...Вечер. В опорном пункте охраны порядка многолюдно. Группа дружинников отправляется патрулировать улицы. Несколько человек получают персональное задание: побывать дома у подростков, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Еще одна группа отправляется на городскую танцплощадку: там за последнее время участились случаи хулиганства. Постепенно все разошлись. Остался только дежурный, совсем еще юный паренек. Я разговорился с ним.
— Часто приходится дежурить?
— Раз в неделю.
— Сразу после смены?
— Конечно.
— И до какого времени?
— По-всякому бывает. Иногда до одиннадцати. Случается, и позже. Все зависит от обстановки в микрорайоне.
— И не жалко вам тратить личное время? Все-таки из-за этих дежурств приходится отказываться от многих развлечений, нормального отдыха...
Паренек задумался, потом ответил:
— Так кто же этим будет заниматься, если не мы? Кто вовремя остановит подростка от неверного шага? Кто спокойно и обстоятельно разберется в чужой беде и поможет оступившемуся человеку обрести уверенность в своих силах? Не-т, что ни говорите, а общественность— великая сила!
Общественное воздействие... Его роль в предупреждении правонарушений и в перевоспитании людей и в самом деле трудно переоценить. Вдумайтесь только! Трудовым коллективам и общественным организациям для этого предоставлены большие права. Например, человек может быть освобожден от уголовной ответственности, и дело передано в товарищеский суд. При определенных условиях виновный может быть передан на поруки коллективу для исправления и перевоспитания.
Сначала расскажем о том, как и при каких условиях дело передается в товарищеский суд.
Человек совершил малозначительное преступление, общественная опасность которого относительно невелика. От уголовного наказания его освободили. Но ведь иной может рассудить: «Если меня не наказали,— значит, и дальше следует вести себя так же». Особенно это свойственно подросткам, которые не всегда в полной мере оценивают проявленную к ним гуманность. Чтобы не создать чувства безнаказанности, а также в целях воспитания (не только самого провинившегося, но и других) к ним применяются меры общественного воздействия. По ст. 51 УК РСФСР дело может быть передано в товарищеский суд за совершение одного из следующих преступлений: умышленное легкое телесное повреждение или нанесение побоев, неповлекшее расстройства здоровья; распространениев коллективе ложных, позорящих члена коллектива измышлений; оскорбление; кражу малоценных предметов потребления и быта, находящихся в личной собственности граждан, при условии, что виновный и потерпевший являются членами одного коллектива, а также в ряде других случаев, предусмотренных законом. Иногда законом за конкретное преступление предусматривается и уголовное наказание, и возможность применения мер общественного воздействия. Например, ст. 123 УК РСФСР установлена ответственность за злостное уклонение от оказания помощи родителям. Если суд вынес решение о том, что совершеннолетние сын или дочь должны оказывать материальную помощь нетрудоспособным родителям, а дети злостно уклоняются от выполнения этой обязанности, то виновные могут быть наказаны исправительными работами на срок до одного года или общественным порицанием либо к ним применяются меры общественного воздействия. В последнем случае дело передается в товарищеский суд.
В каждом отдельном случае, прежде чем решить вопрос об освобождении человека от наказания с передачей дела в товарищеский суд, учитывается множество различных обстоятельств. Например, существенное значение имеет то, в какой обстановке и каким способом было совершено преступление. Явилось ли оно результатом стечения обстоятельств, или виновный действовал с умыслом? Внимательно изучается и личность самого правонарушителя: как он ведет себя на производстве и в быту, допускал ли раньше нарушения, имеются ли реальные возможности для его исправления мерами общественного воздействия. О том, какую существенную роль играют все эти обстоятельства, говорит следующий случай. Молодой рабочий Виктор Корнюшов подрался с соседом, причинив ему легкие телесные повреждения. Потерпевший обратился в народный суд с заявлением, в котором просил привлечь виновного к уголовной ответственности. Преступление Корнюшова подпадало под часть 2 ст. 112 УК РСФСР, предусматривающую и уголовное наказание, и меры общественного воздействия. Возник вопрос: может, виновного следует освободить от уголовной ответственности и дело направить в товарищеский суд по месту работы? Однако, как показала проверка, Корнюшов не заслуживал такого снисхождения. В обращении с товарищами груб, заносчив. За различные проступки к нему не раз применялись меры общественного воздействия, но они не принесли желаемого результата. Поэтому, хотя Корнюшов совершил и малозначительное преступление, его привлекли к уголовной ответственности и приговорили к исправительным работам натри месяца.
