Десять ступенек вниз — и упираешься прямо в дверь, потрескавшуюся, обшарпанную, издающую какой-то пронзительно ржавый звук. За ней еще пара ступенек — и оказываешься в комнате с низким потолком и спертым воздухом непроветриваемого помещения. Нужно несколько секунд, чтобы привыкнуть к царящему здесь полумраку. У стены какое-то подобие топчана. Небольшой столик. Несколько ящиков, которые, судя по всему, служили стульями. В углу гора пустых бутылок. Более неуютного помещения, наверное, трудно найти. Но шестерых подростков оно вполне удовлетворяло. Последние полтора года они бывали здесь почти ежедневно. Жильцы, занятые своими повседневными заботами, думали: может, у них здесь какой-нибудь кружок. А потом по городу прокатилась волна краж. Стали искать преступников, и следы привели сюда, в этот подвал.
...В суде они сидели рядышком друг с другом — четверо ребят и две девушки. С виду совсем обычные подростки, в своей молодости даже привлекательные.
Разве что с налетом этакой развязности: дескать, нам все нипочем — и этот суд, и предстоящее наказание. Но стоило приглядеться к ним внимательнее можно было разглядеть, как сквозь маску этой внешней бравады нет-нет да и появлялось что-то беззащитное, отчаянное, все-таки не где-нибудь находились — на скамье подсудимых. Естественно, суд заинтересовало: как они познакомились, какие общие интересы и увлечения их связывали? Подсудимые отвечали: все произошло как-то само собой. Вначале их было двое: Саша Кузьмин и Валера Сычев. Жили на одной улице — и подружились. Потом к ним присоединился Юра Билонов с соседнего квартала. Пошли как-то в кино и там познакомились с Надей Селивановой и Валей Титаренко. Валя была местная, а ее подруга Надя приехала из Караганды, жила здесь у дальних родственников. И последним в их компанию влился Женя Калитин, худенький робкий мальчик. Проводили свободное время на улице, слоняясь без цели. Потом Саша Кузьмин— его старшинство признали как-то сразу — нашел этот заброшенный подвал. Слегка прибрали его, и стал он для них чем-то вроде клуба, где они жили своим обособленным мирком.
— Чем же вы занимались в подвале? — спросил председательствующий у Саши.
— Да ничем,— ответил тот.— Иногда побренчим на гитаре. Или разговариваем на разные темы...
— Выпивали?
— Случалось.
— На какие средства? Ведь вы не работаете, собственного заработка у вас нет. Откуда вы брали деньги на выпивки?
— Из дома.
— И что же, вам их родители давали?
— Да нет, брали сами.
— Без спросу?
— Да.
— Выходит, вы занимались дома кражами?
— Ну, почему же кражами? — запротестовал подросток.—Просто так... брали.
— И часто это происходило?
— Не то, чтобы очень часто...— уклончиво ответил Саша и оглянулся в зал, где во втором ряду сидела еще молодая женщина с усталым лицом — его мать. И ему невольно вспомнилось, как он впервые вытащил из ее кошелька три рубля. Целую неделю потом опасался: а вдруг спохватится? Не спохватилась. А может, обнаружила пропажу, но не подала виду. Решила, что где-нибудь потеряла. А деньги эти ей достаются, ой, как трудно. На свою скромную зарплату приходится кормить и себя, и его, почти взрослого сына. Отец, как ушел из семьи, так с тех пор ни копейки не прислал. Чтобы свести концы с концами, мать берет дополнительную работу на дом... На украденные тогда три рубля Саша купил пару бутылок дешевого вина, и они всей компанией целый вечер кутили в подвале. Спустя два дня всех угощал Валера Сычев. Он ухитрился стащить из дома пятерку. Женя Калитин не смог раздобыть денег, но зато принес свитер отчима. В тот же день его продали за бесценок и на вырученные деньги пьянствовали целых два дня. Надя принесла шерстяной платок. Ребята удивились: откуда, неужели взяла у родственников, которые ее приютили? Но девушка рассмеялась: «Зачем же мне с ними портить отношения? Просто шла мимо одного двора, смотрю: кто-то вывесил на веревке шерстяной платок, чтобы проветрить. Ну, я его и прихватила». Ребята одобрительно хохотнули: ловкая эта Надюшка! Словом, каждый старался внести свою долю в общий «котел». Так и текла жизнь подростков, тягуче, монотонно, оживляемая лишь время от времени появляющейся возможностью организовать очередную выпивку. До какого времени обычно находились в подвале? По-разному бывало. Чаще всего до двенадцати часов ночи. Иногда дольше. Один раз просидели до самого утра. Было вино, сигареты, никто им не мешал — и не заметили, как пролетела ночь.
