Подросток совершил преступление. Он привлечен к уголовной ответственности. Впереди его ожидает суд...
Все эти стадии предварительного следствия и последующего судебного разбирательства тщательно регламентируются законом. В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР есть специальный раздел, который так и называется: «Производство по делам несовершеннолетних». В кодексах других союзных республик также содержатся соответствующие нормы. Почему же законодатель уделяет этим вопросам столь пристальное внимание? Причина — возраст несовершеннолетних правонарушителей. Как мы убедимся дальше, многие статьи Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в той или иной мере учитывают возрастные, психологические особенности подростков, привлеченных к уголовной ответственности и оказавшихся на скамье подсудимых. Они пользуются рядом дополнительных правовых гарантий. Важная особенность уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних — в процессе могут участвовать педагог, законные представители обвиняемого, а также представители учреждения или предприятия, где подросток учился или работал.
Само судебное разбирательство подобного рода дел носит воспитательно-профилактическую направленность. Этой цели служат все процессуальные действия, начиная с допроса несовершеннолетнего, его родителей, свидетелей, выступления прокурора, защитника и кончая постановлением приговора.
Необходимо особо подчеркнуть, что подросток, обвиняемый в преступлении, пользуется значительно большим, по сравнению со взрослыми, объемом прав на защиту. Об этом говорит уже то, что защитник в деле участвует с момента предъявления несовершеннолетнему обвинения (если в совершении преступления обвиняется взрослый, защитник допускается к участию в деле только после окончания предварительного следствия). При наличии достаточных к тому оснований орган расследования вправе прекратить уголовное дело против подростка и ограничиться воспитательными мерами. Суд вместо уголовного наказания несовершеннолетнего правонарушителя может применить к нему принудительные меры воспитательного характера: возложить обязанность принести извинение, объявить выговор, передать под строгий надзор родителям, поместить в специальное воспитательное учреждение и др. это позволяет исправить подростка, не применяя к нему уголовного наказания.
Перечисленные выше, а также ряд других особенностей уголовного судопроизводства распространяются на всех лиц, которые совершили общественно опасное деяние до того, как им исполнилось 18 лет. Бывает так, что молодой человек совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте, а судебное разбирательство началось тогда, когда он уже достиг совершеннолетия. И в этом случае он пользуется теми же дополнительными процессуальными правами и гарантиями, которые предусмотрены для несовершеннолетних правонарушителей.
Расследование преступления начинается с того, что возбуждается уголовное дело. Но когда речь идет о несовершеннолетнем, то предварительно выясняется ряд очень существенных моментов. Прежде всего, достиг ли подросток того возраста, с которого начинается уголовная ответственность? Как мы знаем, за свои преступные действия подростки несут юридическую ответственность с 16 лет, а за отдельные категории преступлений — с 14 лет. Если подросток не достиг возраста, с которого начинается уголовная ответственность, то против него уже не может быть возбуждено уголовное дело. Но и в тех случаях, когда подростку уже исполнилось 16 или 17 лет, перед следователем в каждом отдельном случае неизбежно встает вопрос: а целесообразно ли привлекать его к уголовной ответственности, может, следует ограничиться воспитательными мерами или мерами общественного воздействия?
Следствие по делам несовершеннолетних правонарушителей ведут наиболее опытные следователи, которые имеют навыки работы с подростками, разбираются в особенностях их психологии.
Что выясняется на предварительном следствии? Прежде всего — событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения). Далее — виновность обвиняемого и мотивы, толкнувшие его на противозаконные действия; смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также иные обстоятельства, дающие представление о личности обвиняемого; характер и размеры причиненного ущерба; условия, которые способствовали преступлению.
