Когда на скамье подсудимых оказывается подросток— это всегда беда. Для него самого. Для его родителей. Для всего общества. Какие причины и условия способствовали тому, что человек, только готовящийся вступить в самостоятельную жизнь, уже нарушил закон, совершил преступление? Ответ па этот, прямо скажем, не простой вопрос ищут ученые, юристы, педагоги, социологи, работники правоохранительных органов.
Остановимся на некоторых особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и характере совершаемых ими преступлений. Прежде всего отметим, что преступления подростков в большинстве случаев приводят к менее тяжким последствиям, чем преступления, совершаемые взрослыми. Они отличаются меньшей степенью общественной опасности. Данные судебной статистики говорят о том, что до 80% преступлений, которые совершают подростки, составляют кражи (обычно небольших сумм денег, спиртных напитков и т. п.), а также хулиганские действия. В сельской местности подростки совершают правонарушения реже (25%), чем в городе (75%).
Обычно подростки совершают преступления неподалеку от школы, дома или места работы. И если бы родители, учителя, производственный коллектив — все те, кто обязан заниматься воспитанием несовершеннолетних, постоянно контролировали их поведение — многие правонарушения были бы своевременно предупреждены.
Культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием. Интересы их ограниченны и носят односторонний характер. Вот какой разговор произошел однажды между судьей и подростком, находящимся на скамье подсудимых:
— Скажите, подсудимый, как вы проводили свободное время?
— Гулял в парке. Ходил в кино.
— Какие фильмы вы смотрели?
— Названий я сейчас не припомню...
— Ну, назовите те, которые вам особенно понравились.
— Мне нравятся про ковбоев и шпионов.
— А что вы читали в последнее время?
— Ничего не читал.
— Вы знаете, кто такой Пушкин?
— Поэт.
— Что он написал?
— Непомню.
— Но ведь вы его изучали в школе! Вам наверняка задавали читать его произведения...
— Может, задавали. Да только я не читал. Вот если бы про шпионов и ковбоев — тогда бы другое дело. А все остальное читать неинтересно.
— А чем вы вообще увлекаетесь?
— Ничем.
— Вы учитесь в школе?
— Нет.
— Почему?
— Не хочу.
— Ну тогда пошли бы работать. Вам 16 лет, и вы могли бы трудиться на производстве.
— Очень мне это нужно...
Собраться компанией, выпить бутылку-другую вина, а затем бесцельно бродить по улицам — вот основной круг «занятий» таких подростков. Лишь очень немногие из них занимаютсяв каких-то кружках или секциях. Чувствуя себя отчужденными в школьном или производственном коллективе, они находят общий язык в «своей» компании. Они могут оскорбить девушку непристойным замечанием, обидеть младших. Характерная особенность устойчивых и злостных несовершеннолетних правонарушителей — ослабленное чувство стыда за свои действия, искаженное представление о таких понятиях, как товарищество, дружба, смелость. Об этом свидетельствует хотя бы такой случай, взятый из судебной практики.
Родители 17-летнего Бориса Колесова уехали в отпуск, и юноша остался в квартире один. В прошлом судимый за хулиганство, он и теперь не отличался примерным поведением. Пользуясь отсутствием родителей, к нему домой зачастили приятели. Они покупали спиртные напитки и до поздней ночи пьянствовали. Во время одного такого вечера кто-то предложил обокрасть магазин. «Идея» всем понравилась. Только Борис отказался, заявив, что после недавно перенесенной им болезни он не может участвовать в таком рискованном деле. Приятели не особенно на этом и настаивали. Последующие два дня ребята внимательно изучали все подходы к магазину. Борис был в курсе их приготовлений. Поздней ночью они оглушили сторожа, нанеся ему опасные для жизни телесные повреждения. Взломали замок и похитили товары. Преступники были задержаны. Их судили по статье закона, предусматривающей ответственность за разбойное нападение. На скамье подсудимых находился и... Борис Колесов. Почему? Ведь он же непосредственно не участвовал в преступлении. Верно, не участвовал. Но он знал, что оно готовится. При нем разрабатывались все детали предстоящего преступления. Среди ребят он пользовался определенным авторитетом и, если бы захотел, мог бы остановить их от неразумного шага. Но не сделал этого. Как потом объяснил в суде, побоялся «уронить» себя в глазах приятелей. Председательствующий спросил его:
— Почему же вы не сообщили о готовящемся преступлении в милицию или прокуратуру?
