Нередко подросток, нарушив закон, думает, что он совершил всего лишь безобидный проступок. Опасное заблуждение! Давайте разберемся, где кончаются гра­ницы проступка и начинается преступление. Еще с раннего детства в семье, под влиянием всего ее уклада ребенок начинает усваивать «что такое хорошо, что такое плохо», первые нормы общественного поведения быть честным, трудолюбивым — хорошо. Обижать младших, брать без спросу чужое — плохо... Очень и важно взрастить в душе ребенка эти зерна правиль­ного, доброго отношения к окружающим людям. Надо с раннего детства воспитывать в нем стремление счи­сться с интересами окружающих его людей. Избало­ванность, вседозволенность постепенно укрепляют ребенка в мысли, что он вправе требовать и делать все, но захочет. Пока он маленький, от этого страдает лишь семья. Но вот он подрос. И тут-то укрепившееся нем чувство вседозволенности может оказаться опасным для окружающих людей. Но он-то так и не считает! Да и родители, ослепленные любовью к сыну, в любом случае стараются его защитить: «Ну, что особенного он натворил? Всего лишь побаловался немного. Так ведь ребенок — чего с него спросишь?» А подросток между тем совершил преступление, караемое у головным законом.

Проступок и преступление... Они отличаются друг от друга тем, что проступок не наносит сколько-нибудь ощутимого ущерба обществу и наказание за него ограничивается мерами общественного воздействия. Преступление же представляет собой опасное для общества действие или бездействие, которое наказывается в уголовном порядке.

Одним из существенных признаков преступления является его общественная опасность. Преступник наносит ущерб социалистическим общественным отношениям, или его действия могут причинить такой ущерб.

Общественно опасное деяние признается преступлением лишь в том случае, если оно прямо предусмот­рено законом, т. е. является противозаконным или противоправным. Противоправность заключается в том, что человек не выполняет предусмотренную зако­ном норму, которая предостерегает его от действий, причиняющих или могущих причинить существенный ущерб объектам, охраняемым уголовным законом. Рассмотрим такое преступление, как кража. По части 1 ст. 144 УК РСФСР виновный в ее совершении нака­зывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года. Сама норма запрещает совершать кражу и предупреж­дает об ответственности за нее. Противоправность проявляется и в том, что человек должен выполнять определенные обязанности, возложенные на него за­коном, но злостно уклоняется от них. Как известно, родители обязаны содержать своих несовершеннолет­них детей. В случае уклонения от этой обязанности их заставляют помогать детям через суд. Если и после этого они отказываются выполнять свой родительский долг, то действия их квалифицируются как преступле­ние и наказываются по закону.

Человек совершил действия, представляющие об­щественную опасность. По своему содержанию они являются противозаконными. Кажется, сомнений не остается, надо возбуждать уголовное дело и привлекать виновного к ответственности... Вот именно — виновного! А если он не виновен в происшедшем? Может случиться и так, что по каким-то обстоятельствам человек не предвидел наступления тяжелых последствий. Более того, не мог и не должен был их предвидеть. По существу, его не за что привлекать к уголов­ной ответственности. Вина является неотъемлемым признаком любого преступления. В законе прямо говорится, что уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении пре­ступления.

И наконец, признаком преступления является его наказуемость. Иными словами, закон должен признать то или иное действие преступным и устанавливать за него определенное наказание.

Человек, совершивший преступление, привлекается  к уголовной ответственности и вслед за этим наказываются по закону. В ст. 3 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик говорится: «Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть, умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние». Таким образом, основанием для привлечения человека к уголовной ответственности является наличие в его деянии состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Совершая преступление, виновный тем самым посягает на определенный объект, охраняемый законом. Или в результате противоправных действий он причиняет ему существенный вред. Или в результате его противоправных действий создается угроза причинения такого вреда. Перед возбуждением

уголовного дела обязательно выясняется объект преступления. Это позволяет правильно квалифицировать действия виновного и впоследствии определить ему справедливое наказание.

Что понимается под объектом преступления?

Это социалистические общественные отношения, которые уголовный закон охраняет от преступных по­сягательств. Различаются общий, родовой и непосред­ственный объекты. Рассмотрим каждый из них в от­дельности.

Преступление представляет собой общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягаю­щее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социали­стическую собственность, личность, политические, тру­довые, имущественные и другие права граждан, а рав­но иное посягающее на социалистический правопоря­док общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законодательством. К этому следует доба­вить, что уголовное право для того и существует, чтобы охранять советский общественный и государственный строй, социалистическую собственность, личность и права граждан и социалистический правопорядок от преступных посягательств.

