Скорый поезд опаздывал. Мелькали телеграфные столбы, разъезды, полустанки. Миновали железнодорожный мост. Начался небольшой спуск. Машинист, чуть высунувшись из окна, размышлял о том, что при такой скорости они, пожалуй, через несколько часов наверстают упущенное время. И вдруг с напряженным вниманием он стал вглядываться вперед. Резким движением включил тормоза. Поезд дернулся, но сила инерции движения была так велика, что он проехал еще метров двести и остановился буквально перед тем местом, где рельсы были разобраны. Опоздай машинист на секунду-другую — и катастрофа была бы неизбежной.
Машинист и его помощник быстро спустились вниз. Из вагонов высыпали пассажиры. Пока прибывшая ремонтная бригада восстанавливала пути, люди высказывали различные догадки:
— Может, дождем размыло?
— Нет, тут, по всему видно, кто-то орудовал ломиком.
— Вон и следы на рельсах остались...
Спустя некоторое время задержали двух подростков лет 15, которые признались, что рельсы разворотили они. Зачем? Хотели посмотреть, что из этого выйдет. А все произошло так. Вчера после купания на речке они возвращались домой. Путь их проходил вдоль железнодорожного полотна. Разговаривали о всякой всячине, и между прочим один из них, Гриша, сказал:
— А вот интересно, если разломать рельсы, сумеет машинист вовремя затормозить или нет?
— Думаю, что сумеет,— ответил второй, которого звали Игнатом.— Они, брат, глазастые, все за километр видят.
— Давай проверим?
— А нужно ли, Гриша? Дело-то уж больно опасное. Как бы нас за это... в тюрьму не посадили?
— Эх ты, трус! Да мы же проведем просто эксперимент. Если что и случится, то нам ничего не будет. Я знаю, что судят и сажают в тюрьму только взрослых. А нам, что бы мы ни натворили, простят. Подумаешь, поругают немного и отпустят. Ну как, согласен провести эксперимент?
— Давай!
На другой день, захватив из дома разводной ключ и ломик, они подошли к железнодорожной насыпи и разворотили рельсы. Потом спрятались в рощице и стали ждать дальнейшего развития событий... Только благодаря внимательности машиниста катастрофы не произошло...
Разумеется, с точки зрения морали поведению подростков нет никакого оправдания. Взять вдруг и ни с того ни с сего разворотить рельсы! Ведь это могло привести к крушению поезда, ко многим человеческим жертвам. Оба отлично сознавали всю опасность задуманного ими мероприятия. Игнат вначале даже колебался: может, не стоит проводить «эксперимент»? Но его сомнений хватило ненадолго. Гриша легко переубедил приятеля, применив для этого старый и неотразимый среди подростков прием, обвинив его в трусости. И подкрепил это «неопровержимым» доводом: все равно им ничего не будет, даже в том случае, если эксперимент не удастся. Дескать, в 15 лет не надо опасаться уголовного наказания. Что бы ты ни натворил — все тебе простят. Вот взрослых, если они совершат преступление, тех точно —судят. А подросткам, до тех пор пока не станут совершеннолетними, какие бы опасные и противозаконные действия они ни совершили, бояться нечего: в любом случае уголовный закон обойдет их стороной.
К сожалению, такое мнение бытует среди некоторых. молодых людей. Иной подросток во многом считает себя взрослым и способным на самостоятельные поступки, в том числе и на те, которые представляют опасность для окружающих, но, когда дело доходит до того, чтобы отвечать за них, за эти поступки, он сразу прикидывается этаким маленьким несмышленышем, который не ведал, что творил, и потому его нельзя наказывать. Заметим, что такой же точки зрения придерживаются и некоторые родители. Великовозрастный парень совершил, скажем, кражу, и родители, даже не осознав всей тяжести совершенного им преступления, кидаются его защищать: «За что же мальчика судить? Ведь он еще маленький!»
Давайте посмотрим, как закон реагирует на преступные действия несовершеннолетних, учитывает ли он особенности этого возраста.
