В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским1, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).
В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:
· социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);
· коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);
· социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);
· когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);
· межкультурные компетенции;
· компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
· специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).
Итогом работы любой общеобразовательной школы является выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное образование, получая профессиональную квалификацию.
При условии сформированности ключевых компетенций, выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессионального самоопределения.
К сожалению, традиционное обучение, ориентированное на процесс передачи знаний преподавателем и воспроизведение этого процесса учащимися, ограничивает возможность саморазвития личности.
Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:
- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;
- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;
- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.
Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:
- извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
- точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,
- сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
- планировать свои действия, оценивать полученный результат,
- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные - критерии,
- самоорганизовываться и т.д.
Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни.
Ключевые компетенции невозможно сформировать только посредством передачи информации (чем в общем то школа занимается до сих пор). Необходимо нарабатывать принципиально новые способы взаимодействия учителя и учащегося.
Готовясь к очередному уроку, учителю следует каждый раз задавать себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы, правила русского или иностранного языка, математические формулы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?
Учителю необходимо стараться создавать ситуацию успеха на уроке, вселять уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.
Существует несколько полезных советов, которыми следует руководствоваться при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.