...Вечер. В опорном пункте охраны порядка многолюдно. Группа дружинников отправляется патрулиро­вать улицы. Несколько человек получают персональ­ное задание: побывать дома у подростков, которые со­стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолет­них. Еще одна группа отправляется на городскую танц­площадку: там за последнее время участились случаи хулиганства. Постепенно все разошлись. Остался толь­ко дежурный, совсем еще юный паренек. Я разгово­рился с ним.

—   Часто приходится дежурить?

—   Раз в неделю.

—   Сразу после смены?

—   Конечно.

—   И до какого времени?

—   По-всякому бывает. Иногда до одиннадцати. Случается, и позже. Все зависит от обстановки в микрорайоне.

—  И не жалко вам тратить личное время? Все-таки из-за этих дежурств приходится отказываться от мно­гих развлечений, нормального отдыха...

Паренек задумался, потом ответил:

—  Так кто же этим будет заниматься, если не мы? Кто вовремя остановит подростка от неверного шага? Кто спокойно и обстоятельно разберется в чужой беде и поможет оступившемуся человеку обрести уверен­ность в своих силах? Не-т, что ни говорите, а общест­венность— великая сила!

Общественное воздействие... Его роль в предупреждении правонарушений и в перевоспитании людей и в самом деле трудно переоценить. Вдумайтесь только! Трудовым коллективам и общественным организа­циям для этого предоставлены большие права. Напри­мер, человек может быть освобожден от уголовной ответственности, и дело передано в товарищеский суд. При определенных условиях виновный может быть передан на поруки коллективу для исправления и перевоспитания.

Сначала расскажем о том, как и при каких усло­виях дело передается в товарищеский суд.

Человек совершил малозначительное преступление, общественная опасность которого относительно неве­лика. От уголовного наказания его освободили. Но ведь иной может рассудить: «Если меня не наказали,— значит, и дальше следует вести себя так же». Особен­но это свойственно подросткам, которые не всегда в полной мере оценивают проявленную к ним гуман­ность. Чтобы не создать чувства безнаказанности, а также в целях воспитания (не только самого прови­нившегося, но и других) к ним применяются меры об­щественного воздействия. По ст. 51 УК РСФСР дело может быть передано в товарищеский суд за соверше­ние одного из следующих преступлений: умышленное легкое телесное повреждение или нанесение побоев, неповлекшее расстройства здоровья; распространениев коллективе ложных, позорящих члена коллектива из­мышлений; оскорбление; кражу малоценных предметов потребления и быта, находящихся в личной собствен­ности граждан, при условии, что виновный и потерпев­ший являются членами одного коллектива, а также в ряде других случаев, предусмотренных законом. Ино­гда законом за конкретное преступление предусматри­вается и уголовное наказание, и возможность примене­ния мер общественного воздействия. Например, ст. 123 УК РСФСР установлена ответственность за злостное уклонение от оказания помощи родителям. Если суд вынес решение о том, что совершеннолетние сын или дочь должны оказывать материальную помощь нетру­доспособным родителям, а дети злостно уклоняются от выполнения этой обязанности, то виновные могут быть наказаны исправительными работами на срок до од­ного года или общественным порицанием либо к ним применяются меры общественного воздействия. В по­следнем случае дело передается в товарищеский суд.

В каждом отдельном случае, прежде чем решить вопрос об освобождении человека от наказания с пере­дачей дела в товарищеский суд, учитывается множест­во различных обстоятельств. Например, существенное значение имеет то, в какой обстановке и каким спосо­бом было совершено преступление. Явилось ли оно ре­зультатом стечения обстоятельств, или виновный дей­ствовал с умыслом? Внимательно изучается и личность самого правонарушителя: как он ведет себя на произ­водстве и в быту, допускал ли раньше нарушения, имеются ли реальные возможности для его исправле­ния мерами общественного воздействия. О том, какую существенную роль играют все эти обстоятельства, го­ворит следующий случай. Молодой рабочий Виктор Корнюшов подрался с соседом, причинив ему легкие телесные повреждения. Потерпевший обратился в народный суд с заявлением, в котором просил привлечь виновного к уголовной ответственности. Преступление Корнюшова подпадало под часть 2 ст. 112 УК РСФСР, предусматривающую и уголовное наказание, и меры общественного воздействия. Возник вопрос: может, ви­новного следует освободить от уголовной ответствен­ности и дело направить в товарищеский суд по месту работы? Однако, как показала проверка, Корнюшов не заслуживал такого снисхождения. В обращении с товарищами груб, заносчив. За различные проступки к нему не раз применялись меры общественного воздей­ствия, но они не принесли желаемого результата. По­этому, хотя Корнюшов совершил и малозначительное преступление, его привлекли к уголовной ответствен­ности и приговорили к исправительным работам натри месяца.

