СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………. 4

Технология развития ключевых компетенций…………………… 10

Технология диагностики уровня сформированности  ключевых компетенций  обучающихся ……………………………………… 13

Приложения:

  1. Формирование конкретных функций в различных видах деятельности ………………………………………………………. ……15
  2. Формирование ключевых компетенций в процессе учебной деятельности ………………………………………………………. …….16
  3. Общая таблица ключевых компетенций ………………………… 17
  4. Способы контроля признаков ключевых компетенций ……… 20
  5. Таблица диагностического минимума………………………………21

 

ВВЕДЕНИЕ

 В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых - формирование рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной.  Эффективное использование и развитие человеческого капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого повышения уровня жизни, но и главными качественными критериями, отличающими передовые страны от отстающих.

 В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда. В то же время, как отмечается в девятом Национальном докладе о развитии человеческого потенциала Российской Федерации, Программе развития ООН, "последние десять с лишним лет в России происходит обесценивание человеческого капитала – опыта и знаний ученых, инженеров, специалистов".

Сегодня от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.   О своей неудовлетворенности качеством подготовки кадров в системе профессионального образования страны все более категорично заявляют работодатели как главные их "заказчики" и "потребители". 

Особые требования к специалистам предъявляются сегодня и в связи с процессами глобализации, в том числе – на пороге вступления России в ВТО. Во многих исследованиях международных рынков труда отмечается, что российские рабочие/специалисты массовых профессий по существу неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и о формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. 

Развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников, уметь работать в команде, эффективно общаться. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает  непрерывно  расти и развиваться.

Очевидно, что система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать современным реалиям и, тем более, в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учеными. В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка "Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития", составленном в 2003 г. по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии (в том числе – России), указывается, что  образовательные системы  этих стран  во многом по-прежнему ориентированы на  запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на 'сигналы" рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно.

 Эффективность и качество базового (начального, среднего, высшего)  профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню  конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателям молодежной безработицы.

 Как отмечается рядом исследователей, наблюдается существенный дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к соискателям рабочих мест со стороны работодателей, и качеством подготовки выпускников российской профессиональной школы.

 Наши выпускники сегодня попадают на современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают изменчивость, гибкость, высокая инновационная динамика. Поэтому и требования работодателей к тем, кто трудоустраивается, существенно изменились. Опросы работодателей по персоналу предприятий и фирм России  показывают, что сегодня от молодых специалистов ждут:

  • готовности к непрерывному самообразованию и модернизации (осовременивания) профессиональной квалификации;
  • умений и навыков делового общения, в том числе сотрудничества, работы в команде;
  • способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т.д.);
  • умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;
  • способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью;
  • готовности к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т.д.

Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате "знаний" выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», "способность", «готовность»).

Как отмечают исследователи, "сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы изменения знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. 

Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом?

На данный момент практикой востребованы результаты профессионального образования не в виде того, что знает выпускник колледжа, вуза, а в форме его практической готовности (или способности) к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.

Таким образом, речь идет об особых образовательных  результатах системы профессионального образования, в рамках которых  знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, – о "профессиональной компетентности" и таких ее составляющих, как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.

   В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" и "компетентность". Понятия "компетентность" и "компетенция" трактуются по-разному. Словарь иностранных слов раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией – кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) – компетентный, правомочный. Competens (лат.) – соответствующий, способный. Competere – требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) – способность (компетенция). Отсюда следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.

 Общим для всех попыток дать определение компетенции является понимание ее как способности (или готовности) индивида справляться с самыми различными задачами, которая проявляется в совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. Соответственно, статус знаний, умений и навыков (явно или неявно) трансформируется из итоговых в разряд промежуточных целей образования или из целей образования переходит в средство их достижения.

 Компетенции не исключают знаний, умений и навыков, хотя и принципиально отличаются от них. От знаний – тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней. От умений – тем, что компетенции могут применяться к решению разного рода задач (обладают свойством переноса). От навыков – тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет человеку действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.

Производным от термина «компетенции» («профессиональные компетенции») выступает понятие "ключевые компетенции".  Ключевые профессиональные компетенции – это способности работника решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной карьеры и не зависят от профессии или специальности (инвариантны по отношению к ним). Ими должен обладать каждый член общества, они универсальны и применимы в самых различных ситуациях.

В  Свердловской области  «компетенция» является основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования. Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы. Под «компетенцией» понимается – способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.

Достижение профессиональной образованности обучающегося (выпускника) обеспечивается интеграцией ключевых и профессиональных компетенций. Ключевые компетенции – общие, универсальные компетенция, способствующей достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство.

Целевыми ориентирами ключевых компетенций являются:

  • эффективность профессиональной деятельности в конкретных условиях производства товаров и услуг;
  • гарантия профессионального роста и развития, реализация карьерных устремлений;
  • самореализация в современном региональном социально-экономическом пространстве4
  • гражданское участие в различных сферах жизни общества;
  • «включенность» человека в разнообразие мирового социокультурного пространства.

Особенностью ключевых компетенций является универсальность для всех видов профессиональной деятельности. Состав и содержание устанавливает в качестве нормативных требований освоение выпускниками следующих ключевых компетенций:

  • Работа с профессионально-ориентированной информацией;
  • Организация профессиональных коммуникаций;
  • Решение профессиональных проблем;
  • Проектирование профессиональной карьеры;
  • Осуществление социально-профессионального саморазвития.

