Можно представить себе, как тяжело родителям, когда они видят своих сына или дочь на скамье подсудимых. Их родной ребенок, с которым они связывали столько надежд, совершил преступление! Не раз они будут спрашивать себя: почему это случилось? Перебирать в памяти все, что могло привести к такой беде. И к сожалению, обычно при этом обвиняют кого угодно — школу, улицу, коллектив предприятия, общественные организации. Но только не самих себя. А между тем беда — и это, думается, наглядно подтверждается примерами, которые мы приводили выше,— начинается именно с семьи.
От родителей ребенок перенимает многие привычки, отношение к окружающим. Вот пример. Отца 16-летнего подростка вызвали в школу. Много нелестных слов услышал он о сыне. Мальчик грубо, высокомерно относится к сверстникам, оскорбляет их. Вернувшись домой, отец стал распекать сына за такое поведение. Подросток молча слушал эти упреки, а потом вдруг поднял голову и сказал: «А ты-то как относишься к маме? Как ты ее обзываешь?» И отец ничего не мог возразить в ответ. Ведь он сам своим грубым, бестактным отношением к жене преподал сыну «урок», как надо вести себя с окружающими людьми.
Нездоровая семейная обстановка неизбежно откладывает отпечаток на поведение ребенка. Если родители отличаются грубостью, несдержанностью, нечестностью, то нет, наверное, ничего удивительного в том, что со временем эти качества могут проявиться и у детей. Имея за плечами такой «багаж», подросток легко может совершить антиобщественный проступок и даже преступление.
Бывают семьи, в которых внешне все вроде бы выглядит благополучно, но стоит приглядеться внимательнее к взаимоотношениям родителей и детей и сразу замечаешь — между ними пролегла глубокая полоса отчуждения. Ребенок не считается с мнением отца и матери. Может обмануть их доверие. Откуда это? Ответ может быть только один: наверняка родители в свое время допустили какой-то просчет в воспитании ребенка. И что хуже всего, не стараются исправить его, этот просчет, равнодушно относятся к проделкам своего отпрыска. Иные родители, напротив, активно «воспитывают» своих детей, пользуясь при этом старыми, домостроевскими приемами: окриком, угрозой, кулаком. Ребенок растет запуганным, издерганным, нервным. А результат? Он как в первом, так и во втором случае зачастую бывает одинаков — подросток отдаляется от родителей, чувствует себя чужим в семье, тянется на улицу, в сомнительные компании, где может встретить и сочувствие и поддержку...
Почему же возникает отчуждение между родителями и детьми? В одном из номеров журнала «Семья и школа» этой теме посвящены интересные размышления заслуженного учителя школы РСФСР Н. Яковлева. Он попытался систематизировать причины отчуждения между отцами и детьми. Первая причина — жестокость отцов, несправедливость наказания, стремление некоторых отцов добиться слепого подчинения детей их воле. Вторая — оскорбительное отношение мужчины к жене, что, как правило, вызывает у детей презрение к отцу-самодуру. Третья — систематическое пьянство отцов. Четвертая — несоответствие слова и дела (скажем, отец, на глазах у сына укравший чужую вещь, поучает мальчика, что надо быть честным). Пятая — попытка истинную родительскую заботу о духовном, трудовом и общем развитии детей подменить материальной щедростью. Шестая — стремление некоторых отцов полностью или частично самоустраниться от воспитания детей, от ответственности за их учебу и будущее, взвалив все это на плечи своих жен. Совершенно справедливые упреки отцам! Хотя некоторые из них в одинаковой мере могут быть обращены и к матерям.
И дети предъявляют к родителям очень высокие требования. «Что я хочу от взрослых?» — на этот вопрос предложила ответить своим юным читателям газета «Комсомольская правда». Вот выдержки из некоторых опубликованных писем:
«Доверия! И больше ничего» (Зульфия Я., Ташкент).
«Будьте, пожалуйста, справедливыми» (Валерий Лапин, Пенза).
«Будьте добрыми! Но не добренькими, не немедленно соглашающимися купить то-то и то-то. Такими быть намного легче» (Ольга Тучкова, Чебоксары).