Для того чтобы понять логику поступков несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо знать, в какой обстановке он рос и воспитывался. Вот почему следователь непременно выясняет условия жизни и воспитания подростка. Его интересуют данные о родителях обвиняемого, их образовательный уровень, профессия, место работы, какое участие они принимают в общественной жизни, их моральные качества, отношение к детям (уделяли ли должное внимание их воспитанию, контролировали ли поведение). Выясняются материально-бытовые условия семьи. В частности, есть ли у подростка свое имущество, полученное, скажем, в дар или по наследству, а также самостоятельный характер заработков и в каком размере (чтобы в случае необходимости возместить материальный ущерб, причиненный преступлением). Следователь выясняет: что из себя представляет сам подросток, учится он или работает, его успеваемость, производственные показатели, как ведет себя, участвует ли в общественной жизни коллектива. Одновременно он проверяет: занимались ли администрация и общественные организации воспитанием подростка, поддерживали ли связи с его семьей и т. п. Нередко случается так, что подросток до совершения преступления находился в нездоровом бытовом окружении, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. К тому же нигде не учился и не работал, а мер по его устройству на учебу или работу своевременно не было принято. Почему так произошло? Следователь обязательно выясняет это. Подчас бывает, что подросток в связи с неблаговидным поведением в свое время был направлен в специальное воспитательное учреждение (спецшколу или спецпрофтехучилище). После того как он вернулся оттуда, местные органы власти должны позаботиться о том, чтобы устроить его на работу, контролировать поведение подростка. Если этого не было сделано и несовершеннолетний, пользуясь бесконтрольностью, совершил преступление, то следователь проверяет, чем было вызвано такое непростительное упущение.
С особой тщательностью на предварительном следствии анализируются причины и условия, которые спо
собствовали тому, что подросток совершил правонарушение. Обычно источником возникновения у подростка антиобщественных взглядов является неправильное воспитание в семье, дурной пример старших, отрицательное влияние тех, кто уже неоднократно нарушал закон и был судим за это. Антиобщественному поведению подростка зачастую во многом способствует и ряд других неблагоприятных обстоятельств, скажем плохо поставленная воспитательная работа в школе или на производстве.
Практика показывает, что обычно, перед тем как совершить преступление, подростки нередко злоупотребляют спиртными напитками. Нередко именно пьянство способствует их противоправному поведению. Следователь выясняет: как и при каких обстоятельствах несовершеннолетний получил доступ к спиртному. Неблаговидную роль в таких ситуациях иногда играют взрослые, которые вовлекают подростков в пьянство, что, как известно, является преступлением и строго наказывается по закону.
Если при совершении преступления подросток пользовался оружием или орудиями взлома, на предварительном следствии обязательно выясняется, откуда они у него появились.
При исследовании того или иного преступления у следователя возникает естественный вопрос: что толкнуло несовершеннолетнего на противозаконный шаг? Иными словами, выясняются мотивы преступных действий. Они могут быть самые разные: корысть, месть, хулиганские побуждения и др. Среди них выделяются так называемые детские мотивы, имеющие свою специфику. Скажем, подросток принял участие в ограблении только потому, что боялся прослыть трусом среди товарищей. Или же угнал чужой мотоцикл, желая продемонстрировать приятелям свою «ловкость» и «смелость». Мотивы преступления наряду с другими обстоятельствами учитываются при определении виновному наказания.
Особую тревогу вызывают те случаи, когда подросток, уже однажды за преступные действия отбывавший наказание в воспитательно-трудовой колонии, вновь совершил преступление. И следователь с предельной тщательностью исследует причины такого рецидива. Они нередко заключаются в том, что несовершеннолетний, вернувшись из колонии, попал в прежнюю нездоровую обстановку. Иногда в этом повинны те государственные органы, которые обязаны были трудоустроить подростка, но не сделали этого своевременно
Исследуя обстоятельства преступления, совершенного подростком, следователь обязательно выясняет: не было ли при этом подстрекательства со стороны взрослых, а также не выступали ли они в качестве соучастников. Действия взрослых лиц, направленные на вовлечение несовершеннолетних в преступления, представляют собой повышенную общественную опасность. Они квалифицируются как самостоятельное преступление, преследуемое по закону. Разумеется, в каждом отдельном случае выясняется действительная роль взрослого в совершении преступления, степень его воздействия на подростка. Все эти обстоятельства потом учитываются при назначении ему наказания.
