Введение ……………………………………………………………. 4
Технология развития ключевых компетенций…………………… 10
Технология диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся ……………………………………… 13
Приложения:
- Формирование конкретных функций в различных видах деятельности ………………………………………………………. ……15
- Формирование ключевых компетенций в процессе учебной деятельности ………………………………………………………. …….16
- Общая таблица ключевых компетенций ………………………… 17
- Способы контроля признаков ключевых компетенций ……… 20
- Таблица диагностического минимума………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых - формирование рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной. Эффективное использование и развитие человеческого капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого повышения уровня жизни, но и главными качественными критериями, отличающими передовые страны от отстающих.
В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда. В то же время, как отмечается в девятом Национальном докладе о развитии человеческого потенциала Российской Федерации, Программе развития ООН, "последние десять с лишним лет в России происходит обесценивание человеческого капитала – опыта и знаний ученых, инженеров, специалистов".
Сегодня от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. О своей неудовлетворенности качеством подготовки кадров в системе профессионального образования страны все более категорично заявляют работодатели как главные их "заказчики" и "потребители".
Особые требования к специалистам предъявляются сегодня и в связи с процессами глобализации, в том числе – на пороге вступления России в ВТО. Во многих исследованиях международных рынков труда отмечается, что российские рабочие/специалисты массовых профессий по существу неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и о формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда.
Развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников, уметь работать в команде, эффективно общаться. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.
Очевидно, что система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать современным реалиям и, тем более, в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учеными. В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка "Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития", составленном в 2003 г. по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии (в том числе – России), указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на 'сигналы" рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно.
Эффективность и качество базового (начального, среднего, высшего) профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателям молодежной безработицы.
Как отмечается рядом исследователей, наблюдается существенный дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к соискателям рабочих мест со стороны работодателей, и качеством подготовки выпускников российской профессиональной школы.
Наши выпускники сегодня попадают на современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают изменчивость, гибкость, высокая инновационная динамика. Поэтому и требования работодателей к тем, кто трудоустраивается, существенно изменились. Опросы работодателей по персоналу предприятий и фирм России показывают, что сегодня от молодых специалистов ждут:
- готовности к непрерывному самообразованию и модернизации (осовременивания) профессиональной квалификации;
- умений и навыков делового общения, в том числе сотрудничества, работы в команде;
- способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т.д.);
- умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;
- способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью;
- готовности к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т.д.
Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате "знаний" выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», "способность", «готовность»).
Как отмечают исследователи, "сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы изменения знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий.
Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом?
На данный момент практикой востребованы результаты профессионального образования не в виде того, что знает выпускник колледжа, вуза, а в форме его практической готовности (или способности) к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.
Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, – о "профессиональной компетентности" и таких ее составляющих, как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.
В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" и "компетентность". Понятия "компетентность" и "компетенция" трактуются по-разному. Словарь иностранных слов раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией – кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) – компетентный, правомочный. Competens (лат.) – соответствующий, способный. Competere – требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) – способность (компетенция). Отсюда следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.
Общим для всех попыток дать определение компетенции является понимание ее как способности (или готовности) индивида справляться с самыми различными задачами, которая проявляется в совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. Соответственно, статус знаний, умений и навыков (явно или неявно) трансформируется из итоговых в разряд промежуточных целей образования или из целей образования переходит в средство их достижения.
Компетенции не исключают знаний, умений и навыков, хотя и принципиально отличаются от них. От знаний – тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней. От умений – тем, что компетенции могут применяться к решению разного рода задач (обладают свойством переноса). От навыков – тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет человеку действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.
Производным от термина «компетенции» («профессиональные компетенции») выступает понятие "ключевые компетенции". Ключевые профессиональные компетенции – это способности работника решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной карьеры и не зависят от профессии или специальности (инвариантны по отношению к ним). Ими должен обладать каждый член общества, они универсальны и применимы в самых различных ситуациях.
В Свердловской области «компетенция» является основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования. Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы. Под «компетенцией» понимается – способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.
Достижение профессиональной образованности обучающегося (выпускника) обеспечивается интеграцией ключевых и профессиональных компетенций. Ключевые компетенции – общие, универсальные компетенция, способствующей достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство.
Целевыми ориентирами ключевых компетенций являются:
- эффективность профессиональной деятельности в конкретных условиях производства товаров и услуг;
- гарантия профессионального роста и развития, реализация карьерных устремлений;
- самореализация в современном региональном социально-экономическом пространстве4
- гражданское участие в различных сферах жизни общества;
- «включенность» человека в разнообразие мирового социокультурного пространства.
Особенностью ключевых компетенций является универсальность для всех видов профессиональной деятельности. Состав и содержание устанавливает в качестве нормативных требований освоение выпускниками следующих ключевых компетенций:
- Работа с профессионально-ориентированной информацией;
- Организация профессиональных коммуникаций;
- Решение профессиональных проблем;
- Проектирование профессиональной карьеры;
- Осуществление социально-профессионального саморазвития.
В основе ключевой компетенции лежит обобщенный вид деятельности, поэтому ее освоение является долговременным и системным процессом. Формирование ключевой компетенции возможно посредством реализации всей образовательной программы. Освоение обеспечивается применением образовательных технологий: информационных, диалоговых, проблемно-развивающих, саморазвития.
