Нередко подросток, нарушив закон, думает, что он совершил всего лишь безобидный проступок. Опасное заблуждение! Давайте разберемся, где кончаются границы проступка и начинается преступление. Еще с раннего детства в семье, под влиянием всего ее уклада ребенок начинает усваивать «что такое хорошо, что такое плохо», первые нормы общественного поведения быть честным, трудолюбивым — хорошо. Обижать младших, брать без спросу чужое — плохо... Очень и важно взрастить в душе ребенка эти зерна правильного, доброго отношения к окружающим людям. Надо с раннего детства воспитывать в нем стремление счисться с интересами окружающих его людей. Избалованность, вседозволенность постепенно укрепляют ребенка в мысли, что он вправе требовать и делать все, но захочет. Пока он маленький, от этого страдает лишь семья. Но вот он подрос. И тут-то укрепившееся нем чувство вседозволенности может оказаться опасным для окружающих людей. Но он-то так и не считает! Да и родители, ослепленные любовью к сыну, в любом случае стараются его защитить: «Ну, что особенного он натворил? Всего лишь побаловался немного. Так ведь ребенок — чего с него спросишь?» А подросток между тем совершил преступление, караемое у головным законом.
Проступок и преступление... Они отличаются друг от друга тем, что проступок не наносит сколько-нибудь ощутимого ущерба обществу и наказание за него ограничивается мерами общественного воздействия. Преступление же представляет собой опасное для общества действие или бездействие, которое наказывается в уголовном порядке.
Одним из существенных признаков преступления является его общественная опасность. Преступник наносит ущерб социалистическим общественным отношениям, или его действия могут причинить такой ущерб.
Общественно опасное деяние признается преступлением лишь в том случае, если оно прямо предусмотрено законом, т. е. является противозаконным или противоправным. Противоправность заключается в том, что человек не выполняет предусмотренную законом норму, которая предостерегает его от действий, причиняющих или могущих причинить существенный ущерб объектам, охраняемым уголовным законом. Рассмотрим такое преступление, как кража. По части 1 ст. 144 УК РСФСР виновный в ее совершении наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года. Сама норма запрещает совершать кражу и предупреждает об ответственности за нее. Противоправность проявляется и в том, что человек должен выполнять определенные обязанности, возложенные на него законом, но злостно уклоняется от них. Как известно, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае уклонения от этой обязанности их заставляют помогать детям через суд. Если и после этого они отказываются выполнять свой родительский долг, то действия их квалифицируются как преступление и наказываются по закону.
Человек совершил действия, представляющие общественную опасность. По своему содержанию они являются противозаконными. Кажется, сомнений не остается, надо возбуждать уголовное дело и привлекать виновного к ответственности... Вот именно — виновного! А если он не виновен в происшедшем? Может случиться и так, что по каким-то обстоятельствам человек не предвидел наступления тяжелых последствий. Более того, не мог и не должен был их предвидеть. По существу, его не за что привлекать к уголовной ответственности. Вина является неотъемлемым признаком любого преступления. В законе прямо говорится, что уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления.
И наконец, признаком преступления является его наказуемость. Иными словами, закон должен признать то или иное действие преступным и устанавливать за него определенное наказание.
Человек, совершивший преступление, привлекается к уголовной ответственности и вслед за этим наказываются по закону. В ст. 3 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик говорится: «Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть, умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние». Таким образом, основанием для привлечения человека к уголовной ответственности является наличие в его деянии состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Совершая преступление, виновный тем самым посягает на определенный объект, охраняемый законом. Или в результате противоправных действий он причиняет ему существенный вред. Или в результате его противоправных действий создается угроза причинения такого вреда. Перед возбуждением
уголовного дела обязательно выясняется объект преступления. Это позволяет правильно квалифицировать действия виновного и впоследствии определить ему справедливое наказание.
Что понимается под объектом преступления?
Это социалистические общественные отношения, которые уголовный закон охраняет от преступных посягательств. Различаются общий, родовой и непосредственный объекты. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Преступление представляет собой общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законодательством. К этому следует добавить, что уголовное право для того и существует, чтобы охранять советский общественный и государственный строй, социалистическую собственность, личность и права граждан и социалистический правопорядок от преступных посягательств.
Вся эта совокупность социалистических общественных отношений и является общим объектом преступления.
