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
Под системой учебно-педагогического обеспечения учебного процесса следует понимать планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-программной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых государственным стандартом.
При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.
Система, комплекс учебно-методической документации и средств обучения, должна охватывать все основное содержание программного материала.
Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс.
Основу УМО составляет средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса.
Проектирование оптимального набора учебно-методической документации и СО по предмету или профессии наиболее целесообразно осуществлять путем разработки перечней (паспортов) УМО.
Такой паспорт представляет собой документ, в котором зафиксирована учебно-метод. документация, учебная и метод. лит-ра, а также оптимальный набор СО, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов применительно к каждой теме уч. программы предмета ТО или ПО. В таб.1 приведена примерная структура паспорта УМО предмета или профессии.
Рекомендации по разработке СО: предлагается примерный перечень дид. материалов , которые д.б. у каждого преподавателя ( схема 3)
- перспективно – тематические планы (показать шапку таблицы);
- планы уроков (показать схемы 4,5)
Данная схема урока примерная т.к. стандартных уроков быть не может. Форма урока и его последовательность изменяются в зависимости от типа урока, его содержания, методов , средств, форм обучения учащихся.
- карточки – задания, их основные типы ( табл.3)
- кроме перечисленных дид. материалов , необходимы и такие как: тесты, контрольные вопросы, задания – инструкции по выполнению лабораторно-практических работ, практикумы (задания на отработку и закрепление определенных умений и навыков по какой – либо теме).