В курсе математики учащиеся получают большой объём математических знаний. Порой многие понятия курса математики носят абстрактный характер, и учащиеся задаются вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на занятиях математики?»
И наше государство услышав извечные вопросы учащихся перешло к ФГОСАМ третьего поколения. Поэтому я и выбрала данную тему.
Исследования проводились по основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальностям НПО
«Художник по костюму», « Парикмахер», « Фотограф», « Садовник»
Содержание
Введение
- Теоретическая часть
1.1 Компетенции
1.2 Общие компетенции
1.3 Профессиональные компетенции
1.4 Предметные компетенции
- Практическая часть
2.1Общие компетенции
2.2 Профессиональные компетенции
- Заключение
- Библиографический список
Введение
Стратегия модернизации образования в Российской Федерации предполагает, что в основу будут положены компетенции. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государственным стандартом компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Цель образования - развитие способности учащегося
самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации,
контролировать
оценивать свои достижения,
работать с разными источниками информации,
оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы компетентностей.
Задача современной системы образования -формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Свою работу я начала с того, что изучила все нормативные документы по ФГОСАМ нового поколения.
1.Теоретическая часть
1.1 Компетенции - (англ: competence) Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
1.2 Общие компетенции - Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результатами своей работы .
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.3 Профессиональные компетенции - Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.
Художник по костюму |
ПК 1.2. Разрабатывать художественные и рабочие эскизы, передавать в эскизе художественные достоинства модели. ПК 2.1. Разрабатывать конструкции изделий одежды в соответствии с моделью, выполненной в эскизе. ПК 2.2. Выполнять процесс конструирования одежды с учетом способов конструирования. ПК 2.3. Выполнять процесс моделирования одежды с учетом правил композиции. ПК 2.4. Изготавливать комплект шаблонов (лекал) для раскроя изделий в соответствии с эскизом модели. ПК 3.6. Контролировать качество обработки деталей, узлов, готового изделия. |
Парикмахер |
ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские). ПК 1.4. Выполнять укладки волос. ПК 1.5. Выполнять бритье и стрижку усов, бороды, бакенбард. ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами. |
Фотограф |
ПК 1.3. Выполнять фотосъемку индивидуальных и групповых портретов на выезде, в том числе на фоне памятных мест. ПК 2.1. Обслуживать автоматизированное оборудование фотолаборатории. ПК 3.3. Выполнять операции компьютерного монтажа фотографических изображений. |
Садовник |
ПК 2.4. Формировать кроны деревьев и кустарников. ПК 3.1. Создавать и оформлять цветники различных типов. ПК 3.2. Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей. ПК 3.3. Устраивать и ремонтировать садовые дорожки. ПК 3.4. Выполнять работы по устройству и содержанию водоемов, рокариев и альпинариев. |
1.4 Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Предметные компетенции мы формировали и формируем практически на каждом занятии по математике.
В оценке сформированности общих компетенций буду опираться на трех уровневую модель.
Уровень |
Сформированные способы деятельности |
Низкий (обязательный) |
- общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности; - знание того, где основная информация может находиться; - репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам; - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации; - наличие и принятие любой помощи извне. |
Средний (уровень возможностей) |
- умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; - умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; - попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; - готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; - минимальная помощь извне. |
Продвинутый (творческий) |
- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; - умение проектировать сложные процессы; - умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; - отсутствие помощи извне; - оказание помощи другим участникам совместной деятельности; - умение отрефлексировать свои действия. |
Формы занятий, в которых формируются общие и профессиональные компетенции.
- работа в семинарах;
2. групповое выполнение практической работы;
3. индивидуальное выполнение практической работы;
4. групповое, индивидуальное участие в создании тематического проекта, бизнес-проекта;
5. работа в деловых играх;
6. работа по созданию, оформлению тематических сообщений, рефератов, докладов, презентаций;
7. интервью с экспертом (наставник на производстве, руководитель практики, руководитель курсовой, дипломной работы) для сбора информации по заданной теме;
8. анкетирование, психологические, профессиональные тесты;
9. индивидуальный анализ, моделирование проблемной, производственной ситуации;
10. работа в конференциях;
Форма контроля
- наблюдение;
-экспертное заключение
- опрос;
- тестирование;
- анкетирование.
2.Практическая часть
2.1 Общие компетенции.
ОК 1. Дискуссия «Какое значение имеет математика в моей профессии».
Проводится 3 раза в год: на вводном занятии по математике, перед новым годом и в конце учебного года.
Результат: выполненные рефераты, исследовательские работы, презентации, составленные учащимися прикладные задачи.
ОК 2. Индивидуальное выполнение практического задания.
Задача №1. Количество клиентов в парикмахерской еженедельно увеличивается на 5%. Через сколько недель количество клиентов увеличится в 2 раза?