Виновный освобождается от уголовной ответственности только при наличии достаточных к тому основа­ний, и дело передается в товарищеский суд. Эта пред­усмотренная законом мера имеет большое воспитательное значение. Ведь суд товарищей — нелегкое ис­пытание для провинившегося. Очень не просто перед лицом коллектива объяснить, почему ты нарушил закон и как думаешь жить дальше. Сколько будет высказа­но по твоему адресу резких суждений и упреков! И хотя к тебе будут приняты лишь меры обществен­ного воздействия, но как много потом потребуется сил и времени, чтобы исправить допущенную ошибку и вернуть доброе имя!

...Собрание в цехе было горячим и оживленным. Обсуждали случившееся на днях чрезвычайное происшествие: молодой рабочий Анатолий Мельников совер­шил преступление. Это было тем более удивительно, что по характеру парень спокойный, дисциплинированный, никогда за ним не замечалось никаких наруше­ний. И вдруг — такое! Товарищи по работе осуждалиАнатолия, но в то же время говорили о том, что не сле­довало бы его лишать свободы. Совершенное им преступление не представляет большой общественной опасности. Оно не повлекло тяжких последствий. Сло­вом, хоть и нарушил человек закон, но, по мнению кол­лектива, от уголовной ответственности его можно было бы освободить.

—   Случайно оступился парень...

—   Исправим сами...

—   Глаз с него не спустим...

И все единодушно решили: ходатайствовать перед судом о передаче виновного коллективу цеха на пору­ки. Изучив все обстоятельства дела и личность самого подсудимого, суд удовлетворил просьбу трудового коллектива.

Давайте разберемся, почему было принято такое решение. И во всех ли случаях, когда коллектив обращается с подобным ходатайством, виновный освобож­дается от уголовной ответственности и передается на поруки? Какие для этого необходимы основания?

Сразу заметим, что передача на поруки является одной из форм привлечения широкой общественности по месту учебы, работы или жительства к перевоспита­нию и исправлению лиц, совершивших преступления. В приведенном нами примере вы, наверное, обратили внимание на то, что Анатолий совершил преступление, не представляющее большой общественной опасности, и оно не повлекло за собой тяжких последствий. По закону это является одним из оснований для освобож­дения от уголовной ответственности. Для того чтобы признать совершенное преступление не представляю­щим большой общественной опасности, в каждом кон­кретном случае учитывается множество обстоятельств: объект посягательства, способ, место и время его со­вершения, мотив, цель и форма вины. Умышленное преступление, безусловно, более опасно, нежели преступление, совершенное по неосторожности. Обяза­тельно принимается во внимание и характер наступив­ших последствий. Виновный может быть освобожден от уголовной ответственности и передан на поруки лишь при условии, если его преступное деяние не по­влекло тяжких последствий.

Некто Тягунов совершил мелкую кражу. Особого ущерба она не нанесла. Учитывая это, коллектив предприятия, где работал Тягунов, обратился в суд с ходатайством о передаче виновного на поруки. В прось­бе было отказано. Как выяснилось, Тягунов в прошлом был судим за злостное хулиганство и судимость с него не снята. Поэтому он уже не может быть освобожден от уголовного наказания и передан на поруки. Не до­пускается эта гуманная мера и в отношении тех лиц, которые уже однажды передавались на поруки и тем не менее совершили новое преступление. Более того, это признается отягчающим обстоятельством, что, как известно, влечет более строгое наказание.

