Однажды мне пришлось присутствовать на судеб­ном процессе. На скамье подсудимых находился под­росток, который обвинялся в совершении нескольких ограблений. Еще в начале процесса я заметил в сере­дине зала группу ребят приблизительно одного воз­раста с подсудимым. Они внимательно следили за происходящим и полушепотом обменивались репликами между собой. Во время перерыва подростки вышли во двор и продолжали что-то бурно обсуждать. До меня долетали лишь отдельные фразы:

—   Ну, и что?

Нередко подросток, нарушив закон, думает, что он совершил всего лишь безобидный проступок. Опасное заблуждение! Давайте разберемся, где кончаются гра­ницы проступка и начинается преступление. Еще с раннего детства в семье, под влиянием всего ее уклада ребенок начинает усваивать «что такое хорошо, что такое плохо», первые нормы общественного поведения быть честным, трудолюбивым — хорошо. Обижать младших, брать без спросу чужое — плохо... Очень и важно взрастить в душе ребенка эти зерна правиль­ного, доброго отношения к окружающим людям. Надо с раннего детства воспитывать в нем стремление счи­сться с интересами окружающих его людей. Избало­ванность, вседозволенность постепенно укрепляют ребенка в мысли, что он вправе требовать и делать все, но захочет. Пока он маленький, от этого страдает лишь семья. Но вот он подрос. И тут-то укрепившееся нем чувство вседозволенности может оказаться опасным для окружающих людей. Но он-то так и не считает! Да и родители, ослепленные любовью к сыну, в любом случае стараются его защитить: «Ну, что особенного он натворил? Всего лишь побаловался немного. Так ведь ребенок — чего с него спросишь?» А подросток между тем совершил преступление, караемое у головным законом.

Скорый поезд опаздывал. Мелькали телеграфные столбы, разъезды, полустанки. Миновали железнодорожный мост. Начался небольшой спуск. Машинист, чуть высунувшись из окна, размышлял о том, что при такой скорости они, пожалуй, через несколько часов наверстают упущенное время. И вдруг с напряженным вниманием он стал вглядываться вперед. Резким дви­жением включил тормоза. Поезд дернулся, но сила инерции движения была так велика, что он проехал еще метров двести и остановился буквально перед тем местом, где рельсы были разобраны. Опоздай маши­нист на секунду-другую — и катастрофа была бы не­избежной.

— ...Считать назначенную меру наказания услов­ной с испытательным сроком три года,— закончил чте­ние приговора председательствующий.

Подсудимый, совсем еще молодой человек, шагнул за деревянный барьер, до этого отделявший его от все­го остального зала. Наверное, он еще сам до конца не понял, что произошло. Он совершил преступление. И на предварительном следствии, и в суде искренне рассказывал, как все произошло. Очень жалел о случившем­ся, готов был возместить причиненный ущерб. Он пер­вый раз в жизни так оступился. Суд приговорил его к лишению свободы. А затем последовало совсем для него неожиданное — считать назначенную меру наказания условной. Потрясенный всем происшедшим, под­судимый не пытался скрыть слез облегчения. Да и все люди, находившиеся в зале судебного заседания, при­няли это решение суда с одобрением.

Поздним вечером шофер Лукьянов возвращался из рейса. Зарядивший с утра дождь лил не переста­вая, и дорога при свете фар поблескивала мокрой, блестящей полосой. Прислушиваясь к мерному гулумотора, Лукьянов с облегчением думал о том, что че­рез пару часов он приедет домой и, наконец, отдохнет после долгого, утомительного рейса. На обочине до­роги мелькнул дорожный знак, показывающий, что впереди будет крутой поворот, но Лукьянов не обра­тил на него внимания. Поэтому, когда дорога резко свернула направо, он начал круто выворачивать руль. Но асфальт был скользкий, машина слушалась плохо. В конце концов Лукьянову все-таки удалось свернуть направо. И в этот миг впереди, невероятно близко от машины, он увидел темную человеческую фигуру. В следующую секунду раздался крик. Лукьянов по­нял, что сбил человека.

—   Признаете ли вы себя виновным? — обязательно спрашивает председательствующий у подсудимого в самом начале процесса по уголовному делу.

—  Да, признаю!

