С этих слов начинается судебный процесс, на котором предстоит определить степень виновности человека и назначить ему справедливое наказание.
Но прежде надо рассказать об одной важной стадии, которая предшествует судебному разбирательству, - стадии предания суду. Через нее проходит каждое уголовное дело. Когда человека обвиняют в совершении преступления— здесь необходимы предельные объективность и точность. Недопустимы какие-либо предположения, основанные на непроверенных данных. Каждое процессуальное действие, даже самое небольшое, должно быть выполнено в строгом соответствии с требованиями законодательства. Обвиняемый должен беспрепятственно пользоваться теми правами, которые предоставлены ему законом. После того как заканчивается предварительное следствие, все материалы проверяет прокурор. Он может прекратить дело. Или направить его на дополнительное расследование. И наконец, передать дело на рассмотрение суда.
Здесь уголовное дело, прежде чем оно будет по существу рассматриваться на судебном процессе, подвергается еще одной дополнительной проверке, производимой в особой процессуальной стадии — стадии предания суду. Это дополнительная гарантия защиты прави законных интересов обвиняемого.
Сразу скажем, что в стадии предания суду вовсе не ставится вопрос о виновности человека. Это решается только на последующем судебном разбирательстве. Здесь же выясняется, достаточно ли в деле данных для того, чтобы назначить его к слушанию в суде, соответствуют ли собранные материалы выводам обвинительного заключения, не допущено ли в чем нарушений закона. Иными словами, идет скрупулезная подготовка к судебному процессу, с тем чтобы он прошел четко и без срывов.
Как правило, судья единолично осуществляет предание суду. Однако, когда дело касается несовершеннолетних правонарушителей, вопрос этот решается только коллегиально. Судья назначает так называемое распорядительное заседание. В нем кроме самого судьи участвуют двое народных заседателей и прокурор. Все вместе они решают: достаточно ли в деле данных для предания подростка суду. Такая коллегиальность позволяет продуманно и полно обсудить все существенные вопросы, связанные с этой стадией уголовного процесса. Вначале с докладом выступает судья. После этого слово предоставляется прокурору. Бывает так, что ранее обвиняемый, его защитник или кто-либо из других участников процесса обратились в суд с каким-то ходатайством, например о приобщении к делу новых документов. В связи с этими ходатайствами они могут быть вызваны и выслушаны в распорядительном заседании. Свидетели и эксперты в распорядительное заседание не приглашаются. Прокурор дает заключение по поводу заявленных ходатайств. После этого судья и народные заседатели удаляются в совещательную комнату. Затем выносится определение, по которому дело может быть возвращено для дополнительного расследования; приостановлено производством; передано по подсудности; прекращено. Если распорядительное заседание прекратило производством дело в отношении подростка, то одновременно оно может передать его на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Во всех этих случаях дело в дальнейшем уже не рассматривается по существу в суде. Но если распорядительное заседание придет к выводу, что есть все основания для рассмотрения дела в судебном процессе, выносится определение о предании суду. С этого момента обвиняемый становится подсудимым. Определением распорядительного заседания или постановлением судьи о предании обвиняемого суду решается и ряд других вопросов — об участии в процессе прокурора, защитника, общественного обвинителя или общественного защитника. Уточняется, кто должен явиться в судебное заседание в качестве подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов. Назначается время и место судебного разбирательства. Решаются и некоторые другие организационные вопросы. Идет тщательная подготовка к предстоящему судебному разбирательству. И только после того, как выполнены все необходимые условия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в точно назначенный день и час в зале суда раздаются слова:
— Встать! Суд идет!
Вначале расскажем об участниках процесса и отом, какую роль каждый из них играет в судебном разбирательстве.
Главным участником судебного процесса является суд. Именно он решает вопрос о виновности подсудимого и назначении ему предусмотренного уголовным законом наказания. Он обязан полно, всесторонне и объективно выяснять все обстоятельства дела и добиваться установления истины. Суд выполняет важную и ответственную функцию правосудия. Судьи независимы и подчиняются только закону — этот принцип закреплен в Конституции СССР. Многие уголовные дела рассматриваются на открытых судебных заседаниях.