Таким образом, на поруки может быть передан только тот человек, который не представляет большой общественной опасности. Принимается во внимание и его собственное отношение к совершенному преступ­лению. Если он признает себя виновным и раскаивает­ся в содеянном, то это означает, что в нем произошел глубокий нравственный перелом, который будет спо­собствовать будущему его исправлению. А если чело­век не признает себя виновным в совершенном пре­ступлении— может ли он быть передан на поруки? Конечно, нет. Когда преступник сам внутренне не осу­ждает собственное деяние, то трудно рассчитывать, что общественное воздействие коллектива принесет необ­ходимый результат.

Не допускается передача на поруки и в том слу­чае, когда человек настаивает на рассмотрении дела судом. Побуждения к этому у него могут быть самые различные. К примеру, он рассчитывает, что ему будет вынесен оправдательный приговор. Или, скажем, по­лагает, что на судебном разбирательстве более полно раскрываются обстоятельства совершенного преступ­ления и будут разоблачены подлинные преступники. В любом из этих случаев проводятся особо тщательное расследование и судебное разбирательство.

В приведенном выше примере молодой рабочий был передан на поруки по ходатайству коллектива трудя­щихся. С такими ходатайствами могут обращаться и общественные организации (например, профсоюзная). Решение обратиться с ходатайством о передаче на по­руки принимается на общем собрании коллектива тру­дящихся или общественной организации.

Следует сказать, что если виновный передан на по­руки, то в связи с этим от уголовного наказания он освобождается в определенной мере условно. Это зна­чит, что в течение срока общественного поручительства (по законодательству большинства союзных республик он равен одному году) человек должен доказать, что он встал на путь исправления. Ведь угроза наказания за совершенное им преступление пока еще не исчезла. Конечно, если он в течение этого года исправился, то, естественно, о прошлом ему никто и не напомнит. По подчас бывает так, что человек, взятый на поруки, не оправдал оказанного ему доверия — вот тогда-то и приходится вспоминать о совершенном им преступле­нии и решать вопрос о наказании, которое в свое вре­мя не было назначено.

Законом установлено, что если человек, взятый на поруки, в течение года не оправдал доверия коллек­тива, нарушил обещание примерным поведением и честным трудом доказать свое исправление, не подчи­нялся нормам социалистического общежития, то об­щественная организация или коллектив трудящихся, взявшие его на поруки, выносит решение об отказе от поручительства. А вот некто Соломин решил «пере­хитрить» коллектив цеха, взявший его на поруки. Ме­сяца три он работал хорошо и вел себя нормально. А потом подал заявление с просьбой уволить его по собственному желанию. Устроился на другое место и там вернулся к прежним своим привычкам: пьянство­вал, прогуливал. Был уверен, что о совершенном им преступлении все позабыли. И — ошибся. Взявший его на поруки коллектив цеха, в связи с тем что он уво­лился с целью уклониться от общественного воздей­ствия, отказался от поручительства, что тоже преду­смотрено законом. Отказавшись от поручительства, коллектив трудящихся или общественная организация направляет свое решение в прокуратуру или суд, где в установленном законом порядке рассматривается во­прос о привлечении виновного к уголовной ответствен­ности за то преступление, в связи с совершением кото­рого он был передан на поруки. Так что Соломин вновь оказался на скамье подсудимых. За совершенную в свое время кражу он был приговорен к лишению сво­боды.

Но гораздо чаще человек, взятый на поруки, ста­новится на путь исправления. Воздействие на него производственного коллектива или общественной ор­ганизации оказывается благотворным. У него появля­ется интерес к труду. Благодаря дружеской поддерж­ке товарищей по работе он порывает с прежним нездо­ровым окружением. Так постепенно, с неизбежными в таких случаях трудностями происходит очень важный процесс перерождения человека...

Особое внимание в законе уделяется перевоспита­нию и исправлению мерами общественного воздейст­вия подростков, совершивших преступления. Помимо того о чем говорилось выше, к ним еще применяются принудительные меры воспитательного характера. Так, несовершеннолетний правонарушитель может быть от­дан под наблюдение коллективу трудящихся или общественной организации с их согласия. Суд также мо­жет признать необходимым назначить подростку общественного воспитателя.

Подросток совершил преступление...