В основе ключевой компетенции лежит обобщенный вид деятельности, поэтому ее освоение является долговременным и системным процессом. Формирование ключевой компетенции возможно посредством реализации всей образовательной программы. Освоение обеспечивается применением образовательных технологий: информационных, диалоговых, проблемно-развивающих, саморазвития.

Объективное оценивание уровня освоения ключевых компетенций обеспечивается адекватностью содержания, технологий и форм  текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ  КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  (ВЫПУСКНИКОВ)

 

Психологической основой технологии формирования ключевых компетенций является парадигма, основанная на  деятельностном подходе:   развитие обучающегося происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Деятельностный подход к обучению означает, что содержанием предмета являются не только специальные знания и умения, но и различные виды деятельности. Более того, наиболее рациональные способы освоения материала в первую очередь проектируются в качестве содержания предмета.

 Внедрение технологии на основе деятельностного подхода требует внесения изменений в педагогическую деятельность по нескольким направлениям:

  1. Изменение подходов к проектированию целей образования с обязательным сближением целей педагога с целями учащихся. Цели формулируются на языке деятельностей, задач и приемов их решения, где задача – ситуация, в которой нужно достигнуть определенной цели, деятельность – процесс достижения цели, прием – способ осуществления деятельности. 
  2. Совершествование структурирования образовательного процесса на основе дидактического принципа постепенного возрастания самостоятельности обучающихся в различных видах деятельности. В построении системы задач – принцип разработки с постепенным возрастанием уровня проблемности.
  3. Изменение подходов к понятию образовательных достижений обучающихся.
  4. Внедрение системы формирования и развития у учащихся умения учиться. Где умение учиться – это владение совокупностью основных ключевых компетенций.

 

При этом для достижения тех или иных целей по развитию ключевых компетенций каждому педагогу необходимо подбирать специальные типы учебных задач. Где учебная задача – это основной структурный компонент учебной деятельности. Она отличается от всяких задач тем, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта деятельности, а не в изменении предмета деятельности.

В.В.Репкин разделяет учебные задачи на:

  • учебно- практические 
  • учебно-исследовательские 
  • учебно-теоретические 

Для обогащения образовательного  процесса разносторонними связями и зависимостями, составляющими деятельностную основу учения и содействующими развитию обучающихся, в него включают разнообразные виды деятельности.

 Г.И.Щукина характеризует их виды и функциональное значение следующим образом:

  • Учебно-познавательная деятельность вооружает знаниями; содействует развитию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности; развивает познавательные силы – активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности обучающихся; приобщает к творческой деятельности.
  • Предметно-практическая деятельность как элемент трудовой деятельности помогает уяснить практическую значимость полученных знаний; развивает  профессиональный кругозор; готовит психологически и практически к труду; вооружает практическими знаниями и умениями; развивает сенсорно-двигательную сферу.
  • Игровая деятельность содействует развитию познавательных сил обучающихся и интереса к учению; стимулирует творческие процессы; способствует разрядке напряженности, снимает усталость; создает приятную атмосферу учебной деятельности.
  • Речевая деятельность обучающихся помогает активному восприятию информации, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм их речевого выражения. Она является выражением собственных познавательных приобретений, отношения к учебной деятельности, внутренних побуждений, интересов, склонностей, настроения; является основой межличностного общения на уроках и в других условиях, способствует  активному включению во все процессы учебной деятельности. Речевая деятельность педагога выполняет в учебном процессе информативно-познавательную, коммуникативную и стимулирующую функции.
  • Художественная деятельность содействует эстетическому восприятию и усвоению действительности, развивает художественный кругозор, обогащает эмоциональную сферу обучающихся; выявляет и развивает их творческие способности, формирует ценностные ориентации.
  • Деятельность общения содействует расширению общего кругозора обучающихся, выявляет опыт и возможности каждого из них; способствует приобретению опыта ведения дискуссий, поведения в конфликтных ситуациях и выполнения различных ролевых функций; развивает организаторские способности; обогащает мотивы любой деятельности и укрепляет успех, содействует общественной оценке деятельности ученика и развитию активной жизненной позиции.
  • Эвристическая учебная деятельность связана с поиском решении всевозможных учебных задач, которой присущи как личностный, так и процессуальный аспекты и сама деятельность по решению проблемных задач.

 

Каждый вид деятельности учащихся при соответствующей организации образовательного процесса служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности и способы ее выполнения на том или ином уровне. Иными словами, каждый вид деятельности способствует развитию конкретных функций (признаков ключевых компетенций).                                                              

                                                                                         (Приложение 1)

Технология формирования и развития  ключевых компетенций включает следующие этапы:

  • Эмоционально-мотивационный этап
  • Этап целеполагания (оргдеятельностный)
  • Этап эмпирического и теоретического моделирования
  • Творческий
  • Этап контроля и оценки (совершенствования деятельности)      

                                                                                                    (приложение 2)

Данная система, как и всякая должна управляться и обеспечивать максимально возможное качество образования. Одним из средств достижения такой цели является использование технологии мониторинга образовательного процесса, которая с одной стороны, обеспечивает эффективность образовательного процесса, а с другой стороны формирует у обучающихся устойчивую потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Если цели формирования ключевых компетенций формулируются через результаты, выраженные в действиях обучающихся, то при этом большую роль играет усвоение обучающимися приемов выполнения этих действий. Чтобы это было в системе и давало результат, приемы  учебной деятельности должны быть предметом специального изучения и усвоения, включаться в содержание обучения, планироваться рабочей программой, тематическим планом и планом учебной или внеучебной педагогической формы.