В судебной практике встречаются различные случаи, когда взрослые в той или иной форме поощряют преступное поведение подростка. Однажды 16-летний Вася Колотов принес домой чемодан, битком набитый мужскими и женскими вещами. Па вопрос матери и отца, откуда все это у него, ответил, что «заработал». Этого объяснения оказалось родителям достаточно, хотя они, конечно, догадались, что дело тут не чистое. А когда в доме стало туговато с деньгами, мать взяла кое-что из этих вещей и понесла их сдавать в комиссионный магазин. Спустя несколько дней Васю и ещедвух его приятелей задержали. Оказывается, они совершили квартирную кражу. На суде родители Васи говорили, что они и знать не знали о преступлении сына. Но факты говорили против них — они не только скрыли кражу, совершенную сыном, но даже пользовались ее «плодами». В другом случае взрослый приобрел за бесценок вещи у подростка, достоверно зная, что они добыты преступным путем. В третьем — отец небрежно хранил дома положенное ему по долгу службы оружие, и сын с помощью этого оружия совершил тяжкое преступление. Взрослые люди, которые непосредственно виновны в том, что создали подростку условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек, а иногда и совершению им преступления, могут быть привлечены к ответственности к административной, перед коллективом. А в случаях, предусмотренных законом, они несут и уголовную ответственность.
Если есть данные об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, обязательно выясняется, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этого обстоятельства допрашиваются родители подростка, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения. В отдельных случаях истребуются необходимые документы и проводятся иные следственные и судебные действия (например, комплексная судебно-психиатрическая экспертиза).
В ходе расследования уголовного дела к обвиняемым применяются различные принудительные меры, направленные на то, чтобы своевременно и полно разобраться в обстоятельствах совершения преступления. В том числе и меры пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство или поручительство общественных организаций, задержание и заключение под стражу и некоторые другие. Необходимость в них обычно
возникает когда, когда есть все основания полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия и суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.
Предусмотренные законом меры пресечения применяются и к несовершеннолетним правонарушителям. Но следует сразу заметить, что подросток может быть задержан и заключен под стражу лишь в самых исключительных случаях, вызванных тяжестью совершенного преступления. Например, он совершил разбойное нападение. Уже одно это свидетельствует о его повышенной общественной опасности. И чтобы он вновь не совершил преступления (а такая возможность в подобных случаях не исключается), его заключают под стражу. Дерзость подростка при совершении антиобщественных действий, отрицательное поведение после того, как было совершено преступление, устойчивые связи с различными преступными элементами — все эти и другие столь же существенные обстоятельства учитываются, когда решается вопрос о применении мер пресечения.
Родители 16-летнего Вени Крутикова, обвиняемого в совершении преступления, обратились к следователю с просьбой не заключать их сына под стражу, а отдать его под их родительский присмотр. Эта мера, учитывающая возрастные особенности несовершеннолетних, действительно, допускается по закону. Ведь пребывание под стражей может нанести тяжелую психическую травму подростку. Вот почему до того, как окончательно решится вопрос о его виновности и наказании, он может быть отдан под присмотр родителей. Но прежде чем удовлетворить просьбу Крутиковых, следователь собрал данные об их моральном облике, отношении к воспитанию детей, выяснил, имеют ли они возможностьпо состоянию здоровья и по характеру своей работы реально осуществлять присмотр за подростком. Подобная предусмотрительность вполне объяснима. Нельзя доверять контроль за поведением несовершеннолетнего правонарушителя родителям, которые ведут антиобщественный образ жизни, по своим моральным качествам никак не подходят к роли воспитателей, так же как трудно поверить, что мать и отец могут присматривать за сыном или дочерью, если их работа связана с частыми командировками и постоянными разъездами. О родителях Вени Крутикова знающие их люди отзывались хорошо. Да и по всем остальным данным им можно было доверить контроль за поведением сына. Поэтому следователь вынес постановление об отдаче подростка под их присмотр. Но одновременно предупредил родителей Вени, что они обязаны следить за тем, чтобы их сын никуда не скрылся, не препятствовал установлению истины по делу, не занимался преступной деятельностью, правильно вел себя в семье, в общественных местах, а также в школе. Родители дали соответствующую подписку, в которой помимо того, о чем предупредил следователь, разъяснялся характер преступления, в котором обвинялся их сын, и та ответственность, которую они несут сами, если не выполнят принятое на себя обязательство по присмотру за подростком.