Пожалуй, самой главной особенностью подросткового возраста является стремление к взрослости.Подростки внимательно приглядываются к старшим и стараются во всем им подражать. Но в то же время, по сравнению со взрослыми они еще не обладают достаточным опытом и знаниями. У них еще не сформировались стойкие ценностные ориентации. Не всегда они могут разобраться в сложной житейской ситуации и принять правильное решение. Решаясь на какой-то поступок, мало задумываются о возможных последствиях. Подростки очень восприимчивы ко всему, что их окружает. Причем направленность их любознательности подчас принимает неожиданный характер. То, что взрослые по тем или иным причинам скрывают от подростка, вызывает повышенный интерес. Запрет разжигает любопытство и активность. Поэтому подросток легче поддается отрицательному влиянию своих более опытных сверстников или старших по возрасту людей, которые поощряют стремление к взрослости. «Какой же ты взрослый, если не умеешь курить и пить? Грош тебе цена, если в школе не осмелишься нагрубить учителю! С тобой не стоит и дружить, если ты не сможешь стащить из табачного киоска несколько пачек сигарет!» Наслушавшись подобных рассуждений, больно бьющих по его самолюбию, подросток начинает вести себя «по-взрослому»...
Значительную роль в жизни подростка играет общение со сверстниками. Отношения эти сложные, многообразные. Психологи отмечают, что «общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает привлекательность общения с родными». Подросток дорожит мнением товарищей. Разрыв с ними или даже какое-либо осуждение с их стороны для него большая трагедия. Во время судебных процессов по групповым преступлениям, совершенным подростками, нередко можно слышать: «Ребята пошли, и я пошел вместе с ними», «Знал, что этого делать нельзя, но боялся, что товарищи обвинят в трусости». Так чувство товарищества, которое вернее было бы назвать ложным товариществом, подчас толкает подростка на преступления...
Некоторые подростки, как это было с Гришей, убеждены, что до 18 лет, какое бы они преступление ни совершили, все равно им ничего не будет. Может, и в самом деле несовершеннолетний возраст — верный щит от всякого наказания? Разумеется, нет. Конечно, закон проявляет большую гуманность по отношению к несовершеннолетним правонарушителям — этот важнейший принцип закреплен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Уже сам несовершеннолетний возраст является смягчающим вину обстоятельством. На всех стадиях предварительного и судебного следствия для подростков установлен ряд дополнительных правовых гарантий, которые соблюдаются неукоснительно. Обо всем этом более подробно мы будем говорить дальше, пока же скажем одно: гуманность по отношению к несовершеннолетним преступникам не беспредельна. Уголовные преступления наносят большой ущерб социалистическим общественным отношениям. И за большинство из них подростки тоже несут ответственность, хотя, по сравнению со взрослыми, в несколько ограниченных размерах. Закон гуманен к несовершеннолетним, но нельзя рассчитывать, что любое их преступное действие останется безнаказанным,
За большинство преступлений, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет. Хотя в этом возрасте человек еще не достиг полного совершеннолетия, но он уже в состоянии контролировать свое поведение, а следовательно, и отвечать за собственные поступки. Те житейские познания, которые он успел приобрести, позволяют ему выбрать правильную линию поведения. И конечно же, в этом возрасте он имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя. Иные подростки, попав на скамью подсудимых, ссылаются на то, что они, дескать, не знали соответствующей нормы закона. А вот знай они ее — тогда бы наверняка не стали совершать преступление. В самом деле, подчас человек, будучи осведомленным о том, какое наказание предусмотрено за то или иное правонарушение, вначале подумает: а стоит ли его совершать, рискуя лишиться свободы? И проводимая сейчас повсеместно, в том числе и в школах, правовая подготовка преследует и эту профилактическую цель. Но вместе с тем уместно спросить: неужели тот же 16—17-летний молодой человек, даже совсем не разбираясь в нормах закона, не знает, что, например, кража — это преступление, строго караемое? И хулиганство — тоже преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание? Нет, молодые люди, как правило, осведомлены, что все эти действия противозаконны. И то, что они все- таки идут на подобные правонарушения, свидетельствует об их безответственности, нежелании соблюдать общепринятые нормы поведения людей.
Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего правонарушителя к уголовной ответственности, орган расследования и суд обязательно устанавливают его возраст (число, месяц, год рождения). Это отнюдь не формальность, а подчас оказывает решающее влияние на размер наказания человеку, оказавшемуся на скамье подсудимых. По закону несовершеннолетний преступник не может быть лишен свободы на срок свыше десяти лет, даже если за данное преступление предусмотрена более суровая санкция.
Человек считается достигшим определенного возраста не в день своего рождения, а в ноль часов следующих за этим днем суток. Возраст устанавливается по паспорту, свидетельству о рождении, записи в книге регистрации актов гражданского состояния и т. п. Если этих документов нет или возникло сомнение в их подлинности, в установленном законом порядке может быть назначена судебно-медицинская экспертиза. В этом случае днем рождения подсудимого считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста максимальным и минимальным количеством лет суд исходит из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.
Таким образом, если человеку до совершения преступления исполнилось 16 лет, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Ну, а если преступление совершено в 15 лет? Или в 14? Что же, подростки останутся безнаказанными? Не во всех случаях. За отдельные тяжкие преступления к уголовной ответственности могут быть привлечены и подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Так, по Уголовному кодексу РСФСР лица в этом возрасте подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кражу, грабеж, злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия, хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хищение наркотических веществ, а также за умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда.
Приведенный перечень преступлений, за которые несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности в возрасте от 14 до 16 лет, исчерпывающий. За остальные преступления подростки этого возраста не несут уголовной ответственности.
Если общественно опасное деяние совершил подросток, не достигший 14-летнего возраста, то по закону он не подлежит уголовной ответственности. Материалы на него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, где к нему принимаются меры воспитательного характера.
Мы говорим: человек, совершивший преступление, наказывается по закону.
В чем же сущность наказания? Какие цели преследует суд, приговаривая виновного к лишению свободы, к исправительным работам или к штрафу? Читатель скажет: естественно, чтобы покарать его за совершенное преступление. Да, действительно, наказание — это кара виновному, которая проявляется в лишениях и ограничениях физического, материального и морального характера, которые применяются к нему после вынесения приговора. Эта принудительная мера воздействия на осужденного оказывает устрашающее влияние как на него, так и на других людей. И одновременно вызывает справедливое удовлетворение советских граждан, убедившихся, что человек, совершивший преступление, за это наказан. Но сказать, что наказание— это только кара преступнику, было бы неправильным. Нельзя забывать о том, что, отбыв наказание, человек вновь вернется на свободу. И общество заинтересовано в том, чтобы он извлек урок из того, что с ним произошло, навсегда порвал со своим преступным прошлым, стал честным тружеником. За то время, пока он отбывает наказание, в нем должен произойти глубокий внутренний перелом, нравственная переоценка всего, чем была заполнена его жизнь раньше. И конечно же, в сознании такого человека не должно оставаться чувство обиды за понесенное наказание.
Вот почему в уголовном законодательстве подчеркивается, что цель наказания не только кара за совершенное преступление, но и исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами. Как видите, наказание преступника вовсе не означает, что общество мстит ему за совершенное преступление. Кара представляет собой необходимое принудительное средство, которое суд применяет на основании закона, в размерах и формах, наиболее полно соответствующих тяжести совершенного преступления, и с учетом личности самого преступника. Главная же цель наказания — оказать воспитательное воздействие на осужденного. Выяснив истоки совершенного им правонарушения, суд открывает ему глаза на всю преступность его поведения, как бы говоря при этом: вот до чего довело тебя твое нежелание жить честно, считаться с нормами общепринятой морали, сам убедись в неприглядности своих поступкови пойми, что дальше так вести себя нельзя! И надо сказать, для многих людей, оказавшихся на скамье подсудимых, сам судебный процесс и последовавшее вслед за этим наказание подчас оказываются первым шагом к будущему исправлению.