При этом способ контроля задается  определенными видами, типами, формами, методикой, инструментарием, подходами, шкалами контроля.                                                                                    (приложение 4)

Педагоги  имеют право выбора показателей контроля с учетом специфики предметов и видов осуществляемой обучающимися деятельности. Уровни сформированности  ключевых компетенций у обучающихся  удобно выявлять и обосновывать с помощью таблицы диагностического минимума, которая является продуктом деятельности временного творческого коллектива   и носит только рекомендательный характер.                                                                                    (приложение 5) 

Отслеживать динамику развития у обучающихся ключевых компетенций  планируется посредством выстроенной модели «Мониторинга профессионального становления выпускника» или модели Портфолио обучающихся как в  КШИ, так и в проф.группах.

Развитие перейдет в саморазвитие, только если обучающиеся будут обладать приемами рефлексии учебной деятельности. Рефлексия учебной деятельности складывается главным образом из ее контроля и оценки. Практика показывает, что эти навыки у обучающихся в большинстве случаев или  отсутствуют или являются  неадекватными (завышены или занижены). Функции контроля и оценки  результатов деятельности  обучающихся состоят в определении правильности и полноты выполнения операций, входящих в состав действий. Обучающимся более привычно, что эту функцию выполняет педагог. Хотя при этом они очень часто критикуют точку зрения преподавателя, не соглашаются с ней и при этом аргументировано не могут прокомментировать свою точку зрения. Понятно, что этому тоже нужно учить. Последовательность овладения учащимися приемами самоконтроля своей деятельности (уровня сформированности ключевых компетенций)  может иметь следующий вид:

  1. Внешний контроль, осуществляемый педагогом над деятельностью учащегося, усвоение приемов контроля
  2. Взаимоконтроль, осуществляемый обучающимися между собой
  3. Самоконтроль

Среди приемов самоконтроля выделяются:

  • Самоконтроль по конечному результату
  • Пошаговый самоконтроль
  • Самоконтроль по известным параметрам или условиям деятельности

Последовательность овладения приемами самооценки:

  1. Внешняя оценка деятельности учащегося, осуществляемая педагогом, усвоение критериев оценки
  2. Взаимооценка
  3. Самооценка.

 Процессы «самости» и выстраивание концепции саморазвития вначале не осознаются большинством обучающихся и только со временем становятся все более ясными и отчетливыми. Деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития должна быть постоянной и тщательно продуманной.


Приложение 1

Формирование конкретных функций в   различных видах деятельности

Виды уч. Деят-сти

Конкретные функции

Учебно-познавательная деят-ть

- Поиск и получение, анализ и обработка П-О информации

- Определение профессиональных действий по модернизации  оборудования, технологий

- Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления 

Предметно-практическая деятельность

 

 - Анализ проблемной проф.ситуации  с последующим  определением причин ее возникновения

- Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой

- Составление перечня альтернативных решений с выбором допустимого и оптимального способа решения проблем

- Определение профессиональных действий по модернизации  оборудования, технологий

- Представление   П-О информации

 - Установление профессиональных взаимоотношений

- Оценивание собственных возможностей, способностей

- Построение плана карьерного роста и жизненных планов, использование различных источников информации для самоопределения

- Владение техникой поиска работы, составления резюме, трудоустройства

- Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления 

Игровая деятельность

 - Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика

- Анализ и обработка, представление  П-О информации

- Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения

- Оценивание собственных возможностей, способностей

- Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления 

Речевая  деятельность

 

 - Поиск и получение П-О информации

- Анализ и обработка П-О информации

 - Представление  П-О информации

- Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения

- Владение профессиональным этикетом

- Установление профессиональных взаимоотношений

- Работа с письменной документацией

-- Оценивание собственных возможностей, способностей

- Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика

- Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления 

 Деятельность общения

 - Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения

- Владение профессиональным этикетом

- Установление профессиональных взаимоотношений

- Оценивание собственных возможностей, способностей

Эвристическая учебная деятельность

- Анализ проблемной проф.ситуации  с последующим  определением причин ее возникновения

- Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой

- Составление перечня альтернативных решений с выбором допустимого и оптимального способа решения проблем

- Определение проф. действий по модернизации  оборудования, технологий

Приложение 2

Формирование ключевых компетенций в процессе учебной деятельности

Этапы учебной деятельности

Ключевые компетенции (конкретные функции)

Эмоционально-мотивационный

Эмоционально-психологическая компетенция:

- учение с интересом

- доверие педагогам

- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях

 

Компетенция - Осуществление социально - профессионального саморазвития

Организационно-деятельностный

Регулятивные компетенции:

- определение целей

- ответственность за результаты учебы

- концентрация на учебе

- умение делать заключительные выводы

 

Компетенция - Осуществление социально - профессионального саморазвития

Эмпирического моделирования

Социальные компетенции:

- проявление терпимости к другим мнениям и позициям

- оказание помощи другим учащимся

- умение сотрудничать с другими учащимися

- умение работать в группе

 

Компетенция  - Организация профессиональных коммуникаций

Теоретического моделирования

Учебно-познавательные компетенции:

- умение учиться

- умение отыскивать причины явлений

- самостоятельное выявление допущенных ошибок

- самостоятельное выполнение индивидуальных  заданий

 

Компетенции - Решение профессиональных проблем, Работа с профессионально-ориентированной информацией

Творческий

Творческие компетенции:

- умение принимать решения в различных ситуациях

- умение заявлять о своих потребностях и интересах

-умение находить другие источники информации

- способность генерировать другие способы решения проблемы

 

Компетенции - Работа с профессионально-ориентированной информацией,   Решение профессиональных проблем, Проектирование профессиональной карьеры

Контроль и оценка

Компетенции самосовершенствования:

- применять знания и умения на практике

- умение извлекать пользу из полученного опыта

- навыки самоконтроля и саморазвития

- желание учиться и самосовершенствоваться дальше

 

Компетенции - Осуществление социально - профессионального саморазвития, Решение профессиональных проблем, Проектирование профессиональной карьеры

 

 

Приложение 3

ОБЩАЯ ТАБЛИЦА ПО КЛЮЧЕВЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ 

 

Компетенция

Конк. функции

признаки

Работа с профессионально-ориентированной информацией

Поиск и получение П-О информации

Пользуется разнообразной справочной литературой

Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.)

