С этих слов начинается судебный процесс, на кото­ром предстоит определить степень виновности челове­ка и назначить ему справедливое наказание.

Но прежде надо рассказать об одной важной ста­дии, которая предшествует судебному разбирательст­ву, - стадии предания суду. Через нее проходит каж­дое уголовное дело. Когда человека обвиняют в совер­шении преступления— здесь необходимы предельные объективность и точность. Недопустимы какие-либо предположения, основанные на непроверенных данных. Каждое процессуальное действие, даже самое неболь­шое, должно быть выполнено в строгом соответствии с требованиями законодательства. Обвиняемый должен беспрепятственно пользоваться теми правами, которые предоставлены ему законом. После того как заканчи­вается предварительное следствие, все материалы про­веряет прокурор. Он может прекратить дело. Или на­править его на дополнительное расследование. И на­конец, передать дело на рассмотрение суда.

Здесь уголовное дело, прежде чем оно будет по существу рассматриваться на судебном процессе, подвергается еще одной дополнительной проверке, произво­димой в особой процессуальной стадии — стадии пре­дания суду. Это дополнительная гарантия защиты прави законных интересов обвиняемого.

Сразу скажем, что в стадии предания суду вовсе не ставится вопрос о виновности человека. Это решается только на последующем судебном разбирательстве. Здесь же выясняется, достаточно ли в деле данных для того, чтобы назначить его к слушанию в суде, соответствуют ли собранные материалы выводам обвинитель­ного заключения, не допущено ли в чем нарушений за­кона. Иными словами, идет скрупулезная подготовка к судебному процессу, с тем чтобы он прошел четко и без срывов.

Как правило, судья единолично осуществляет пре­дание суду. Однако, когда дело касается несовершен­нолетних правонарушителей, вопрос этот решается только коллегиально. Судья назначает так называемое распорядительное заседание. В нем кроме самого судьи участвуют двое народных заседателей и прокурор. Все вместе они решают: достаточно ли в деле данных для предания подростка суду. Такая коллегиальность позволяет продуманно и полно обсудить все существен­ные вопросы, связанные с этой стадией уголовного про­цесса. Вначале с докладом выступает судья. После этого слово предоставляется прокурору. Бывает так, что ранее обвиняемый, его защитник или кто-либо из других участников процесса обратились в суд с каким-то ходатайством, например о приобщении к делу новых документов. В связи с этими ходатайствами они могут быть вызваны и выслушаны в распорядительном заседании. Свидетели и эксперты в распорядительное заседание не приглашаются. Прокурор дает заключение по поводу заявленных ходатайств. После этого судья и народные заседатели удаляются в совещательную комнату. Затем выносится определение, по которому дело может быть возвращено для дополнительного расследования; приостановлено производством; передано по подсудности; прекращено. Если распорядительное заседание прекратило производством дело в отношении подростка, то одновременно оно может передать его на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Во всех этих случаях дело в дальнейшем уже не рассматривается по существу в суде. Но если распорядительное заседание придет к выводу, что есть все осно­вания для рассмотрения дела в судебном процессе, вы­носится определение о предании суду. С этого момента обвиняемый становится подсудимым. Определением распорядительного заседания или постановлением судьи о предании обвиняемого суду решается и ряд других вопросов — об участии в процессе прокурора, защитника, общественного обвинителя или обществен­ного защитника. Уточняется, кто должен явиться в су­дебное заседание в качестве подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов. Назначается время и место су­дебного разбирательства. Решаются и некоторые дру­гие организационные вопросы. Идет тщательная подго­товка к предстоящему судебному разбирательству. И только после того, как выполнены все необходимые условия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в точно назначенный день и час в зале суда раздаются слова:

— Встать! Суд идет!

Вначале расскажем об участниках процесса и отом, какую роль каждый из них играет в судебном разбирательстве.

Главным участником судебного процесса является суд. Именно он решает вопрос о виновности подсуди­мого и назначении ему предусмотренного уголовным законом наказания. Он обязан полно, всесторонне и объективно выяснять все обстоятельства дела и доби­ваться установления истины. Суд выполняет важную и ответственную функцию правосудия. Судьи незави­симы и подчиняются только закону — этот принцип закреплен в Конституции СССР. Многие уголовные дела рассматриваются на открытых судебных заседа­ниях.