— Неужели родители не беспокоились по поводу вашего отсутствия?
Этот вопрос, обращенный ко всем шестерым, вызвал некоторое оживление на скамье подсудимых. Саша — он здесь соблюдал главенство — ответил первым:
— Мать давно привыкла, к тому, что я прихожу поздно. И не обращала на это внимания. Иной раз спросит: где был? Я отвечал, что у приятеля. Для нее этого было достаточно.
Валера Сычев:
— А меня и спрашивать некому было. Отец с нами давно не живет, а у матери такая работа, что постоянно ездит по командировкам. По месяцу, по два в отъезде находится. Так что мне была полная воля.
Юра Вилонов:
— Мать и отец часто ругали меня за то, что я возвращался домой поздно. И даже били. Но я все равно не хотел сидеть дома. Скучно там. У родителей только и разговоров, что о деньгах. Больше их ничего не интересует. В том числе и я. Любят рассуждать о честности и порядочности, а тут как-то отец вывез с завода машину оцинкованного железа, продал его кому-то и все радовался: солидные деньги выручил. Говорят одно, а делают другое. Поэтому я и уходил из дома. С ребятами интереснее. Здесь, по крайней мере, все просто и ясно.
Валя Титаренко:
— Мои родители разошлись. Все поделили между собой. Только меня никак не могли поделить. Потом договорились, что месяц я живу у мамы, месяц — упапы. Каждый раз первого числа я собираю чемодан и переезжаю с одной квартиры на другую.Когда приезжаю к маме, она почему-то начинает говорить о папе только плохое. А папа, в свою очередь, постоянно ругает маму. И вообще мне кажется, что я им совсем не нужна. Спорят из-за меня только дляtoгo, чтобы досадить друг другу. Надоело мне все это. Потом я стала их обманывать. Когда мне надо было куда-то пойти, я говорила маме, что иду к папе. И — наоборот. Они никогда не проверяли. Не до меня им было. У каждого уже есть собственная семья, свои дети. Так что я могла жить, как хотела.
Надя Селиванова:
— Мать и отец у меня живут в другом городе. Оба пьют и часто дерутся между собой. Надоела мне такая жизнь, и поэтому я переехала сюда. Живу у дальних родственников. Нет, не учусь. И на работу пока не устроилась. Все не могу найти ничего подходящего. Когда родители узнали, что я нахожусь здесь, они даже не попытались забрать меня отсюда. Без меня им там лучше. Родственники относятся ко мне неплохо. Но у них свои заботы, им не до меня.
Женя Калитин:
— Моя мама разошлась с папой и снова вышла замуж. А отчим — пьяница. Напьется — и сразу драться. Приходилось бежать из дома, спасаясь от его пьяных кулаков. Сколько раз я хотел уйти к своему отцу, да только он уехал куда-то далеко и никаких вестей о себе не подает. Каждый день домой мне возвращаться хуже всякого наказания. Чем позже приду, тем лучше: пьяный отчим к этому времени угомонится и спит. Значит, дело обойдется без кулаков...