И особенно важна воспитательная роль наказания, когда на скамье подсудимых находится подросток, безусловно, он привлекается к ответственности в строгом соответствии с нормами уголовного законодательства. Учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Вместе с тем, как подчеркивается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г., в отношении несовершеннолетних правонарушителей «наказание в особой степени должно быть подчинено цели исправления и перевоспитания виновных и предупреждения совершения новых преступлений».
Конечно, такое наказание, как лишение свободы, является очень тяжелым испытанием для человека, а для несовершеннолетнего в особенности. Вот почему суды с предельной внимательностью решают этот вопрос. Бывает так, что хотя подросток и совершил преступление, но по своему характеру оно не представляет большой общественной опасности. Иногда суд, изучив все обстоятельства дела, приходит к выводу, что несовершеннолетний может быть исправлен без применения к нему уголовного наказания. В этих случаях к подростку обычно применяются принудительные меры воспитательного характера. Разумеется, ни при каких обстоятельствах не могут быть освобождены от уголовного наказания несовершеннолетние рецидивисты или подростки, совершившие тяжкие преступления.
Теперь подробнее остановимся на том, как и в каких случаях к несовершеннолетним правонарушителям применяются принудительные меры воспитательного характера.
Суд вправе сам непосредственно назначать принудительные меры воспитательного характера. Но чаще бывает так, что суд, прокурор или следователь (с согласия прокурора), прекратив уголовное дело в отношении подростка, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, и учитывая, что его исправление возможно без применения к нему уголовного наказания, направляет все материалы в комиссию по делам несовершеннолетних. А комиссия в зависимости от характера действий виновного и его личности применяет к нему принудительные воспитательные меры. Какие же? Эти меры перечислены в ст. 63 УК РСФСР. На виновного может быть возложена обязанность публично извиниться перед потерпевшим. Обычно это происходит в зале судебного заседания, на общем собрании коллектива по месту работы, учебы или жительства. Иногда извинение приносится в личном письме, в заметке в стенгазете. Другая принудительная мера воспитательного характера — объявление выговора или строгого выговора, а также предостережения. Это делается непосредственно на судебном заседании. Но зачастую, с целью наибольшего воспитательного воздействия на виновного, по определению суда подобные наказания объявляются на общем собрании коллектива или общественной организации по месту учебы, работы или жительства подростка, а также в стенной печати.
Подчас подросток совершает правонарушение, не представляющее большой общественной опасности, и тем не менее оно нанесло пострадавшему определенный материальный вред. Несовершеннолетний обычно не имеет собственных средств, и причиненный им вред возмещают по закону те, кто занимается его воспитанием родители, опекуны, усыновители, детские учреждения и т. п. Об этом у нас будет отдельный более подробный разговор. Здесь же мы остановимся только на тех случаях, когда обязанность возместить причиненный ущерб возлагается непосредственно на самого несовершеннолетнего. Если подросток, достигший 15-летнего возраста, имеет постоянный самостоятельный заработок (зарплату, стипендию, пенсию), а сумма причиненного им материального ущерба не превышает 20 руб., то суд вправе возложить на него обязанность возместить этот ущерб. Он возвращает пострадавшему определенную сумму денег либо взамен испорченной или украденной вещи возвращает другую, исправную вещь. Может быть применена и такая достаточно эффективная принудительная мера воспитательного воздействия, как обязанность своим трудом устранить причиненный ущерб, не превышающий 20 руб.
Федя Тикунов, 15 лет, из хулиганских побуждений разрушил цветочную клумбу во дворе. В связи с тем, что поведение подростка не представляло большой общественной опасности, суд освободил его от уголовного наказания, но вместе с тем в качестве принудительной воспитательной меры возложил на него обязанность—восстановить клумбу и вырастить на ней цветы.