Извлекает инф-цию с электронных носителей для решения поставленных задач

Сопоставляет информацию из различных источников

Анализ и обработка П-О информации

 

Обосновывает выбор информации                                                                                     

Определяет соответствие информации поставленной задаче

Классифицирует информацию

Обобщает информацию

Интерпретирует информацию из одного вида в другой  

Выделяет главную мысль в полученной информации

Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии)

Составляет тезисы прочитанного текста

Создает  презентацию в различных формах

Пишет реферат, статью в соответствии с требованиями

Составляет опорный конспект, таблицу, схему, технологическую карту и т.п.

 Представление П-О информации

 

Выстраивает выступление в соответствии с темой

Материал излагает логично

Правильно использует терминологию

При выступлении обоснованно использует наглядность

Мобилен при ответах на вопросы

Приводит практические примеры в соответствии с поставленной задачей

 Организация профессиональных коммуникаций

Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения

 Устанавливает позитивный стиль общения

Управляет собственным эмоциональным состоянием

Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией

Признает чужое мнение

Пользуется вербальными и невербальными средствами общения

Умеет слушать

Умеет по невербальным сигналам оценить состояние и мотивы поведения собеседника

Умеет вести диалог

Умеет выражать мысли

Умеет отстаивать собственное мнение

Способен к эмпатии

Умеет найти конструктивное решение конфликта

Установление профессиональных взаимоотношений

Умеет проводить совещания

Умеет ставить задачи перед коллективом

Умеет конструктивно критиковать

Умеет принимать критику

Умеет контролировать

Умеет убеждать

Владение профессиональным этикетом

 

Соблюдает субординацию в общении

Соблюдает деловой стиль в одежде

Тактичен и вежлив в общении

Умеет вести деловую беседу

Умеет формулировать и аргументировать свою позицию

Умеет проводить самопрезентацию с учетом этических норм

Умеет общаться по телефону

Работа с письменной документацией

Соблюдает официальный стиль при оформлении документов

Умеет составлять отчеты

Оформляет документы в соответствии с нормативными актами

Выполняет письменные рекомендации

Умеет составлять личную корреспонденцию

Решение профессиональных проблем

 

Анализ ситуации  с последующим  определением причин ее возникновения

Указывает этап технологического процесса на котором возникает проблема

Выдвигает предположения: в какой конкретной части системы возникла проблема

Указывает технологическую операцию, во время которой возникла проблема

Определяет явление, вызвавшее возникновение проблемы

Определяет возможность, в результате существования проблемы, возникновения вредных последствий  и их уровень

Задает уточняющие вопросы, указывающие на недостаток информации по решению проблемы

Формулирует причину возникновения проблемы

Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой

Определяет степень влияния возникшей проблемы на профес-ную деятельность

Составляет перечень ресурсов, необходимых для решения проблемы

Указывает ресурсы, имеющиеся в оперативной зоне (зоне возникн-я проблемы)

Указывает ресурсы, примыкающие к зоне

Выбирает приоритетные ресурсы

Представляет способы решения проблемы

Выстраивает последовательность действий по решению проблемы

Представляет виды деятельности по решению проблемы

Составление перечня альтернативных реш-й с выбором допустимого и оптимального способа решения проблемы

Выдвигает гипотезы по возможным решениям проблемы

Генерирует альтернативные варианты решения проблемы

Составляет перечень альтернативных решений проблемы

Описывает характеристики наиболее оптимального решения

Выбирает оптимальное решение

Выявляет возможности возникновения противоречий в ходе реализации  выбранного решения и пути их устранения

Составляет текст решения с использованием приоритетных ресурсов

Определение проф-ных действий по модернизации  .оборудования. технологий и т.п.

В ходе проектной деятельности

Определяет необходимость модернизации

Генерирует возможные пути модернизации

Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.)

Составляет алгоритм действий по модернизации

Проектирует процесс модернизации

 

Проектирование профессиональной карьеры

 

Оценивание собственных возможностей, способностей

 Анализирует собственные сильные и слабые стороны

Анализирует существующие препятствия для карьерного роста

Анализирует региональные особенности рынка труда и соотносит это с собственными возможностями и стремлениями

Составляет программу саморазвития и самообразования

Построение плана карьерного роста и жизненных планов, использование различных источников информации для самоопределения

 Способен ставить цели, планировать карьерный рост

Определяет этапы достижения поставленных целей

Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей

Имеет устойчивый интерес к получаемой профессии

Выбирает тип карьеры

Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту

Повышает уровень квалификации

Владение техникой поиска работы, составления резюме, трудоустройства

Пользуется различными источниками для поиска работы (Интернет, СМИ и т.п.)