Сколько горечи в этих коротких исповедях! Вы обратили внимание: у всех шестерых подсудимых в семьях были какие-то нелады. У большинства мать и отец разошлись, и подросток проживал только с одним родителем. У других семья вроде бы полная, но отношения в ней складывались явно ненормально. Все это отражалось на психике подростков. Не случайно же Юру Вилонова удивляет, что мать и отец «говорят одно, а делают другое». А Валя Титаренко поражена тем, что проживающие отдельно родители из-за нее спорят только для того, «чтобы досадить друг другу». В одном случае взрослые долго и трудно, применяя подчас недостойные средства, выясняют отношения между собой. В другом — пьянствуют. В третьем — заняты работой, неотложными делами. А дети остаются в стороне. Забытые. Предоставленные самим себе. Лишенные родительского надзора, подростки от мелких домашних краж перешли к действиям более опасным. Подростки решили обокрасть винный магазин, чтобы запастись спиртным...
Пошли на «дело» вчетвером, без девчонок. Сначала осмотрели все внутри и вокруг магазина. Разработали план, решили взломать дверь. Но потом отказались от этого варианта. Шум может привлечь чье-то внимание. В конце концов облюбовали окно, выходящее на узкую тихую улицу. Там даже решетки не было. Валера, правда, высказал опасение, что может сработать сигнализация, но Саша авторитетно заявил, что он это берет на себя. Теперь оставалось ждать. Чтобы не навлечь на себя подозрений, они отправились в городской парк, просидели там до темноты и в одиннадцатом часу вечера подошли к магазину. Было тихо. Лампочка на столбе тускло освещала окно магазина. Саша первым подошел к окну. Остальные стояли на противоположной стороне, в тени дома, с замиранием сердца ожидая, что вот-вот тишину ночи разорвет пронзительный вой сигнализации. Раздался звон разбитого стекла. Изогнувшись в неловкой позе, Саша просунул руку внутрь окна, и через полминуты раздался свист: все в порядке. Оконные створки распахнулись, и Саша исчез в темном проеме. Приятели подошли ближе. Саша с натугой подтащил к подоконнику что-то тяжелое. Валера, Юра и Женя подхватили ящик с бутылками и поспешили в спасительную тень. Следом опрометью выскочил из окна и Саша. Ящик принесли в подвал и там обнаружили, что в бутылках был первосортный коньяк.
— Что вы с ним сделали? — спросил председательствующий.
— Выпили. На две недели хватило.
— Родители замечали, что вы приходили домой пьяные?
— Может, и замечали. Но никто слова не сказал. Только вот Женю Калитина опять избил отчим. Ну-да он ведь его бьет и по причине, и без причины.
— Что вы делали потом?
— Стали подыскивать новый объект.
— Для кражи?
— Конечно, для кражи, для чего же еще...
На этот раз они облюбовали квартиру в том доме, где жил Саша. Предварительно он узнал, что хозяева уехали в отпуск, так что им никто не мог помешать. Теперь пошли все вшестером. Квартира была на первом этаже. Ребята через окно забрались внутрь и передавали вещи девушкам, стоящим на улице. «Добыча» оказалась богатой. И здесь следует подчеркнуть один штрих, который в достаточной мере характеризует отношение родителей к своим детям. Не решаясь продавать украденные вещи, подростки стали сами ими пользоваться. Но неужели в семьях не обратили на это внимания? Оказывается, обратили. Но — как? Дает показания мать Саши Кузьмина:
— Я сразу заметила, что на сыне новый свитер. Спрашиваю: откуда взял? Он ответил, приятель дал поносить.
— Вы поинтересовались: что это за приятель?Нет.
— Но ведь Саша носил свитер довольно долго. Неужели не возникла у вас мысль о том, что не мог приятель на столь длительный срок одолжить такую дорогую вещь?
— Да я уж и забыла об этом...
Отец Юры Вилонова заявил суду:
— Однажды сын пришел домой и сказал, что нашел часы. Мы с женой только порадовались этому: повезло парню.
— Но может, все-таки следовало часы сдать в стол находок?
— Зачем же? Раз нашел — пусть носит.
