Под сочувствием мы разумеем благожелательное участие в благополучии или несчастий других. Сочувствие обнаруживается не только к людям, но и к животным, а в нежных душах — и ко всему, что носит на себе следы чувства. Сочувствие служит для человека источником искренней и благородной радости и вместе плодовитым зародышем хороших поступков. Оно расширяет сердце так, что человек с любовью обращается во все стороны и часто желает осчастливить других, забывая о себе самом.
В чем состоит красота? Ошибаются, когда сущность красоты видят только в согласном действии частей, или только в приятном впечатлении, произведенном предметом на наши органы, или вообще только в опыте. Представление красоты не есть одно опытное понятие, но больше идея ума. Нося в себе идею истины и нравственного добра, человек, как существо, одаренное умом, более или менее ясно сознает и ощущает также и идею красоты. И хотя первообразная Красота непостижима и невыразима, однако он видит отблеск Ее в мире чувственном и духовном и, если имеет к этому способность, старается выразить Ее в чувственных формах.
Всякому человеку присуще врожденное стремление к истине. Даже обманщик, который, по превратному самолюбию, старается обманывать других, не хочет, чтоб его самого обманывали. А что сказать о тех благородных душах, для которых исследование истины составляет главное занятие?
С какой жаждой они стремятся к источнику Божественного света, и если после долгого искания искомая истина наконец открывается им, то как искренно они радуются и с каким восторгом принимают найденное! Даже языческая древность являет нам таких людей, которые, презирая все чувственные удовольствия, большую часть жизни провели в опасных путешествиях и жертвовали всем, чтобы только собрать обширные познания.
Вceмы носим в себе Божественный закон, написанный в сердцах наших (Рим. 2, 15), и наша совесть говорит нам, что мы всецело и безусловно должны покоряться ему. Когда человек искренно повинуется голосу этого закона, тогда он чувствует в себе мир и радость, которые далеко превосходят всякое чувственное удовольствие.
Вaшeсердце создано для Бога, поэтому оно бывает пусто и недовольно при всех земных наслаждениях и только в Боге находит истинное успокоение. В этом сознаются все, кто, после долговременных заблуждений, наконец обратился к Богу. Они не могли найти совершенного успокоения своему сердцу ни в обладании обманчивыми благами земли, ни в чувственных удовольствиях, ни в ослепительной славе мира, ни в воздушных построениях человеческой мудрости, ни в сознании одних естественных добродетелей: они нашли покой только в преданности Богу и Господу Иисусу Христу.
Равная цель нашей жизни, как многократно уже сказано было прежде, есть теснейшее, по мере способности существа человеческого, единение с Богом в жизни вечной. В продолжение временной жизни мы непрерывно должны все более и более приближаться к Богу, пока наконец там, в стране совершения, через единение с Ним не достигнем полного блаженства.
Но этого теснейшего единения с Богом можно достигнуть только посредством совершенной любви. Поэтому главную заповедь Господь Спаситель изрекает так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душ твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей,— продолжает Господь,— возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37—40).
Некоторые из новейших писателей утверждали, что нравственное образование надо откладывать до того времени, когда ребенок вступит в полную нравственную деятельность и будет в состоянии действовать сознательно по началам долга.
Поэтому первоначальное образование способности желаний, в раннем возрасте, по их мнению, надо предоставить природе, чтобы ограничениями не подавлять последнюю; те же погрешности, которые совершает ребенок от неразумия или других причин, по их мнению, в последующие годы оставят его сами собой или легко исправятся воспитанием.
Несправедливо думают некоторые воспитатели, будто для нравственного совершенствования детей нужно только хорошо познакомить их с их обязанностями и естественными побуждениями к исполнению обязанностей. И здравое рассуждение, и повседневный опыт опровергают такое лжеумствование.
Эля того чтобы святая вера в детском сердце глубоко пустила корни и постоянно приносила плоды для вечной жизни, нужно не только в часы обучения Закону Божию, но и всегда и везде внушать детям, как важна и необходима для них святая вера и как они будут несчастны, если не станут правильно исполнять предписываемых ею обязанностей.
Возбужденные чувства веры скоро погаснут, если не будем постоянно поддерживать их посредством благоговейной молитвы, которая составляет как бы дыхание души. Под молитвою разумеем все духовные упражнения, через которые сердце наше возносится к Богу, через которые оживляются и укрепляются вера, надежда и любовь к Нему. Молитва, как искреннее и благоговейное возвышение души к Богу, есть действенное средство к усовершенствованию в добродетели и не только средство, но вместе и сама добродетель, и не только добродетель частная, но вместе и дух, которым добродетель должна одушевляться во всех видах.