Составляет резюме

Умеет презентовать себя и свои достоинства

Грамотно заключает трудовой договор

Пишет заявление о приеме на работу в соответствии с требованиями ТК РФ

Пользуется трудовым законодательством

Осуществление социально - профессионального саморазвития

 

 Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика

 Выстраивает программу  деятельности (учебной, профессиональной и т.п.)

Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки

Анализирует результат  выполняемых действий  и выявляет причины отклонений от норм (эталона)

Определяет пути устранения выявленных отклонений

Критически оценивает результаты своей деятельности

Имеет объективную самооценку

 Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления 

Проявляет инициативу в различных видах деятельности

Организует рабочее место

Реализует различные способы самостоятельной деятельности (участвует в спортивных секциях, кружках и т.п.)

Применяет различные методы и приемы саморегуляции

Не имеет дисциплинарных нарушений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Способ контроля признаков  ключевых компетенций задается:

 
   

 


!  По одному признаку может быть несколько способов.

  • Типом контроля - определяет время проведения контроля в образовательном процессе:
  • Входной (обязателен) можно использовать для проверки
  • Текущий      отдельных признаков или всей компетенции                       
  • Промежуточный – для оценки компетенции
  • Обобщающий можно использовать для оценки  компетенции
  • Итоговый (экзамен, ГИА). или всей группы компетенций
  • Видом контроля определяет субъекта контроля:
    • Педагога – для оценки признака, всей компетенции или группы
    • Самоконтроля рекомендуется использовать для оценки признаков      
    • Взаимоконтроля в сочетании с др. видами контроля
    • Административного (срезы знаний, входной контроль, экзамен)
    • Государственного контроля ( на ГИА).
  • Методикой контроля определяет способ проведения:
    • Устный чаще всего используются на текущем контроле различного
    • Письменный вида для оценки признаков компетенции
  • Практический (для оценки признаков или компетенции в целом)
  • Визуальный (чаще всего для оценки ценностного отношения к деятельности)
  • Формой контроля определяет количество контролируемых и способ организации (экзамен, зачет, к/р, л/р, проекты, индивидуальные задания и др.)
  • Инструментарием контроля – методическое обеспечение контроля (карточки-задания, билеты и т.п.).

! Признак формулируется как конкретное действие, поэтому не может быть проверки только знаний, т.к. это одна из составляющих компетенции.

  • Подходы:
  • Критериальный подход – определяет за единицу измерения один из признаков (проявление) характеристик  результата образования.
  • Операциональный подход – определяет за единицу измерения правильно выполненную операцию деятельности.
    • Шкалы (Шкала оценки – определяет способ измерения целевого предмета)
  • Количественная - измеряемые при помощи числовые оценочных шкал (балл, число, процент ). Бывает абсолютной и относительной.
  • Дискрептивная - измеряемые при помощи знаковых, аналоговых шкал (символы, описания. Бывает аналоговая и знаковая.
  • Порядковая (ранговая) - рейтинговая
    • Критерий (признак, на основании которого производится оценка, классифицируется или определяется что-либо. Критерий выражает меру показателя, параметра, по которому ведется сравнение)

 

 

Приложение 5

Таблица диагностического минимума оценки  ключевых компетенций обучающихся

Компе

тенция

Конк. функции

признаки

Способ контроля

Способ оценки

Инстру

ментарий

Тип

Вид

Методика

Форма

Подход

Шкала

Критерии

РАБОТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Поиск и получение

П-О информации

Пользуется разнообразной справочной литературой

 

Входной, текущ., итоговый

Педагог., администр.

государств.

Практич.

л/р, проект, индив.зад

операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Справоч.

лит-ра

Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.)

Входной, текущ., итоговый

Педагог. Взаимоконтроль, самоконтр

Практич.

Проект

л/р

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр.

литер. ист-ки

Извлекает инф-цию с электронных носителей для решения поставленных задач

Текущий итоговый

Педагог., администр.

государств.

Практич.

л/р, проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Эл.носители

Сопоставляет информацию из различных источников

 

Входной текущий

Педагог., администр.

государств.

Устный

Письмен.

проект

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр.

литер.ист-ки

Анализ и обработка П-О информации

Обосновывает выбор информации

Текущий итоговый

Педагог., администр.

государств

Устный

Письмен.

л/р, проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Определяет соответствие информации поставленной задаче

Входной, текущ., итоговый

Педагог., администр.

государств

Устный

Письмен.

л/р, проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Классифицирует информацию

 

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

Практич.

Индив.зад.

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Обобщает информацию

 

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

Практич.

Индив.зад.

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Интерпретирует информацию из одного вида в другой  

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

администр

Практич.

Индив.зад.

л/р, к/р

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

 Карт.-зад-я

инструкции

Выделяет главную мысль в полученной информации

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

Устный

Письмен.

к/р, проект, индив.задизложение, опор.конспект

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии)

Текущий итоговый

Педагог.

Администр.

Устный

Письмен.

проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Составляет тезисы прочитанного текста

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

Практич.

проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Создает  презентацию в различных формах

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

Практич.

проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Пишет реферат, статью в соответствии с требованиями

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

Практич.

проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Составляет опорный конспект, таблицу, схему, технологическую карту

Входной, текущ., итоговый

Педагог.

Практич.

проект, индив.зад

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Разнообр. ист-ки инфор-ции

Представление инф-ции

Выстраивает выступление в соответствии с темой

Текущий итоговый

Педагог., администр.

Государств

Визуально

аудиально

Защита проекта, индив.зад.,      собесед-ние.    Отв. по билетам

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Треб. К защите  ,Карточки-задания, Вопросы для собесед.,  билеты

Материал излагает логично

Текущий итоговый

Педагог., администр.