В судебном процессе по делу несовершеннолетнего обязательно участвуют прокурор и защитник. Первый доказывает виновность подсудимого. Второй помогает несовершеннолетнему осуществлять предоставленное ему законом право на защиту. Защитниками могут быть не только адвокаты, но и представители профес­сиональных союзов и других общественных организа­ций. Подсудимый может просить, чтобы его защищали близкие родственники либо законные представители. Однако это допускается только с разрешения судьи или суда, в чьем производстве находится уголовное дело. Защитник обязан использовать все предусмот­ренные законом средства и способы по выяснению об­стоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягча­ющих его ответственность.

Участником судебного процесса является подсуди­мый. Он представляет доказательства, участвует в их исследовании, заявляет ходатайства, отводы, может приносить жалобы на действия суда. Ему предоставля­ется возможность высказать свое мнение по всем во­просам, которые возникают в ходе судебного разбира­тельства.

К числу участников уголовного процесса относится и потерпевший. Если уголовное дело возбуждается по жалобе потерпевшего (например, в связи с умышлен­ными легкими телесными повреждениями или побоя­ми), то он имеет право во время судебного разбира­тельства лично или через своего представителя поддер­живать обвинение.

Преступления в большинстве случаев не оставляют равнодушными коллективы предприятий и организа­ций, где работал обвиняемый. Реакция их на проис­шедшее бывает различной. Подчас коллектив считает, что человек, совершивший преступление, в силу рядапричин заслуживает снисхождения. Для того чтобы вы­разить это общее мнение коллектива по поводу лично­сти обвиняемого и совершенного им преступления, в суд направляется общественный защитник. Но иногда происходит наоборот: коллектив глубоко возмущен преступными действиями своего работника и считает, что он заслуживает строгого наказания. И для участия в судебном разбирательстве направляет общественного обвинителя.

Если преступлением причинен материальный ущерб и ставится вопрос о его возмещении, в судебном разби­рательстве участвуют гражданский истец и граждан­ский ответчик.

Судебное разбирательство не ограничивается толь­ко исследованием самого факта преступления и степе­ни участия в нем подсудимого. Не менее важно выяс­нить истоки правонарушения, разобраться, что же за­ставило подростка решиться на такой опрометчивый шаг. Для этого необходимо выяснить, в какой обста­новке несовершеннолетний рос и воспитывался, как учился, с кем дружил, каков был круг его интересов и увлечений. Ответы на эти вопросы можно получить от самых близких ему людей — матери и отца, которых обязательно вызывают в судебное заседание. Один из них выполняет функции законного представителя, а другой может выступать в процессе в качестве свиде­теля.

По каждому делу о преступлении несовершеннолетнего суд обязательно извещает администрацию или об­щественные организации по месту его учебы или ра­боты о предстоящем судебном разбирательстве. Если есть необходимость, то представители этих организа­ций вызываются на процесс. Иногда в суд вызывают представителей общественных организаций по месту работы родителей несовершеннолетнего правонаруши­тели, Они могут быть допрошены и в качестве свидетелей. Педагог рассказывает о том, как учился в свое время подсудимый, товарищи по работе — об отноше­нии его к своим трудовым обязанностям. Из всех этих черточек постепенно складывается облик подростка, находящегося на скамье подсудимых, выясняется сте­пень его общественной опасности, а также те условия (например, недостатки в воспитательной работе вшколе и на производстве), которые способствовали реали­зации его преступных намерений. Кроме того, присут­ствие этих людей на процессе имеет и большое воспитательное значение. В ходе судебного разбирательства тот же педагог или представитель предприятия нагляд­но убеждается, какие в свое время были допущены просчеты в воспитании подростка. Случившегося уже не поправить. Но все, что они увидели и узнали в суде, для них серьезный урок на будущее, предупреждение о том, что впредь нельзя допускать подобных ошибок.

Суд может привлечь к участию в процессе представителей комиссии по делам несовершеннолетних, ор­ганов опеки и попечительства, инспекций по делам несовершеннолетних. Все это также позволяет выяснить дополнительные данные о личности правонарушителя. И одновременно усилить воспитательное воздействие процесса как на самого подсудимого, так и на тех, кто присутствует в зале. Участие этих лиц в судебном разбирательстве тоже в определенной степени способству­ет профилактике правонарушений среди несовершен­нолетних.

Подросток на скамье подсудимых...