В судебном процессе по делу несовершеннолетнего обязательно участвуют прокурор и защитник. Первый доказывает виновность подсудимого. Второй помогает несовершеннолетнему осуществлять предоставленное ему законом право на защиту. Защитниками могут быть не только адвокаты, но и представители профессиональных союзов и других общественных организаций. Подсудимый может просить, чтобы его защищали близкие родственники либо законные представители. Однако это допускается только с разрешения судьи или суда, в чьем производстве находится уголовное дело. Защитник обязан использовать все предусмотренные законом средства и способы по выяснению обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность.
Участником судебного процесса является подсудимый. Он представляет доказательства, участвует в их исследовании, заявляет ходатайства, отводы, может приносить жалобы на действия суда. Ему предоставляется возможность высказать свое мнение по всем вопросам, которые возникают в ходе судебного разбирательства.
К числу участников уголовного процесса относится и потерпевший. Если уголовное дело возбуждается по жалобе потерпевшего (например, в связи с умышленными легкими телесными повреждениями или побоями), то он имеет право во время судебного разбирательства лично или через своего представителя поддерживать обвинение.
Преступления в большинстве случаев не оставляют равнодушными коллективы предприятий и организаций, где работал обвиняемый. Реакция их на происшедшее бывает различной. Подчас коллектив считает, что человек, совершивший преступление, в силу рядапричин заслуживает снисхождения. Для того чтобы выразить это общее мнение коллектива по поводу личности обвиняемого и совершенного им преступления, в суд направляется общественный защитник. Но иногда происходит наоборот: коллектив глубоко возмущен преступными действиями своего работника и считает, что он заслуживает строгого наказания. И для участия в судебном разбирательстве направляет общественного обвинителя.
Если преступлением причинен материальный ущерб и ставится вопрос о его возмещении, в судебном разбирательстве участвуют гражданский истец и гражданский ответчик.
Судебное разбирательство не ограничивается только исследованием самого факта преступления и степени участия в нем подсудимого. Не менее важно выяснить истоки правонарушения, разобраться, что же заставило подростка решиться на такой опрометчивый шаг. Для этого необходимо выяснить, в какой обстановке несовершеннолетний рос и воспитывался, как учился, с кем дружил, каков был круг его интересов и увлечений. Ответы на эти вопросы можно получить от самых близких ему людей — матери и отца, которых обязательно вызывают в судебное заседание. Один из них выполняет функции законного представителя, а другой может выступать в процессе в качестве свидетеля.
По каждому делу о преступлении несовершеннолетнего суд обязательно извещает администрацию или общественные организации по месту его учебы или работы о предстоящем судебном разбирательстве. Если есть необходимость, то представители этих организаций вызываются на процесс. Иногда в суд вызывают представителей общественных организаций по месту работы родителей несовершеннолетнего правонарушители, Они могут быть допрошены и в качестве свидетелей. Педагог рассказывает о том, как учился в свое время подсудимый, товарищи по работе — об отношении его к своим трудовым обязанностям. Из всех этих черточек постепенно складывается облик подростка, находящегося на скамье подсудимых, выясняется степень его общественной опасности, а также те условия (например, недостатки в воспитательной работе вшколе и на производстве), которые способствовали реализации его преступных намерений. Кроме того, присутствие этих людей на процессе имеет и большое воспитательное значение. В ходе судебного разбирательства тот же педагог или представитель предприятия наглядно убеждается, какие в свое время были допущены просчеты в воспитании подростка. Случившегося уже не поправить. Но все, что они увидели и узнали в суде, для них серьезный урок на будущее, предупреждение о том, что впредь нельзя допускать подобных ошибок.
Суд может привлечь к участию в процессе представителей комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, инспекций по делам несовершеннолетних. Все это также позволяет выяснить дополнительные данные о личности правонарушителя. И одновременно усилить воспитательное воздействие процесса как на самого подсудимого, так и на тех, кто присутствует в зале. Участие этих лиц в судебном разбирательстве тоже в определенной степени способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Подросток на скамье подсудимых...