государств

Визуально

Аудиально

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Правильно использует терминологию

Текущий итоговый

Педагог., администр.

государств

Визуально

Аудиально

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

При выступлении обоснованно использует наглядность

Текущий итоговый

Педагог., администр.

государств

Визуально

Аудиально

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Мобилен при ответах на вопросы

Текущий итоговый

Педагог., администр.

государств

Визуально

Аудиально

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

Приводит практические примеры в соответствии с поставленной задачей

Текущий итоговый

Педагог., администр.

государств

Визуально

аудиально

Операциональный

Количествен.

0-не прояв.

1-проявл

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения

Устанавливает позитивный стиль общения

текущий

Педагогич.

визуальный

наблюдение

критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Управляет собственным эмоциональным состоянием

Текущий

Педагогич., самоконтроль

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией

Текущий

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Признает чужое мнение

Текущий

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Пользуется вербальными и невербальными средствами общения

Текущий

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет слушать

Текущий

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет по невербальным сигналам состояние и мотивы поведения собеседника

Текущий

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет вести диалог

Текущий

Педагогич., админист.

Устный

Собесседование (разл. виды)

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Перечень вопросов

Умеет выражать мысли

Текущий

Педагогич., админист.

Устный

Собесседование (разл. виды), индив.зад.

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Перечень вопросов

Карточки-задания

Анкеты, опросники

Умеет отстаивать собственное мнение

Текущий

Педагогич., взаимоконтроль

Устный

Собесседование (разл. виды), индив.зад.

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Перечень вопросов

Карточки-задания

Анкеты, опросники

Способен к эмпатии

Текущий

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет найти конструктивное решение конфликта

Текущий

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Установление профессиональных взаимоотношений

Умеет проводить совещания

 

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет ставить задачи перед коллективом

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет конструктивно критиковать

Текущий

Педагогич., взаимоконтроль

Визуальный

Наблюдение,

взаимооценка в группе

критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

критерии оценки работы в группе

Умеет принимать критику

 

Текущий

Педагогич., взаимоконтроль

Визуальный

Наблюдение,

взаимооценка в группе

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

критерии оценки работы в группе

Умеет контролировать

 

Текущий

Педагогич., взаимоконтроль

Визуальный

Наблюдение,

взаимооценка в группе

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

критерии оценки работы в группе

Умеет убеждать

 

Текущий

Педагогич., взаимоконтроль

Визуальный

Наблюдение,

взаимооценка в группе

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

критерии оценки работы в группе

Владение профессиональным этикетом

 

Соблюдает субординацию в общении

Текущий

Педагогич.

админист.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Соблюдает деловой стиль в одежде

Текущий

Педагогич.

админист.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Тактичен и вежлив в общении

 

Текущий

Педагогич.

админист.

взаимоконтроль

Визуальный

Наблюдение,

взаимооценка в группе

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

критерии оценки работы в группе

Умеет вести деловую беседу

 

Текущий

Педагогич.

админист.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет формулировать и аргументировать свою позицию

Текущий

Педагогич.

админист.

взаимоконтроль

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет проводить самопрезентацию с учетом этических норм

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

админист.

Визуальный

Наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Умеет общаться по телефону

 

Входной, промеж., итоговый

Педагогич.

взаимоконтроль

Визуальный

наблюдение

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карта наблюдения

Работа с письменной документацией

Соблюдает официальный стиль при оформлении документов

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

админист.

практический

Индив. задания

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания Метод.рекомендации

стандарты

Умеет составлять отчеты

 

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

админист.

Практический

Индив. Задания

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания

Метод.рекомендации

Стандарты

Оформляет документы в соответствии с нормативными актами

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

админист.

Практический

Индив. Задания

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания

Метод.рекомендации Стандарты

Выполняет письменные рекомендации

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

админист.

Практический

Индив. Задания

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания

Метод.рекомендации

Стандарты

Умеет составлять личную корреспонденцию

Входной, текущий. итоговый

Педагогич.

практический

Индив. задания

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания

Метод.рекомендацииСтандарты

 

 

РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Анализ ситуации  с последующим  определением причин ее возникновения

Указывает этап технологического процесса на котором возникает проблема

входной

Текущий итоговый

Педагог.

Взаимоконтр.

Админист.

Государств.

Практический

 

Проблемное задание, л/р

Междисц.экз.

Проект 

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания Тесты (3,4 ур)

Инструкции к л/рПрограмма экз.

Метод.указ. к проекту

 

 

 

 

Выдвигает предположения: в какой конкретной части системы возникла проблема

входной

Текущий итоговый

Педагог.

Взаимоконтр.

Админист.

Государств.

Практический

 

Проблемное задание, зачет, собеседов.

Междисц.экз.

Проект 

 Операцион.

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания

Перечень вопросов

Программа экз. Метод.указ. к проекту

Указывает технологическую операцию, во время которой возникла проблема

входной

Текущий итоговый

Педагог.

Взаимоконтр.

Админист.

Государств.

Практический

 

Проблемное задание, л/р

Междисц.экз.   Проект 

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания  Тесты (3,4 ур)

Инструкции к л/рПрограмма экз.

Метод.указ. к проекту

Определяет явление, вызвавшее возникновение проблемы

Текущий итоговый

 

Педагог.

Админист.

Государств.

.

Практический

 

Проблемное задание   л/р

Междисц.экз.  Проект 

операциональный

Количеств.