Когда мы говорили о предварительном следствии, то постоянно подчеркивали, что помимо общих для всех норм уголовно-процессуального законодательства к несовершеннолетним правонарушителям применяет­ся еще ряд специально разработанных норм, цель ко­торых— повышенная охрана прав и интересов обвиня­емых. На судебном процессе также учитываются осо­бенности возраста несовершеннолетних. Дела рассмат­ривают судьи, обладающие большим практическим опытом. В качестве народных заседателей привлека­ются люди, знающие психологию подростков, способ­ные понять мотивы их поведения. Все это, с одной сто­роны, повышает воспитательную роль уголовного про­цесса, с другой — служит надежной гарантией того, что дело будет рассмотрено в строгом соответствии с законом и виновному будет назначена справедливая мера наказания.

Как протекает само судебное разбирательство?

Вначале суд выясняет личность подсудимого. При этом устанавливаются не только его фамилия, имя, от­чество, год, месяц, день и место рождения, место жи­тельства, занятие, образование, семейное положение. Суд еще выясняет, состоит ли он в комсомоле и с ка­кого времени. У несовершеннолетнего спрашивают: судился ли он раньше? Если судился, то за какое пре­ступление? Какой был вынесен приговор? Или, может быть, вопрос о нем рассматривался комиссией по делам несовершеннолетних? Состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних? Привлекался ли к ад­министративной ответственности? Имелись ли случаи, когда его в нетрезвом состоянии доставляли в вытрез­витель? Выяснение этих вопросов позволяет судьям определить, случайным было преступление, за которое подсудимый привлекается к ответственности, или оно явилось логическим результатом всего его предыдуще­го неправомерного поведения. Затем председательст­вующий спрашивает подсудимого: знаком ли он с об­винительным заключением? По закону копия обвини­тельного заключения должна быть вручена обвиняе­мому не позднее трех суток, как начнется само судеб­ное разбирательство. Тем самым ему предоставляется возможность своевременно ознакомиться со всеми пунктами выдвинутых против него обвинений и подготовиться к защите. Вот почему перед тем, как рас­сматривать дело, суд обязательно проверяет, выполне­но ли это установленное законом требование.

Центральную часть судебного разбирательства за­нимают допросы подсудимого, потерпевшего, свидете­лей. Кто из них допрашивается первым? В каждом конкретном случае суд исходит при этом из обстоя­тельств дела. Обычно первым допрашивается человек, который может наиболее полно рассказать о том, как было совершено преступление. Иногда им бывает сам подсудимый, который еще на предварительном следст­вии признал свою вину, раскаялся в совершенном дея­нии и готов чистосердечно рассказать о том, как все происходило, назвать своих соучастников и т. п. Под­час подсудимый категорически отрицает свою вину. Или признает ее лишь частично. А потерпевший, как видно из материалов дела, хорошо помнит все подроб­ности происшедшего. В этом случае суд начинает пер­вым допрашивать именно потерпевшего. Если же и подсудимый отрицает свою вину, и потерпевший не может дать сколько-нибудь точных сведений о том, как было совершено преступление, суд начинает исследо­вание доказательств с допроса свидетелей.

Если на скамье подсудимых находится группа под­ростков, вместе участвовавших в совершении одного или нескольких преступлений, то допрос их в судебном заседании может быть построен по-разному. Как пра­вило, первым допрашивают того, кто еще на предвари­тельном следствии наиболее полно рассказал о том, как было совершено преступление, и искренне раска­ялся в своем деянии. Тем самым этот подсудимый по­дает хороший пример находящимся рядом с ним со­участникам, которые убеждаются, что лучше расска­зать всю правду и повиниться в содеянном.

Обычно в группе подростков кто-то один занимает главенствующее положение, оказывает решающее вли­яние на поведение сверстников. Именно он зачастую оказывается инициатором преступлений, в которых участвует вся группа.

В суде слушалось дело об ограблении, в котором участвовали несколько подростков. Один из подсуди­мых рассказывал:

—   В тот вечер мы сидели компанией во дворе, разговаривали, шутили. Кто-то предложил выпить. Но денег на выпивку не было. Тогда Володя Суконцев рассмеялся и сказал, что деньги можно раздобыть безо всяких усилий. Мы подкараулили прохожего, ударили его камнем по голове и ограбили.