Когда мы говорили о предварительном следствии, то постоянно подчеркивали, что помимо общих для всех норм уголовно-процессуального законодательства к несовершеннолетним правонарушителям применяется еще ряд специально разработанных норм, цель которых— повышенная охрана прав и интересов обвиняемых. На судебном процессе также учитываются особенности возраста несовершеннолетних. Дела рассматривают судьи, обладающие большим практическим опытом. В качестве народных заседателей привлекаются люди, знающие психологию подростков, способные понять мотивы их поведения. Все это, с одной стороны, повышает воспитательную роль уголовного процесса, с другой — служит надежной гарантией того, что дело будет рассмотрено в строгом соответствии с законом и виновному будет назначена справедливая мера наказания.
Как протекает само судебное разбирательство?
Вначале суд выясняет личность подсудимого. При этом устанавливаются не только его фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место жительства, занятие, образование, семейное положение. Суд еще выясняет, состоит ли он в комсомоле и с какого времени. У несовершеннолетнего спрашивают: судился ли он раньше? Если судился, то за какое преступление? Какой был вынесен приговор? Или, может быть, вопрос о нем рассматривался комиссией по делам несовершеннолетних? Состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних? Привлекался ли к административной ответственности? Имелись ли случаи, когда его в нетрезвом состоянии доставляли в вытрезвитель? Выяснение этих вопросов позволяет судьям определить, случайным было преступление, за которое подсудимый привлекается к ответственности, или оно явилось логическим результатом всего его предыдущего неправомерного поведения. Затем председательствующий спрашивает подсудимого: знаком ли он с обвинительным заключением? По закону копия обвинительного заключения должна быть вручена обвиняемому не позднее трех суток, как начнется само судебное разбирательство. Тем самым ему предоставляется возможность своевременно ознакомиться со всеми пунктами выдвинутых против него обвинений и подготовиться к защите. Вот почему перед тем, как рассматривать дело, суд обязательно проверяет, выполнено ли это установленное законом требование.
Центральную часть судебного разбирательства занимают допросы подсудимого, потерпевшего, свидетелей. Кто из них допрашивается первым? В каждом конкретном случае суд исходит при этом из обстоятельств дела. Обычно первым допрашивается человек, который может наиболее полно рассказать о том, как было совершено преступление. Иногда им бывает сам подсудимый, который еще на предварительном следствии признал свою вину, раскаялся в совершенном деянии и готов чистосердечно рассказать о том, как все происходило, назвать своих соучастников и т. п. Подчас подсудимый категорически отрицает свою вину. Или признает ее лишь частично. А потерпевший, как видно из материалов дела, хорошо помнит все подробности происшедшего. В этом случае суд начинает первым допрашивать именно потерпевшего. Если же и подсудимый отрицает свою вину, и потерпевший не может дать сколько-нибудь точных сведений о том, как было совершено преступление, суд начинает исследование доказательств с допроса свидетелей.
Если на скамье подсудимых находится группа подростков, вместе участвовавших в совершении одного или нескольких преступлений, то допрос их в судебном заседании может быть построен по-разному. Как правило, первым допрашивают того, кто еще на предварительном следствии наиболее полно рассказал о том, как было совершено преступление, и искренне раскаялся в своем деянии. Тем самым этот подсудимый подает хороший пример находящимся рядом с ним соучастникам, которые убеждаются, что лучше рассказать всю правду и повиниться в содеянном.
Обычно в группе подростков кто-то один занимает главенствующее положение, оказывает решающее влияние на поведение сверстников. Именно он зачастую оказывается инициатором преступлений, в которых участвует вся группа.
В суде слушалось дело об ограблении, в котором участвовали несколько подростков. Один из подсудимых рассказывал:
— В тот вечер мы сидели компанией во дворе, разговаривали, шутили. Кто-то предложил выпить. Но денег на выпивку не было. Тогда Володя Суконцев рассмеялся и сказал, что деньги можно раздобыть безо всяких усилий. Мы подкараулили прохожего, ударили его камнем по голове и ограбили.
— Вы понимали, что это преступление, за которое может быть назначено строгое наказание?
— Конечно, понимал.