Казалось бы, если подсудимый признал себя винов­ным, то пусть получит заслуженное наказание и на этом следует закончить судебное разбирательство. Но — нет! Несмотря на такое признание, суд начинает тщательно исследовать все доказательства вины под­судимого. По закону он считается невиновным до тех пор, пока виновность его не будет доказана. А то, что он признал свою вину и, следовательно, искренне рас­каивается в преступном поведении, может в дальней­шем при определении ему наказания послужить смяг­чающим обстоятельством.

В суде слушалось дело по обвинению в злостном хулиганстве 14-летнего Кости Сниткова. Все произошло так. В субботний вечер, взяв без разрешения родите­лей 20 руб., подросток решил как следует «погулять». Купил бутылку вина и выпил ее. После этого, с тру­дом держась на ногах, зашел в кафе. Однако здесь об­служивать его отказались и посоветовали пойти домой и протрезвиться. Костя заявил, что он никуда не уйдет. И затем неожиданно для всех схватил со стола нож и начал им размахивать. Его пытались утихомирить, ноон никого не подпускал к себе. Пошатываясь, он дви­нулся к выходу. По пути разбил огромное, во всю сте­ну, зеркало. Сшиб  дорогую вазу, которая разлетелась на куски. Выбил оконное стекло. Порезал ножом не­сколько штор. Подоспевшие работники милиции задер­жали правонарушителя. И вот теперь он, поникший, потеряв свою прежнюю пьяную наглость, сидел на скамье подсудимых и растерянно лепетал: «Конечно, я виноват! Пьяный был, ничего не соображал. Обещаю, что больше такого никогда не повторится». Помимо определения виновному наказания суду предстояло ре­шить еще один существенный вопрос. Пьяный хулиган своими действиями причинил материальный ущерб на сумму около 1000 руб. Администрация кафе обратилась в суд с гражданским иском о его возмещении. Иск был предъявлен родителям подсудимого. Но те еще до суда категорически заявили, что они не согласны выплачи­вать такую сумму. Вот и сейчас отец Кости, высокий полный мужчина, возмущенно говорил:

—   Но с какой стати мы должны платить? У нас в семье и без того тяжелейшее горе: единственный сын оказался на скамье подсудимых. А тут нам добавляют еще одно наказание: выплачивать такие большие день­ги. Это и несправедливо по-человечески, и, как мне ду­мается, не основано на законе.

В субботу Витя Головин возвращался из школы чуть ли не бегом. Еще вчера он договорился с отцом поехать за город, к дальним родственникам. Там — река, лес. Утром чуть свет они пойдут на рыбалку. Витя приготовил рыболовные снасти, чтобы не тратить лишнего времени на сборы. Словом, было от чего прий­ти в хорошее настроение.

Подросток совершил преступление. Он привлечен к уголовной ответственности. Впереди его ожидает суд...

Все эти стадии предварительного следствия и последующего судебного разбирательства тщательно регламентируются законом. В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР есть специальный раздел, который так и называется: «Производство по делам несовершеннолетних». В кодексах других союзных республик также содержатся соответствующие нормы. Почему же зако­нодатель уделяет этим вопросам столь пристальное внимание? Причина — возраст несовершеннолетних правонарушителей. Как мы убедимся дальше, многие статьи Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в той или иной мере учитывают возрастные, психологиче­ские особенности подростков, привлеченных к уголов­ной ответственности и оказавшихся на скамье подсу­димых. Они пользуются рядом дополнительных пра­вовых гарантий. Важная особенность уголовного судо­производства по делам несовершеннолетних — в про­цессе могут участвовать педагог, законные представители обвиняемого, а также представители учреждения или предприятия, где подросток учился или работал.

С этих слов начинается судебный процесс, на кото­ром предстоит определить степень виновности челове­ка и назначить ему справедливое наказание.

Но прежде надо рассказать об одной важной ста­дии, которая предшествует судебному разбирательст­ву, - стадии предания суду. Через нее проходит каж­дое уголовное дело. Когда человека обвиняют в совер­шении преступления— здесь необходимы предельные объективность и точность. Недопустимы какие-либо предположения, основанные на непроверенных данных. Каждое процессуальное действие, даже самое неболь­шое, должно быть выполнено в строгом соответствии с требованиями законодательства. Обвиняемый должен беспрепятственно пользоваться теми правами, которые предоставлены ему законом. После того как заканчи­вается предварительное следствие, все материалы про­веряет прокурор. Он может прекратить дело. Или на­править его на дополнительное расследование. И на­конец, передать дело на рассмотрение суда.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top