Что касается внешней образованности, то здесь встречаются две противоположные крайности: одни слишком высоко ценят внешнюю образованность, а другие совершенно пренебрегают ею. Есть родители и воспитатели, которые считают главным делом воспитания — научить ребенка приятному обращению.
Без сомнения, лучше сохранять расцветающее детство чистым и неиспорченным, нежели восстанавливать его после падения и, может быть, врачевать раны, уже загнившие. Но какое воспитание может заградить коварному змею все пути к невинным детям? И как часто случается, что в ребенка прежде нежели поручат его воспитателю, уже вонзилось ядовитое жало адского змея! Отсюда видна важность вопроса: как можно исправлять воспитанника? Но чтобы не смешивать понятий, предварительно заметим, что здесь идет речь только о таких грехах и недостатках, в которых действительно виновен сам воспитанник.
Внутренняя перемена человека возможна не иначе как только при содействии Божественной благодати. Но для этого, как прежде было сказано, он должен сначала получить прощение грехов и примириться с Богом; прощения же и примирения с Богом он может достигнуть только верою в заслуги Иисуса Христа, посредством покаяния.
В Таинстве Покаяния Божественный Искупитель невидимо является Ходатаем между нами и оскорбленным Богом, и священник, как Его служитель, как видимый посредник между Богом и нами, свидетельствуя о нашем раскаянии, по данной ему от Бога власти разрешает кающегося от грехов. Условия для этого суть следующие: испытание совести, сокрушение сердца, живая вера в Иисуса Христа, твердое упование на Его Божественное милосердие, решимость в последующее время удаляться грехов, исповедь и плоды, достойные покаяния.
К принятию Таинства Евхаристии надо подготавливать детей с самых ранних лет, ибо Святая Церковь, не лишая младенцев Таинства Крещения и саботясь о наискорейшем принятии их в свои недра, чтобы они не были чужды общения со Христом и участия в благодатных Дарах Его, в то же время преподает им Таинство Тела и Крови Христовых, чтобы они, возрожденные от воды и Духа, принимая божественную Пищу, возрастали и укреплялись в духовной жизни.
Внутреннее изменение человека происходит в то самое время, как начинает он отвращаться от прежних грехов своих и предает себя Богу. Но внешнее выражение этой перемены — прочное исправление — обыкновенно совершается постепенно. Воспитателю надо употреблять все меры к тому, чтобы предпринятое воспитанником намерение исправить себя было твердо и никогда не ослабевало. Прежде всего он должен стараться заградить источники зла, удаляя, насколько возможно, все случаи, ведущие к нему, равно и все опасности, каких только можно избежать, а неизбежные должен ослаблять и, по возможности, делать безвредными.
Нет нужды подробно говорить о грехах, между юношами обыкновенных, и для каждого из них предлагать особый способ врачевания. Кто хорошо усвоит себе до сих пор сказанное об образовании различных способностей, как телесных, так и духовных, тот легко обойдется без этого частного указания.
Ранее уже было замечено, что воспитание нужно прекращать не вдруг, но надо мало-помалу ослаблять руководство до тех пор, пока воспитанник не приобретет самостоятельный и твердый характер. Как в физическом отношении человек не сразу учится стоять и бегать на собственных ногах, так точно бывает и в нравственном отношении.
Большая опасность подстерегает взрослого юношу, которому прежде не давали никакой свободы, которого охраняли с недоверием или, может быть, постоянно удерживали только страхом и насилием, а теперь вдруг предоставляют самому себе. Как можно с уверенностью ожидать, чтобы такой юноша тотчас научился благоразумно управлять своим состоянием и не стал злоупотреблять своей свободой? Юношеская жизнь его подобна потоку, который, достигая равнины, бывает тем шумнее, чем более был стеснен прежде в своем течении.
Поэтому необходимо приучать воспитанника к управлению самим собой постепенно, с годами, чтобы таким образом в продолжение воспитания он мог заблаговременно приобрести навык к самостоятельному, благоразумному и твердому действию. Особенные условия здесь следующие:
а) нужно, чтобы воспитанник помнил и с благоговением содержал в уме свое главное назначение, то есть чтобы высокая истина: «я рожден для вечности и там буду пожинать то, что здесь посею» всегда глубоко и неизгладимо была запечатлена в душе его. При этой глубокой мысли он не может не иметь желания и твердой решимости отвергать все, удаляющее его от главного назначения, и более всего искать царствия Божия и правды Его;
б) нужно, чтобы, подвигнув себя на ежедневное самоотвержение, он не только считал возможным делом одерживать победу над пороками, но посредством постоянных упражнений и в самом деле приобретал навык побеждать;
в) его разум должен всегда несомненно исповедовать божественное достоинство христианского учения, и вся душа его должна быть глубоко проникнута благотворной силой православной веры. Чем глубже дух истинного благочестия проникнет все существо юноши, тем ревностнее будет он стараться соответствовать своему назначению, как временному, так и вечному, чего требуют от него столь сильные побуждения и к чему святая вера подает ему столь многие, истинно Божественные, действительнейшие средства.
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35 и далее). О, если бы это одушевление наполняло сердце каждого юноши и каждой девицы и распространялось на все дела их и на всю жизнь!
Впрочем, даже если юноша получил самое хорошее воспитание, и тогда он, по окончании его, имеет нужду в предостережениях и напоминаниях, которые, как отеческий подарок, должен взять с собой и свято сохранить навсегда, ибо перед ним, предоставленным самому себе, лежат пути скользкие и окруженные опасностями.
До сих пор речь шла собственно о воспитании (или формальном образовании), посредством которого дремлющие в человеке силы надо возбуждать, раскрывать и так направлять, чтобы они все вместе стройно содействовали достижению истинного назначения человека, временного и вечного. Но воспитание должно также сообщать пробуждающемуся уму и сами познания, необходимые или, по крайней мере, истинно полезные для человека. Эту часть воспитания мы назвали наукой обучения, или материальным образованием.
Выбор предметов учения не должен зависеть от произвола воспитателей, он должен быть главным началом истинного воспитания, ибо нужно развивать воспитанника так, чтобы он мог удобно достигать указанного ему Богом назначения. Но это начало, к сожалению, очень часто оставляют без внимания. Многие учителя, преподавая науки, более ищут своей личной выгоды, нежели блага учеников.