Модель повышения квалификации реализуется при смене парадигмы когнитивной на личностно-ориентированную, поэтому нами сделан акцент на андрагогическую науку.
Личностно-ориентированное обучение имеет свои закономерности. По В.В. Серикову это:
- Элемент проектирования обучения - не фрагмент учебного материала, а «событие в жизни личности», дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его».
- Проектирование обучения есть совместная деятельность учителя и ученика.
- Стирание грани между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) - источник личностного опыта.
- Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
- Межличностное, межсубъектное общение среди участников учебной деятельности и становление внутреннего личностного мира педагога как части содержания образования.
- Текст как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст. Усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения!), а сама эта целостность, что предполагает, по меньшей мере, имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.
Взаимосвязь педагогики и медицины, все увеличивающееся проникновение первой науки во вторую создают реальные возможности для активизации у каждого медицинского работника когнитивных процессов, а изменение установок сознания с ориентацией на нравственные принципы способствует формированию культуры мышления, которая в итоге отражается на культуре поведения.
Все эти положения применимы в андрагогическом подходе и во многом отражают ту роль, которую играет установка на признание и формирование личностных качеств у обучающихся в образовательном процессе.
Личность медицинского работника очень часто приобретает черты личности педагога-психолога. Разъяснить, уговорить, убедить, успокоить - тем самым медицинский работник практически ежедневно выполняет функции педагога, практически не замечая своей педагогической миссии по отношению к: подчиненному медицинскому персоналу; пациентам и членам их семей; остальным окружающим в экстренных ситуациях.
Поэтому и требования к его личности во многом идентичны требованиям к личности педагога.
В процессе обучения: - активизация мыслительной деятельности; - проявление самостоятельности; - осознание себя субъектом учебной деятельности; - приятие коллег по учебной деятельности; - сотрудничество с преподавателем. |
После обучения: - осознание себя субъектом жизнедеятельности; - осознание собственного места и роли в социуме; - осознание других людей как субъектов жизнедеятельности; - стремление к самореализации в окружающей среде; - уверенность в собственной профессиональной грамотности и владении коммуникативной культурой и готовность применить их в практической деятельности; - стремление к непрерывному обучению/самообучению. |
Если проследить восприятие медицинским работником процесса обучения при его непосредственном участии в нем и результат «на выходе», то получится следующее: что касается коммуникативной культуры, то это, прежде всего - умение говорить; умение слушать; уважительное отношение к пациенту; управление своим эмоциональным состоянием.
С учетом особенностей формирования профессиональной коммуникативной компетентности медицинских работников во всех компонентах педагогического (андрагогического) процесса (целях, принципах, содержании, формах, методах и т.д.) реализация модели становится ориентированной на положительный результат как в усвоении теоретических знаний, навыков и умений, так и в последующем применении их в практической деятельности. При этом особое значение придается совершенствованию медицинского работника как личности с нравственными жизненными ценностями и его готовности к самоутверждению и самореализации в окружающем его социуме.
Андрагогическая модель обучения медицинских работников отвечает главным принципам образования взрослых - результативности, гарантии удовлетворения потребностей, овладением умениями, отработкой навыков до уровня автоматизма, пониманием профессиональных или общечеловеческих явлений, расширением кругозора, укреплением глубинных ценностных ориентаций.