Виновный освобождается от уголовной ответственности только при наличии достаточных к тому оснований, и дело передается в товарищеский суд. Эта предусмотренная законом мера имеет большое воспитательное значение. Ведь суд товарищей — нелегкое испытание для провинившегося. Очень не просто перед лицом коллектива объяснить, почему ты нарушил закон и как думаешь жить дальше. Сколько будет высказано по твоему адресу резких суждений и упреков! И хотя к тебе будут приняты лишь меры общественного воздействия, но как много потом потребуется сил и времени, чтобы исправить допущенную ошибку и вернуть доброе имя!
...Собрание в цехе было горячим и оживленным. Обсуждали случившееся на днях чрезвычайное происшествие: молодой рабочий Анатолий Мельников совершил преступление. Это было тем более удивительно, что по характеру парень спокойный, дисциплинированный, никогда за ним не замечалось никаких нарушений. И вдруг — такое! Товарищи по работе осуждалиАнатолия, но в то же время говорили о том, что не следовало бы его лишать свободы. Совершенное им преступление не представляет большой общественной опасности. Оно не повлекло тяжких последствий. Словом, хоть и нарушил человек закон, но, по мнению коллектива, от уголовной ответственности его можно было бы освободить.
— Случайно оступился парень...
— Исправим сами...
— Глаз с него не спустим...
И все единодушно решили: ходатайствовать перед судом о передаче виновного коллективу цеха на поруки. Изучив все обстоятельства дела и личность самого подсудимого, суд удовлетворил просьбу трудового коллектива.
Давайте разберемся, почему было принято такое решение. И во всех ли случаях, когда коллектив обращается с подобным ходатайством, виновный освобождается от уголовной ответственности и передается на поруки? Какие для этого необходимы основания?
Сразу заметим, что передача на поруки является одной из форм привлечения широкой общественности по месту учебы, работы или жительства к перевоспитанию и исправлению лиц, совершивших преступления. В приведенном нами примере вы, наверное, обратили внимание на то, что Анатолий совершил преступление, не представляющее большой общественной опасности, и оно не повлекло за собой тяжких последствий. По закону это является одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности. Для того чтобы признать совершенное преступление не представляющим большой общественной опасности, в каждом конкретном случае учитывается множество обстоятельств: объект посягательства, способ, место и время его совершения, мотив, цель и форма вины. Умышленное преступление, безусловно, более опасно, нежели преступление, совершенное по неосторожности. Обязательно принимается во внимание и характер наступивших последствий. Виновный может быть освобожден от уголовной ответственности и передан на поруки лишь при условии, если его преступное деяние не повлекло тяжких последствий.
Некто Тягунов совершил мелкую кражу. Особого ущерба она не нанесла. Учитывая это, коллектив предприятия, где работал Тягунов, обратился в суд с ходатайством о передаче виновного на поруки. В просьбе было отказано. Как выяснилось, Тягунов в прошлом был судим за злостное хулиганство и судимость с него не снята. Поэтому он уже не может быть освобожден от уголовного наказания и передан на поруки. Не допускается эта гуманная мера и в отношении тех лиц, которые уже однажды передавались на поруки и тем не менее совершили новое преступление. Более того, это признается отягчающим обстоятельством, что, как известно, влечет более строгое наказание.