«Будьте умными! Чтобы мы знали, что на самые серьезные наши вопросы вы сможете дать правильные и честные ответы» (Сергей Ушаков, Хабаровск).
«Больше заинтересованности в нас и требовательности к нам. Чтоб не списывали снисходительно «по возрасту» наши порой маленькие дела и поступки» (Лена Фролова, Курская область).
«Вы должны всегда быть нам примером... Но бывает так, к сожалению, не всегда... Многие взрослые забывают, как внимательно мы следим за тем, что и как они делают» (Саша Т., Магнитогорск).
Дети хотят видеть в родителях старших товарищей, которые всегда их поймут, вдумчиво разберутся в той или иной конфликтной ситуации, а не будут рубить с плеча. Что и говорить, много знаний, такта, житейской мудрости требуется от родителей, чтобы найти ту единственную меру требовательности к сыну или дочери, которая не унизит человеческое достоинство подростка, не заставит его с обидой отшатнуться от родителей. Отчуждение в семье зачастую приводит к тому, что ребенок выходит из-под контроля отца и матери. Это первый признак приближающейся беды. Не имея нравственной опоры в семье, предоставленный самому себе, подросток может встать на путь преступлений. Об этом родителям никогда нельзя забывать.
Для того чтобы вовремя разглядеть отклонения в поведении подростка и предупредить беду, родители должны постоянно поддерживать связь со школой. В школе дети не только получают знания основ наук, но и усваивают принципы коммунистического мировоззрения. Здесь они готовятся к производительному труду на благо общества. Вся система организации воспитательного процесса в школе направлена на то, чтобы всячески развивать способности подростков. Она обеспечивает нравственное, эстетическое и физическое воспитание несовершеннолетних. Мы уже говорили о том, что одним из условий, способствующих правонарушениям среди подростков, является безнадзорность. Для того чтобы улучшить надзор за несовершеннолетними, в нашей стране развивается сеть школ-интернатов, школ и групп продленного дня. Уставом средней общеобразовательной школы, принятым 8 сентября 1970 г., предусмотрены меры по организации внеклассной и внешкольной работы с учениками. В процессе учебы изучается личность подростка, его склонности, увлечения. Не случайно о многих вновь появившихся чертах характера сына или дочери мать и отец впервые узнают от учителей. Необходимо, чтобы союз родителей и школы был постоянным. Это позволит найти какую-то единую линию воздействия на подростка.
Большой вклад в коммунистическое воспитание подрастающего поколения вносят молодежные общественные организации — пионерская и комсомольская. Они являются зачинателями многих добрых дел, способствующих развитию у детей и подростков высокой сознательности, укреплению положительных взглядов и привычек, развитию в них активной жизненной позиции.
Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних — задача государственной важности. Здесь многое могут сделать и семья, и школа, и широкая общественность. Но действовать они должны совместно — только тогда их усилия принесут желаемый результат. Да и каждый из нас не должен оставаться равнодушным при виде подростка, который ведет себя недостойно. Остановить, разъяснить ему неправильность его поведения — на это потребуется не так уж много сил и времени. А ведь порой именно такое строгое замечание может остановить подростка от более серьезного проступка...
Теперь расскажем о мерах специального предупреждения правонарушений среди подростков. Этой кропотливой и ответственной работой занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних.
Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних образуются исполнительными комитетами Советов народных депутатов. В их состав входят депутаты Советов, представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, а также работники народного образования, профессионально-технического образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, культурно-просветительных и других учреждений. В деятельности комиссий широко участвует советская общественность.
Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних проводят большую работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по их устройству. Они выявляют и берут на учет детей и подростков, оставшихся без родителей; несовершеннолетних, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, которые не занимаются воспитанием детей; подростков, оставивших школу и не работающих, а также других несовершеннолетних, которые в силу тех или иных причин нуждаются в государственной или общественной помощи. Комиссии принимают меры по устройству таких подростков в общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дома, школы для умственно отсталых детей, в семьи трудящихся для последующего установления опеки, попечительства. Впоследствии они обязательно контролируют, в каких условиях находятся дети, как ведется с ними воспитательная работа.
