Подросток совершил преступление. Он привлечен к уголовной ответственности. Впереди его ожидает суд...

Все эти стадии предварительного следствия и последующего судебного разбирательства тщательно регламентируются законом. В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР есть специальный раздел, который так и называется: «Производство по делам несовершеннолетних». В кодексах других союзных республик также содержатся соответствующие нормы. Почему же зако­нодатель уделяет этим вопросам столь пристальное внимание? Причина — возраст несовершеннолетних правонарушителей. Как мы убедимся дальше, многие статьи Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в той или иной мере учитывают возрастные, психологиче­ские особенности подростков, привлеченных к уголов­ной ответственности и оказавшихся на скамье подсу­димых. Они пользуются рядом дополнительных пра­вовых гарантий. Важная особенность уголовного судо­производства по делам несовершеннолетних — в про­цессе могут участвовать педагог, законные представители обвиняемого, а также представители учреждения или предприятия, где подросток учился или работал.

 

Само судебное разбирательство подобного рода дел носит воспитательно-профилактическую направлен­ность. Этой цели служат все процессуальные действия, начиная с допроса несовершеннолетнего, его родите­лей, свидетелей, выступления прокурора, защитника и кончая постановлением приговора.

Необходимо особо подчеркнуть, что подросток, обвиняемый в преступлении, пользуется значительно большим, по сравнению со взрослыми, объемом прав на защиту. Об этом говорит уже то, что защитник в деле участвует с момента предъявления несовершен­нолетнему обвинения (если в совершении преступления обвиняется взрослый, защитник допускается к участию в деле только после окончания предварительного след­ствия). При наличии достаточных к тому оснований орган расследования вправе прекратить уголовное дело против подростка и ограничиться воспитательными ме­рами. Суд вместо уголовного наказания несовершенно­летнего правонарушителя может применить к нему принудительные меры воспитательного характера: возложить обязанность принести извинение, объявить выговор, передать под строгий надзор родителям, поместить в специальное воспитательное учреждение и др. это позволяет исправить подростка, не применяя к нему уголовного наказания.

Перечисленные выше, а также ряд других особен­ностей уголовного судопроизводства распространяются на всех лиц, которые совершили общественно опасное деяние до того, как им исполнилось 18 лет. Бывает так, что молодой человек совершил преступление в не­совершеннолетнем возрасте, а судебное разбиратель­ство началось тогда, когда он уже достиг совершенно­летия. И в этом случае он пользуется теми же допол­нительными процессуальными правами и гарантиями, которые предусмотрены для несовершеннолетних пра­вонарушителей.

Расследование преступления начинается с того, что возбуждается уголовное дело. Но когда речь идет о несовершеннолетнем, то предварительно выясняется ряд очень существенных моментов. Прежде всего, до­стиг ли подросток того возраста, с которого начинается уголовная ответственность? Как мы знаем, за свои пре­ступные действия подростки несут юридическую ответ­ственность с 16 лет, а за отдельные категории престу­плений — с 14 лет. Если подросток не достиг возраста, с которого начинается уголовная ответственность, то против него уже не может быть возбуждено уголовное дело. Но и в тех случаях, когда подростку уже испол­нилось 16 или 17 лет, перед следователем в каждом отдельном случае неизбежно встает вопрос: а целесо­образно ли привлекать его к уголовной ответственно­сти, может, следует ограничиться воспитательными мерами или мерами общественного воздействия?

Следствие по делам несовершеннолетних правонарушителей ведут наиболее опытные следователи, кото­рые имеют навыки работы с подростками, разбирают­ся в особенностях их психологии.

Что выясняется на предварительном следствии? Прежде всего — событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения). Да­лее — виновность обвиняемого и мотивы, толкнувшие его на противозаконные действия; смягчающие и отяг­чающие обстоятельства, а также иные обстоятельства, дающие представление о личности обвиняемого; ха­рактер и размеры причиненного ущерба; условия, ко­торые способствовали преступлению.