Таким образом, на поруки может быть передан только тот человек, который не представляет большой общественной опасности. Принимается во внимание и его собственное отношение к совершенному преступлению. Если он признает себя виновным и раскаивается в содеянном, то это означает, что в нем произошел глубокий нравственный перелом, который будет способствовать будущему его исправлению. А если человек не признает себя виновным в совершенном преступлении— может ли он быть передан на поруки? Конечно, нет. Когда преступник сам внутренне не осуждает собственное деяние, то трудно рассчитывать, что общественное воздействие коллектива принесет необходимый результат.
Не допускается передача на поруки и в том случае, когда человек настаивает на рассмотрении дела судом. Побуждения к этому у него могут быть самые различные. К примеру, он рассчитывает, что ему будет вынесен оправдательный приговор. Или, скажем, полагает, что на судебном разбирательстве более полно раскрываются обстоятельства совершенного преступления и будут разоблачены подлинные преступники. В любом из этих случаев проводятся особо тщательное расследование и судебное разбирательство.
В приведенном выше примере молодой рабочий был передан на поруки по ходатайству коллектива трудящихся. С такими ходатайствами могут обращаться и общественные организации (например, профсоюзная). Решение обратиться с ходатайством о передаче на поруки принимается на общем собрании коллектива трудящихся или общественной организации.
Следует сказать, что если виновный передан на поруки, то в связи с этим от уголовного наказания он освобождается в определенной мере условно. Это значит, что в течение срока общественного поручительства (по законодательству большинства союзных республик он равен одному году) человек должен доказать, что он встал на путь исправления. Ведь угроза наказания за совершенное им преступление пока еще не исчезла. Конечно, если он в течение этого года исправился, то, естественно, о прошлом ему никто и не напомнит. По подчас бывает так, что человек, взятый на поруки, не оправдал оказанного ему доверия — вот тогда-то и приходится вспоминать о совершенном им преступлении и решать вопрос о наказании, которое в свое время не было назначено.
Законом установлено, что если человек, взятый на поруки, в течение года не оправдал доверия коллектива, нарушил обещание примерным поведением и честным трудом доказать свое исправление, не подчинялся нормам социалистического общежития, то общественная организация или коллектив трудящихся, взявшие его на поруки, выносит решение об отказе от поручительства. А вот некто Соломин решил «перехитрить» коллектив цеха, взявший его на поруки. Месяца три он работал хорошо и вел себя нормально. А потом подал заявление с просьбой уволить его по собственному желанию. Устроился на другое место и там вернулся к прежним своим привычкам: пьянствовал, прогуливал. Был уверен, что о совершенном им преступлении все позабыли. И — ошибся. Взявший его на поруки коллектив цеха, в связи с тем что он уволился с целью уклониться от общественного воздействия, отказался от поручительства, что тоже предусмотрено законом. Отказавшись от поручительства, коллектив трудящихся или общественная организация направляет свое решение в прокуратуру или суд, где в установленном законом порядке рассматривается вопрос о привлечении виновного к уголовной ответственности за то преступление, в связи с совершением которого он был передан на поруки. Так что Соломин вновь оказался на скамье подсудимых. За совершенную в свое время кражу он был приговорен к лишению свободы.
Но гораздо чаще человек, взятый на поруки, становится на путь исправления. Воздействие на него производственного коллектива или общественной организации оказывается благотворным. У него появляется интерес к труду. Благодаря дружеской поддержке товарищей по работе он порывает с прежним нездоровым окружением. Так постепенно, с неизбежными в таких случаях трудностями происходит очень важный процесс перерождения человека...
Особое внимание в законе уделяется перевоспитанию и исправлению мерами общественного воздействия подростков, совершивших преступления. Помимо того о чем говорилось выше, к ним еще применяются принудительные меры воспитательного характера. Так, несовершеннолетний правонарушитель может быть отдан под наблюдение коллективу трудящихся или общественной организации с их согласия. Суд также может признать необходимым назначить подростку общественного воспитателя.
Подросток совершил преступление...