Объективное оценивание уровня освоения ключевых компетенций обеспечивается адекватностью содержания, технологий и форм текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
Психологической основой технологии формирования ключевых компетенций является парадигма, основанная на деятельностном подходе: развитие обучающегося происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Деятельностный подход к обучению означает, что содержанием предмета являются не только специальные знания и умения, но и различные виды деятельности. Более того, наиболее рациональные способы освоения материала в первую очередь проектируются в качестве содержания предмета.
Внедрение технологии на основе деятельностного подхода требует внесения изменений в педагогическую деятельность по нескольким направлениям:
- Изменение подходов к проектированию целей образования с обязательным сближением целей педагога с целями учащихся. Цели формулируются на языке деятельностей, задач и приемов их решения, где задача – ситуация, в которой нужно достигнуть определенной цели, деятельность – процесс достижения цели, прием – способ осуществления деятельности.
- Совершествование структурирования образовательного процесса на основе дидактического принципа постепенного возрастания самостоятельности обучающихся в различных видах деятельности. В построении системы задач – принцип разработки с постепенным возрастанием уровня проблемности.
- Изменение подходов к понятию образовательных достижений обучающихся.
- Внедрение системы формирования и развития у учащихся умения учиться. Где умение учиться – это владение совокупностью основных ключевых компетенций.
При этом для достижения тех или иных целей по развитию ключевых компетенций каждому педагогу необходимо подбирать специальные типы учебных задач. Где учебная задача – это основной структурный компонент учебной деятельности. Она отличается от всяких задач тем, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта деятельности, а не в изменении предмета деятельности.
В.В.Репкин разделяет учебные задачи на:
- учебно- практические
- учебно-исследовательские
- учебно-теоретические
Для обогащения образовательного процесса разносторонними связями и зависимостями, составляющими деятельностную основу учения и содействующими развитию обучающихся, в него включают разнообразные виды деятельности.
Г.И.Щукина характеризует их виды и функциональное значение следующим образом:
- Учебно-познавательная деятельность вооружает знаниями; содействует развитию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности; развивает познавательные силы – активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности обучающихся; приобщает к творческой деятельности.
- Предметно-практическая деятельность как элемент трудовой деятельности помогает уяснить практическую значимость полученных знаний; развивает профессиональный кругозор; готовит психологически и практически к труду; вооружает практическими знаниями и умениями; развивает сенсорно-двигательную сферу.
- Игровая деятельность содействует развитию познавательных сил обучающихся и интереса к учению; стимулирует творческие процессы; способствует разрядке напряженности, снимает усталость; создает приятную атмосферу учебной деятельности.
- Речевая деятельность обучающихся помогает активному восприятию информации, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм их речевого выражения. Она является выражением собственных познавательных приобретений, отношения к учебной деятельности, внутренних побуждений, интересов, склонностей, настроения; является основой межличностного общения на уроках и в других условиях, способствует активному включению во все процессы учебной деятельности. Речевая деятельность педагога выполняет в учебном процессе информативно-познавательную, коммуникативную и стимулирующую функции.
- Художественная деятельность содействует эстетическому восприятию и усвоению действительности, развивает художественный кругозор, обогащает эмоциональную сферу обучающихся; выявляет и развивает их творческие способности, формирует ценностные ориентации.
- Деятельность общения содействует расширению общего кругозора обучающихся, выявляет опыт и возможности каждого из них; способствует приобретению опыта ведения дискуссий, поведения в конфликтных ситуациях и выполнения различных ролевых функций; развивает организаторские способности; обогащает мотивы любой деятельности и укрепляет успех, содействует общественной оценке деятельности ученика и развитию активной жизненной позиции.
- Эвристическая учебная деятельность связана с поиском решении всевозможных учебных задач, которой присущи как личностный, так и процессуальный аспекты и сама деятельность по решению проблемных задач.
Каждый вид деятельности учащихся при соответствующей организации образовательного процесса служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности и способы ее выполнения на том или ином уровне. Иными словами, каждый вид деятельности способствует развитию конкретных функций (признаков ключевых компетенций).
(Приложение 1)
Технология формирования и развития ключевых компетенций включает следующие этапы:
- Эмоционально-мотивационный этап
- Этап целеполагания (оргдеятельностный)
- Этап эмпирического и теоретического моделирования
- Творческий
- Этап контроля и оценки (совершенствования деятельности)
(приложение 2)
Данная система, как и всякая должна управляться и обеспечивать максимально возможное качество образования. Одним из средств достижения такой цели является использование технологии мониторинга образовательного процесса, которая с одной стороны, обеспечивает эффективность образовательного процесса, а с другой стороны формирует у обучающихся устойчивую потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Если цели формирования ключевых компетенций формулируются через результаты, выраженные в действиях обучающихся, то при этом большую роль играет усвоение обучающимися приемов выполнения этих действий. Чтобы это было в системе и давало результат, приемы учебной деятельности должны быть предметом специального изучения и усвоения, включаться в содержание обучения, планироваться рабочей программой, тематическим планом и планом учебной или внеучебной педагогической формы.
При этом способ контроля задается определенными видами, типами, формами, методикой, инструментарием, подходами, шкалами контроля. (приложение 4)
Педагоги имеют право выбора показателей контроля с учетом специфики предметов и видов осуществляемой обучающимися деятельности. Уровни сформированности ключевых компетенций у обучающихся удобно выявлять и обосновывать с помощью таблицы диагностического минимума, которая является продуктом деятельности временного творческого коллектива и носит только рекомендательный характер. (приложение 5)
Отслеживать динамику развития у обучающихся ключевых компетенций планируется посредством выстроенной модели «Мониторинга профессионального становления выпускника» или модели Портфолио обучающихся как в КШИ, так и в проф.группах.