Борис искренне изумился:
— Но это же — предательство по отношению к моим друзьям! Разве я мог выдать своих товарищей?!
Вроде бы и справедливые слова произнес Борис, да только в свете всего происшедшего они имеют вовсе не тот благородный смысл, который мы придаем таким понятиям, как дружба, товарищество, верность. Выгораживал-то он не кого-нибудь, а тех, кто готовился совершить преступление. И наверное, гораздо честнее с его стороны было бы не смотреть равнодушно на действия приятелей и затем покрывать их, а постараться сделать все, чтобы предупредить преступление. И для тех, кто сейчас находится на скамье подсудимых, все ограничилось бы строгим внушением, не больше. Теперь же, после того как они совершили преступление, их ждет воспитательно-трудовая колония, годы лишения свободы. Вот цена того «благородства», которое проявил по отношению к своим друзьям Борис Колесов. Хотя он и не участвовал в разбойном нападении, но тем не менее он также совершил преступление, которое по закону квалифицируется как недонесение о преступлении. Именно за это и привлекли его к уголовной ответственности.
Каковы же основные причины совершения подростками преступлений?
Одна из них — отрицательное влияние в семье. Семья занимает большое место в жизни ребенка. В ней он растет. Получает первые уроки нравственного воспитания. Ребенок чутко реагирует на все, что происходит в семейном кругу. В здоровой, доброжелательной обстановке он чувствует себя спокойно, уверенно. Если в семье возникает конфликт, он уже начинает нервничать, беспокоиться, недоумевать. А если конфликты происходят постоянно? Превратились в систему? Рано или поздно это неизбежно скажется на психике ребенка, его развитии, поведении. Анализ преступлений, совершенных подростками, показывает, что семьи, в которых росли и воспитывались несовершеннолетние правонарушители, относились к числу неблагополучных. Один из родителей, обычно отец, пьянствовал. Случалось, что пьянствовали оба родителя. Подростки росли в явно нездоровой среде. А результат? По судебной статистике, в 30—40% случаев подростки совершалиправонарушения в результате отрицательного примера родителей и других старших членов семьи. И тут нет ничего неожиданного. Что может перенять несовершеннолетний от матери и отца, которые пьянствуют? Только то, что и он сам может поступать так же. И руководствуясь этим «уроком», полученным от родителей, в один прекрасный день протягивает руку к рюмке спиртного. Потом совершает антиобщественный поступок. После этого — преступление. Логическая цепочка замыкается. А началом послужила неблагополучная обстановка в семье.
Вот случай из судебной практики. Подросток избил одноклассницу, причинив ей тяжкие телесные повреждения. Все выступавшие в суде свидетели утверждали, что подсудимый очень неуравновешенный человек, неуживчив с товарищами. И что особенно странно, с каким-то подчеркнутым пренебрежением относился к девочкам. В чем причина такого поведения подростка? В ходе судебного разбирательства выяснилось, что отец подсудимого был очень грубым человеком. Во взаимоотношениях с домашними не стеснялся в выражениях, всячески унижал жену, иногда даже пускал в ход кулаки. Помыкая женой, он любил повторять, что с женщинами надо обращаться только «с позиции силы», поскольку доброго отношения они не заслуживают. Все это происходило на глазах у мальчика. Было время, когда выходки отца вызывали в нем протест, и он даже бросался на защиту матери. Но со временем он привык к ним. Находясь в обстановке постоянных семейных раздоров, подросток рос неуравновешенным, издерганным, не терпящим чужих мнений. И когда сверстница сделала ему в сущности справедливое замечание, он затаил на девочку тяжелую беспричинную злобу и затем избил ее. Здесь отец своим поведением но многом способствовал тому, что его сын стал преступником.