С учетом возраста и других смягчающих обстоя­тельств его освободили от уголовной ответственности. Теперь за ним нужен строгий контроль. Надо помочь подростку осознать совершенную им ошибку, найти свое настоящее место в жизни. Кто этим должен за­няться? Скажете, семья? Разумеется, с родителей не снимаются обязанности по воспитанию их сына или до­чери. Но вот ведь как бывает! Подчас именно нездо­ровая обстановка в семье способствовала тому, что несовершеннолетний переступил черту закона. Роди­тели в глазах такого подростка в значительной мере потеряли свой авторитет. И даже если они теперь ре­шили заняться воспитанием ребенка, далеко не всегда их усилия приносят желаемый результат. Вот тут-то свое решающее слово может сказать производствен­ный коллектив. Его возможности в перевоспитании оступившегося подростка велики. Уже сама трудовая обстановка в цехе или бригаде оказывает положитель­ное влияние на несовершеннолетнего, заставляет во многом пересмотреть отношение к своим обязанностям перед обществом. Но полагаться на то, что подросток, находясь в здоровой обстановке, «самовоспитается», конечно, нельзя. Каждый несовершеннолетний, осво­божденный от уголовной ответственности, требует к себе прежде всего индивидуального подхода. Надо изучить его характер, привычки, увлечения. Помочь ему вернуться на правильную жизненную дорогу. Этим и занимаются общественные воспитатели.

Разумеется, общественный воспитатель должен обладать необходимой общеобразовательной подготов­кой, жизненным опытом или опытом работы с детьми.

И что особенно важно, уметь с самого начала устано­вить психологический контакт с подростком, добиться, чтобы подопечный поверил ему, общественному воспи­тателю. О том, как важно в воспитательной работе учитывать психологию подростка, пишет Герой Соци­алистического Труда известный бригадир наставник молодежи ленинградского производственного объеди­нения «Электросила» С. С. Витченко: «В повседневной заводской жизни порой еще приходится наблюдать, как небрежно, с какой-то обидной снисходительностью разговаривают с подростком некоторые рабочие. А попробуй замечание сделать — лишь плечами в ответ пожмут: «Подумаешь!..»

Иногда, сталкиваясь с дерзостью подростка, мы недоумеваем: «С чего это он? Я ж ему и слова дурного не сказал». Однако того не берем в расчет, что «сло­во дурное», может, сказали раньше, кто-то другой его сказал — дома или в школе. И потому у парня есть опасение, и он настороженно ждет, что вдруг опять его чем-нибудь заденут.

Нередко бой, который дает нам подросток, есть предупредительный бой — демонстрация своей способности к сопротивлению. Дескать, примите во внимание: в случае чего меня голыми руками не возьмешь».

Подросток передается под наблюдение обществен­ного воспитателя районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних. Основанием для этого слу­жит определение, приговор или постановление суда. Комиссия может назначить общественного воспитателя и по собственной инициативе или по инициативе государственных органов, общественных организаций и граждан.

Как правило, общественный воспитатель назнача­ется подростку, совершившему правонарушение, но освобожденному от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к нему мер уголовного наказания. Иногда бывает, что несовершеннолетнего осудили условно или приговори­ли к мере наказания, не связанной с лишением свобо­ды. Или, скажем, подросток уже отбыл наказание либо досрочно освобожден от наказания. Во всех этих слу­чаях несовершеннолетнему может быть назначен общественный воспитатель. При необходимости общественные воспитатели назначаются и подросткам, кото­рые вернулись из специальной школы, специального профессионально-технического училища или лечебно-воспитательного учреждения, детского дома, школы- интерната.

При назначении общественного воспитателя учитываются характер совершенного подростком правонару­шения, его возраст, склонности. В свою очередь, обще­ственный воспитатель должен иметь реальные возмож­ности для проведения воспитательной работы с подо­печным (скажем, работать вместе с ним на одном предприятии или проживать по соседству).

Обязанности общественного воспитателя широки и многообразны. Так, общественный воспитатель должен оказывать родителям или лицам, их заменяющим, по­мощь в воспитании несовершеннолетнего. Искать пути и средства для исправления подростка, искоренения у него вредных и аморальных привычек, готовить своего подопечного к сознательной общественно полезной деятельности, прививать ему чувство ответственности перед обществом и государством.