Развитие перейдет в саморазвитие, только если обучающиеся будут обладать приемами рефлексии учебной деятельности. Рефлексия учебной деятельности складывается главным образом из ее контроля и оценки. Практика показывает, что эти навыки у обучающихся в большинстве случаев или отсутствуют или являются неадекватными (завышены или занижены). Функции контроля и оценки результатов деятельности обучающихся состоят в определении правильности и полноты выполнения операций, входящих в состав действий. Обучающимся более привычно, что эту функцию выполняет педагог. Хотя при этом они очень часто критикуют точку зрения преподавателя, не соглашаются с ней и при этом аргументировано не могут прокомментировать свою точку зрения. Понятно, что этому тоже нужно учить. Последовательность овладения учащимися приемами самоконтроля своей деятельности (уровня сформированности ключевых компетенций) может иметь следующий вид:
- Внешний контроль, осуществляемый педагогом над деятельностью учащегося, усвоение приемов контроля
- Взаимоконтроль, осуществляемый обучающимися между собой
- Самоконтроль
Среди приемов самоконтроля выделяются:
- Самоконтроль по конечному результату
- Пошаговый самоконтроль
- Самоконтроль по известным параметрам или условиям деятельности
Последовательность овладения приемами самооценки:
- Внешняя оценка деятельности учащегося, осуществляемая педагогом, усвоение критериев оценки
- Взаимооценка
- Самооценка.
Процессы «самости» и выстраивание концепции саморазвития вначале не осознаются большинством обучающихся и только со временем становятся все более ясными и отчетливыми. Деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития должна быть постоянной и тщательно продуманной.
Приложение 1
Формирование конкретных функций в различных видах деятельности
Виды уч. Деят-сти |
Конкретные функции |
Учебно-познавательная деят-ть |
- Поиск и получение, анализ и обработка П-О информации - Определение профессиональных действий по модернизации оборудования, технологий - Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления |
Предметно-практическая деятельность
|
- Анализ проблемной проф.ситуации с последующим определением причин ее возникновения - Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой - Составление перечня альтернативных решений с выбором допустимого и оптимального способа решения проблем - Определение профессиональных действий по модернизации оборудования, технологий - Представление П-О информации - Установление профессиональных взаимоотношений - Оценивание собственных возможностей, способностей - Построение плана карьерного роста и жизненных планов, использование различных источников информации для самоопределения - Владение техникой поиска работы, составления резюме, трудоустройства - Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления |
Игровая деятельность |
- Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика - Анализ и обработка, представление П-О информации - Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения - Оценивание собственных возможностей, способностей - Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления |
Речевая деятельность
|
- Поиск и получение П-О информации - Анализ и обработка П-О информации - Представление П-О информации - Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения - Владение профессиональным этикетом - Установление профессиональных взаимоотношений - Работа с письменной документацией -- Оценивание собственных возможностей, способностей - Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика - Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления |
Деятельность общения |
- Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения - Владение профессиональным этикетом - Установление профессиональных взаимоотношений - Оценивание собственных возможностей, способностей |
Эвристическая учебная деятельность |
- Анализ проблемной проф.ситуации с последующим определением причин ее возникновения - Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой - Составление перечня альтернативных решений с выбором допустимого и оптимального способа решения проблем - Определение проф. действий по модернизации оборудования, технологий |
Приложение 2
Формирование ключевых компетенций в процессе учебной деятельности
Этапы учебной деятельности |
Ключевые компетенции (конкретные функции) |
Эмоционально-мотивационный |
Эмоционально-психологическая компетенция: - учение с интересом - доверие педагогам - умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях
Компетенция - Осуществление социально - профессионального саморазвития |
Организационно-деятельностный |
Регулятивные компетенции: - определение целей - ответственность за результаты учебы - концентрация на учебе - умение делать заключительные выводы
Компетенция - Осуществление социально - профессионального саморазвития |
Эмпирического моделирования |
Социальные компетенции: - проявление терпимости к другим мнениям и позициям - оказание помощи другим учащимся - умение сотрудничать с другими учащимися - умение работать в группе
Компетенция - Организация профессиональных коммуникаций |
Теоретического моделирования |
Учебно-познавательные компетенции: - умение учиться - умение отыскивать причины явлений - самостоятельное выявление допущенных ошибок - самостоятельное выполнение индивидуальных заданий
Компетенции - Решение профессиональных проблем, Работа с профессионально-ориентированной информацией |
Творческий |
Творческие компетенции: - умение принимать решения в различных ситуациях - умение заявлять о своих потребностях и интересах -умение находить другие источники информации - способность генерировать другие способы решения проблемы
Компетенции - Работа с профессионально-ориентированной информацией, Решение профессиональных проблем, Проектирование профессиональной карьеры |
Контроль и оценка |
Компетенции самосовершенствования: - применять знания и умения на практике - умение извлекать пользу из полученного опыта - навыки самоконтроля и саморазвития - желание учиться и самосовершенствоваться дальше
Компетенции - Осуществление социально - профессионального саморазвития, Решение профессиональных проблем, Проектирование профессиональной карьеры |
Приложение 3
ОБЩАЯ ТАБЛИЦА ПО КЛЮЧЕВЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
Компетенция |
Конк. функции |
признаки |
|
Работа с профессионально-ориентированной информацией |
Поиск и получение П-О информации |
Пользуется разнообразной справочной литературой |
|
Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) |
|||
Извлекает инф-цию с электронных носителей для решения поставленных задач |
|||
Сопоставляет информацию из различных источников |
|||