 

0-не проявл

1-проявл

 

Карточки-задания Тесты (3,4 ур)

Инструкции к л/р Программа экз.

Метод.указ. к проекту

 

Определяет возможность, в результате существования проблемы, возникновения вредных последствий  и их уровень

Задает уточняющие вопросы, указывающие на недостаток информации по решению проблемы

Входной

Промежутобобщ.

Педагог.

 Взаимоконтр.

 устная

Проблемное задание, л/р Собеседование

Проект 

 Операцион.

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания

Перечень вопросов

Формулирует причину возникновения проблемы

Входной

Текущий итоговый

 

Педагог.

Админист.

Государств.

 .

Практический

 

Проблемное задание

л/р   Междисц.экз.   Проект 

операциональный

Количеств.

 

0-не проявл

1-проявл

 

Карточки-задания Тесты (3,4 ур)  Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту

Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой

Определяет степень влияния возникшей проблемы на профес-ную деятельность

Входной

Текущий итоговый

 

Педагог.

Самоконтроль

Администр.

Государств.

практический

Проблемное задание

Междисц.экз.  Проект 

операциональный

Количеств.

 

0-не проявл

1-проявл

 

Карточки-задания

Тесты (3,4 ур) Программа экз.

Метод.указ. к проекту

Составляет перечень ресурсов, необходимых для решения проблемы

Входной

Промежут итоговый

Педагог.

самоконтроль

Государств.

Практический

 

Проблемное задание. л/р

Междисц.экз.   Проект

Операцион-й

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания       Тесты (3,4 ур)

Инструкции к л/р     Программа экз.

Метод.указ. к проекту

Указывает ресурсы, имеющиеся в оперативной зоне (зоне возникн-я проблемы)

Указывает ресурсы, примыкающие к зоне

Выбирает приоритетные ресурсы

Представляет способы решения проблемы

входной

Текущий итоговый

Педагог.

Взаимоконтр.

Админист.

Государств.

Практический

 

Проблемное задание, л/р

Междисц.экз.   Проект 

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания  Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р  Программа экз. Метод.указ. к проекту

Выстраивает последовательность действий по решению проблемы

Входной

Текущий   обощающий

Педагог.

Админист.

Государств.

Практический

 

Проблемное задание, к/р, л/р

Междисц.экз.   Проект 

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

 Карточки-задания  Тесты (3,4 ур)

Инструкции к л/р  Программа экз.

Метод.указ. к проекту

Схемы, чертежи

Представляет виды деятельности по решению проблемы

Составление перечня альтернативных реш-й с выбором допустимого и оптимального способа решения проблемы

Выдвигает гипотезы по возможным решениям проблемы

Входной

Текущий итоговый

Педагог.

Самоконтроль

Взаимоконтр.

Государств.

Практический

 

Проблемное задание

к/р, л/р     Междисц.экз.    Проект

Собеседов-е

Операцион-й

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания  Тесты (3,4 ур)

Инструкции к л/р  Программа экз.

Метод.указ. к проекту  Перечень вопросов

Генерирует альтернативные варианты решения проблемы

 

Составляет перечень альтернативных решений проблемы

Описывает характеристики наиболее оптимального решения

Входной

Промеж. итоговый

Педагог.

взаимоконтр

Государств.

Практический

 

Проблемное задание

к/р, л/р    Междисц.экз.    Проект

Собеседов-е

Операцион-й

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Карточки-задания  Тесты (3,4 ур)  Инструкции к л/р  Программа экз. Метод.указ. к проекту

Перечень вопросов

Выбирает оптимальное решение

Выявляет возможности возникновения противоречий в ходе реализации  выбранного решения и пути их устранения

Входной

Промеж. итоговый

Педагог.

взаимоконтр

Государств.

Практический

 

 Проблемное задание

к/р, л/р  Междисц.экз.  Проект  Собеседов-е

 Операцион-й

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

 Карточки-задания Тесты (3,4 р)  Инструкции к л/р Программа экз.Метод.указ. к проекту Перечень просов

Составляет текст решения с использованием приоритетных ресурсов

Входной

Промеж. итоговый

Педагог.

Админист.

Государств.

Практический

 

 Проблемное задание Междисц.экз. Проект 

 Операцион-й

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

 Карточки-задания  Тесты (3,4 ур)  Программа экз.

Метод.указ. к проекту

Определение проф-ных действий по модернизации  .

В ходе проектной деятельности

Определяет необходимость модернизации

Входной

промежут итоговый

Педагог.

Админист.

Государств.

практический

проект

Критериальный

Количеств.

0-не проявл

1-проявл

Задания к проекту

Метод.треб. к проекту

Схемы чертежи

Генерирует возможные пути модернизации

Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.)

Составляет алгоритм действий по модернизации

Проектирует процесс модернизации

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФ.КАРЬЕРЫ

 

Оценивание собственных возможностей, способностей

 Анализирует собственные сильные и слабые стороны

 

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватели, мастер п/о

самоконтр

письменная

Портфолио учащегося

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Дифференцированные задания, анкета

Анализирует существующие препятствия для карьерного роста

Входной, промежуточный, итоговый

  мастер п/о, самоконтр

Письменная, 

Портфолио учащегося, экзамен, зачет, к/р

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

 анкета

Анализирует региональные особенности рынка труда и соотносит это с собственными возможностями и стремлениями

Входной, промежуточный, итоговый

  мастер п/о, самоконтр

Практическая, визуальная

Портфолио учащегося

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

 анкета

Составляет программу саморазвития и самообразования

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватели, мастер п/о

Письменная

Портфолио учащегося

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Программа саморазвития

Построение плана карьерного роста и жизненных планов, использование различных источников информации для самоопределения

 Способен ставить цели, планировать карьерный рост

 

Входной, промежуточный, итоговый

  мастер п/о

Письменная

Портфолио учащегося

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

План карьерного роста

Определяет этапы достижения поставленных целей

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватели, мастер п/о

Письменная, практическая

ЛПР, П/О, П/П

(реш.проф.