Для того чтобы понять логику поступков несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо знать, в какой обстановке он рос и воспитывался. Вот почему следователь непременно выясняет условия жизни и воспитания подростка. Его интересуют данные о родителях обвиняемого, их образовательный уровень, профессия, место работы, какое участие они принимают в общественной жизни, их моральные качества, отноше­ние к детям (уделяли ли должное внимание их воспи­танию, контролировали ли поведение). Выясняются материально-бытовые условия семьи. В частности, есть ли у подростка свое имущество, полученное, скажем, в дар или по наследству, а также самостоятельный ха­рактер заработков и в каком размере (чтобы в случае необходимости возместить материальный ущерб, причиненный преступлением). Следователь выясняет: что из себя представляет сам подросток, учится он или работает, его успеваемость, производственные показатели, как ведет себя, участвует ли в общественной жизни коллектива. Одновременно он проверяет: занимались ли администрация и общественные организации воспи­танием подростка, поддерживали ли связи с его семь­ей и т. п. Нередко случается так, что подросток до со­вершения преступления находился в нездоровом быто­вом окружении, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. К тому же нигде не учился и не работал, а мер по его устройству на учебу или работу своевременно не было принято. Почему так произошло? Следователь обязательно выясняет это. Подчас бывает, что подросток в связи с неблаговидным поведением в свое время был направлен в специальное воспитатель­ное учреждение (спецшколу или спецпрофтехучили­ще). После того как он вернулся оттуда, местные ор­ганы власти должны позаботиться о том, чтобы устро­ить его на работу, контролировать поведение подрост­ка. Если этого не было сделано и несовершеннолетний, пользуясь бесконтрольностью, совершил преступление, то следователь проверяет, чем было вызвано такое непростительное упущение.

С особой тщательностью на предварительном следствии анализируются причины и условия, которые спо

собствовали тому, что подросток совершил правонарушение. Обычно источником возникновения у подростка антиобщественных взглядов является неправильное воспитание в семье, дурной пример старших, отрица­тельное влияние тех, кто уже неоднократно нарушал закон и был судим за это. Антиобщественному поведе­нию подростка зачастую во многом способствует и ряд других неблагоприятных обстоятельств, скажем плохо поставленная воспитательная работа в школе или на производстве.

Практика показывает, что обычно, перед тем как совершить преступление, подростки нередко злоупотребляют спиртными напитками. Нередко именно пьян­ство способствует их противоправному поведению. Сле­дователь выясняет: как и при каких обстоятельствах несовершеннолетний получил доступ к спиртному. Неблаговидную роль в таких ситуациях иногда играют взрослые, которые вовлекают подростков в пьянство, что, как известно, является преступлением и строго наказывается по закону.

Если при совершении преступления подросток пользовался оружием или орудиями взлома, на предварительном следствии обязательно выясняется, откуда они у него появились.

При исследовании того или иного преступления у следователя возникает естественный вопрос: что толк­нуло несовершеннолетнего на противозаконный шаг? Иными словами, выясняются мотивы преступных дей­ствий. Они могут быть самые разные: корысть, месть, хулиганские побуждения и др. Среди них выделяются так называемые детские мотивы, имеющие свою специ­фику. Скажем, подросток принял участие в ограбле­нии только потому, что боялся прослыть трусом среди товарищей. Или же угнал чужой мотоцикл, желая про­демонстрировать приятелям свою «ловкость» и «сме­лость». Мотивы преступления наряду с другими обстоятельствами учитываются при определении виновному наказания.

Особую тревогу вызывают те случаи, когда подрос­ток, уже однажды за преступные действия отбывавший наказание в воспитательно-трудовой колонии, вновь совершил преступление. И следователь с предельной тщательностью исследует причины такого рецидива. Они нередко заключаются в том, что несовершеннолет­ний, вернувшись из колонии, попал в прежнюю нездо­ровую обстановку. Иногда в этом повинны те государ­ственные органы, которые обязаны были трудоустро­ить подростка, но не сделали этого своевременно

Исследуя обстоятельства преступления, совершен­ного подростком, следователь обязательно выясняет: не было ли при этом подстрекательства со стороны взрослых, а также не выступали ли они в качестве со­участников. Действия взрослых лиц, направленные на вовлечение несовершеннолетних в преступления, пред­ставляют собой повышенную общественную опасность. Они квалифицируются как самостоятельное преступле­ние, преследуемое по закону. Разумеется, в каждом отдельном случае выясняется действительная роль взрослого в совершении преступления, степень его воз­действия на подростка. Все эти обстоятельства потом учитываются при назначении ему наказания.