Комиссии по делам несовершеннолетних с особым вниманием относятся ко всему, что касается детей и подростков. К примеру, перевод или переход несовершеннолетнего, не окончившего 8 классов общеобразовательной школы, в школу рабочей или сельской молодежи, а также профессионально-техническое училище допускается в исключительных случаях только по согласованию с районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних. При решении вопроса о таком переводе или переходе она принимает меры к трудоустройству подростка. Точно так же несовершеннолетний не может быть исключен из школы или иного учебного заведения без согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
Семнадцатилетний Павел Усков после школы постудил на завод. Проработал два месяца и подал заявление об уходе по собственному желанию. Однако администрация не стала его увольнять, а сообщила о случившемся в комиссию по делам несовершеннолетних. Почему? Дело в том, что в отношении работающих подростков законом установлен ряд правил, направленных на дополнительную защиту их прав. Так, увольнение по инициативе администрации лиц моложе 18 лет при соблюдении общих правил может быть произведено только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. Даже если молодой рабочий подал заявление об уходе по собственному желанию, комиссия обязательно разбирается в причинах его такого решения и принимает меры к тому, чтобы оставить подростка на предприятии. Если это оказывается невозможным, то несовершеннолетнего трудоустраивают в другом месте. В приведенном нами случае Ускова вызвалив комиссию по делам несовершеннолетних и спросили: почему он решил уйти с завода?Юноша ответил, что ему приходится заниматься малоинтересным, бесперспективным делом. А он очень хотел бы работать на станке.
Как показала проверка, такая возможность была. Ускова устроили учеником токаря. После этого он забрал свое заявление об уходе и остался на заводе.
Как мы знаем, закон проявляет большую гуманность по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. К ним применяются принудительные меры воспитательного характера. Они могут быть осуждены к наказанию, не связанному с лишением свободы. Нередко исполнение приговора в отношении их отсрочивается на определенный срок. Во всех этих случаях комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами внутренних дел осуществляет наблюдение за поведением подростков. Под таким контролем также находятся подростки, досрочно освобожденные от отбывания наказания, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, отбывшие наказание в воспитательно-трудовых колониях.
Какие дела рассматривают комиссии?
Прежде всего на них возлагается рассмотрение дел несовершеннолетних, которые совершили общественно опасные действия до того, как им исполнилось 14 лет, поскольку в этом возрасте подростки вообще не подлежат уголовной ответственности. Комиссии рассматривают дела несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет. Это не допускается только в тех случаях, когда подросток совершил тяжкое преступление. На комиссии возлагается рассмотрение дел несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело в установленном законом порядке было прекращено.
Комиссии рассматривают дела подростков, совершивших в возрасте до 16 лет мелкое хулиганство или в возрасте до 18 лет мелкую спекуляцию и другие административные нарушения. Если мелкое хулиганство совершил молодой человек в возрасте от 16 до 18 лет, то начальник органа милиции или народный судья, с учетом личности нарушителя и характера совершенного им проступка, может найти целесообразным передать материалы на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Комиссии могут рассматривать дела подростков, совершивших иные антиобщественные поступки. Кроме того, в комиссиях рассматриваются дела тех несовершеннолетних, которые уклоняются от учебы или работы.
Обычно в комиссиях рассматриваются дела несовершеннолетних правонарушителей, которые в связи с какими-то обстоятельствами были освобождены от уголовной ответственности. Материалы на них передаются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. В комиссии могут рассматриваться дела по представлению постоянных комиссий Советов народных депутатов, органов внутренних дел, народного образования и профессионально-технического образования, профсоюзных и комсомольских организаций, родительских комитетов при школах и в ряде других случаев. Комиссия может рассмотреть дело несовершеннолетнего и по собственной инициативе. Дело рассматривается в срок не более 15 дней с момента его поступления.
До того как комиссия рассмотрит дело, несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих. Если подросток в возрасте от 11 до 14 лет совершил тяжкое общественно опасное действие и в связи с этим должен быть немедленно изолирован, его могут поместить в приемник-распределитель для несовершеннолетних на срок не более 15 суток.