— Почему тогда не отказались идти вместе со всеми?
— Никак нельзя было отказаться. Суконцев среди ребят самый сильный. Если что скажет — никто не смеет его ослушаться...
Действительно, материалы предварительного следствия показывали, что Суконцев был своеобразным вожаком ребят своего квартала. Он сумел так подчинить сверстников, что даже когда предложил совершить им преступление, никто не посмел отказаться. Между прочим, когда допрашивали подсудимых, самого Суконцева среди них не было. Его специально удалили из зала судебного заседания. Он единственный из всех не признавал свою вину в совершенном преступлении. И на предварительном следствии, и в суде вел себя дерзко, разыгрывая из себя человека, которому все нипочем. Такое поведение Суконцева могло оказать отрицательное воздействие на остальных подсудимых, привыкших ему во всем подражать и подчиняться. Поэтому в судебном заседании допросили вначале каждого из соучастников преступления. И в самую последнюю очередь был допрошен Суконцев.
Но иногда авторитет общепризнанного вожака подростковой группы специально используется в судебном заседании для воздействия на остальных подсудимых. Если он признал вину и искренне раскаивается в совершенном преступлении, то в судебном заседании он допрашивается первым. Видя, что человек, которому они привыкли доверять и во всем следовать его примеру, на суде дает правдивые показания, и остальные подсудимые начинают рассказывать о своем участии в преступлении.
Допрос несовершеннолетнего подсудимого начинается с того, что председательствующий предлагает ему дать показания по поводу обвинения и всех известных ему обстоятельств дела. При этом, конечно, имеются в виду не только те моменты, которые непосредственно связаны с преступлением. Для того чтобы понять, почему несовершеннолетний нарушил закон, вначале надо выяснить, в каких условиях он жил и воспитывался. Нередко именно с выяснения этих существенных вопросов суд начинает допрос подростка, а затем переходит к факту совершения им преступления. Такой доверительный тон располагает несовершеннолетнего к откровенности, позволяет ему более уверенно чувствовать себя в зале судебного заседания.
Но бывают случаи, когда несовершеннолетний подсудимый, находясь в зале суда, не только не испытывает робости, а, наоборот, ведет себя развязно, вызывающе. Зачастую это всего лишь внешняя бравада, стремление продемонстрировать свою «смелость» перед соучастниками или перед знакомыми и родственниками, присутствующими на судебном процессе. Председательствующий пресекает такое неуважение к суду со стороны подсудимого.
Большое участие в исследовании всех обстоятельств совершенного преступления и выявлении его причин принимают свидетели. Иногда они бывают очевидцами преступного поведения подсудимого. Или знают о нем такие сведения, которые наиболее полно характеризуют его как личность. В роли свидетелей по делам несовершеннолетних правонарушителей выступают и подростки. Некоторые из них вместе с подсудимым участвовали в преступлений, но в силу каких-либо причин (малолетнего возраста, незначительного участия в правонарушении и т. п.) были освобождены от уголовной ответственности и теперь привлечены к участию в судебном процессе в качестве свидетелей.
Учитывая возрастные особенности несовершеннолетних свидетелей, законодатель установил ряд дополнительных гарантий, направленных на то, чтобы излишне не травмировать подростка. Очутившись в зале судебного заседания, он может растеряться и окажется не в состоянии сообщить какие-либо сведения по интересующим суд вопросам. Чтобы этого не случилось, рядом с ним должен находиться человек, которого он хорошо знает и в чьем присутствии может чувствовать себя уверенно. Законом установлено, что при допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет должен присутствовать педагог. Если есть необходимость, суд может вызвать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего свидетеля. Обычно присутствие этих людей позволяет свидетелю освободиться от излишней скованности и активно помогать суду в установлении истины по делу. Как педагог, так и родители могут с разрешения суда задавать ему вопросы. С одним, правда, существенным условием: эти вопросы должны иметь прямое отношение к рассматриваемому делу. Не допускается, чтобы заданный вопрос был сформулирован так, что явно мог повлечь ответ, искажающий истинное положение вещей.