В суде выступили мать и отец Вали Титаренко. Когда их спросили, как они отреагировали на появление у дочери золотого колечка, ответы каждого были удивительно похожими. Он: «Я думал, что кольцо подарила дочери мать». Она: «Я решила, что это подарок отца». Ни тот ни другой ни о чем не расспрашивали дочь. Так что Валя спокойно носила украденную драгоценность...
После этого подростки обокрали еще одну квартиру, затем обокрали табачный киоск, где на долгое время «запаслись» сигаретами. Ограбили случайного прохожего. Обокрали еще одну квартиру. Задержали их в тот момент, когда они сдавали краденое в комиссионный магазин. И вот — финал. Скамья подсудимых. Выступают свидетели. Терпеливо исследуются все обстоятельства происшедшего. Что же способствовало преступлениям этих шестерых? И свидетели, и обвинитель, и защитник говорят: безнадзорность. А в том, что подростки остались без надзора, в первую очередь повинны родители, которые не выполнили возложенные на них законом обязанности по воспитанию детей.
Безнадзорность — одно из условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. По данным статистики, почти в 80% случаев за подростками, совершившими правонарушения, в свое время не было должного контроля со стороны семьи. Родители несовершеннолетних правонарушителей мало интересовались, как ведет себя их сын или дочь, с кем дружит, где проводит свободное время. Иной раз безнадзорность объясняется занятостью матери и отца, когда из-за характера работы (частые длительные командировки, вечерние смены) они не могут контролировать поведение своих детей.
В жизни нередки и такие ситуаций. Семья распалась. Сын остался с матерью. Пока он был маленький, она справлялась с его воспитанием. Но вот мальчик подрос и, как это иногда бывает, отбился от рук. С матерью не считается. Ведет себя так, как захочет. Вот здесь бы очень пригодилось отцовское влияние, его твердость, решительность, которые для подростка порой, пожалуй, не менее нужны, чем материнская ласка. Но отца поблизости нет, а мать с сыном справиться не может, он живет своим миром, своими интересами.
В неполных семьях, к сожалению, очень часто происходит, что родитель, проживающий с сыном или дочерью, не может обеспечить за ними надлежащий надзор. И нередко это для подростка оборачивается бедой — предоставленный самому себе, он совершает правонарушение и оказывается на скамье подсудимых.
Но вот — другая крайность. Семья Киселевых вполне благополучная. Супруги живут дружно и никогда не ссорятся. Единодушны они были и в методах воспитания своего сына Игоря. Один из родительских принципов сводился к тому, что «нельзя же следить за каждым шагом мальчика». Однажды подросток явился в первом часу ночи. Они отнеслись к этому совершенно спокойно. В другой раз он вообще не пришел ночевать — и опять это их не особенно обеспокоило. «Ну, задержался где-нибудь, мало ли какие дела могут быть у молодого человека,— рассуждали они.— В конце концов мы современные люди и понимаем, что мелочная опека над 16-летним подростком только вызовет совершенно естественный протест с его стороны».
А спустя несколько месяцев в их районе группа подростков совершила тяжкое преступление. Среди тех, кто в нем участвовал, был и Игорь Киселев.
«Но как это могло случиться?» — недоумевали потрясенные родители.
Они не знали, что в воспитании сына допустили серьезный просчет. Конечно, опекать подростка решительно во всем не только нежелательно, а подчас даже и вредно. В конце концов через три-четыре года он станет взрослым, и уже сейчас его исподволь надо приучать к самостоятельности. Но это вовсе не значит, что подростка можно полностью предоставить самому себе, не интересоваться миром его увлечений, не следить за тем, где и с кем он проводит свободное время. «Современность» родителей, вопреки рассуждениям Киселевых, заключается не в попустительстве подросткам решительно во всем, а в умелом и тактичном контроле за ними. А то ведь бывает и так. Учительница решила зайти домой к одному из учеников. Мальчик в последнее время стал хуже учиться, пропускать занятия. Об этом она решила серьезно поговорить с его родителями. Пришла в девятом часу вечера. И первое, что ее поразило,— мальчика не было дома.