И на стадии подготовки, и при последующем рассмотрении дела комиссия в числе других обстоятельств выясняет, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия. Выявляет причины и условия, которые способствовали тому,что подросток нарушил закон. Принимает необходимые меры по их устранению. На заседании комиссии рассматриваются все собранные но делу материалы, выслушиваются объяснения несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей. Если окажется, что исследование некоторых обстоятельств дела в присутствии несовершеннолетнего может отрицательно повлиять на него, комиссия вправе временно удалить его с заседания. После того как изучены все обстоятельства дела, комиссии принимает в отношении подростка соответствующее решение.
Иногда в ходе исследования всех обстоятельств совершенного подростком правонарушения выясняется, что родители неправильно относились к нему, или злостно уклонялись от выполнения обязанностей по его обучению и воспитанию, или доводили его до состояния опьянения. В этих и других подобных ситуациях комиссия вправе применить к матери и отцу определенные меры воздействия. Родителям может быть вынесено общественное порицание. Их могут заставить возместить причиненный сыном или дочерью ущерб в пределах до 20 руб. или подвергнуть штрафу в размере до 30 руб. Штраф в 15-дневный срок должен быть внесен в отделение Госбанка СССР, сберегательную кассу или отделение связи. Дело о неправильном поведении таких родителей может быть передано в товарищеский суд. Кроме того, комиссия вправе входить в районный (городской) народный суд с заявлением об ограничении дееспособности таких родителей. Матьи отец заiнеисполнение своих обязанностей по воспитанию детей по требованию комиссии в судебном порядке могут быть лишены родительских прав. Если к кому-нибудь одному из них или сразу к обоим была применина строгая мера, но они остались проживать в квартире вместе с детьми и своим антиобщественным поведением создают невыносимые условия для совместного проживания, то комиссия вправе в установленном законом порядке настаивать на выселении их из этой квартиры.
И еще одна достаточно эффективная мера применяется в таких случаях. Комиссии по делам несовершеннолетних входят с представлениями в соответствующие государственные органы или общественные организации о применении мер воздействия к родителям, которые неправильно воспитывают своих детей, создают условия для совершения ими правонарушений, подстрекают к совершению преступлений и других антиобщественных действий.
По решению комиссии по делам несовершеннолетних подросток может быть направлен в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (спецшколы различных профилей, спецпрофтехучилище). Причем это делается без согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Круг вопросов, которые рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и принимают по ним решения, очень широк. Мы рассказали только о некоторых из них. Но и они, думается, достаточно убедительно говорят о том, что комиссии играют большую роль в предупреждении правонарушений среди молодежи, создании благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения.
Инспекции по делам несовершеннолетних действуют при органах внутренних дел и выполняют свои специфические задачи. Они непосредственно проводят работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Под их прямым контролем находятся подростки, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений; систематически уходящие из семьи подростки в возрасте до 16 лет или самовольно уходящие из специальных учебно-воспитательных учреждений. Под постоянным наблюдением инспекций находятся несовершеннолетние, склонные к употреблению спиртных напитков, злостно уклоняющиеся от учебы или работы, систематически занимающиеся азартными играми, а также ведущие иной антиобщественный образ жизни.
Для выполнения возложенных на них обязанностей участковым инспекторам по делам несовершеннолетних предоставляются определенные права. Они могут посещать склонных к нарушениям подростков по месту жительства, выяснять причины, способствующие их противоправному поведению. В случае необходимости вправе запросить в организации, предприятии, учреждении и учебном заведении сведения, касающиеся несовершеннолетнего. Для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушением, инспектор может вызвать для беседы самого подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, а также других людей, которые могут дать какие-либо сведения о происшедшем. Инспектор вправе в установленном законом порядке доставлять в органы внутренних дел несовершеннолетнего правонарушителя на время не более трех часов. Если есть на то законные основания, доставленный подросток подвергается личному осмотру.
В жизни могут возникнуть различные ситуации, когда подросток оказывается без родительского попечения. Скажем, заблудился в большом городе. Или отстал от поезда. В таких не терпящих отлагательства случаях сотрудники инспекций принимают меры по временному устройству детей. Дети и подростки, оставшиеся без родительского попечения, направляются в учреждения органов здравоохранения, народного образования или в приемники-распределители для несовершеннолетних.