Каким же образом такое преступление, как, например, кража личной собственности, может посягать на всю систему социалистических общественных отношений в целом? Может! Как известно, каждый человек за свой труд получает долю общественного продукта, необходимую ему для того, чтобы удовлетворять свои личные потребности. Преступник же, посягая на имущественные интересы граждан, тем самым посягает на социалистический принцип распределения материальных благ по труду. Точно так же любое преступление в той или иной форме посягает на всю систему социалистических общественных отношений.
Различные преступления и наказания за них в уголовных кодексах союзных республик объединены по разделам. Составы преступлений в каждом разделе имеют определенные общие черты. Возьмем, скажем, такие преступления, как кража, грабеж, присвоение или растрата, мошенничество, уничтожение или повреждение государственного или личного имущества. Разумеется, все они во многом отличаются друг от друга — и по способам совершения, и по степени общевенной опасности, и по предусмотренным мерам наказания за них. Но есть и общее: эти преступления посягают на социалистическую собственность. Родовым объектом преступления является определенная группа социалистических общественных отношений, которые уголовный закон охраняет от преступных посягательств. Эти общественные отношения по своей природе однородны и взаимосвязаны. Родовым объектом являются и личность. Третья глава Особенной части УК РСФСР так и озаглавлена: «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». В ней объединены такие преступления, как убийство, телесные повреждения, клевета, злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей, злоупотребление опекунскими обязанностями, разглашение тайны усыновления.
Объединенные по признакам общности родового объекта, каждое из преступлений имеет свой непосредственный объект. Под ним подразумевается одно или несколько конкретных общественных отношений, на которые непосредственно посягает преступник. Человек в общественном месте совершил злостное хулиганство. Непосредственным объектом в данном случае является общественный порядок. Иногда случается так,
что виновный посягает на несколько самостоятельных и разнородных непосредственных объектов. Проиллюстрируем это примером. Вооружившись ножом, некто Кошелев темной ночью подошел к одинокому прохожему и потребовал у него деньги. Тот оказал сопротивление. Тогда Кошелев несколько раз ударил его ножом, причинив ему тяжкие телесные повреждения. После этого он вытащил у него из карманов деньги и скрылся. Спустя некоторое время Кошелева задержали и судили по ст. 146 УК РСФСР, предусматривающей ответственность за разбойное нападение. Преступник, чтобы завладеть имуществом, применил насилие. Первым непосредственным объектом здесь является жизнь и здоровье пострадавшего, вторым непосредственным объектом — его личная собственность. Если преступник посягает на два или несколько непосредственных объектов, охраняемых законом, то это свидетельствует о его повышенной общественной опасности. Не случайно за разбой, который совершил Кошелев, установлено очень строгое наказание. По части 1 ст. 146 виновные наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Мы подробно остановились на объекте преступления, чтобы читатели могли отчетливо себе представить, что каждое преступление наносит ущерб социалистическим общественным отношениям. К сожалению, некоторые люди не задумываются об этом. И совершая явно противозаконные действия, впоследствии на суде пытаются доказать, что ничего особенного они не сделали. Неужели государство оскудеет от того, что человек украл сотню-другую рублей? И так ли велик ущерб обществу, если кто-то в состоянии подпития устроил скандал в общественном месте? Подобного рода рассуждения изобличают в человеке мещанские наклонности, когда он готов при любом удобном случае без зазрения совести запустить руку в государственный карман, во всех своих делах руководствуется только личными, эгоистическими интересами, забывая о интересах общества. А 17-летний Женя Торопов, которого судили за кражу, совершенно серьезно заявил на суде, что на преступление он пошел... вынужденно. И затем поведал, как все получилось. Оказывается, Женя увлекается радиолюбительством. Смастерил несколько приемников. Начал собирать еще один, но тут возникли сложности с деталями. Пошел в один магазин нет деталей. Зашел в другой—тоже нет. Что делать? И тогда Женя решился на «вынужденный», как он заявил, шаг. Неподалеку от его дома находилась радиомастерская, где, конечно же, были всевозможные детали. И вот однажды ночью, выставив оконную раму, он забрался внутрь мастерской. Выбрал все необходимые детали. Заодно кое-что прихватил про запас. На суде Женя не отрицал того, что поступил неправильно. Но тут же оправдывался, что, будь необходимые ему радиодетали в продаже, он никогда бы не полез в мастерскую. Вот ведь какие рассуждения! Ни тени сомнений не промелькнуло в словах подсудимого, настолько он был убежден в своей правоте. Получается Так, что если государство не смогло вовремя предоставить ему, Жене, радиодетали для приемника, то тем самым оно ему открыло полную свободу действий. Ждать он не мог ни одного дня. Ему срочно нужны были радиодетали. А поскольку их в этот момент не оказалось продаже, то у него не оставалось другого выхода как украсть их.