Несовершеннолетний правонарушитель может быть отдан под присмотр не только родителей, но и опекунов, попечителей. Если подросток воспитывается в закрытом детском учреждении (школа-интернат, детский дом, специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения), то на время предварительного следствия и судебного разбирательства его в установленном законом порядке передают под надзор администрации этого учреждения. Руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо принимает обязательство, что несовершеннолетний будет находиться под постоянным присмотром.
Родители, опекуны, попечители, администрация закрытого детского учреждения должны не только позаботиться о том, чтобы взятый ими под присмотр подросток правильно себя вел, не допускал нарушений, но и своевременно обеспечивать его явку к следователю и в суд. Иногда находящийся под присмотром подросток без уважительных причин не является по вызову следователя, пытается воздействовать на других обвиняемых и свидетелей с целью приуменьшить свое участие в преступлении, хочет скрыться, совершает новое правонарушение. Любого из этих фактов достаточно для того, чтобы признать, что те, кто принял на себя обязательство присматривать за несовершеннолетним, не справились с возложенными на них обязанностями. Об этом составляется протокол, который приобщается к делу. О происшедшем впоследствии делается отметка в протоколе судебного заседания. На место работы или жительства человека, который принял на себя обязательство присматривать за подростком, но отнесся к этому важному делу безответственно, направляется письмо с просьбой применить к нему меры общественного воздействия. На него также в установленном законом порядке может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 руб. Последний вопрос решает только суд. Если надзор за подростком был поручен руководителю закрытого детского учреждения, то в зависимости от характера нарушения принятого обязательства и наступивших последствий он привлекается к дисциплинарной или уголовной ответственности.
Предварительное следствие по делам несовершенолетних имеет свою специфику. Законом, например, установлен особый порядок вызова несовершеннолетнего к следователю. Обычно повестка направляется несамому подростку, а его родителям, которые обязаны обеспечить явку вызываемого. Если есть необходимость, той же повесткой вызывается и один из родителей, который осуществляет функции законного представителя несовершеннолетнего. Подчас вызов через родителей может помешать установлению истины. В этом случае подросток вызывается телефонограммой, телеграммой, которые посылаются в школу или на работу. Или к нему направляют посыльного. Эти меры применяют и тогда, когда необходимо, чтобы обвиняемый явился немедленно. Если подросток без уважительных причин не пришел к следователю или в суд, он может быть подвергнут приводу. Привод обвиняемого (даже без предварительного вызова) применяется и в тех случаях, когда несовершеннолетний скрывается от следствия или не имеет определенного места жительства.
Нередко подростки участвуют в совершении преступлений вместе со взрослыми. Уголовно-процессуальным законодательством установлено, что в таких случаях дело несовершеннолетнего (или группы несовершеннолетних) должно быть по возможности выделено в отдельное производство в стадии предварительного следствия. Для чего это нужно? Ну, прежде всего для того, чтобы как можно быстрее выяснить те обстоятельства, которые способствовали преступному поведению подростка, и принять меры по их устранению. И что еще не менее существенно в таких ситуациях — своевременно пресекается вредное влияние взрослых соучастников на подростка.
Дело о несовершеннолетнем правонарушителе выделяется в отдельное производство после того, как собраны необходимые данные о том, в каких именно преступлениях он участвовал и какова его роль в каждом эпизоде. Но разумеется, это никак не должно отражаться на результатах общего расследования. В законе говорится, что подобного рода дела выделяются в отдельное производство «по возможности». А если такой возможности нет? К примеру, с выделением дела подростка в отдельное производство возникнут определенные сложности с дальнейшим расследованием преступления и установлением вины остальных соучастников. Но даже в том случае, когда дело несовершеннолетнего правонарушителя выделить нельзя, в отношении его применяются все правила судопроизводства по делам несовершеннолетних. Одновременно принимаются меры, чтобы изолировать его от влияния взрослых обвиняемых.