Анализ и обработка П-О информации
|
Обосновывает выбор информации |
||
Определяет соответствие информации поставленной задаче |
|||
Классифицирует информацию |
|||
Обобщает информацию |
|||
Интерпретирует информацию из одного вида в другой |
|||
Выделяет главную мысль в полученной информации |
|||
Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии) |
|||
Составляет тезисы прочитанного текста |
|||
Создает презентацию в различных формах |
|||
Пишет реферат, статью в соответствии с требованиями |
|||
Составляет опорный конспект, таблицу, схему, технологическую карту и т.п. |
|||
Представление П-О информации
|
Выстраивает выступление в соответствии с темой |
||
Материал излагает логично |
|||
Правильно использует терминологию |
|||
При выступлении обоснованно использует наглядность |
|||
Мобилен при ответах на вопросы |
|||
Приводит практические примеры в соответствии с поставленной задачей |
|||
Организация профессиональных коммуникаций |
Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения |
Устанавливает позитивный стиль общения |
|
Управляет собственным эмоциональным состоянием |
|||
Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией |
|||
Признает чужое мнение |
|||
Пользуется вербальными и невербальными средствами общения |
|||
Умеет слушать |
|||
Умеет по невербальным сигналам оценить состояние и мотивы поведения собеседника |
|||
Умеет вести диалог |
|||
Умеет выражать мысли |
|||
Умеет отстаивать собственное мнение |
|||
Способен к эмпатии |
|||
Умеет найти конструктивное решение конфликта |
|||
Установление профессиональных взаимоотношений |
Умеет проводить совещания |
||
Умеет ставить задачи перед коллективом |
|||
Умеет конструктивно критиковать |
|||
Умеет принимать критику |
|||
Умеет контролировать |
|||
Умеет убеждать |
|||
Владение профессиональным этикетом
|
Соблюдает субординацию в общении |
||
Соблюдает деловой стиль в одежде |
|||
Тактичен и вежлив в общении |
|||
Умеет вести деловую беседу |
|||
Умеет формулировать и аргументировать свою позицию |
|||
Умеет проводить самопрезентацию с учетом этических норм |
|||
Умеет общаться по телефону |
|||
Работа с письменной документацией |
Соблюдает официальный стиль при оформлении документов |
||
Умеет составлять отчеты |
|||
Оформляет документы в соответствии с нормативными актами |
|||
Выполняет письменные рекомендации |
|||
Умеет составлять личную корреспонденцию |
|||
Решение профессиональных проблем
|
Анализ ситуации с последующим определением причин ее возникновения |
Указывает этап технологического процесса на котором возникает проблема |
|
Выдвигает предположения: в какой конкретной части системы возникла проблема |
|||
Указывает технологическую операцию, во время которой возникла проблема |
|||
Определяет явление, вызвавшее возникновение проблемы |
|||
Определяет возможность, в результате существования проблемы, возникновения вредных последствий и их уровень |
|||
Задает уточняющие вопросы, указывающие на недостаток информации по решению проблемы |
|||
Формулирует причину возникновения проблемы |
|||
Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой |
Определяет степень влияния возникшей проблемы на профес-ную деятельность |
||
Составляет перечень ресурсов, необходимых для решения проблемы |
|||
Указывает ресурсы, имеющиеся в оперативной зоне (зоне возникн-я проблемы) |
|||
Указывает ресурсы, примыкающие к зоне |
|||
Выбирает приоритетные ресурсы |
|||
Представляет способы решения проблемы |
|||
Выстраивает последовательность действий по решению проблемы |
|||
Представляет виды деятельности по решению проблемы |
|||
Составление перечня альтернативных реш-й с выбором допустимого и оптимального способа решения проблемы |
Выдвигает гипотезы по возможным решениям проблемы |
||
Генерирует альтернативные варианты решения проблемы |
|||
Составляет перечень альтернативных решений проблемы |
|||
Описывает характеристики наиболее оптимального решения |
|||
Выбирает оптимальное решение |
|||
Выявляет возможности возникновения противоречий в ходе реализации выбранного решения и пути их устранения |
|||
Составляет текст решения с использованием приоритетных ресурсов |
|||
Определение проф-ных действий по модернизации .оборудования. технологий и т.п. |
В ходе проектной деятельности |
Определяет необходимость модернизации |
|
Генерирует возможные пути модернизации |
|||
Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.) |
|||
Составляет алгоритм действий по модернизации |
|||
Проектирует процесс модернизации
|
|||
Проектирование профессиональной карьеры
|
Оценивание собственных возможностей, способностей |
Анализирует собственные сильные и слабые стороны |
|
Анализирует существующие препятствия для карьерного роста |
|||
Анализирует региональные особенности рынка труда и соотносит это с собственными возможностями и стремлениями |
|||
Составляет программу саморазвития и самообразования |
|||
Построение плана карьерного роста и жизненных планов, использование различных источников информации для самоопределения |
Способен ставить цели, планировать карьерный рост |
||
Определяет этапы достижения поставленных целей |
|||
Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей |
|||
Имеет устойчивый интерес к получаемой профессии |
|||
Выбирает тип карьеры |
|||
Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту |
|||
Повышает уровень квалификации |
|||
Владение техникой поиска работы, составления резюме, трудоустройства |
Пользуется различными источниками для поиска работы (Интернет, СМИ и т.п.) |
||
Составляет резюме |
|||
Умеет презентовать себя и свои достоинства |
|||
Грамотно заключает трудовой договор |
|||
Пишет заявление о приеме на работу в соответствии с требованиями ТК РФ |
|||
Пользуется трудовым законодательством |
|||
Осуществление социально - профессионального саморазвития
|
Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика |
Выстраивает программу деятельности (учебной, профессиональной и т.п.) |
|
Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки |
|||
Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона) |
|||
Определяет пути устранения выявленных отклонений |
|||
Критически оценивает результаты своей деятельности |
|||
Имеет объективную самооценку |
|||
Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления |
Проявляет инициативу в различных видах деятельности |
||
Организует рабочее место |
|||
Реализует различные способы самостоятельной деятельности (участвует в спортивных секциях, кружках и т.п.) |
|||
Применяет различные методы и приемы саморегуляции |
|||
Не имеет дисциплинарных нарушений |
Приложение 4
Способ контроля признаков ключевых компетенций задается:
! По одному признаку может быть несколько способов.