—  Вы понимали, что это преступление, за которое может быть назначено строгое наказание?

—   Конечно, понимал.

—  Почему тогда не отказались идти вместе со всеми?

—   Никак нельзя было отказаться. Суконцев среди ребят самый сильный. Если что скажет — никто не сме­ет его ослушаться...

Действительно, материалы предварительного следствия показывали, что Суконцев был своеобразным вожаком ребят своего квартала. Он сумел так подчи­нить сверстников, что даже когда предложил совер­шить им преступление, никто не посмел отказаться. Между прочим, когда допрашивали подсудимых, са­мого Суконцева среди них не было. Его специально удалили из зала судебного заседания. Он единствен­ный из всех не признавал свою вину в совершенном преступлении. И на предварительном следствии, и в суде вел себя дерзко, разыгрывая из себя человека, ко­торому все нипочем. Такое поведение Суконцева могло оказать отрицательное воздействие на остальных под­судимых, привыкших ему во всем подражать и подчи­няться. Поэтому в судебном заседании допросили вна­чале каждого из соучастников преступления. И в са­мую последнюю очередь был допрошен Суконцев.

Но иногда авторитет общепризнанного вожака подростковой группы специально используется в судебном заседании для воздействия на остальных подсудимых. Если он признал вину и искренне раскаивается в со­вершенном преступлении, то в судебном заседании он допрашивается первым. Видя, что человек, которому они привыкли доверять и во всем следовать его при­меру, на суде дает правдивые показания, и остальные подсудимые начинают рассказывать о своем участии в преступлении.

Допрос несовершеннолетнего подсудимого начина­ется с того, что председательствующий предлагает ему дать показания по поводу обвинения и всех известных ему обстоятельств дела. При этом, конечно, имеют­ся в виду не только те моменты, которые непосредст­венно связаны с преступлением. Для того чтобы по­нять, почему несовершеннолетний нарушил закон, вна­чале надо выяснить, в каких условиях он жил и воспитывался. Нередко именно с выяснения этих суще­ственных вопросов суд начинает допрос подростка, а затем переходит к факту совершения им преступления. Такой доверительный тон располагает несовершенно­летнего к откровенности, позволяет ему более уверенно чувствовать себя в зале судебного заседания.

Но бывают случаи, когда несовершеннолетний подсудимый, находясь в зале суда, не только не испытывает робости, а, наоборот, ведет себя развязно, вызы­вающе. Зачастую это всего лишь внешняя бравада, стремление продемонстрировать свою «смелость» пе­ред соучастниками или перед знакомыми и родствен­никами, присутствующими на судебном процессе. Председательствующий пресекает такое неуважение к суду со стороны подсудимого.

Большое участие в исследовании всех обстоятельств совершенного преступления и выявлении его причин принимают свидетели. Иногда они бывают очевидцами преступного поведения подсудимого. Или знают о нем такие сведения, которые наиболее полно характеризу­ют его как личность. В роли свидетелей по делам несовершеннолетних правонарушителей выступают и под­ростки. Некоторые из них вместе с подсудимым участ­вовали в преступлений, но в силу каких-либо причин (малолетнего возраста, незначительного участия в правонарушении и т. п.) были освобождены от уголов­ной ответственности и теперь привлечены к участию в судебном процессе в качестве свидетелей.

Учитывая возрастные особенности несовершеннолетних свидетелей, законодатель установил ряд допол­нительных гарантий, направленных на то, чтобы из­лишне не травмировать подростка. Очутившись в зале судебного заседания, он может растеряться и окажет­ся не в состоянии сообщить какие-либо сведения по интересующим суд вопросам. Чтобы этого не случилось, рядом с ним должен находиться человек, которого он хорошо знает и в чьем присутствии может чувствовать себя уверенно. Законом установлено, что при допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет должен присутствовать педагог. Если есть необходи­мость, суд может вызвать родителей или иных закон­ных представителей несовершеннолетнего свидетеля. Обычно присутствие этих людей позволяет свидетелю освободиться от излишней скованности и активно помогать суду в установлении истины по делу. Как педагог, так и родители могут с разрешения суда задавать ему вопросы. С одним, правда, существенным усло­вием: эти вопросы должны иметь прямое отношение к рассматриваемому делу. Не допускается, чтобы задан­ный вопрос был сформулирован так, что явно мог по­влечь ответ, искажающий истинное положение вещей.