— А где же он?
— Гуляет с приятелями.
С какими? Вы знаете их имена, где они живут?
— Да откуда же? У него их много...
Разговор затянулся допоздна. В одиннадцать часов учительница собралась уходить. Мальчика по-прежнему не было дома.
— Да придет он,— беззаботно ответила мать. Он у нас обычно допоздна гуляет...
Учительница стала убеждать, что за подростком нужно установить контроль. Это, разумеется, не значит, что мальчика надо держать на привязи, подавляя его малейшие попытки к самостоятельным действиям. Но они, родители, должны всегда знать, где находится их сын в данный момент. С кем он дружит. Что из себя представляют его приятели.
Иначе может случиться беда. Тем более что первый сигнал уже есть: мальчик стал хуже учиться и пропускать занятия...
Лишенный родительского внимания, подросток не всегда самостоятельно может выбрать правильную линию поведения. Именно этим объясняется, что подчас они совершают так называемые случайные преступления. Двое неразлучных приятелей Коля и Паша, слоняясь без дела по улицам, заметили возле одного дома автомобиль, дверца которого была открыта. Никого вокруг не было. Приятели подошли поближе. В кабине на переднем сиденье лежал транзистор и битком набитый какими-то бумагами портфель. Владелец, видимо, на минуту забежал в дом и не захватил их с собой. Ребята переглянулись: «Возьмем?» — «Возьмем!» Схватили транзистор и портфель и бросились бежать. В укромном месте осмотрели добычу. В портфеле оказались чертежи и приличная сумма денег. Чертежи выкинули, а на деньги в последующие дни ходили в кино, покупали мороженое. Транзистором пользовались поочередно.
На первый взгляд подростки вроде бы «случайно» совершили преступление. Не окажись они в тот день возле дома, где стоял автомобиль с распахнутой дверцей и оставленными на сиденье вещами,— возможно, кражи бы и не было. Но суть дела совсем в другом. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что родители не занимались воспитанием своих сыновей, не интересовались, где они проводят свободное время. Пользуясь такой бесконтрольностью, подростки не раз совершали мелкие антиобщественные поступки. Конечно, специально они не готовились совершить кражу, но все их предшествующее поведение как раз и было той подготовкой к преступлению, чему, как ни грустно об этом говорить, во многом способствовали родители, оставившие подростков без надзора...
Когда на скамье подсудимых находится несовершеннолетний правонарушитель, то наряду с упреками, адресованными родителям, плохо воспитывавшим своего ребенка и не контролировавшим должным образом его поведение, нередко раздается и такой:
— А куда смотрела школа?
Замечание, надо сказать, вполне справедливое. В школе подросток проводит достаточно много времени. От влияния ученического коллектива и педагогов во многом зависит его поведение. Проводимая в школе учебно-воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы прививать несовершеннолетнему чувство уважения к закону, неприятие антиобщественных поступков, умение правильно вести себя в сложной жизненной ситуации.
Однажды мне довелось разговаривать с одной учительницей. Класс, который она вела, был очень дружный. Ребята учились неплохо. За исключением одного ученика. Неряшливый, рассеянный, он, по выражению моей собеседницы, «всех тянул назад». Но вот буквально на днях «мучения» кончились: он ушел из школы.
Куда? — спросил я.
— Вроде бы на завод...
Спустя некоторое время встречаю эту учительницу, и она сообщает мне, что парень-то, оказывается, совершил преступление и осужден к лишению свободы. После школы он никуда так и не устроился. Связался с дурной компанией. И вот — горький финал. Я ожидал услышать от моей собеседницы обычные в таких случаях рассуждения, что, дескать, у парня к «этому все шло», а она вдруг грустно заметила:
— А знаете, мы чувствуем себя виноватыми за случившееся. Целым коллективом не смогли перевоспитать одного человека! И все, наверное, потому, что не сумели найти к нему правильный подход. Ведь как было? Натворит он что-нибудь, и сразу начинаем всем классом прорабатывать его: ты такой, ты сякой, как ты смеешь себя так вести? А для него эти упреки как горох об стенку. А может, не надо было читать ему эти бесконечные нотации, aнапротив, поговорить с ним по душам... Не знаю! Во всяком случае я твердо убеждена, что во всем происшедшем есть и наша вина. Нeговоря уже о том, что нам все-таки следовало проследить, чем он будет заниматься после ухода из школы...