С учетом возраста и других смягчающих обстоятельств его освободили от уголовной ответственности. Теперь за ним нужен строгий контроль. Надо помочь подростку осознать совершенную им ошибку, найти свое настоящее место в жизни. Кто этим должен заняться? Скажете, семья? Разумеется, с родителей не снимаются обязанности по воспитанию их сына или дочери. Но вот ведь как бывает! Подчас именно нездоровая обстановка в семье способствовала тому, что несовершеннолетний переступил черту закона. Родители в глазах такого подростка в значительной мере потеряли свой авторитет. И даже если они теперь решили заняться воспитанием ребенка, далеко не всегда их усилия приносят желаемый результат. Вот тут-то свое решающее слово может сказать производственный коллектив. Его возможности в перевоспитании оступившегося подростка велики. Уже сама трудовая обстановка в цехе или бригаде оказывает положительное влияние на несовершеннолетнего, заставляет во многом пересмотреть отношение к своим обязанностям перед обществом. Но полагаться на то, что подросток, находясь в здоровой обстановке, «самовоспитается», конечно, нельзя. Каждый несовершеннолетний, освобожденный от уголовной ответственности, требует к себе прежде всего индивидуального подхода. Надо изучить его характер, привычки, увлечения. Помочь ему вернуться на правильную жизненную дорогу. Этим и занимаются общественные воспитатели.
Разумеется, общественный воспитатель должен обладать необходимой общеобразовательной подготовкой, жизненным опытом или опытом работы с детьми.
И что особенно важно, уметь с самого начала установить психологический контакт с подростком, добиться, чтобы подопечный поверил ему, общественному воспитателю. О том, как важно в воспитательной работе учитывать психологию подростка, пишет Герой Социалистического Труда известный бригадир наставник молодежи ленинградского производственного объединения «Электросила» С. С. Витченко: «В повседневной заводской жизни порой еще приходится наблюдать, как небрежно, с какой-то обидной снисходительностью разговаривают с подростком некоторые рабочие. А попробуй замечание сделать — лишь плечами в ответ пожмут: «Подумаешь!..»
Иногда, сталкиваясь с дерзостью подростка, мы недоумеваем: «С чего это он? Я ж ему и слова дурного не сказал». Однако того не берем в расчет, что «слово дурное», может, сказали раньше, кто-то другой его сказал — дома или в школе. И потому у парня есть опасение, и он настороженно ждет, что вдруг опять его чем-нибудь заденут.
Нередко бой, который дает нам подросток, есть предупредительный бой — демонстрация своей способности к сопротивлению. Дескать, примите во внимание: в случае чего меня голыми руками не возьмешь».
Подросток передается под наблюдение общественного воспитателя районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних. Основанием для этого служит определение, приговор или постановление суда. Комиссия может назначить общественного воспитателя и по собственной инициативе или по инициативе государственных органов, общественных организаций и граждан.
Как правило, общественный воспитатель назначается подростку, совершившему правонарушение, но освобожденному от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к нему мер уголовного наказания. Иногда бывает, что несовершеннолетнего осудили условно или приговорили к мере наказания, не связанной с лишением свободы. Или, скажем, подросток уже отбыл наказание либо досрочно освобожден от наказания. Во всех этих случаях несовершеннолетнему может быть назначен общественный воспитатель. При необходимости общественные воспитатели назначаются и подросткам, которые вернулись из специальной школы, специального профессионально-технического училища или лечебно-воспитательного учреждения, детского дома, школы- интерната.
При назначении общественного воспитателя учитываются характер совершенного подростком правонарушения, его возраст, склонности. В свою очередь, общественный воспитатель должен иметь реальные возможности для проведения воспитательной работы с подопечным (скажем, работать вместе с ним на одном предприятии или проживать по соседству).
Обязанности общественного воспитателя широки и многообразны. Так, общественный воспитатель должен оказывать родителям или лицам, их заменяющим, помощь в воспитании несовершеннолетнего. Искать пути и средства для исправления подростка, искоренения у него вредных и аморальных привычек, готовить своего подопечного к сознательной общественно полезной деятельности, прививать ему чувство ответственности перед обществом и государством.