В судебной практике встречаются различные слу­чаи, когда взрослые в той или иной форме поощряют преступное поведение подростка. Однажды 16-летний Вася Колотов принес домой чемодан, битком набитый мужскими и женскими вещами. Па вопрос матери и отца, откуда все это у него, ответил, что «заработал». Этого объяснения оказалось родителям достаточно, хотя они, конечно, догадались, что дело тут не чистое. А когда в доме стало туговато с деньгами, мать взяла кое-что из этих вещей и понесла их сдавать в комисси­онный магазин. Спустя несколько дней Васю и ещедвух его приятелей задержали. Оказывается, они со­вершили квартирную кражу. На суде родители Васи говорили, что они и знать не знали о преступлении сына. Но факты говорили против них — они не только скрыли кражу, совершенную сыном, но даже пользо­вались ее «плодами». В другом случае взрослый при­обрел за бесценок вещи у подростка, достоверно зная, что они добыты преступным путем. В третьем — отец небрежно хранил дома положенное ему по долгу слу­жбы оружие, и сын с помощью этого оружия совершил тяжкое преступление. Взрослые люди, которые непо­средственно виновны в том, что создали подростку ус­ловия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек, а иногда и совершению им преступления, могут быть привлечены к ответственно­сти к административной, перед коллективом. А в слу­чаях, предусмотренных законом, они несут и уголов­ную ответственность.

Если есть данные об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболева­нием, обязательно выясняется, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этого обстоятельства допрашиваются родители подро­стка, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения. В отдельных случаях истребуются необходимые документы и проводятся иные след­ственные и судебные действия (например, комплексная судебно-психиатрическая экспертиза).

В ходе расследования уголовного дела к обвиняе­мым применяются различные принудительные меры, направленные на то, чтобы своевременно и полно разобраться в обстоятельствах совершения преступления. В том числе и меры пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство или поручительство общественных организаций, задержание и заключение под стра­жу и некоторые другие. Необходимость в них обычно

возникает когда, когда есть все основания полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предваритель­ного следствия и суда, или воспрепятствует установле­нию истины по уголовному делу, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

Предусмотренные законом меры пресечения применяются и к несовершеннолетним правонарушителям. Но следует сразу заметить, что подросток может быть задержан и заключен под стражу лишь в самых исключительных случаях, вызванных тяжестью совершен­ного преступления. Например, он совершил разбойное нападение. Уже одно это свидетельствует о его повы­шенной общественной опасности. И чтобы он вновь не совершил преступления (а такая возможность в подобных случаях не исключается), его заключают под стра­жу. Дерзость подростка при совершении антиобщественных действий, отрицательное поведение после того, как было совершено преступление, устойчивые связи с различными преступными элементами — все эти и дру­гие столь же существенные обстоятельства учитываются, когда решается вопрос о применении мер пресе­чения.

Родители 16-летнего Вени Крутикова, обвиняемого в совершении преступления, обратились к следователю с просьбой не заключать их сына под стражу, а отдать его под их родительский присмотр. Эта мера, учиты­вающая возрастные особенности несовершеннолетних, действительно, допускается по закону. Ведь пребыва­ние под стражей может нанести тяжелую психическую травму подростку. Вот почему до того, как окончатель­но решится вопрос о его виновности и наказании, он может быть отдан под присмотр родителей. Но прежде чем удовлетворить просьбу Крутиковых, следователь собрал данные об их моральном облике, отношении к воспитанию детей, выяснил, имеют ли они возможностьпо состоянию здоровья и по характеру своей работы реально осуществлять присмотр за подростком. Подоб­ная предусмотрительность вполне объяснима. Нельзя доверять контроль за поведением несовершеннолетнего правонарушителя родителям, которые ведут антиобщественный образ жизни, по своим моральным каче­ствам никак не подходят к роли воспитателей, так же как трудно поверить, что мать и отец могут присматри­вать за сыном или дочерью, если их работа связана с частыми командировками и постоянными разъездами. О родителях Вени Крутикова знающие их люди отзы­вались хорошо. Да и по всем остальным данным им можно было доверить контроль за поведением сына. Поэтому следователь вынес постановление об отдаче подростка под их присмотр. Но одновременно преду­предил родителей Вени, что они обязаны следить за тем, чтобы их сын никуда не скрылся, не препятство­вал установлению истины по делу, не занимался пре­ступной деятельностью, правильно вел себя в семье, в общественных местах, а также в школе. Родители дали соответствующую подписку, в которой помимо того, о чем предупредил следователь, разъяснялся характер преступления, в котором обвинялся их сын, и та ответ­ственность, которую они несут сами, если не выполнят принятое на себя обязательство по присмотру за подростком.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть отдан под присмотр не только родителей, но и опеку­нов, попечителей. Если подросток воспитывается в за­крытом детском учреждении (школа-интернат, детский дом, специальные воспитательные и лечебно-воспита­тельные учреждения), то на время предварительного следствия и судебного разбирательства его в установ­ленном законом порядке передают под надзор адми­нистрации этого учреждения. Руководитель учрежде­ния или уполномоченное им должностное лицо принимает обязательство, что несовершеннолетний будет на­ходиться под постоянным присмотром.

