Первый долг каждого учителя — дать своим ученикам основательное образование. Это значит, что он должен для каждого предмета заложить твердое основание, потом постепенно строить здание и, наконец, в продолжение всего времени образования учеников, никогда не допускать, чтобы его преподавание было только поверхностным, но стараться, чтобы все, чему он учит, глубоко пускало корни в душе их или, как говорили древние, входило в плоть и кровь учеников. Так он должен обучать — учить для действительной жизни, а не для одного училища.
Этому правилу противно то, когда слишком спешат в преподавании предметов или обходят посредствующие ступени. Первый случай имеет место, когда учитель, вместо того чтобы заботиться об основательном преподавании предмета, старается поскорее пройти его, чтобы ученики поскорее оказались сколько-нибудь знающими пройденный предмет.
Обыкновенными причинами этого бывают: поверхностное знание и неопытность самого учителя, желание блеснуть скорыми успехами детей, недостаток усердия, а потому иногда совершенно ремесленническое отношение к учительской должности и т.п. Как жалки такие дети, когда, по окончании времени учения, они вскоре все забывают и удерживают в памяти только некоторые темные понятия, которым не могут найти никакого применения! Кто считает потерей времени медленный ход учения и частые повторения, тот этим самым доказывает свою неопытность в деле обучения, а иногда и совершенную неспособность к учительской должности.
То же самое надо сказать и о другом случае, то есть когда обходят посредствующие ступени. Как чтение, так и все другие предметы имеют свою азбуку, свои начала и постепенные переходы вперед. Чем точнее и полнее знает воспитанник начала и чем непрерывнее соединяется последующее с предыдущим, тем лучше он будет понимать предмет. Если же допущена ошибка в основании, то все здание строится ошибочно и потому не прочно. Учителю может казаться маловажным и незначительным многое такое, что для ученика очень важно и необходимо.