- Типом контроля - определяет время проведения контроля в образовательном процессе:
- Входной (обязателен) можно использовать для проверки
- Текущий отдельных признаков или всей компетенции
- Промежуточный – для оценки компетенции
- Обобщающий можно использовать для оценки компетенции
- Итоговый (экзамен, ГИА). или всей группы компетенций
- Видом контроля определяет субъекта контроля:
- Педагога – для оценки признака, всей компетенции или группы
- Самоконтроля рекомендуется использовать для оценки признаков
- Взаимоконтроля в сочетании с др. видами контроля
- Административного (срезы знаний, входной контроль, экзамен)
- Государственного контроля ( на ГИА).
- Методикой контроля определяет способ проведения:
- Устный чаще всего используются на текущем контроле различного
- Письменный вида для оценки признаков компетенции
- Практический (для оценки признаков или компетенции в целом)
- Визуальный (чаще всего для оценки ценностного отношения к деятельности)
- Формой контроля определяет количество контролируемых и способ организации (экзамен, зачет, к/р, л/р, проекты, индивидуальные задания и др.)
- Инструментарием контроля – методическое обеспечение контроля (карточки-задания, билеты и т.п.).
! Признак формулируется как конкретное действие, поэтому не может быть проверки только знаний, т.к. это одна из составляющих компетенции.
- Подходы:
- Критериальный подход – определяет за единицу измерения один из признаков (проявление) характеристик результата образования.
- Операциональный подход – определяет за единицу измерения правильно выполненную операцию деятельности.
- Шкалы (Шкала оценки – определяет способ измерения целевого предмета)
- Количественная - измеряемые при помощи числовые оценочных шкал (балл, число, процент ). Бывает абсолютной и относительной.
- Дискрептивная - измеряемые при помощи знаковых, аналоговых шкал (символы, описания. Бывает аналоговая и знаковая.
- Порядковая (ранговая) - рейтинговая
- Критерий (признак, на основании которого производится оценка, классифицируется или определяется что-либо. Критерий выражает меру показателя, параметра, по которому ведется сравнение)
Приложение 5
Таблица диагностического минимума оценки ключевых компетенций обучающихся
Компе тенция |
Конк. функции |
признаки |
Способ контроля |
Способ оценки |
Инстру ментарий |
||||||||
Тип |
Вид |
Методика |
Форма |
Подход |
Шкала |
Критерии |
|||||||
РАБОТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ |
Поиск и получение П-О информации |
Пользуется разнообразной справочной литературой
|
Входной, текущ., итоговый |
Педагог., администр. государств. |
Практич. |
л/р, проект, индив.зад |
операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Справоч. лит-ра |
|||
Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. Взаимоконтроль, самоконтр |
Практич. |
Проект л/р |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. литер. ист-ки |
|||||
Извлекает инф-цию с электронных носителей для решения поставленных задач |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. государств. |
Практич. |
л/р, проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Эл.носители |
|||||
Сопоставляет информацию из различных источников
|
Входной текущий |
Педагог., администр. государств. |
Устный Письмен. |
проект |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. литер.ист-ки |
|||||
Анализ и обработка П-О информации |
Обосновывает выбор информации |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. государств |
Устный Письмен. |
л/р, проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
||||
Определяет соответствие информации поставленной задаче |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог., администр. государств |
Устный Письмен. |
л/р, проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Классифицирует информацию
|
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. |
Практич. |
Индив.зад. |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Обобщает информацию
|
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. |
Практич. |
Индив.зад. |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Интерпретирует информацию из одного вида в другой |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. администр |
Практич. |
Индив.зад. л/р, к/р |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Карт.-зад-я инструкции |
|||||
Выделяет главную мысль в полученной информации |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. |
Устный Письмен. |
к/р, проект, индив.задизложение, опор.конспект |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии) |
Текущий итоговый |
Педагог. Администр. |
Устный Письмен. |
проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Составляет тезисы прочитанного текста |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. |
Практич. |
проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Создает презентацию в различных формах |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. |
Практич. |
проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Пишет реферат, статью в соответствии с требованиями |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. |
Практич. |
проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Составляет опорный конспект, таблицу, схему, технологическую карту |
Входной, текущ., итоговый |
Педагог. |
Практич. |
проект, индив.зад |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Разнообр. ист-ки инфор-ции |
|||||
Представление инф-ции |
Выстраивает выступление в соответствии с темой |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. Государств |
Визуально аудиально |
Защита проекта, индив.зад., собесед-ние. Отв. по билетам |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
Треб. К защите ,Карточки-задания, Вопросы для собесед., билеты |
||||
Материал излагает логично |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. государств |
Визуально Аудиально |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
|||||||
Правильно использует терминологию |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. государств |
Визуально Аудиально |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
|||||||
При выступлении обоснованно использует наглядность |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. государств |
Визуально Аудиально |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
|||||||
Мобилен при ответах на вопросы |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. государств |
Визуально Аудиально |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
|||||||
Приводит практические примеры в соответствии с поставленной задачей |
Текущий итоговый |