Родители, опекуны, попечители, администрация закрытого детского учреждения должны не только позаботиться о том, чтобы взятый ими под присмотр подросток правильно себя вел, не допускал нарушений, но и своевременно обеспечивать его явку к следователю и в суд. Иногда находящийся под присмотром подрос­ток без уважительных причин не является по вызову следователя, пытается воздействовать на других обви­няемых и свидетелей с целью приуменьшить свое уча­стие в преступлении, хочет скрыться, совершает новое правонарушение. Любого из этих фактов достаточно для того, чтобы признать, что те, кто принял на себя обязательство присматривать за несовершеннолетним, не справились с возложенными на них обязанностями. Об этом составляется протокол, который приобщается к делу. О происшедшем впоследствии делается отметка в протоколе судебного заседания. На место работы или жительства человека, который принял на себя обязательство присматривать за подростком, но отнесся к этому важному делу безответственно, направляется письмо с просьбой применить к нему меры обществен­ного воздействия. На него также в установленном за­коном порядке может быть наложено денежное взыс­кание в размере до 100 руб. Последний вопрос решает только суд. Если надзор за подростком был поручен руководителю закрытого детского учреждения, то в зависимости от характера нарушения принятого обя­зательства и наступивших последствий он привлека­ется к дисциплинарной или уголовной ответствен­ности.

Предварительное следствие по делам несовершен­олетних имеет свою специфику. Законом, например, установлен особый порядок вызова несовершеннолет­него к следователю. Обычно повестка направляется несамому подростку, а его родителям, которые обязаны обеспечить явку вызываемого. Если есть необходи­мость, той же повесткой вызывается и один из роди­телей, который осуществляет функции законного пред­ставителя несовершеннолетнего. Подчас вызов через родителей может помешать установлению истины. В этом случае подросток вызывается телефонограм­мой, телеграммой, которые посылаются в школу или на работу. Или к нему направляют посыльного. Эти меры применяют и тогда, когда необходимо, чтобы об­виняемый явился немедленно. Если подросток без ува­жительных причин не пришел к следователю или в суд, он может быть подвергнут приводу. Привод обвиняе­мого (даже без предварительного вызова) применяется и в тех случаях, когда несовершеннолетний скрывается от следствия или не имеет определенного места жи­тельства.

Нередко подростки участвуют в совершении преступлений вместе со взрослыми. Уголовно-процессуаль­ным законодательством установлено, что в таких слу­чаях дело несовершеннолетнего (или группы несовер­шеннолетних) должно быть по возможности выделено в отдельное производство в стадии предварительного следствия. Для чего это нужно? Ну, прежде всего для того, чтобы как можно быстрее выяснить те обстоя­тельства, которые способствовали преступному пове­дению подростка, и принять меры по их устранению. И что еще не менее существенно в таких ситуациях — своевременно пресекается вредное влияние взрослых соучастников на подростка.

Дело о несовершеннолетнем правонарушителе выделяется в отдельное производство после того, как собраны необходимые данные о том, в каких именно преступлениях он участвовал и какова его роль в каждом эпизоде. Но разумеется, это никак не должно отра­жаться на результатах общего расследования. В законе говорится, что подобного рода дела выделяются в отдельное производство «по возможности». А если та­кой возможности нет? К примеру, с выделением дела подростка в отдельное производство возникнут опреде­ленные сложности с дальнейшим расследованием пре­ступления и установлением вины остальных соучастни­ков. Но даже в том случае, когда дело несовершенно­летнего правонарушителя выделить нельзя, в отноше­нии его применяются все правила судопроизводства по делам несовершеннолетних. Одновременно прини­маются меры, чтобы изолировать его от влияния взрос­лых обвиняемых.