Вся эта совокупность социалистических обществен­ных отношений и является общим объектом преступ­ления.

Каким же образом такое преступление, как, напри­мер, кража личной собственности, может посягать на всю систему социалистических общественных отноше­ний в целом? Может! Как известно, каждый человек за свой труд получает долю общественного продукта, не­обходимую ему для того, чтобы удовлетворять свои личные потребности. Преступник же, посягая на иму­щественные интересы граждан, тем самым посягает на социалистический принцип распределения материальных благ по труду. Точно так же любое преступление в той или иной форме посягает на всю систему социалистических общественных отношений.

Различные преступления и наказания за них в уголовных кодексах союзных республик объединены по разделам. Составы преступлений в каждом разделе имеют определенные общие черты. Возьмем, скажем, такие преступления, как кража, грабеж, присвоение или растрата, мошенничество, уничтожение или по­вреждение государственного или личного имущества. Разумеется, все они во многом отличаются друг от друга — и по способам совершения, и по степени общевенной опасности, и по предусмотренным мерам наказания за них. Но есть и общее: эти преступления посягают на социалистическую собственность. Родовым объектом преступления является определенная группа социалистических общественных отношений, которые уголовный закон охраняет от преступных посягательств. Эти общественные отношения по своей природе однородны и взаимосвязаны. Родовым объектом являются и личность. Третья глава Особенной части УК РСФСР так и озаглавлена: «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». В ней объединены такие преступления, как убийство, телесные повреждения, клевета, злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей, злоупотребление опекунскими обязанностями, разглашение тайны усыновления.

Объединенные по признакам общности родового объекта, каждое из преступлений имеет свой непосредственный объект. Под ним подразумевается одно или несколько конкретных общественных отношений, на которые непосредственно посягает преступник. Человек в общественном месте совершил злостное хулиганство. Непосредственным объектом в данном случае является общественный порядок. Иногда случается так,

что виновный посягает на несколько самостоятельных и разнородных непосредственных объектов. Проиллюстрируем это примером. Вооружившись ножом, некто Кошелев темной ночью подошел к одинокому прохожему и потребовал у него деньги. Тот оказал сопротивление. Тогда Кошелев несколько раз ударил его ножом, причинив ему тяжкие телесные повреждения. После этого он вытащил у него из карманов деньги и скрылся. Спустя некоторое время Кошелева задержали и судили по ст. 146 УК РСФСР, предусматривающей ответственность за разбойное нападение. Преступник, чтобы завладеть имуществом, применил насилие. Пер­вым непосредственным объектом здесь является жизнь и здоровье пострадавшего, вторым непосредственным объектом — его личная собственность. Если преступ­ник посягает на два или несколько непосредственных объектов, охраняемых законом, то это свидетельствует о его повышенной общественной опасности. Не случай­но за разбой, который совершил Кошелев, установлено очень строгое наказание. По части 1 ст. 146 виновные наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Мы подробно остановились на объекте преступле­ния, чтобы читатели могли отчетливо себе предста­вить, что каждое преступление наносит ущерб социа­листическим общественным отношениям. К сожалению, некоторые люди не задумываются об этом. И совер­шая явно противозаконные действия, впоследствии на суде пытаются доказать, что ничего особенного они не сделали. Неужели государство оскудеет от того, что человек украл сотню-другую рублей? И так ли велик ущерб обществу, если кто-то в состоянии подпития устроил скандал в общественном месте? Подобного рода рассуждения изобличают в человеке мещанские наклонности, когда он готов при любом удобном случае без зазрения совести запустить руку в государственный карман, во всех своих делах руководствуется только личными, эгоистическими интересами, забывая о интересах общества. А 17-летний Женя Торопов, которого судили за кражу, совершенно серьезно заявил на суде, что на преступление он пошел... вынужденно. И затем поведал, как все получилось. Оказывается, Женя увлекается радиолюбительством. Смастерил несколько приемников. Начал собирать еще один, но тут возникли сложности с деталями. Пошел в один магазин нет деталей. Зашел в другой—тоже нет. Что делать? И тогда Женя решился на «вынужденный», как он заявил, шаг. Неподалеку от его дома находилась радиомастерская, где, конечно же, были всевоз­можные детали. И вот однажды ночью, выставив оконную раму, он забрался внутрь мастерской. Выбрал все необходимые детали. Заодно кое-что прихватил про запас. На суде Женя не отрицал того, что поступил не­правильно. Но тут же оправдывался, что, будь необходимые ему радиодетали в продаже, он никогда бы не полез в мастерскую. Вот ведь какие рассуждения! Ни тени сомнений не промелькнуло в словах подсудимого, настолько он был убежден в своей правоте. Получается Так, что если государство не смогло вовремя предоставить ему, Жене, радиодетали для приемника, то тем самым оно ему открыло полную свободу действий. Ждать он не мог ни одного дня. Ему срочно нужны были радиодетали. А поскольку их в этот момент не оказалось продаже, то у него не оставалось другого выхода как украсть их.