Сотрудники инспекций ведут воспитательную работу среди несовершеннолетних. Они принимают меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных проступков подростков. Выявляют родителей, которые не занимаются воспитанием детей и своим плохим поведением оказывают на них отрицательное влияние.
Если подросток совершил правонарушение, то инспекция обязательно информирует об этом местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту его учебы или работы. О происшедшем также сообщается по месту работы родителей. При этом указываются те причины и условия, которые способствовали тому, что подросток нарушил закон. В целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних инспекции принимают различные меры. Они ведут широкую разъяснительную работу: вносят представления о необходимости назначить подростку общественного воспитателя, привлекают несовершеннолетних к общественно полезной деятельности, проводят различные мероприятия по организации их досуга. В порядке, установленном законодательством, они могут направить несовершеннолетнему правонарушителю официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения. Такое официальное предостережение может быть направлено и родителям, которые злостно не выполняют свои обязанности по воспитанию детей, собственным примером оказывают на них дурное влияние. Если и после этого положение дел в семье не изменилось, то к подростку и его родителям принимаются более строгие меры, предусмотренные законом.
Для того чтобы успешно вести воспитательную работу среди трудных подростков, инспектору по делам несовершеннолетних нужно не только хорошо разбираться в законах и умело применять их на практике, но и быть чутким,внимательным человеком. Он должен видеть перед собой не просто несовершеннолетнего правонарушителя, а подростка, оказавшегося в беде. Что его толкнуло на скользкий путь нарушений закона? Как это произошло? Кто в этом повинен? Вот над чем в первую очередь задумывается человек в милицейской форме. И конечно же, он ищет пути и средства к исправлению подростка. Очень трудная эта работа. Лишь щедрые душой люди могут заниматься ею. Но среди повседневных забот и тревог у них бывают и радости, когда удается помочь подростку...
— Здравствуйте, Нина Владимировна!
Она обернулась — и увидела перед собой высокого подтянутого парня в солдатской форме. На лице — улыбка, широкая, ясная, чем-то ей неуловимо знакомая. В следующее мгновение она всплеснула руками:
— Петя?
— Он самый!
— Как же ты изменился! — говорила Нина Владимировна Клепчукова, разглядывая собеседника.— Я тебя и не узнала сразу. Вырос, возмужал... Ты, что же, в отпуск приехал?
— Нет, насовсем.
— Ну, идем ко мне, расскажешь обо всем подробнее...
Пройдя по улице несколько кварталов, они зашли в детскую комнату милиции, небольшую, но очень чистенькую, с цветами на подоконнике, с красочно оформленными стендами и книжным шкафом.
Устроившись на стуле, Петя рассказывал о службе в армии, о своих товарищах, а Нина Владимировнасмотрела на него и все думала: а ведь и он самом деле совсем другим стал человеком. Кажется, совсем еще недавно вот на этом же месте он сидел перед ней, опустив голову, и на задаваемые вопросы отвечал односложно, сквозь зубы выдавливая слова. И кажется, ни с какой стороны нельзя было к нему подступиться. В школе учился из рук вон плохо, завел великовозрастных дружков, нередко видели его пьяным. Когда она спросила, неужели ему нравится такая бездумная жизнь, он с вызовом ответил: «Как хочу, так и живу!» Нина Владимировна пошла к подростку домой. Петина мама, женщина лет сорока, рассказала невеселую историю их семейной жизни. С мужем разошлась, когда мальчик был совсем маленький. А одной растить сына трудно. Она целыми днями на работе, и подросток остается один. Что хочет, то и делает. Совсем отбился от рук. Со слезами глядя на участкового инспектора по делам несовершеннолетних, она беспомощно повторяла: «Сделайте хоть что-нибудь вы! Помогите спасти сына!»