Если подросток учится, то общественный воспита­тель должен проследить за тем, чтобы он аккуратно посещал занятия, выполнял домашние задания, инте­ресоваться его успеваемостью, поведением в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если подро­сток работает, общественный воспитатель должен быть постоянно в курсе всех его производственных дел. Пу­стое времяпрепровождение, как известно, нередко способствует появлению у подростков вредных привычек и склонностей. Чтобы этого не случилось, обществен­ный воспитатель должен вовлекать своего подопечно­го в различные кружки, спортивные секции. Одним словом, принимать все меры к созданию надлежащих условий для правильной организации учебы, труда и досуга несовершеннолетнего.

Для выполнения этих очень ответственных обязанностей общественный воспитатель наделяется опреде­ленными правами. Он может посещать несовершенно­летнего по месту жительства, учебы или работы, кон­тролировать его расходы, давать подопечному советы, как тот должен себя вести. Если подросток не выпол­няет предъявляемые требования или применяемые к нему меры воспитательного воздействия не приносят положительного результата, общественный воспита­тель вправе вносить вопрос на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних для применения к нему других мер воздействия.

Зачастую неблаговидные поступки матери и отца, их пренебрежение своими родительскими обязанностя­ми отрицательно сказываются и на поведении подрост­ка. В таких случаях общественный воспитатель может напомнить родителям, что они несут ответственность за воспитание и поведение сына или дочери. Если это не помогает, то по настоянию общественного воспита­теля поведение родителей может быть обсуждено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. О неудовлетворительном выполнении отцом и матерью своих родительских обязанностей сообщается по месту их работы. В случае необходимости к таким родителям применяются и другие меры, предусмотренные за­коном.

Общественный воспитатель вправе требовать от администрации и общественных организаций по месту учебы, работы или жительства несовершеннолетнего устранить недостатки в воспитательной работе, создать наиболее благоприятные условия для его учебы или трудовой деятельности.

Воспитать ребенка, как известно, очень трудно. Еще труднее исправлять и перевоспитывать трудного подростка, уже успевшего совершить правонарушение. Надо найти путь к его сердцу. Преодолеть тот барьер отчуждения, которым отдельные подростки из брава­ды или перенесенной в свое время моральной травмы отгораживаются от обращенных к ним добрых слов и пожеланий. Убедить несовершеннолетнего, что он дол­жен начать жить по-новому. Всячески поддерживать его стремление исправиться... Вся эта кропотливая и сложная работа требует от общественного воспитате­ля определенного такта, настойчивости, терпения. И ко­нечно же, ему трудно надеяться на успех, если он бу­дет рассчитывать только на себя. Законом установле­но, что общественные воспитатели должны проводить свою работу в контакте с родителями несовершенно­летнего или лицами, их заменяющими, с администра­цией предприятий, организаций, учреждений. Боль­шую помощь им могут оказать педагогические коллек­тивы школ и специальных воспитательных учрежде­ний, сотрудники милиции, общественные организации по месту учебы, работы или жительства несовершенно­летнего. Следует заметить, что должностные лица предприятий, организаций, учреждений, а также руко­водители профсоюзных, комсомольских и других об­щественных организаций должны оказывать всемерное содействие работе общественных воспитателей.

Руководство и контроль за работой общественных воспитателей осуществляют районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних. Для успешной работы общественному воспитателю требуются определенные знания из области педагогики, психологии, права. Необходимую методическую помощь им в этомоказывают районные (городские) отделы народного образования.

Если подростку назначен общественный воспита­тель, то он уже не может быть заменен другим чело­веком. Такая замена допускается лишь в случае край­ней необходимости, в порядке исключения. Обществен­ный воспитатель работает со своим подопечным до тех пор, пока несовершеннолетний не исправится или пока не достигнет 18-летнего возраста.

«Я убежден, что надо упрямо и терпеливо стучаться в сердце подростка,— считает бригадир — наставник молодежи С. С. Витченко.— А когда достучишься, он таким уважением отплатит, такой любовью, что и не вообразить. Он за вас в огонь пойдет!..»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top