Такое иждивенчество, построенное по простой схеме «если мне что-то нужно — государство обязано мне это дать», нередко приводит отдельных морально неустой­чивых людей к преступлениям. Подобного рода потребительское отношение к жизни зачастую вырабатывается в человеке еще с детства. Подчас родители, сами и в свое время испытавшие немало житейских трудно­стей, стараются всячески оградить от них своих сына или дочь. Малейшее желание ребенка для них — за­кон. В семье постоянно звучит требовательное: «Я хочу!» Но пока дело касается игрушек, книг, пред­метов личного обихода, родители, движимые слепой любовью к ребенку, относительно легко могут удовлет­ворять его желания. А вот 16-летнему Володе Горскому однажды понравилась редкая марка, которая имелась в коллекции приятеля. Родители, которые раньше ни в чем ему не отказывали, рады были бы и теперь уго­дить своему дитяти, но марка очень редкая, ее невоз­можно нигде купить. Но что до этого подростку, он хотел именно эту марку. А поскольку он привык к тому, что желания его всегда удовлетворялись, то в один прекрасный день у него появилась мысль: а поче­му бы не украсть ее? И — украл. А потом, подобно Жене, тоже оправдывался, что «вынужден» был посту­пить именно так. И что тревожнее всего, протягивая руку к чужому, он вовсе не задумывался, что делает что-то дурное, противозаконное.

Да только ли в этом у некоторых подростков про­является неуважение к нормам морали и закону! Вот случай из судебной практики, который наглядно сви­детельствует о том, к каким последствиям может при­вести нежелание молодых людей критически относить­ся к своим поступкам. Двое приятелей поссорились. Один из них решил отомстить обидчику. Подкараулив его вечером, ударил камнем по голове. В тяжелом со­стоянии пострадавшего отвезли в больницу. Врачи с трудом спасли ему жизнь. Так, движимый недобрым чувством мести, подросток без всяких сомнений ре­шился на тяжкое преступление. Более того, по его твердому убеждению, все происшедшее было всего лишь разрешением обычного мальчишеского конфлик­та. За это, как он считал, его могли отругать. В край­нем случае дать пятнадцать суток, как за мелкое ху­лиганство. И уж никак не ожидал, что придется нести уголовное наказание. После занятий в школе десятиклассник Андрей Бе­ляев обычно отправлялся в универсальный магазин. В отделе грампластинок он смешивался с покупателями. Определив взглядом «подходящего» человека, как бы ненароком оказывался рядом и вполголоса гово­рил: «Есть модерновые диски!» Затем они отходили в сторону и в укромном месте совершалась сделка. Бе­глов возвращался обратно к прилавку и начинал «ловить» очередного покупателя на свой дефицитный товар. Когда работники милиции его задержали, он стал доказывать, что ничего противозаконного не совершал. Как и многие ребята, он коллекционирует диски. У кого-то их покупает, кому-то их продает. На получаемую разницу — а она была солидной — пополнял свою коллекцию...

Случай довольно-таки типичный. Некоторые подростки и молодые люди, отдавая дань моде, коллекцио­нируют диски, стремятся приобрести модные джинсы. Чтобы раздобыть для этого необходимые средства, пускаются в рискованные махинации. И полагают, что ничего особенного в этом нет. Между тем подобного рода действия по закону квалифицируются как спекуляция — преступление, за которое предусмотрены строгие меры наказания. Витя Давыдов придумал для себя «забаву». Когда перед домом появлялся прохожий, он из окна своей квартиры на пятом этаже незаметно сбрасывал кусок кирпича. Человек, естественно, пугался и с недоумением оглядывался по сторонам, не понимая, откуда свалился кирпич. Витя от души наслаждался этим зрелищем. А ведь такая «забава» в любой момент могла привести к самым тяжелым последствиям. Так и случилось. Один из осколков кирпича, отлетев, угодил человеку в голову. Тот упал без сознания. Пришлось