Педагог., администр. государств |
Визуально аудиально |
Операциональный |
Количествен. |
0-не прояв. 1-проявл |
|||||||
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ |
Выработка оптимальной стратегии общения, уровня, содержания, методов, средств и форм проф.общения с учетом особенностей субъектов общения |
Устанавливает позитивный стиль общения |
текущий |
Педагогич. |
визуальный |
наблюдение |
критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||
Управляет собственным эмоциональным состоянием |
Текущий |
Педагогич., самоконтроль |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией |
Текущий |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Признает чужое мнение |
Текущий |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Пользуется вербальными и невербальными средствами общения |
Текущий |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет слушать |
Текущий |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет по невербальным сигналам состояние и мотивы поведения собеседника |
Текущий |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет вести диалог |
Текущий |
Педагогич., админист. |
Устный |
Собесседование (разл. виды) |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Перечень вопросов |
|||||
Умеет выражать мысли |
Текущий |
Педагогич., админист. |
Устный |
Собесседование (разл. виды), индив.зад. |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Перечень вопросов Карточки-задания Анкеты, опросники |
|||||
Умеет отстаивать собственное мнение |
Текущий |
Педагогич., взаимоконтроль |
Устный |
Собесседование (разл. виды), индив.зад. |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Перечень вопросов Карточки-задания Анкеты, опросники |
|||||
Способен к эмпатии |
Текущий |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет найти конструктивное решение конфликта |
Текущий |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Установление профессиональных взаимоотношений |
Умеет проводить совещания
|
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
||||
Умеет ставить задачи перед коллективом |
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет конструктивно критиковать |
Текущий |
Педагогич., взаимоконтроль |
Визуальный |
Наблюдение, взаимооценка в группе |
критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения критерии оценки работы в группе |
|||||
Умеет принимать критику
|
Текущий |
Педагогич., взаимоконтроль |
Визуальный |
Наблюдение, взаимооценка в группе |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения критерии оценки работы в группе |
|||||
Умеет контролировать
|
Текущий |
Педагогич., взаимоконтроль |
Визуальный |
Наблюдение, взаимооценка в группе |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения критерии оценки работы в группе |
|||||
Умеет убеждать
|
Текущий |
Педагогич., взаимоконтроль |
Визуальный |
Наблюдение, взаимооценка в группе |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения критерии оценки работы в группе |
|||||
Владение профессиональным этикетом
|
Соблюдает субординацию в общении |
Текущий |
Педагогич. админист. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
||||
Соблюдает деловой стиль в одежде |
Текущий |
Педагогич. админист. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Тактичен и вежлив в общении
|
Текущий |
Педагогич. админист. взаимоконтроль |
Визуальный |
Наблюдение, взаимооценка в группе |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения критерии оценки работы в группе |
|||||
Умеет вести деловую беседу
|
Текущий |
Педагогич. админист. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет формулировать и аргументировать свою позицию |
Текущий |
Педагогич. админист. взаимоконтроль |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет проводить самопрезентацию с учетом этических норм |
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. админист. |
Визуальный |
Наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Умеет общаться по телефону
|
Входной, промеж., итоговый |
Педагогич. взаимоконтроль |
Визуальный |
наблюдение |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Работа с письменной документацией |
Соблюдает официальный стиль при оформлении документов |
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. админист. |
практический |
Индив. задания |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Метод.рекомендации стандарты |
||||
Умеет составлять отчеты
|
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. админист. |
Практический |
Индив. Задания |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Метод.рекомендации Стандарты |
|||||
Оформляет документы в соответствии с нормативными актами |
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. админист. |
Практический |
Индив. Задания |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Метод.рекомендации Стандарты |
|||||
Выполняет письменные рекомендации |
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. админист. |
Практический |
Индив. Задания |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Метод.рекомендации Стандарты |
|||||
Умеет составлять личную корреспонденцию |
Входной, текущий. итоговый |
Педагогич. |
практический |
Индив. задания |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Метод.рекомендацииСтандарты
|
|||||
РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ |
Анализ ситуации с последующим определением причин ее возникновения |
Указывает этап технологического процесса на котором возникает проблема |
входной Текущий итоговый |
Педагог. Взаимоконтр. Админист. Государств. |
Практический
|
Проблемное задание, л/р Междисц.экз. Проект |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/рПрограмма экз. Метод.указ. к проекту
|
|||
Выдвигает предположения: в какой конкретной части системы возникла проблема |
входной Текущий итоговый |
Педагог. Взаимоконтр. Админист. Государств. |
Практический
|
Проблемное задание, зачет, собеседов. Междисц.экз. Проект |
Операцион. |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Перечень вопросов Программа экз. Метод.указ. к проекту |
|||||
Указывает технологическую операцию, во время которой возникла проблема |
входной Текущий итоговый |
Педагог. Взаимоконтр. Админист. Государств. |
Практический
|
Проблемное задание, л/р Междисц.экз. Проект |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/рПрограмма экз. Метод.указ. к проекту |
|||||
Определяет явление, вызвавшее возникновение проблемы |
Текущий итоговый
|
Педагог. Админист. Государств. . |
Практический
|
Проблемное задание л/р Междисц.экз. Проект |
операциональный |
Количеств.
