Когда на скамье подсудимых оказывается подрос­ток— это всегда беда. Для него самого. Для его роди­телей. Для всего общества. Какие причины и условия способствовали тому, что человек, только готовящийся вступить в самостоятельную жизнь, уже нарушил за­кон, совершил преступление? Ответ па этот, прямо ска­жем, не простой вопрос ищут ученые, юристы, педаго­ги, социологи, работники правоохранительных органов.

Десять ступенек вниз — и упираешься прямо в дверь, потрескавшуюся, обшарпанную, издающую ка­кой-то пронзительно ржавый звук. За ней еще пара ступенек — и оказываешься в комнате с низким по­толком и спертым воздухом непроветриваемого поме­щения. Нужно несколько секунд, чтобы привыкнуть к царящему здесь полумраку. У стены какое-то подобие топчана. Небольшой столик. Несколько ящиков, которые, судя по всему, служили стульями. В углу гора пустых бутылок. Более неуютного помещения, навер­ное, трудно найти. Но шестерых подростков оно впол­не удовлетворяло. Последние полтора года они бы­вали здесь почти ежедневно. Жильцы, занятые свои­ми повседневными заботами, думали: может, у них здесь какой-нибудь кружок. А потом по городу про­катилась волна краж. Стали искать преступников, и следы привели сюда, в этот подвал.

С первого сентября Галя должна была пойти в восьмой класс. К этому дню в доме тщательно гото­вились. Купили новую школьную форму. Собрали все необходимые книги, тетради, письменные принадлеж­ности. Галя жила с матерью и бабушкой в двухком­натной квартире. Девочка занималась в гостиной. Те­перь же, когда Галя перешла в восьмой класс, мать рассудила, что дочери неудобно готовить уроки в об­щей комнате, для занятий ей нужна более спокойная обстановка. Посоветовавшись с бабушкой, решили ос­вободить спальню и предоставить комнату полностью в распоряжение девочки. А перед самым началом за­нятий мама сводила Галю в фотоателье и сфотогра­фировала ее в новой школьной форме.

...Вечер. В опорном пункте охраны порядка многолюдно. Группа дружинников отправляется патрулиро­вать улицы. Несколько человек получают персональ­ное задание: побывать дома у подростков, которые со­стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолет­них. Еще одна группа отправляется на городскую танц­площадку: там за последнее время участились случаи хулиганства. Постепенно все разошлись. Остался толь­ко дежурный, совсем еще юный паренек. Я разгово­рился с ним.

Можно представить себе, как тяжело родителям, когда они видят своих сына или дочь на скамье под­судимых. Их родной ребенок, с которым они связывали столько надежд, совершил преступление! Не раз они будут спрашивать себя: почему это случилось? Пере­бирать в памяти все, что могло привести к такой беде. И к сожалению, обычно при этом обвиняют кого угод­но — школу, улицу, коллектив предприятия, обще­ственные организации. Но только не самих себя. А между тем беда — и это, думается, наглядно под­тверждается примерами, которые мы приводили выше,— начинается именно с семьи.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top