И на предварительном следствии, и в ходе последующего судебного разбирательства идет тщательное изучение личности подростка, выявляются причины, толкнувшие его на нарушение закона. И особенно мно­го фактов, проливающих свет на преступление, выяс­няется во время допросов самого несовершеннолетне­го правонарушителя. Сразу скажем, что это простое на вид процессуальное действие таит в себе много сло­жностей и неожиданностей. По-разному ведут себя подростки на допросах. Одни в слепой надежде «мо­жет ничего не узнают» категорически отрицают свое участие в преступлении. Другие, напротив, начинают фантазировать и сообщать такие подробности, которых не было и в помине. Третьи угрюмо молчат, подавлен­ные всем происшедшим и самой непривычной обста­новкой допроса. Что и говорить, очень не просто рас­положить их к откровенности. Но — нужно! Ведь прежде чем лечить болезнь, необходимо вначале вы­явить ее истоки.

В кабинет следователя вошел пожилой человек. Ко­ротко представился. Впрочем, следователь и без того знал этого уважаемого в районе педагога. Достав тол­стую папку уголовного дела, следователь сказал:

— Мы хотим обратиться к вам за помощью.

— Но чем я, учитель, могу помочь следствию?

—   Своим педагогическим чутьем, жизненным опы­том, умением разбираться в психологии подростков. Мы сейчас ведем следствие по делу одного несовер­шеннолетнего преступника. Все факты говорят о том, что именно он совершил преступление, но обвиняемый путается, дает противоречивые показания, а иногда и вообще от него трудно добиться слова. Не знаю, чем можно объяснить такое поведение подростка. Возмож­но, тем, что мы не смогли найти к нему подхода. Вот мы и хотели бы попросить вас, как педагога, помочь нам установить контакт с обвиняемым.

—  Ну что ж, я готов! Но прежде мне хотелось бы знать, что из себя представляет этот подросток и в со­вершении какого преступления он обвиняется?

—   Вот этим мы сейчас с вами и займемся!

И следователь раскрыл первую страницу уголовно­го дела...

Приведенный нами эпизод вовсе не случайность в следственной практике. В допросе несовершеннолетне­го обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетне­го старше 16 лет, если последний признан умственно отсталым.

Следователь знакомит педагога с обстоятельствами дела, которые относятся к предстоящему допросу. Рассказывает об особенностях личности обвиняемого. Разъясняет педагогу его обязанности во время допроса.

Педагог может предложить, как, на его взгляд, сле­дует провести допрос, учитывая психологию подростка. В ходе допроса педагог с разрешения следователя мо­жет задавать вопросы обвиняемому. Используя свой оныт работы с детьми, он помогает установить контакт с подростком. После окончания допроса педагог имеетправо ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте име­ющихся в нем записей.

После того как предварительное следствие закон­чено, следователь объявляет об этом несовершеннолет­нему. Тот получает возможность ознакомиться с мате­риалами дела. Однако, учитывая то, что из-за своего возраста он не всегда может разобраться во всем са­мостоятельно, помощь ему в этом оказывает адвокат. Он обязательно присутствует в данный момент. Уча­стие его тем более необходимо, что перед этим он уже знакомился с материалами дела и теперь может обра­тить внимание обвиняемого на те обстоятельства, ко­торые смягчают его ответственность. При объявлении несовершеннолетнему об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления ма­териалов дела могут присутствовать и законные пред­ставители.

Предварительное расследование совершенного подростком преступления не всегда заканчивается переда­чей дела в народный суд. Законом предусмотрено не­мало возможностей исправления и перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя без применения к нему мер уголовного наказания. Подчас уголовное дело прекращается и передается в товарищеский суд, где к виновному применяются меры общественного воздействия. Бывает так, что в ходе предварительного следствия по делу несовершеннолетнего правонаруши­теля выясняется, что подросток совершил преступле­ние, не представляющее большой общественной опас­ности, все обстоятельства и данные, характеризующие его личность, говорят о том, что исправить его можно без применения к нему уголовного наказания,— в этом случае следователь, с согласия прокурора, вправе пре­кратить уголовное дело и направить его на рассмот­рение комиссиц, по делам несовершеннолетних. По этому поводу выносится постановление (определение), в котором указывается на то, что к подростку, освобож­денному от уголовной ответственности, необходимо применить принудительные меры воспитательного ха­рактера.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top