Конечно же, следовало! Ведь за судьбу подростка наряду с родителями несет ответственность и школа, которая не только дает ему знания, но и закрепляет в нем навыки правомерного поведения. И учителю не может быть безразлично, как будет вести себя его подопечный после того, как перешагнет школьный порог, чего он достигнет в жизни. Нередко можно слышать, как педагоги с гордостью говорят: «А мой-то Саша летчиком стал, испытывает новые самолеты!», «А моя Марина врач, недавно защитила кандидатскую диссертацию!» В этих словах заключена гордость за своего ученика. И удовлетворение тем, что затраченный в свое время огромный труд по воспитанию того же не всегда послушного и дисциплинированного Саши или не отличавшейся в свое время особой усидчивостью Марины принес замечательные результаты. Особенное беспокойство учителя должны проявлять тогда, когда из школы готовится уходить трудный подросток, по существу еще не готовый к самостоятельной жизни. Как показывает житейская практика, школа далеко не всегда использует необходимые воспитательные меры для исправления таких учеников. Нередко дело ограничивается нотациями за совершенные проступки, которые, как справедливо заметила моя собеседница, для иного подростка как горох об стенку. Он и без того находится на некотором отдалении от всего остального класса. А тут ему еще без конца твердят: ты плохой! В результате такой «воспитательной» работы трещина между ним и остальными сверстниками по классу становится все шире. Он невольно тянется к другим ребятам, которые никогда ни в чем не будут его упрекать, хотя бы потому, что их собственное поведение далеко от образца. В подобного рода компании, куда попадает подросток, в почете не начитанность, не умение решить сложную задачу, а готовность стащить чужую вещь, без всякого стеснения кого-то обидеть, вести себя развязно и грубо. Влияние этой нездоровой среды постепенно приводит к тому, что подросток теряет вообще всякий интерес к учебе. Связи со школьным коллективом становятся все слабее и слабее, пока однажды не обрываются совсем.
Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы и профессионально-технических учебных заведений — одно из условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. И если неблагополучный подросток раньше времени бросил учебу, то это в большинстве случаев свидетельствует о гом, что школа оказалась беспомощной в его воспитании. А результат? Он, как правило, бывает нерешительным.
На одном из судебных процессов слушалось дело, по которому проходила группа несовершеннолетних. Подростки занимались кражами. И прежде чем начать исследование обстоятельств совершения преступлений, каждому из подсудимых был задан вопрос: сколько классов они окончили и продолжают ли учиться сейчас? Ответы были удручающе однообразными:
— Дошел до восьмого класса, а потом бросил учиться.
— Дважды оставался на второй год. После этого перестал ходить в школу.
— Раньше мы жили в другом городе. Там учился не то чтобы хорошо, но двоек не было. Потом переехали сюда. В новой школе как-то сразу не пошла учеба. Походил пару месяцев на занятия, а после этого забросил...
И наверное, не было ничего удивительного в том, что эти подростки стали на путь нарушений закона. Оторванные от школы, они оказались легкой добычей низменных увлечений. Неблаговидную роль здесь сыграл и один из взрослых соучастников, который склонил несовершеннолетних к антиобщественному поведению. Низкий уровень образования, неспособность критически относиться к своим действиям — все это наряду с другими обстоятельствами способствовало тому, что подростки оказались на скамье подсудимых.