Родители обычно являются для детей высшим авторитетом. Кому из нас не доводилось наблюдать такую картину. О чем-то спорят двое мальчишек. И когда одному из них не хватает иных доказательств, он в подтверждение своей правоты восклицает: «А мой папа тоже считает, что надо делать так-то!» Последний довод для подростка самый убедительный, поскольку он твердо уверен, что его папа знает решительно все на свете. И вообще он самый сильный и умный. То, что он говорит и делает,— все правильно. Эта уверенность в непогрешимости родителей — свойство психологии ребенка. Именно от отца и матери, самых близких ему людей, он перенимает многие черты характера. Если родители грубы, жестоки друг к другу и по отношению к окружающим, ведут себя аморально, совершают антиобщественные поступки, то для подростка, привыкшего считать, что они во всем правы, это становится «нормой» его собственного поведения.
Во дворе играют мальчишки. Один из них, лет шести, схватил камень и кинул вслед товарищу. Но, к счастью, промахнулся. Сидевшая неподалеку пожилая женщина сделала ему замечание:
— Ты что же делаешь? А если бы попал камнем в голову?
— А ну вас,— отмахнулся мальчуган.
Он хотел было побежать дальше, но женщина остановила его и начала объяснять, почему он не прав. Мальчуган шмыгал носом и смущенно глядел в землю, кончики его ушей порозовели от стыда. На этом, возможно, конфликт бы и закончился, но тут вмешался подошедший отец. Он сердито начал выговаривать женщине:
— Ну, что вы лезете не в свое дело! Дети играют, и они сами между собой во всем разберутся. Бывает же у людей дурная привычка: совать свой нос куда не следует...
А 6-летний мальчик стоял рядом и слушал слова отца. Смущение его уже прошло, на веснушчатом лице было написано удовлетворение. В эти несколько минут он получил урок гражданского «воспитания» в самом худшем значении этого слова. Оказывается, во время игры можно причинить боль товарищу. На замечания старших не обращать внимания. А если будут особенно приставать, то взять и отчитать их как следует —так, как это сделал сейчас отец, самый авторитетный для него на свете человек.
Предвижу возражения: подумаешь, велика важность! Да этот мальчуган тут же забудет о случившемся. Нет, не забудет. Может, уйдут из памяти суть и подробности самого происшествия во дворе, но останутся— это уже наверняка! — его конечные результаты. Они отложатся на полочку его житейских наблюдений как частица опыта познавания окружающего мира.
Эдик Гусаров, оказавшийся на скамье подсудимых, не мог пожаловаться на то, что в семье у него была плохая обстановка или родители относились к нему невнимательно. Напротив, мать и отец жили дружно. Все свои помыслы они сосредоточили на сыне. Старались исполнять малейшие его желания. Захотел он иметь дорогой японский магнитофон — купили. Подросток потребовал мотоцикл — и вскоре его получил. В планах он лелеял иметь собственную машину, и родители незамедлительно стали копить деньги на эту дорогую покупку, собираясь приурочить ее к 17-летию сына. А сын в свою очередь приготовил им свой «подарок»: совершил преступление, за которое его привлекли к уголовной ответственности. На судебном процессе председательствующий спросил у отца подсудимого:
Вот вы говорите, что стремились ни в чем не ограничивать сына. Но имел ли он представление о том, каких трудов стоило вам, родителям, заработать те деньги, которые на него тратились?
— Полагаю, что нет.
— Когда-нибудь он участвовал в планировании семейных расходов?
— Зачем? — удивился отец.— Он ведь совсем ребенок.
— Но этот ребенок,— председательствующий невольно бросил взгляд на великовозрастного широкоплечего парня, сидевшего на скамье подсудимых,— имел такие запросы, какие бывают не у всякого взрослого человека. А между тем в своей жизни он лично не заработал еще ни копейки. Вы считаете нормальным такое положение вещей?
— Мы с женой живем для сына,— сказал отец.— И потому не жалеем для него ничего. И вообще... к чему весь этот разговор? В конце концов покупать или не покупать что-то сыну — наше личное семейное дело!
И все-таки ему пришлось отвечать на эти вопросы, касающиеся, как ему казалось, сугубо семейной жизни. Как выяснилось, мальчик рос избалованным. С ранних лет он усвоил истину: он может требовать от родителей все что угодно. С годами это потребительское отношение к матери и отцу развивалось, принимало все более уродливые формы. Он мог взять без спросу на личные расходы семейные деньги. Или вернувшись с прогулки на такси, распорядиться, чтобы отец пошел и расплатился с шофером. И родители относились ко всему этому благосклонно. Единственный сын, как ему можно в чем-либо отказать! Вот такое потакание всем прихотям великовозрастного бездельника и привело однажды к тому, что он совершил преступление. И то, что ему предшествовало, вовсе не «личное семейное дело», как пытался доказать старший Гусаров. Если из-за безответственности отдельных родителей, неумеренно балующих детей, вырастают бездельники, способные в любой момент пойти на нарушение закона, то от этого страдает не только семья, но и все общество.