Обычно несовершеннолетние добровольно выполняют возложенную на них судом обязанность возместить или своим трудом устранить причиненный ими материальный ущерб. Если же они уклоняются или отказываются выполнить решение суда, их заставляют это сделать в принудительном порядке: ущерб взыскивается через судебного исполнителя, а устранение причиненного вреда собственным трудом — через инспекцию по делам несовершеннолетних.
В тех случаях, когда подросток в связи с правонарушением причинил материальный ущерб на суммусвыше 20 руб., возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства. Однако и здесь на несовершеннолетнего в качестве принудительной меры воспитательного характера может быть возложена обязанность самому частично возместить ущерб, разумеется, в пределах 20 руб.
Нередко суд, освободив подростка от уголовной ответственности, передает его под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим. При этом вначале выясняется, способны ли они правильно воспитывать и контролировать поведение несовершеннолетнего. На одном из судебных заседаний рассматривалось дело Виктора Смолякова. Изучив все обстоятельства совершенного им преступления, суд пришел к выводу, что подростка можно исправить, не применяя к нему мер уголовного наказания. Мать и отец Виктора просили отдать сына под их родительский присмотр, обещая, что глаз с него не спустят и сделают все, чтобы он больше не нарушал закон. Но при проверке выяснилось, что сами родители злоупотребляют спиртными напитками, неоднократно привлекались к ответственности за мелкие правонарушения, а отец подростка был даже судим за кражу и судимость с него еще не снята. При таких обстоятельствах трудно было надеяться, что они смогут по-настоящему воспитывать и контролировать поведение сына. Вот почему Виктора передали под надзор не родителям, а коллективу цеха, где к тому времени трудился подросток. Такая возможность тоже предусмотрена законом. По ходатайству коллектива трудящихся или общественной организации несовершеннолетний может быть передан им под строгий надзор. С таким ходатайством они обращаются или непосредственно в суд, или в органы предварительного расследования, или в комиссию по делам несовершеннолетних.
Учитывая личность подростка, характер совершенного им правонарушения, семейную обстановку, в которой он находится, суд решает вопрос о назначении ему общественного воспитателя. Затем комиссия по делам несовершеннолетних подбирает опытного, авторитетного человека, который закрепляется за подростком, контролирует его поведение, ведет с ним воспитательную работу.
Наряду с тем, что подросток передается под наблюдение общественного воспитателя, к нему одновременно могут быть применены и другие принудительные меры воспитательного характера.
Подросток может быть передан под наблюдение отдельным гражданам, которые не являются его родителями или лицами, их заменяющими. Такая передача допускается лишь по их просьбе и когда на этот счет есть прямое указание закона.
Если перевоспитание освобожденного от уголовной ответственности подростка связано с определенными трудностями, по решению суда он направляется в специальное лечебно-воспитательное или учебно-воспитательное учреждение. Это наиболее строгие принудительные меры воспитательного характера к подросткам, освобожденным от уголовного наказания. Срок, порядок и условия нахождения подростков в специальных лечебно-воспитательных и учебно-воспитательных учреждениях определяются Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также положениями об этих учреждениях.
Следует сказать, что предусмотренные законом принудительные меры воспитательного характера применяются не только раздельно, но и в сочетании друг с другом. Скажем, подростку объявлен выговор или предостережение и одновременно на него возлагается обязанность возместить причиненный материальный ущерб или устранить его собственным трудом. Вместес этими двумя мерами он может быть еще передан под надзор родителям либо под наблюдение коллективу трудящихся или общественной организации.
Суд или комиссия по делам несовершеннолетних систематически проверяет, как осуществляется надзор или наблюдение наднесовершеннолетним. И если убедится, что подросток исправился и ведет себя нормально, выносит решение о снятии с него этого надзора или наблюдения. Каждый такой факт свидетельствует о том, что в свое время суд не ошибся, освободив несовершеннолетнего от уголовного наказания и назначив ему принудительные меры воспитательного характера. Оценив всю гуманность проявленного к нему доверия, подросток исправился, стал честно относиться к своим обязанностям перед обществом.