Если педагог или кто-нибудь из родителей обратился с таким вопросом, то председательствующий вправе отклонить его, а несовершеннолетний свидетель может не отвечать на этот вопрос. Но сами вопросы непре­менно заносятся в протокол судебного заседания.

Конечно, нельзя забывать о том, что подростку под­час трудно давать показания против того, кто еще не­давно считался его приятелем, знакомым, соседом по дому, а теперь находится на скамье подсудимых. Иной рассуждает так: «Как же я буду выступать против него? Ведь это же — предательство!» В определенной мере распространенное среди несовершеннолетних та­кое ложное чувство товарищества, подогреваемое ино­гда и чувством страха перед подсудимым, иной раз за­ставляет несовершеннолетнего свидетеля молчать или сообщать суду малозначительные сведения. Чтобы по­мочь подростку преодолеть эти сомнения и дать ему возможность выступить в спокойной обстановке, законодатель установил, что допрос несовершеннолетнего свидетеля по определению суда может быть проведен в отсутствие подсудимого. Когда подсудимый возвра­щается в зал судебного заседания, ему сообщают о по­казаниях свидетеля. Он может задать этому свидетелю вопросы.

Подсудимого удаляют из зала судебного заседания и в ряде других случаев. К примеру, на суде выясни­лось, что он рос в нездоровой семейной обстановке, его родители вели себя недостойно. Когда начинается об­суждение неправильного поведения матери и отца, суд в воспитательных целях может удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания. Иногда бывает так. На скамье подсудимых находится несколько подростков. Но один подросток в составе группы принимал участие в совершении единствен­ного преступления, в то время как остальные участво­вали в нескольких. Если суд посчитает, что присутствие при исследовании обстоятельств преступлений, со­вершенных другими подсудимыми, может отрицательно повлиять на этого подростка, он вправе удалить его на это время из зала суда. Эта мера, направленная на охрану нравственности несовершеннолетнего, при­меняется и тогда, когда кто-либо из его соучастни­ков обвиняется в совершении полового преступления и суд приступает к исследованию всех обстоятельств, связанных с ним.

Закончилось судебное следствие. Участники про­цесса приступают к судебным прениям. Тем самым как бы подводятся итоги всего предшествовавшего разбирательства. На основе данных, которые исследовались судом, высказываются мнения о степени виновности подсудимого в совершенном преступлении и о той мере наказания, которая ему должна быть назначена. При этом участники прений могут ссылаться только на те доказательства, которые проверялись и исследовались па судебном следствии. Судебные прения имеют боль­шое воспитательное значение и для подсудимого, и для людей, присутствующих в зале суда. Они позволяют в четкой форме уяснить суть совершенного преступления, степень его общественной опасности и ту роль, кото­рую играл в нем подсудимый. В судебных прениях участвуют государственный обвинитель, общественный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответ­чик, защитники и подсудимый (если защитник в судеб­ном заседании не участвует). После выступления каж­дого из них они еще могут обменяться репликами по поводу сказанного в речах.

После окончания судебных прений подсудимому предоставляется последнее слово. Это одна из важных процессуальных гарантий для человека, который находится на скамье подсудимых. Он знает мнения всех участников процесса по поводу предъявленного ему обвинения. И теперь перед тем, как суд удалится всовещательную комнату, чтобы окончательно решить его участь, он может высказаться о тех фактах, кото­рые вскрылись в ходе судебного разбирательства. Иные настаивают на своей невиновности. Другие признают вину, но вместе с тем просят учесть смягчающие обстоятельства, применить к ним условное осуждение или назначить наказание ниже низшего предела, т. е. ниже того низшего предела, который указан в законе за данное преступление. Иногда подсудимый в послед­нем слове сообщает какие-то новые факты или обстоя­тельства, при которых было совершено преступление. Если суд придет к выводу о необходимости их провер­ки, то в соответствии с законом выносится определение о возобновлении судебного следствия. В последнем слове подсудимый подчас сообщает данные, которые имеют существенное значение для разрешения дела другого подсудимого, В этом случае суд также обяза­тельно возобновляет судебное следствие.

Выслушав последнее слово подсудимого, суд направляется в совещательную комнату. Начинаются томительные минуты ожидания. Потом судьи вновь появляются в зале. Председательствующий зачитывает приговор...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top