При рассмотрении в суде одного из уголовных дел выяснилась такая подробность. Подсудимый, 17-летний юноша, в течение нескольких лет занимался кражами из дома. Тайком вытащит из сумки матери десятку-другую и на эти деньги пьянствует с приятелями. Унесет из дома магнитофон, продаст его, а выручку— опять же в собственный карман. Думаете, родители не знали о происходящем? Знали. Но не придавали особого значения. И таким образом потворствовали преступлениям сына. Когда на суде им сказал об этом судья, они стали энергично протестовать: какие же это преступления, если они совершались дома, в семье? Но позвольте спросить: разве кража из родительского кошелька перестает быть кражей? И чем-нибудь она отличается от кражи, совершенной тем же подростком, в метро или в автобусе? И в том и в другом случае это преступления. А «домашних преступлений» не бывает. Такое попустительство дурным наклонностям подростка впоследствии нередко приводит к тому, что он совершает опасное преступление и оказывается на скамье подсудимых.
Неблагоприятное бытовое окружение и контакты по месту жительства, учебы или работы — одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Зачастую они объединяются в группы, где верховодят ребята, уже не раз совершавшие антиобщественные поступки. Подчас такие компании находятся под влиянием взрослых людей, имевших в прошлом судимости за совершенные преступления. Оторванные от интересных дел и увлечений, такие группы обычно заполняют свой досуг бесцельным хождением по улицам, выпивками, хулиганскими выходками. Наличие
группы создает у каждого из ее участников чувство уверенности в своих силах и зачастую толкает на очень дерзкие поступки. Статистики подсчитали, что около 70—75% преступлений подростков носит групповой характер.
...Идет допрос несовершеннолетнего правонарушителя. Следователь спрашивает у подростка:
— Школу после какого класса бросил?
— После восьмого.
— Почему?
—Хотел пойти работать. — Ну и как, устроился?
— В одном месте проработал две недели — ушел.
— Чем после этого занимался?
— Ничем.
— И сколько продолжалось это ничегонеделание?
— Полтора года.
— До самого того дня, пока не совершил преступление?
— Да...
Подросток порвал все связи со школой. Не прижился в заводском коллективе. Да и родители, как выяснилось в ходе расследования, не особенно заботились о том, чтобы их сын был занят каким-то делом. Паренек связался с дурной компанией и вскоре оказался замешанным в групповом преступлении. И ничего неожиданного в этом не было.
Длительное отсутствие определенных занятий — причина, нередко способствующая возникновению у подростка антиобщественных взглядов и привычек. Он легче поддается отрицательному влиянию. Но пожалуй, самая главная беда заключается в том, что, когда у него возникают намерения совершить какие-то противозаконные действия, рядом не оказывается здорового крепкого коллектива — школьного или производственного, который бы мог вовремя остановить его от неверного шага.
Подстрекательство со стороны взрослых — одна из непосредственных причин, по которой подростки совершают преступления. По данным выборочных исследований, примерно 20—30% правонарушений подростки совершают по подстрекательству взрослых.
Отрицательное влияние книг и кинофильмов, показывающих в «романтическом» виде преступный мир, также относится к числу причин, толкающих несовершеннолетних на преступления. Вот выдержка из письма одной из читательниц, присланного в редакцию журнала «Человек и закон»:
«Недавно я посмотрела один зарубежный фильм. Не знаю, как на других, но на меня он произвел неприятное впечатление. Буквально с первых кадров стали показываться насилия, садистские приемы, кровь. Все это смаковалось в расчете на то, чтобы пощекотать нервы зрителям. И что самое поразительное, авторы фильма даже в определенной мере симпатизировали преступнику, который с помощью пистолета и ножа лихо расправлялся со своими жертвами. Он смел, решителен и даже время от времени произносит громкие слова о чести и достоинстве. Для чего это сделано? Видимо, для того, чтобы внушить зрителям: вот перед вами образец смелого, решительного человека, которому вы можете подражать. Я твердо считаю, что такие фильмы вообще не надо пускать в прокат. Кроме низменных побуждений, они никаких других эмоций не вызывают...»