|
0-не проявл 1-проявл
|
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту
|
|||||
Определяет возможность, в результате существования проблемы, возникновения вредных последствий и их уровень |
|||||||||||||
Задает уточняющие вопросы, указывающие на недостаток информации по решению проблемы |
Входной Промежутобобщ. |
Педагог. Взаимоконтр. |
устная |
Проблемное задание, л/р Собеседование Проект |
Операцион. |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Перечень вопросов |
|||||
Формулирует причину возникновения проблемы |
Входной Текущий итоговый
|
Педагог. Админист. Государств. . |
Практический
|
Проблемное задание л/р Междисц.экз. Проект |
операциональный |
Количеств.
|
0-не проявл 1-проявл
|
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту |
|||||
Ранжирование проблем и определение стратегии решения с предварительной ресурсной оценкой |
Определяет степень влияния возникшей проблемы на профес-ную деятельность |
Входной Текущий итоговый
|
Педагог. Самоконтроль Администр. Государств. |
практический |
Проблемное задание Междисц.экз. Проект |
операциональный |
Количеств.
|
0-не проявл 1-проявл
|
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Программа экз. Метод.указ. к проекту |
||||
Составляет перечень ресурсов, необходимых для решения проблемы |
Входной Промежут итоговый |
Педагог. самоконтроль Государств. |
Практический
|
Проблемное задание. л/р Междисц.экз. Проект |
Операцион-й |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту |
|||||
Указывает ресурсы, имеющиеся в оперативной зоне (зоне возникн-я проблемы) |
|||||||||||||
Указывает ресурсы, примыкающие к зоне |
|||||||||||||
Выбирает приоритетные ресурсы |
|||||||||||||
Представляет способы решения проблемы |
входной Текущий итоговый |
Педагог. Взаимоконтр. Админист. Государств. |
Практический
|
Проблемное задание, л/р Междисц.экз. Проект |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту |
|||||
Выстраивает последовательность действий по решению проблемы |
Входной Текущий обощающий |
Педагог. Админист. Государств. |
Практический
|
Проблемное задание, к/р, л/р Междисц.экз. Проект |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту Схемы, чертежи |
|||||
Представляет виды деятельности по решению проблемы |
|||||||||||||
Составление перечня альтернативных реш-й с выбором допустимого и оптимального способа решения проблемы |
Выдвигает гипотезы по возможным решениям проблемы |
Входной Текущий итоговый |
Педагог. Самоконтроль Взаимоконтр. Государств. |
Практический
|
Проблемное задание к/р, л/р Междисц.экз. Проект Собеседов-е |
Операцион-й |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту Перечень вопросов |
||||
Генерирует альтернативные варианты решения проблемы
|
|||||||||||||
Составляет перечень альтернативных решений проблемы |
|||||||||||||
Описывает характеристики наиболее оптимального решения |
Входной Промеж. итоговый |
Педагог. взаимоконтр Государств. |
Практический
|
Проблемное задание к/р, л/р Междисц.экз. Проект Собеседов-е |
Операцион-й |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Инструкции к л/р Программа экз. Метод.указ. к проекту Перечень вопросов |
|||||
Выбирает оптимальное решение |
|||||||||||||
Выявляет возможности возникновения противоречий в ходе реализации выбранного решения и пути их устранения |
Входной Промеж. итоговый |
Педагог. взаимоконтр Государств. |
Практический
|
Проблемное задание к/р, л/р Междисц.экз. Проект Собеседов-е |
Операцион-й |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 р) Инструкции к л/р Программа экз.Метод.указ. к проекту Перечень просов |
|||||
Составляет текст решения с использованием приоритетных ресурсов |
Входной Промеж. итоговый |
Педагог. Админист. Государств. |
Практический
|
Проблемное задание Междисц.экз. Проект |
Операцион-й |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карточки-задания Тесты (3,4 ур) Программа экз. Метод.указ. к проекту |
|||||
Определение проф-ных действий по модернизации . |
В ходе проектной деятельности |
Определяет необходимость модернизации |
Входной промежут итоговый |
Педагог. Админист. Государств. |
практический |
проект |
Критериальный |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Задания к проекту Метод.треб. к проекту Схемы чертежи |
|||
Генерирует возможные пути модернизации |
|||||||||||||
Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.) |
|||||||||||||
Составляет алгоритм действий по модернизации |
|||||||||||||
Проектирует процесс модернизации |
|||||||||||||
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФ.КАРЬЕРЫ
|
Оценивание собственных возможностей, способностей |
Анализирует собственные сильные и слабые стороны
|
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватели, мастер п/о самоконтр |
письменная |
Портфолио учащегося |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Дифференцированные задания, анкета |
|||
Анализирует существующие препятствия для карьерного роста |
Входной, промежуточный, итоговый |
мастер п/о, самоконтр |
Письменная, |
Портфолио учащегося, экзамен, зачет, к/р |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
анкета |
|||||
Анализирует региональные особенности рынка труда и соотносит это с собственными возможностями и стремлениями |
Входной, промежуточный, итоговый |
мастер п/о, самоконтр |
Практическая, визуальная |
Портфолио учащегося |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
анкета |
|||||
Составляет программу саморазвития и самообразования |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватели, мастер п/о |
Письменная |
Портфолио учащегося |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Программа саморазвития |
|||||
Построение плана карьерного роста и жизненных планов, использование различных источников информации для самоопределения |
Способен ставить цели, планировать карьерный рост
|
Входной, промежуточный, итоговый |
мастер п/о |