Такое иждивенчество, построенное по простой схеме «если мне что-то нужно — государство обязано мне это дать», нередко приводит отдельных морально неустойчивых людей к преступлениям. Подобного рода потребительское отношение к жизни зачастую вырабатывается в человеке еще с детства. Подчас родители, сами и в свое время испытавшие немало житейских трудностей, стараются всячески оградить от них своих сына или дочь. Малейшее желание ребенка для них — закон. В семье постоянно звучит требовательное: «Я хочу!» Но пока дело касается игрушек, книг, предметов личного обихода, родители, движимые слепой любовью к ребенку, относительно легко могут удовлетворять его желания. А вот 16-летнему Володе Горскому однажды понравилась редкая марка, которая имелась в коллекции приятеля. Родители, которые раньше ни в чем ему не отказывали, рады были бы и теперь угодить своему дитяти, но марка очень редкая, ее невозможно нигде купить. Но что до этого подростку, он хотел именно эту марку. А поскольку он привык к тому, что желания его всегда удовлетворялись, то в один прекрасный день у него появилась мысль: а почему бы не украсть ее? И — украл. А потом, подобно Жене, тоже оправдывался, что «вынужден» был поступить именно так. И что тревожнее всего, протягивая руку к чужому, он вовсе не задумывался, что делает что-то дурное, противозаконное.
Да только ли в этом у некоторых подростков проявляется неуважение к нормам морали и закону! Вот случай из судебной практики, который наглядно свидетельствует о том, к каким последствиям может привести нежелание молодых людей критически относиться к своим поступкам. Двое приятелей поссорились. Один из них решил отомстить обидчику. Подкараулив его вечером, ударил камнем по голове. В тяжелом состоянии пострадавшего отвезли в больницу. Врачи с трудом спасли ему жизнь. Так, движимый недобрым чувством мести, подросток без всяких сомнений решился на тяжкое преступление. Более того, по его твердому убеждению, все происшедшее было всего лишь разрешением обычного мальчишеского конфликта. За это, как он считал, его могли отругать. В крайнем случае дать пятнадцать суток, как за мелкое хулиганство. И уж никак не ожидал, что придется нести уголовное наказание. После занятий в школе десятиклассник Андрей Беляев обычно отправлялся в универсальный магазин. В отделе грампластинок он смешивался с покупателями. Определив взглядом «подходящего» человека, как бы ненароком оказывался рядом и вполголоса говорил: «Есть модерновые диски!» Затем они отходили в сторону и в укромном месте совершалась сделка. Беглов возвращался обратно к прилавку и начинал «ловить» очередного покупателя на свой дефицитный товар. Когда работники милиции его задержали, он стал доказывать, что ничего противозаконного не совершал. Как и многие ребята, он коллекционирует диски. У кого-то их покупает, кому-то их продает. На получаемую разницу — а она была солидной — пополнял свою коллекцию...
Случай довольно-таки типичный. Некоторые подростки и молодые люди, отдавая дань моде, коллекционируют диски, стремятся приобрести модные джинсы. Чтобы раздобыть для этого необходимые средства, пускаются в рискованные махинации. И полагают, что ничего особенного в этом нет. Между тем подобного рода действия по закону квалифицируются как спекуляция — преступление, за которое предусмотрены строгие меры наказания. Витя Давыдов придумал для себя «забаву». Когда перед домом появлялся прохожий, он из окна своей квартиры на пятом этаже незаметно сбрасывал кусок кирпича. Человек, естественно, пугался и с недоумением оглядывался по сторонам, не понимая, откуда свалился кирпич. Витя от души наслаждался этим зрелищем. А ведь такая «забава» в любой момент могла привести к самым тяжелым последствиям. Так и случилось. Один из осколков кирпича, отлетев, угодил человеку в голову. Тот упал без сознания. Пришлось
спешно вызывать «скорую помощь»... Думаете, Витя не понимал, что занялся слишком опасной игрой? Отлично понимал! К моменту совершения преступления ему уже исполнилось 16 лет. В этом возрасте у человека уже вырабатывается определенное представление о том, что можно делать, а что нельзя. И было бы наивным полагать, что, кидая кирпичи с пятого этажа, он не сознавал опасность своих действий. Впоследствии, объясняя причины своего поведения, он заявил, что «ему просто так захотелось». Наступления каких-либо тяжелых последствий он не допускал, поскольку «кидал кирпичи с расчетом, чтобы они ударялись о землю метра за три-четыре перед человеком». Эта твердая убежденность, что ничего особенного он не совершил, во многом определила и его дальнейшее поведение. Увидев, что человек упал и возле дома началась суматоха, он не поспешил вниз, чтобы оказать хоть какуюнибудь помощь пострадавшему. По-настоящему испугался лишь тогда, когда приехали работники милиции и начали выяснять причины случившегося. И опять- таки у него не нашлось мужества сознаться, что именно из-за него пострадал человек. Напротив, постарался украдкой выйти из дома и целый день пропадал у приятелей, рассчитывая, что никто, собственно, не видел, как он кидал кирпичи, и, следовательно, изобличить его невозможно. Но Витю все-таки изобличили Подросток оказался на скамье подсудимых. Пришлось ему держать ответ за совершенное преступление.