спешно вызывать «скорую помощь»... Думаете, Витя не понимал, что занялся слишком опасной игрой? От­лично понимал! К моменту совершения преступления ему уже исполнилось 16 лет. В этом возрасте у чело­века уже вырабатывается определенное представление о том, что можно делать, а что нельзя. И было бы на­ивным полагать, что, кидая кирпичи с пятого этажа, он не сознавал опасность своих действий. Впоследствии, объясняя причины своего поведения, он заявил, что «ему просто так захотелось». Наступления каких-либо тяжелых последствий он не допускал, поскольку «ки­дал кирпичи с расчетом, чтобы они ударялись о землю метра за три-четыре перед человеком». Эта твердая убежденность, что ничего особенного он не совершил, во многом определила и его дальнейшее поведение. Увидев, что человек упал и возле дома началась сума­тоха, он не поспешил вниз, чтобы оказать хоть какуюнибудь помощь пострадавшему. По-настоящему испу­гался лишь тогда, когда приехали работники милиции и начали выяснять причины случившегося. И опять- таки у него не нашлось мужества сознаться, что имен­но из-за него пострадал человек. Напротив, постарался украдкой выйти из дома и целый день пропадал у приятелей, рассчитывая, что никто, собственно, не ви­дел, как он кидал кирпичи, и, следовательно, изобли­чить его невозможно. Но Витю все-таки изобличи­ли Подросток оказался на скамье подсудимых. При­шлось ему держать ответ за совершенное преступле­ние.

В этой грустной истории хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое в достаточной мере характерно для поведения отдельных несовершеннолетних правонарушителей. Решаясь на явно противозаконные действия, подросток зачастую отлично осазнает это. Понимает он и другое, что за подобные дей­ствии может последовать наказание. Но все эти разумныeмысли, которые, казалось бы, должны остановить 1-го от опасного шага, совершенно неожиданно пере­мешиваются зыбкой надеждой: «Авось как-нибудь все обойдется». Слишком поздно узнает, что такой расчет на безнаказанность не оправдывается.

Совершив преступление, человек как бы оказывается в моральной изоляции от остальных членов об­щества. Как бы он ни ловчил, как бы ни стремился уйти от наказания, рано или поздно ему все-таки придется отвечать по закону. В борьбе с преступностью участвуют не только правоохранительные органы, но и широкая общественность. В последние годы на ули­цах городов и селений появились плакаты с лаконич­ным сообщением: «Разыскивается преступник!» Тут же следует фотография и отличительные приметы. Чело­век, совершивший преступление, оказывается на виду всех. И вот от людей, казалось бы далеких от борьбы с преступностью, в милицию, в прокуратуру поступают сообщения: «Появился преступник, которого вы разыс­киваете!» Таким образом немало разоблачено тех, кто, грубо нарушив законы, хотел уклониться от ответст­венности.

Ни один правонарушитель не должен уйти от ответa— этот справедливый принцип в условиях социалистического общества становится реальностью. И здесь необходимо подчеркнуть, что на правонарушителя оказывает воспитательное воздействие не столько тяжесть предстоящего наказания, сколько то, что оно неизбеж­но наступит. Иного человека одна мысль об этом может заставить отказаться от своих преступных наме­рений. Другой хоть и совершил уже преступление, но в конечном счете приходит к выводу, что от ответствен­ности все равно не уйти, и является в правоохранительные органы с повинной. В. И. Ленин подчеркивал: Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни один случай преступ­ления не проходил нераскрытым».

Действующий в нашем обществе принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления, без­условно, играет большую роль в борьбе с правонарушениями, во многом способствует укреплению социа­листической законности во всех областях нашей жизни.

Вот почему напрасны расчеты отдельных правонарушителей, в том числе и тех, кто еще не достиг совер­шеннолетнего возраста, что их участие в преступлении останется незаметным и им удастся избежать ответст­венности за свои противозаконные действия. Отвечать все равно придется. И не лучше ли, прежде чем ре­шиться на какой-то поступок, вовремя остановиться и задать себе вопрос: а правильно ли я поступаю, не причинит ли это кому-либо вреда? Такая разумная предусмотрительность просто необходима. Она позво­ляет человеку не совершить той ошибки, о которой бы он потом жалел всю жизнь. К несовершеннолетним все эти требования относятся вдвойне. Начинать самостоятельную жизнь с преступления, пусть даже совершен­ного случайно, по незнанию,— что может быть хуже для молодого человека, с неокрепшей еще психикой, с неустоявшимися взглядами на жизнь? От такого удара очень трудно оправиться. И как ни горько об этом го­ворить, подчас он оказывает неблагоприятное воздей­ствие на весь остальной жизненный путь человека.

Чтобы этого не случилось, надо у детей с самого раннего возраста воспитывать ответственное отноше­ние к соблюдению норм поведения, уважение к требо­ваниям закона, т. е. умение вести себя на основе и в рамках законности. Только тогда можно быть уверен­ными, что ребяческое озорство в какой-то момент не перерастет в преступление...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top