Когда подросток оставляет школу, за ним нужен особый контроль — истина вроде бы общеизвестная. По в жизни, к сожалению, подчас происходит иначе. Школа, «избавившись» от ученика, который доставлял учителям немало хлопот, нередко упускает его из поля своего зрения. Родители, и до этого смотревшие на проделки сына или дочери сквозь пальцы, теперь вообще не считают нужным заниматься его воспитанием: дескать, он теперь вполне самостоятельный и сам может решать, как ему жить и каким делом заниматься. Районные организации после того, как подросток выбыл из определенного коллектива, тоже подчас забывают о нем. Вот и получается, что несовершеннолетний, не имеющий ни жизненного опыта, ни знаний, оказывается предоставленным самому себе. А это, как свидетельствует судебная практика, приводит к печальным последствиям: подросток находясь под чьим-то дурным влиянием или «дойдя» до этого собственным умом, совершает правонарушение.
Есть ли выход из такого положения? Конечно! Пусть у подростка не сложилась учеба в школе. Значит, надо как можно быстрее помочь ему устроиться на работу. Сделать все, чтобы он вновь оказался в коллективе. На этот раз уже производственном. В равной степени это относится и к тем юношам и девушкам, которые после десятилетки не смогли поступить в техникум или институт. Причем важно не просто устроить молодого человека на работу, но и помочь ему выбрать интересную соответствующую его индивидуальной особенности и склонности профессию. Известно, что недостатки в профессиональной ориентации нередко приводят к тому, что пришедший на производство недавний школьник без особого увлечения выполняет порученное дело, не дорожит интересами трудового коллектива.
Отрицательное воздействие на работающих подростков оказывают и те еще встречающиеся, к сожалению, случаи, когда в отношении их нарушается законодательство о труде.
Придя на производство, молодой человек оказывается в новой, непривычной для него обстановке. На первых порах он чувствует себя «тесновато» в рамках трудовой дисциплины. И здесь руководители, кадровые рабочие должны проявлять особый такт к новичку, терпеливо вести с ним воспитательную работу, прививать ему уважение к рабочей профессии. Если юноша не имеет среднего образования, то надо позаботиться о том, чтобы он продолжил учебу в вечерней школе рабочей молодежи. А после десятилетки он может учиться и дальше — в вечерних, заочных средних и высших учебных заведениях.
Словом, если молодой человек в силу каких-то причин раньше времени оставил школу, то эта беда легко поправима. На производстве он может получить и хорошую профессию, и образование. Можно привести немало случаев, когда те, кто в свое время относился к числу неблагополучных, плохо учился, доставлял немало хлопот окружающим, впоследствии под благотворным систематическим воздействием производственного коллектива исправились и нашли свое место в жизни.
Но есть, как ни грустно об этом говорить, и другие примеры, когда в результате недостатков в организации трудоустройства и воспитания на производстве молодой человек начинает вести себя еще хуже, чем раньше. Почему? Контроль со стороны семьи в этот период за ним обычно ослаблен. На производстве на него тоже необращают внимания. Заработком он распоряжается по своему собственному усмотрению. Ему хочется показать свою «взрослость». Он тянется к спиртному. А если к тому же он не учится, мало читает, не имеет сколько-нибудь интересных увлечений, то беда с ним может случиться в любое время. Очень характерные закономерности в этом плане были выявлены в ходе проводимых социологических исследований. Около 80% правонарушений среди работающей молодежи совершают те, кто трудится на производстве меньше года. И объяснение этому простое: молодые люди не вошли в производственный коллектив, не прониклись уважением к своей рабочей профессии. И еще об одном говорит эта грустная статистика: в самих производственных коллективах не сумели найти достаточно эффективных средств воспитательного воздействия на новичков, не смогли оградить их от пагубного увлечения спиртными напитками, правильно организовать досуг, занять их полезными и увлекательными делами.
Недостатки в организации трудоустройства и воспитания на производстве — одно из условий, которое способствует преступлениям молодежи.