В этой грустной истории хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое в достаточной мере характерно для поведения отдельных несовершеннолетних правонарушителей. Решаясь на явно противозаконные действия, подросток зачастую отлично осазнает это. Понимает он и другое, что за подобные действии может последовать наказание. Но все эти разумныeмысли, которые, казалось бы, должны остановить 1-го от опасного шага, совершенно неожиданно перемешиваются зыбкой надеждой: «Авось как-нибудь все обойдется». Слишком поздно узнает, что такой расчет на безнаказанность не оправдывается.
Совершив преступление, человек как бы оказывается в моральной изоляции от остальных членов общества. Как бы он ни ловчил, как бы ни стремился уйти от наказания, рано или поздно ему все-таки придется отвечать по закону. В борьбе с преступностью участвуют не только правоохранительные органы, но и широкая общественность. В последние годы на улицах городов и селений появились плакаты с лаконичным сообщением: «Разыскивается преступник!» Тут же следует фотография и отличительные приметы. Человек, совершивший преступление, оказывается на виду всех. И вот от людей, казалось бы далеких от борьбы с преступностью, в милицию, в прокуратуру поступают сообщения: «Появился преступник, которого вы разыскиваете!» Таким образом немало разоблачено тех, кто, грубо нарушив законы, хотел уклониться от ответственности.
Ни один правонарушитель не должен уйти от ответa— этот справедливый принцип в условиях социалистического общества становится реальностью. И здесь необходимо подчеркнуть, что на правонарушителя оказывает воспитательное воздействие не столько тяжесть предстоящего наказания, сколько то, что оно неизбежно наступит. Иного человека одна мысль об этом может заставить отказаться от своих преступных намерений. Другой хоть и совершил уже преступление, но в конечном счете приходит к выводу, что от ответственности все равно не уйти, и является в правоохранительные органы с повинной. В. И. Ленин подчеркивал: Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым».
Действующий в нашем обществе принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления, безусловно, играет большую роль в борьбе с правонарушениями, во многом способствует укреплению социалистической законности во всех областях нашей жизни.
Вот почему напрасны расчеты отдельных правонарушителей, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетнего возраста, что их участие в преступлении останется незаметным и им удастся избежать ответственности за свои противозаконные действия. Отвечать все равно придется. И не лучше ли, прежде чем решиться на какой-то поступок, вовремя остановиться и задать себе вопрос: а правильно ли я поступаю, не причинит ли это кому-либо вреда? Такая разумная предусмотрительность просто необходима. Она позволяет человеку не совершить той ошибки, о которой бы он потом жалел всю жизнь. К несовершеннолетним все эти требования относятся вдвойне. Начинать самостоятельную жизнь с преступления, пусть даже совершенного случайно, по незнанию,— что может быть хуже для молодого человека, с неокрепшей еще психикой, с неустоявшимися взглядами на жизнь? От такого удара очень трудно оправиться. И как ни горько об этом говорить, подчас он оказывает неблагоприятное воздействие на весь остальной жизненный путь человека.
Чтобы этого не случилось, надо у детей с самого раннего возраста воспитывать ответственное отношение к соблюдению норм поведения, уважение к требованиям закона, т. е. умение вести себя на основе и в рамках законности. Только тогда можно быть уверенными, что ребяческое озорство в какой-то момент не перерастет в преступление...