Возбужденные чувства веры скоро погаснут, если не будем постоянно поддерживать их посредством благоговейной молитвы, которая составляет как бы дыхание души. Под молитвою разумеем все духовные упражнения, через которые сердце наше возносится к Богу, через которые оживляются и укрепляются вера, надежда и любовь к Нему. Молитва, как искреннее и благоговейное возвышение души к Богу, есть действенное средство к усовершенствованию в добродетели и не только средство, но вместе и сама добродетель, и не только добродетель частная, но вместе и дух, которым добродетель должна одушевляться во всех видах.
Усердно молящемуся, особенно невинному ребенку, отверзаются сокровища даров благодати: его разуму сообщается небесное озарение, а воле — благодатное возбуждение и подкрепление. Искренняя молитва ребенка, возносясь горе, проникает небеса и в отверстую душу низводит свыше тихий дождь Божественного милосердия. Поэтому воспитатель словом и примером должен возбуждать и поддерживать в детях дух молитвы.
Не довольно показывать им, как их детское сердце должно изливаться пред Богом вездесущим, бесконечно благим и святым. Воспитатель должен употребить все, что внушит ему нежная и мудрая любовь к детям, чтобы молитву сделать для них занятием утешительным и вожделенным и обратить ее в духовную потребность для них. Если воспитатель достигнет того, что дети будут молиться охотно и в этом будут находить для себя удовольствие, то он уже много сделает для утверждения детей в вере и христианской нравственности.
Один благочестивый учитель говорит: «Я не находил ни одного истинно добродетельного человека, который не был бы благочестивым; никогда не находил я истинно благочестивого человека, который не любил бы молитвы настолько же, насколько он любит св. веру; не находил я ни одного истинно любящего молитву, который не размышлял бы вместе о вечных предметах, не был бы приятен в обхождении и в беседе, не был бы смирен и скромен, особенно в суждении о своих преимуществах. Напротив, я находил, что люди, не познавшие из опыта достоинства молитвы, почти всегда упорны, тщеславны, рассеянны и преданы грубым предрассудкам».
Воспитатель должен также раскрывать воспитанникам высокий смысл церковного богослужения, особенно святость Божественной Литургии, и внушать им глубокое уважение и благоговение к Таинству Евхаристии, во время оной совершаемому.
Неуважение взрослых к богослужению и отвращение от Церкви по большей части имеет свое основание в их плохом раннем образовании, когда они, будучи детьми, участвовали в действиях богослужения только по подражанию, или даже были принуждаемы к этому, как к тяжкой работе, или совсем не получили уважения и любви к святой вере по причине нерадения о том родителей и воспитателей.
Особенный и никогда не иссякающий источник благочестивой жизни — спасительные Таинства Церкви. Таинства Нового Завета содержат в себе обильные источники Божественной благодати и подобны преисполненным сосудам, из которых каждый может черпать по мере своей приемлемости. В первую очередь это можно сказать о достойном участии в Таинствах Покаяния и Причащения.
Воспитатель по справедливости может считать себя счастливым, если своим примером и хорошим наставлением он достиг того, что его воспитанники в принятии спасительных Таинств будут находить утешение и радость и со святым жаром любви будут желать их. Каждый опытный духовный отец знает, что для сохранения детской невинности и для оживления внутреннего благочестия нет лучшего средства, чем Покаяние и Причащение Святых Таин.