Решение. Для решения этой задачи применим формулу сложных процентов: Примем количество клиентов за a, тогда А = 2а, p = 5 и x – неизвестно. Сделав подстановку в формулу и сократив на а, получим: или Чтобы решить это показательное уравнение прологарифмируем его. xlg1,05 = lg2 , откуда x = Найдя по таблице lg2 и lg1,05 , получим
Примерно через 14 недель т.е.через 3,5 месяца
Задача № 2. Стоимость оборудования парикмахерской равна 500 тыс. р. Известно, что через 10 лет стоимость этого оборудования вследствие амортизации будет равна 200 тыс. р. Найдите процент ежегодной амортизации оборудования.
Решение. где B = 200 тыс. рублей,
тыс. рублей,
x=10лет. (%)
ОК 3. Создание и защита проекта « Симметрия в природе».
ОК 4. Внеаудиторная самостоятельная работа по теме « Многогранники, Площади поверхности, объёмы многогранников».Содержание: Изготовление моделей призмы, пирамиды, правильных многогранников, звёздчатых многогранников. Практическое применение: Демонстрационный материал для обеспечения наглядности при объяснении нового материала и решения задач. Практическая работа «Площади поверхности и объём призмы, пирамиды»
ОК 5. Создание и защита проекта « Методы конструирования одежды».
ОК 6. . Групповое выполнение практического задания «Заработная плата – основной доход семьи?»
2.2 Профессиональные компетенции.
2.2.1 Художник по костюму
ПК 2.2. Выполнять процесс конструирования одежды с учетом способов конструирования.
Создание и защита проекта « Методы конструирования одежды».
ПК 3.6. Контролировать качество обработки деталей, узлов, готового
изделия.
Создание и защита проекта « Периодические процессы».
Формирование профессиональных компетенций в основном происходит за счет разделов математики:
1) Развитие понятия о числе - выполнение арифметических действий над числами.
2) Начала математического анализа – построение касательной к графику функции.
3) Функции, их свойства и графики – определение периода функции и построение периодической функции.
4) Геометрия – распознавание на чертежах и моделях пространственные формы; соотношения трехмерных объектов с их описаниями, изображениями; аргументирование взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, а также объектов в пространстве; изображение основных многогранников и круглых тел и выполнение чертежей.
2.2.2 Парикмахер
ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские).
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме « Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей.Взаимное расположение прямых и плоскостей.Угол между прямой и плоскостью».Содержание: изготовление моделей аксиомы стереометрии, взаимное расположение прямых и плоскостей.
Создание и защита презентации « Коррекция формы носа с помощью прически »
ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами.
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме « Многогранники, площади поверхности, объёмы многогранников. Тела вращения».Содержание: изготовление моделей призмы, пирамиды, правильных многогранников, звёздчатых многогранников цилиндра.
Создание и защита презентации « Формы модельной прически»
1) Геометрия – распознавание на чертежах и моделях пространственные формы; соотношения трехмерных объектов с их описаниями, изображениями; аргументирование взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, а также объектов в пространстве; изображение основных многогранников и круглых тел и выполнение чертежей.
2.2.3 Фотограф
ПК 1.3. Выполнять фотосъемку индивидуальных и групповых портретов на выезде, в том числе на фоне памятных мест.
Написание доклада и его обсуждение .
ПК 2.1. Обслуживать автоматизированное оборудование фотолаборатории.
Создание и защита презентации.
1) Геометрия – распознавание на чертежах и моделях пространственные формы; соотношения трехмерных объектов с их описаниями, изображениями; аргументирование взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, а также объектов в пространстве; изображение основных многогранников и круглых тел и выполнение чертежей.
2.2.4 Садовник
ПК 2.4. Формировать кроны деревьев и кустарников.
Создание и защита презентации.
ПК 3.2. Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей.
Создание и защита презентации.
ПК 3.3. Устраивать и ремонтировать садовые дорожки.
Создание и защита презентации.
1) Начала математического анализа – нахождение наибольшего и наименьшего с помощью производной;
2) Геометрия – распознавание на чертежах и моделях пространственные формы; соотношения трехмерных объектов с их описаниями, изображениями; аргументирование взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, а также объектов в пространстве; изображение основных многогранников и круглых тел и выполнение чертежей.
- Заключение
Таким образом учащийся, освоивший ОПОП НПО, должен
общими и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
- Библиографический список
- М .А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования – Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд –во «Барс»
- Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005
- http://www.firo.ru/
4.Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Диссертация к.п.н.-Казань, 2005.-С.75-95
5.Менеджмент качества в образовании. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. К.т.н.доцента С.А.Степанова. СПб.:СПбГЭТУ,2006.-241с.
- Примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования Башмакова М.И., Луканкина А.Г. – М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
- Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2011
- Геометрия,10-11: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2009
- 9. Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования - М.: Минобрнауки России, 2010.
- Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошшина И.А. и др. – Выпуск 1.- М.:ФИРО, 2010.
- Формирование общих компетенций обучающихся по программам довузовского профессионального образования: рекомендации по организации образовательного процесса. ОГУ ДПО « Центр профессионального образования». Астрахань, 2011 г.