Если педагог или кто-нибудь из родителей обратился с таким вопросом, то председательствующий вправе отклонить его, а несовершеннолетний свидетель может не отвечать на этот вопрос. Но сами вопросы непременно заносятся в протокол судебного заседания.
Конечно, нельзя забывать о том, что подростку подчас трудно давать показания против того, кто еще недавно считался его приятелем, знакомым, соседом по дому, а теперь находится на скамье подсудимых. Иной рассуждает так: «Как же я буду выступать против него? Ведь это же — предательство!» В определенной мере распространенное среди несовершеннолетних такое ложное чувство товарищества, подогреваемое иногда и чувством страха перед подсудимым, иной раз заставляет несовершеннолетнего свидетеля молчать или сообщать суду малозначительные сведения. Чтобы помочь подростку преодолеть эти сомнения и дать ему возможность выступить в спокойной обстановке, законодатель установил, что допрос несовершеннолетнего свидетеля по определению суда может быть проведен в отсутствие подсудимого. Когда подсудимый возвращается в зал судебного заседания, ему сообщают о показаниях свидетеля. Он может задать этому свидетелю вопросы.
Подсудимого удаляют из зала судебного заседания и в ряде других случаев. К примеру, на суде выяснилось, что он рос в нездоровой семейной обстановке, его родители вели себя недостойно. Когда начинается обсуждение неправильного поведения матери и отца, суд в воспитательных целях может удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания. Иногда бывает так. На скамье подсудимых находится несколько подростков. Но один подросток в составе группы принимал участие в совершении единственного преступления, в то время как остальные участвовали в нескольких. Если суд посчитает, что присутствие при исследовании обстоятельств преступлений, совершенных другими подсудимыми, может отрицательно повлиять на этого подростка, он вправе удалить его на это время из зала суда. Эта мера, направленная на охрану нравственности несовершеннолетнего, применяется и тогда, когда кто-либо из его соучастников обвиняется в совершении полового преступления и суд приступает к исследованию всех обстоятельств, связанных с ним.
Закончилось судебное следствие. Участники процесса приступают к судебным прениям. Тем самым как бы подводятся итоги всего предшествовавшего разбирательства. На основе данных, которые исследовались судом, высказываются мнения о степени виновности подсудимого в совершенном преступлении и о той мере наказания, которая ему должна быть назначена. При этом участники прений могут ссылаться только на те доказательства, которые проверялись и исследовались па судебном следствии. Судебные прения имеют большое воспитательное значение и для подсудимого, и для людей, присутствующих в зале суда. Они позволяют в четкой форме уяснить суть совершенного преступления, степень его общественной опасности и ту роль, которую играл в нем подсудимый. В судебных прениях участвуют государственный обвинитель, общественный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, защитники и подсудимый (если защитник в судебном заседании не участвует). После выступления каждого из них они еще могут обменяться репликами по поводу сказанного в речах.
После окончания судебных прений подсудимому предоставляется последнее слово. Это одна из важных процессуальных гарантий для человека, который находится на скамье подсудимых. Он знает мнения всех участников процесса по поводу предъявленного ему обвинения. И теперь перед тем, как суд удалится всовещательную комнату, чтобы окончательно решить его участь, он может высказаться о тех фактах, которые вскрылись в ходе судебного разбирательства. Иные настаивают на своей невиновности. Другие признают вину, но вместе с тем просят учесть смягчающие обстоятельства, применить к ним условное осуждение или назначить наказание ниже низшего предела, т. е. ниже того низшего предела, который указан в законе за данное преступление. Иногда подсудимый в последнем слове сообщает какие-то новые факты или обстоятельства, при которых было совершено преступление. Если суд придет к выводу о необходимости их проверки, то в соответствии с законом выносится определение о возобновлении судебного следствия. В последнем слове подсудимый подчас сообщает данные, которые имеют существенное значение для разрешения дела другого подсудимого, В этом случае суд также обязательно возобновляет судебное следствие.
Выслушав последнее слово подсудимого, суд направляется в совещательную комнату. Начинаются томительные минуты ожидания. Потом судьи вновь появляются в зале. Председательствующий зачитывает приговор...