Существует и еще одна проблема — плохая организация культурного досуга подростков. Вот что пишет один из читателей, приславший письмо в редакцию журнала «Человек и закон»:
«На юго-западной окраине нашего города вырос новый микрорайон. Там, где когда-то был пустырь, рос бурьян и гуляли ветры, поднялись многоэтажные дома. Люди получили прекрасные, со всеми удобствами квартиры. Казалось бы, надо жить да радоваться. А у нас в микрорайоне начались неприятности. То вечером случится драка. То кому-нибудь разобьют окна. То обидят человека. Стали разбираться, и выяснилось, что виновниками всех этих происшествий оказались подростки. Когда их стали спрашивать, почему они так ведут себя, ответ многих был обескураживающим: «От скуки. В нашем микрорайоне просто девать себя некуда. Нет ни кинотеатра, ни клуба, ни стадиона». А ведь верно! Многое архитекторы и строители предусмотрели, когда возводили микрорайон. Об одном лишь не подумали, что надо позаботиться о создании условий для организации культурного досуга молодежи. Этот просчет и привел к тому, что некоторые из ребят, не зная, как убить свободное время, стали хулиганить и совершать другие антиобщественные поступки.
Мысль автора письма совершенно справедлива: организация досуга молодежи — большое и серьезное дело, которым ни при каких условиях нельзя пренебрегать. На карте нашей страны с каждым годом появляются все новые города. А старые обрастают микрорайонами и городами-спутниками. Строительство приняло небывалый размах. Но подчас при социальном планировании забывают об организации досуга людей, и в особенности молодежи подросткового и юношеского возраста. Недостаточно еще строится культурных учреждений и спортивных сооружений. А ведь занятый полезным и увлекательным делом, подросток и учится лучше, и ведет себя нормально. Не случайно умело организованный культурный досуг — одно из важнейших средств предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
Как мы знаем, к большинству подростков, впервые совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, в установленном законом порядке применяется отсрочка наказания. Естественно, после этого они должны находиться под постоянным контролем родителей, производственного коллектива, общественных организаций. Обычно им назначают общественных воспитателей, которые должны заботиться об их исправлении и перевоспитании. Должны, но не всегда это делают.
Иногда случается и такое. Несовершеннолетнего направили в специальное воспитательное учреждение. Он еще толком не исправился, а его уже выпускают оттуда. В итоге он совершает новое преступление. Нужно быть гуманным по отношению к несовершеннолетним правонарушителям—это прямо закреплено в законе. Но гуманность не должна иметь ничего общего с попустительством дурным наклонностям подростка, нежеланием довести до конца трудный процесс по его перевоспитанию.
Борьба с преступностью среди несовершеннолетних затрудняется и из-за того, что еще не везде должным образом применяются правовые акты, направленные на искоренение пьянства, на почве которого, как известно, совершаются многие правонарушения. В магазинах нередко происходят такие сценки: к прилавку подходит подросток и просит отпустить ему пару бутылок вина. Продавщице бы пристыдить его и уж, конечно, не продавать спиртное несовершеннолетнему, как этого требует закон. А она спокойно отпускает ему требуемые две бутылки вина. Равнодушно относятся к этому и стоящие рядом люди. Иногда даже прозвучит поощряющая реплика: «Ничего-о! Пускай парень привыкает к взрослой жизни!» И подросток «привыкает». А потом, глядишь, в нетрезвом виде совершит кражу. Или изобьет человека. Люди удивляются: как же он стал таким? А ведь сами во многом виноваты. В свое время могли остановить подростка от пагубного увлечения спиртным, но не сделали этого...
Названные нами основные причины преступлений среди несовершеннолетних, а также те условия, которые способствовали действию этих причин, как видите, тесно взаимосвязаны между собой. Недостатки семейного воспитания подростка подчас дополняются просчетами школы, не сумевшей положительно повлиять на него. Впоследствии, когда молодой человек приходит на производство, беда усугубляется тем, что в трудовом коллективе тоже не сумели найти путей к его исправлению. Вот почему задача родителей — остановить подростка. И делать это надо не только тогда, когда беда, как говорится, уже стучится в дверь, а раньше, с появлением первых ее признаков. Ведь легче предупредить преступление, нежели потом исправлять и перевоспитывать преступника.