И с этим мнением читательницы нельзя не согласиться. Безусловно, детективный жанр имеет право на существование, он любим людьми разных возрастов и профессий. Но в отдельных книгах и кинофильмах при показе нравов преступного мира допускается, что называется, «перехлест». Особенно этим страдают зарубежные киноленты, изобилующие сценами жестокости, насилия, показом сексуальных моментов. В них проповедуются идеи, чуждые нашему обществу. Такая кинопродукция, безусловно, оказывает вредное влияние на зрителей, особенно на подростков. И за примерами далеко не надо ходить. В свое время по экранам страны прошло несколько серий «Фантомаса», фильма на редкость пустого, но зато насыщенного неимоверным количеством погонь, драк, загадочных превращений. И что же? Вскоре после этого в некоторых областях были зарегистрированы преступления, совершенные... «фантомасами». Чулок на голову, измененный голос, характерная усмешка и требование к опешившему случайному прохожему: выкладывай деньги! Подобные фильмы действительно несут большой отрицательный заряд и в определенной степени (разумеется, при наличии других неблагоприятных условий) способствуют развитию у подростков антиобщественных взглядов.
Это объясняется тем, что подростки не могут критически оценить все, что происходит на экране, и соотнести с реальной действительностью.
Воздействие буржуазной пропаганды, опасность которой нельзя недооценивать,— одна из причин преступности среди несовершеннолетних. Различные «голоса» на разные лады восхваляют образ жизни в капиталистическом обществе. Попадающие разными путями в нашу страну иностранные журналы броско и эффектно рисуют красивую, лишенную всяких материальных забот жизнь за рубежом. Все это производит впечатление на отдельных молодых людей. Еще не имея представления о том, что такое трудовая копейка, они тем не менее хотят жить, «как за границей». И для достижения этой цели идут подчас на такие преступления, как кражи, грабежи, разбойные нападения. Некоторые из них часами околачиваютсявозле гостиниц, выклянчивая у иностранцев вещи, с тем чтобы потом их перепродать другим людям, столь же завороженным заграничными этикетками. Правоохранительные органы ведут решительную борьбу, с этими антиобщественными явлениями.
Несколько слов о причинах рецидивной (повторной) преступности среди несовершеннолетних. В большинстве случаев подростки, совершившие преступления, впоследствии становятся на путь исправления. Но подчас бывает так, что, отбыв наказание, подросток возвращается в ту же нездоровую среду, которая в свое время отрицательно повлияла на его поведение,— в семью, где родители продолжают пьянствовать, или в компанию прежних приятелей, склонных к правонарушениям. Все это во многом способствует тому, что несовершеннолетний возвращается к старым, антиобщественным привычкам.
Есть и еще одна причина, по которой подростки иногда вторично совершают правонарушения. Как мы знаем, закон, учитывая возрастные особенности несовершеннолетних правонарушителей, а также возможности их исправления без лишения свободы, предусматривает применение к ним принудительных мер воспитательного характера, отсрочку назначенного наказания, условное осуждение. Виновные, отбывающие наказание в воспитательно-трудовой колонии, могут быть условно досрочно освобождены. Но эти гуманные меры следует применять лишь к тем, кто их действительно заслуживает. Если же несовершеннолетний преступник необоснованно освобожден от уголовной ответственности, то это подчас рождает в нем чувство безнаказанности и толкает на совершение новых преступлений.
Мы назвали основные причины, которые во многом способствуют преступности среди несовершеннолетних. Но это, разумеется, вовсе не означает, что если подросток находится в определенной неблагоприятной обстановке (скажем; в семье, где пьянствуют родители), то он непременно станет правонарушителем. Приведенные выше причины, бесспорно, формируют у слабых в нравственном отношении подростков дурные наклонности. Но для того чтобы они реализовались в конкретном преступлении, необходимы условия, которые служат своеобразным толчком для преступного поведения несовершеннолетнего. Об этом разговор в следующей главе.