Сколько раз за время своей милицейской практики Нина Владимировна слышала эти полные отчаяния и надежды слова! Иногда, правда, в сердцах упрекнет: а вы-то, родители, куда смотрели? Но упреками делу не поможешь. Надо действовать. Не о пустяке ведь идет речь, а о судьбе подростка. Сможешь направить его по верному пути — вырастет достойный человек, полноправный член общества. Не сможешь... Когда она впервые пришла устраиваться в милицию, к ее появлению отнеслись скептически: «Думаете, это такое простое дело заниматься с подростками?» Она согласилась: да, не простое. Но ее тянет к этой работе. Уверена, что справится. Для проверки ей предложили поработать в детской комнате на общественных началах. И лишь спустя несколько лет, когда она на деле доказала, что может находить путь к сердцам подростков, Нину Владимировну зачислили в штат инспекции по делам несовершеннолетних и присвоили звание лейтенанта милиции.
В детской комнате милиции Белоцерковского районного отдела внутренних дел их двое: она, Клепчукова, и Виктор Петрович Федоренко. Его зона — колхозы и совхозы района, её —город Узин. При детской комнате есть совет общественности, который насчитывает 45 человек. От каждой школы в него входят завуч по воспитательной работе и два-три педагога.
Узин — городок небольшой. Но здесь своя промышленность. Население постоянно растет. А в свое время название этого городка звучало на разных языках. Когда в космос полетел Павел Попович, все жители праздновали: «Наш, узинский!» Школе, в которой учился космонавт, присвоено его имя. Здесь, кстати, у Нины Владимировны немало добровольных помощников. Ребята-старшеклассники организовали отряд юных дзержинцев. Они не только следят за порядком в своей школе, но и контролируют поведение отдельных учеников дома, заботятся о том, чтобы их сверстники не допускали нарушений.
Шесть школ в Узине, и в каждой из них регулярно бывает Нина Владимировна. Ведь, как правило, первый сигнал неблагополучного поведения подростка — снижение его успеваемости. Вот тут-то и надо совместными усилиями педагогов и родителей не дать беде разрастись до больших размеров. Взять, скажем, историю с Андреем. Посмотришь на него со стороны - очень обходительный, вежливый мальчик. И тем не менее пропускал уроки, иногда выпивал. Оказалось, что родители, занятые собственными неурядицами, не обращали внимания на сына. И подросток, встречая в семье к себе такое холодное отношение, предпочитал проводить время на улице среди приятелей, от которых и набрался дурных привычек. Тут воспитательную работу пришлось вести не только с мальчиком, а в первую очередь с его отцом и матерью, которые забыли о своих родительских обязанностях...
А вот с Петей, тем самым, что сидел сейчас перед ней, в свое время было несколько иначе. После многих бесед с учителями, с матерью Нина Владимировнаузнала, что ребенок увлекается техникой. Поговорим с ним откровенно: если не хочешь учиться — поступай работать на завод. И при любимом деле будешь. И матери — помощь. Паренек согласился. Нина Владимировна устроила его учеником слесаря. Потом несколько раз справлялась о нем на заводе. Хвалили там его: работает старательно, ведет себя хорошо.
...И вот — снова встреча. О многом они переговорили, участковый инспектор по делам несовершеннолетних и ее бывший подопечный. В конце разговора Нина Владимировна спросила у Пети:
— Куда теперь думаешь податься?
— Пойду обратно на завод. И еще собираюсь учиться. Надо закончить десятилетку. Заниматься теперь придется в вечерней школе рабочей молодежи. Не знаю, получится ли?
— Получится! — уверенно сказала Нина Владимировна.— Обязательно должно получиться! Желаю тебе успехов!
Они распрощались. Нина Владимировна долго смотрела ему вслед. Юноша в солдатской форме шел уверенной, твердой походкой. И она с радостью подумала, что теперь у него должно быть все хорошо.
* * *
Заканчивая этот разговор о важности правового воспитания несовершеннолетних, хотелось бы еще раз сказать родителям: от вас во многом зависит, чтобы ваши сын или дочь не переступили черту закона. От вашего педагогического такта. Родительской чуткости. Умения на всех ступенях развития ребенка быть ему верным другом, советчиком, наставником. Тогда беда наверняка не посетит ваш дом.