проблем)

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Инструкционные карты, дневник  П/О, П/П

Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватели, мастер п/о

Письменная, практическая

ЛПР, П/О, П/П

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Инструкционные карты

Имеет устойчивый интерес к получаемой профессии

Входной, промежуточный, итоговый

  мастер п/о

Письменная, 

 Портфолио

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

 анкета

Выбирает тип карьеры

 

 

Входной, промежуточный, итоговый

  мастер п/о, самоконтроль

Письменная, практическая, визуальная

 Портфолио

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

План карьерного роста

Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватели, мастер п/о, самоконтроль, административный

Письменная, практическая

Олимпиады, НПК, курсовые и дипломные работы, ВПКР

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Задания, методические рекомендации к к/р, д/р, ВПКР

Повышает уровень квалификации

 

 

Текущий, итоговый

Административный, работодатель, государственный

Практическая

Производственная практика, сдача на повышенный разряд, ГИА

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Практическое задание, задания к олимпиадам

Программа П/П

Владение техникой поиска работы, составления резюме, трудоустройства

Пользуется различными источниками для поиска работы (Интернет, СМИ и т.п.)

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватели: информатики, 

административный

Письменная, практическая

Практические работы

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Инструкционные карты, интернет, СМИ

Составляет резюме

Входной,   итоговый

Преподаватели по проф.этике

Письменная

 Практическая работа по сост.резюме

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Эталон резюме

Умеет презентовать себя и свои достоинства

 

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватели информатики и спец.дисц.

мастер п/о

Практическая

Самопрезентация

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Требования к самопрезентации

Грамотно заключает трудовой договор

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватель ОРЗ

Письменная, практическая

Практические работы

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Бланк трудового договора (образец заполнения)

Пишет заявление о приеме на работу в соответствии с требованиями ТК РФ

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватель ОРЗ

Письменная, практическая

Практические работы

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Форма заявления (образец)

Пользуется трудовым законодательством

Входной, промежуточный, итоговый

Преподаватель ОРЗ, работодатель, госконтроль

Письменная, практическая, устная

ГИА, практические задания

Операциональный

Количественная

0-не проявл

1-проявл

Трудовой кодекс

Осуществление социально - профессионального саморазвития

 

 Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика

 Выстраивает программу  деятельности (учебной, профессиональной и т.п.)

Входной, текущий итоговый

Педагогич.

Администр.

 

Практич.

Портфолио

Проект

Критериал.

Дискрепт.

0-не проявл

1-проявл

Метод.рекомен. по составл программы, к проекту

Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки

Входной, текущий итоговый

Педагогич.

Админист

Самоконтр.

Устный

письменный

Беседа

Индив.зад.

Критериал.

Дискрепт.

0-не проявл

1-проявл

План беседы

 Алгоритм анализа

Анализирует результат  выполняемых действий  и выявляет причины отклонений от норм (эталона)

Входной, текущий итоговый

 Педагогич.

Админист

Самоконтр.

Устный

письменный

Беседа

Индив.зад.

Критериал.

Дискрепт.

0-не проявл

1-проявл

План беседы

Алгоритм анализа

Определяет пути устранения выявленных отклонений

Входной, текущий итоговый

Педагогич.

Самоконтр.

Устный

Беседа

Критериал.

Дискрепт.

0-не проявл

1-проявл

План беседы

Критически оценивает результаты своей деятельности

Входной, текущий итоговый

Педагогич.

Самоконтр.

Устный

письменный

Беседа

портфолио

Критериал.

Дискрепт.

0-не проявл

1-проявл

План беседы

Алгоритм анализа

Имеет объективную самооценку

Входной, текущий итоговый

Педагогич.

Письменный

Тестирование

Согласно методики

тест

 Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления 

Проявляет инициативу в различных видах деятельности

Текущий

обобщающий

Педагогич.

Администр.

Взаимоконтр.

Практич.

Уч.и внеуч.мероприятия

Критериал.

Количеств.

Наличие вещественных док-в

рейтинг

Организует рабочее место

 

 

 

Текущий

Обобщающий

Педагогич.

визуальный

Наблюдение

Операцион.

Количеств.

0-не проявл  1-проявл

Карта наблюдения

Реализует различные способы самостоятельной деятельности (участвует в спортивных секциях, кружках и т.п.)

Текущий

Обобщающий

 Педагогич.

Администр.

Взаимоконтр

Практич.

Уч.и внеуч.мероприятия

Критериал.

Количеств.

Наличие ещественных док-в

Рейтинг

Применяет различные методы и приемы саморегуляции

Текущий

Обобщающий

Педагогич.

Самоконтр.

Визуальный

Практич.

Наблюдение

Тренинг

Операцион.

Дискрепт.

0-не проявл 1-проявл

Карта наблюдения

Согласно методики

Не имеет дисциплинарных нарушений

Текущий

обобщающий

 Педагогич.

Администр.

Взаимоконтр

визуальный

отчет

Критериал.

Количест.

порядковая

Кол-во

Дневник    повед.

Рейтинг   Тетрадь посещ.

\

                           

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top