Если подросток учится, то общественный воспитатель должен проследить за тем, чтобы он аккуратно посещал занятия, выполнял домашние задания, интересоваться его успеваемостью, поведением в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если подросток работает, общественный воспитатель должен быть постоянно в курсе всех его производственных дел. Пустое времяпрепровождение, как известно, нередко способствует появлению у подростков вредных привычек и склонностей. Чтобы этого не случилось, общественный воспитатель должен вовлекать своего подопечного в различные кружки, спортивные секции. Одним словом, принимать все меры к созданию надлежащих условий для правильной организации учебы, труда и досуга несовершеннолетнего.
Для выполнения этих очень ответственных обязанностей общественный воспитатель наделяется определенными правами. Он может посещать несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы, контролировать его расходы, давать подопечному советы, как тот должен себя вести. Если подросток не выполняет предъявляемые требования или применяемые к нему меры воспитательного воздействия не приносят положительного результата, общественный воспитатель вправе вносить вопрос на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних для применения к нему других мер воздействия.
Зачастую неблаговидные поступки матери и отца, их пренебрежение своими родительскими обязанностями отрицательно сказываются и на поведении подростка. В таких случаях общественный воспитатель может напомнить родителям, что они несут ответственность за воспитание и поведение сына или дочери. Если это не помогает, то по настоянию общественного воспитателя поведение родителей может быть обсуждено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. О неудовлетворительном выполнении отцом и матерью своих родительских обязанностей сообщается по месту их работы. В случае необходимости к таким родителям применяются и другие меры, предусмотренные законом.
Общественный воспитатель вправе требовать от администрации и общественных организаций по месту учебы, работы или жительства несовершеннолетнего устранить недостатки в воспитательной работе, создать наиболее благоприятные условия для его учебы или трудовой деятельности.
Воспитать ребенка, как известно, очень трудно. Еще труднее исправлять и перевоспитывать трудного подростка, уже успевшего совершить правонарушение. Надо найти путь к его сердцу. Преодолеть тот барьер отчуждения, которым отдельные подростки из бравады или перенесенной в свое время моральной травмы отгораживаются от обращенных к ним добрых слов и пожеланий. Убедить несовершеннолетнего, что он должен начать жить по-новому. Всячески поддерживать его стремление исправиться... Вся эта кропотливая и сложная работа требует от общественного воспитателя определенного такта, настойчивости, терпения. И конечно же, ему трудно надеяться на успех, если он будет рассчитывать только на себя. Законом установлено, что общественные воспитатели должны проводить свою работу в контакте с родителями несовершеннолетнего или лицами, их заменяющими, с администрацией предприятий, организаций, учреждений. Большую помощь им могут оказать педагогические коллективы школ и специальных воспитательных учреждений, сотрудники милиции, общественные организации по месту учебы, работы или жительства несовершеннолетнего. Следует заметить, что должностные лица предприятий, организаций, учреждений, а также руководители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций должны оказывать всемерное содействие работе общественных воспитателей.
Руководство и контроль за работой общественных воспитателей осуществляют районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних. Для успешной работы общественному воспитателю требуются определенные знания из области педагогики, психологии, права. Необходимую методическую помощь им в этомоказывают районные (городские) отделы народного образования.
Если подростку назначен общественный воспитатель, то он уже не может быть заменен другим человеком. Такая замена допускается лишь в случае крайней необходимости, в порядке исключения. Общественный воспитатель работает со своим подопечным до тех пор, пока несовершеннолетний не исправится или пока не достигнет 18-летнего возраста.
«Я убежден, что надо упрямо и терпеливо стучаться в сердце подростка,— считает бригадир — наставник молодежи С. С. Витченко.— А когда достучишься, он таким уважением отплатит, такой любовью, что и не вообразить. Он за вас в огонь пойдет!..»