Письменная |
Портфолио учащегося |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
План карьерного роста |
||||
Определяет этапы достижения поставленных целей |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватели, мастер п/о |
Письменная, практическая |
ЛПР, П/О, П/П (реш.проф. проблем) |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Инструкционные карты, дневник П/О, П/П |
|||||
Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватели, мастер п/о |
Письменная, практическая |
ЛПР, П/О, П/П |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Инструкционные карты |
|||||
Имеет устойчивый интерес к получаемой профессии |
Входной, промежуточный, итоговый |
мастер п/о |
Письменная, |
Портфолио |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
анкета |
|||||
Выбирает тип карьеры
|
Входной, промежуточный, итоговый |
мастер п/о, самоконтроль |
Письменная, практическая, визуальная |
Портфолио |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
План карьерного роста |
|||||
Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватели, мастер п/о, самоконтроль, административный |
Письменная, практическая |
Олимпиады, НПК, курсовые и дипломные работы, ВПКР |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Задания, методические рекомендации к к/р, д/р, ВПКР |
|||||
Повышает уровень квалификации
|
Текущий, итоговый |
Административный, работодатель, государственный |
Практическая |
Производственная практика, сдача на повышенный разряд, ГИА |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Практическое задание, задания к олимпиадам Программа П/П |
|||||
Владение техникой поиска работы, составления резюме, трудоустройства |
Пользуется различными источниками для поиска работы (Интернет, СМИ и т.п.) |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватели: информатики, административный |
Письменная, практическая |
Практические работы |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Инструкционные карты, интернет, СМИ |
||||
Составляет резюме |
Входной, итоговый |
Преподаватели по проф.этике |
Письменная |
Практическая работа по сост.резюме |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Эталон резюме |
|||||
Умеет презентовать себя и свои достоинства
|
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватели информатики и спец.дисц. мастер п/о |
Практическая |
Самопрезентация |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Требования к самопрезентации |
|||||
Грамотно заключает трудовой договор |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватель ОРЗ |
Письменная, практическая |
Практические работы |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Бланк трудового договора (образец заполнения) |
|||||
Пишет заявление о приеме на работу в соответствии с требованиями ТК РФ |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватель ОРЗ |
Письменная, практическая |
Практические работы |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Форма заявления (образец) |
|||||
Пользуется трудовым законодательством |
Входной, промежуточный, итоговый |
Преподаватель ОРЗ, работодатель, госконтроль |
Письменная, практическая, устная |
ГИА, практические задания |
Операциональный |
Количественная |
0-не проявл 1-проявл |
Трудовой кодекс |
|||||
Осуществление социально - профессионального саморазвития
|
Использование методов целеполагания личности: самоанализ, самооценка, самокритика |
Выстраивает программу деятельности (учебной, профессиональной и т.п.) |
Входной, текущий итоговый |
Педагогич. Администр.
|
Практич. |
Портфолио Проект |
Критериал. |
Дискрепт. |
0-не проявл 1-проявл |
Метод.рекомен. по составл программы, к проекту |
|||
Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки |
Входной, текущий итоговый |
Педагогич. Админист Самоконтр. |
Устный письменный |
Беседа Индив.зад. |
Критериал. |
Дискрепт. |
0-не проявл 1-проявл |
План беседы Алгоритм анализа |
|||||
Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона) |
Входной, текущий итоговый |
Педагогич. Админист Самоконтр. |
Устный письменный |
Беседа Индив.зад. |
Критериал. |
Дискрепт. |
0-не проявл 1-проявл |
План беседы Алгоритм анализа |
|||||
Определяет пути устранения выявленных отклонений |
Входной, текущий итоговый |
Педагогич. Самоконтр. |
Устный |
Беседа |
Критериал. |
Дискрепт. |
0-не проявл 1-проявл |
План беседы |
|||||
Критически оценивает результаты своей деятельности |
Входной, текущий итоговый |
Педагогич. Самоконтр. |
Устный письменный |
Беседа портфолио |
Критериал. |
Дискрепт. |
0-не проявл 1-проявл |
План беседы Алгоритм анализа |
|||||
Имеет объективную самооценку |
Входной, текущий итоговый |
Педагогич. |
Письменный |
Тестирование |
Согласно методики |
тест |
|||||||
Проявление самодеятельности, самоорганизации, самоуправления |
Проявляет инициативу в различных видах деятельности |
Текущий обобщающий |
Педагогич. Администр. Взаимоконтр. |
Практич. |
Уч.и внеуч.мероприятия |
Критериал. |
Количеств. |
Наличие вещественных док-в |
рейтинг |
||||
Организует рабочее место
|
Текущий Обобщающий |
Педагогич. |
визуальный |
Наблюдение |
Операцион. |
Количеств. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Реализует различные способы самостоятельной деятельности (участвует в спортивных секциях, кружках и т.п.) |
Текущий Обобщающий |
Педагогич. Администр. Взаимоконтр |
Практич. |
Уч.и внеуч.мероприятия |
Критериал. |
Количеств. |
Наличие ещественных док-в |
Рейтинг |
|||||
Применяет различные методы и приемы саморегуляции |
Текущий Обобщающий |
Педагогич. Самоконтр. |
Визуальный Практич. |
Наблюдение Тренинг |
Операцион. |
Дискрепт. |
0-не проявл 1-проявл |
Карта наблюдения |
|||||
Согласно методики |
|||||||||||||
Не имеет дисциплинарных нарушений |
Текущий обобщающий |
Педагогич. Администр. Взаимоконтр |
визуальный |
отчет |
Критериал. |
Количест. порядковая |
Кол-во |
Дневник повед. Рейтинг Тетрадь посещ. \ |
|||||