И на предварительном следствии, и в ходе последующего судебного разбирательства идет тщательное изучение личности подростка, выявляются причины, толкнувшие его на нарушение закона. И особенно много фактов, проливающих свет на преступление, выясняется во время допросов самого несовершеннолетнего правонарушителя. Сразу скажем, что это простое на вид процессуальное действие таит в себе много сложностей и неожиданностей. По-разному ведут себя подростки на допросах. Одни в слепой надежде «может ничего не узнают» категорически отрицают свое участие в преступлении. Другие, напротив, начинают фантазировать и сообщать такие подробности, которых не было и в помине. Третьи угрюмо молчат, подавленные всем происшедшим и самой непривычной обстановкой допроса. Что и говорить, очень не просто расположить их к откровенности. Но — нужно! Ведь прежде чем лечить болезнь, необходимо вначале выявить ее истоки.
В кабинет следователя вошел пожилой человек. Коротко представился. Впрочем, следователь и без того знал этого уважаемого в районе педагога. Достав толстую папку уголовного дела, следователь сказал:
— Мы хотим обратиться к вам за помощью.
— Но чем я, учитель, могу помочь следствию?
— Своим педагогическим чутьем, жизненным опытом, умением разбираться в психологии подростков. Мы сейчас ведем следствие по делу одного несовершеннолетнего преступника. Все факты говорят о том, что именно он совершил преступление, но обвиняемый путается, дает противоречивые показания, а иногда и вообще от него трудно добиться слова. Не знаю, чем можно объяснить такое поведение подростка. Возможно, тем, что мы не смогли найти к нему подхода. Вот мы и хотели бы попросить вас, как педагога, помочь нам установить контакт с обвиняемым.
— Ну что ж, я готов! Но прежде мне хотелось бы знать, что из себя представляет этот подросток и в совершении какого преступления он обвиняется?
— Вот этим мы сейчас с вами и займемся!
И следователь раскрыл первую страницу уголовного дела...
Приведенный нами эпизод вовсе не случайность в следственной практике. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше 16 лет, если последний признан умственно отсталым.
Следователь знакомит педагога с обстоятельствами дела, которые относятся к предстоящему допросу. Рассказывает об особенностях личности обвиняемого. Разъясняет педагогу его обязанности во время допроса.
Педагог может предложить, как, на его взгляд, следует провести допрос, учитывая психологию подростка. В ходе допроса педагог с разрешения следователя может задавать вопросы обвиняемому. Используя свой оныт работы с детьми, он помогает установить контакт с подростком. После окончания допроса педагог имеетправо ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей.
После того как предварительное следствие закончено, следователь объявляет об этом несовершеннолетнему. Тот получает возможность ознакомиться с материалами дела. Однако, учитывая то, что из-за своего возраста он не всегда может разобраться во всем самостоятельно, помощь ему в этом оказывает адвокат. Он обязательно присутствует в данный момент. Участие его тем более необходимо, что перед этим он уже знакомился с материалами дела и теперь может обратить внимание обвиняемого на те обстоятельства, которые смягчают его ответственность. При объявлении несовершеннолетнему об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления материалов дела могут присутствовать и законные представители.
Предварительное расследование совершенного подростком преступления не всегда заканчивается передачей дела в народный суд. Законом предусмотрено немало возможностей исправления и перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя без применения к нему мер уголовного наказания. Подчас уголовное дело прекращается и передается в товарищеский суд, где к виновному применяются меры общественного воздействия. Бывает так, что в ходе предварительного следствия по делу несовершеннолетнего правонарушителя выясняется, что подросток совершил преступление, не представляющее большой общественной опасности, все обстоятельства и данные, характеризующие его личность, говорят о том, что исправить его можно без применения к нему уголовного наказания,— в этом случае следователь, с согласия прокурора, вправе прекратить уголовное дело и направить его на рассмотрение комиссиц, по делам несовершеннолетних. По этому поводу выносится постановление (определение), в котором указывается на то, что к подростку, освобожденному от уголовной ответственности, необходимо применить принудительные меры воспитательного характера.