Здесь применимо все, что было сказано о возбуждении, руководстве и образовании чувств. Чтобы не просто учить слушателей, но и затрагивать их сердца, учителю надо самому проникнуться своим предметом. В сем случае это главное дело. Римский поэт говорит: «Если хочешь, чтобы я плакал, плачь прежде сам». И опыт всегда подтверждает то же.
Так как ближайшая цель обучения есть приобретение навыков к известным действиям и искусствам, например: к чтению, письму, счету и прочему,— то надо иметь в виду главное правило: не утомлять ученика, особенно в самом начале, многими определениями, но направлять учение прямо к цели. Упражнение в этом случае есть первое и необходимое дело.
Какое обучение имеет преимущество: общественное или частное?
Этот вопрос издавна был рассматриваем. В последнее время он очень часто поднимался и решался различно. Обсудим выгоды и недостатки частного и общественного способов обучения:
Образование человека будет очень недостаточно, если он ничего не будет знать, кроме того, что ему было сообщено в процессе обучения. Как много понятий должен иметь ребенок уже и для того, чтобы он мог понимать сообщаемое ему учение! Сколько наблюдений делает внимательный воспитанник сам, без помощи учителя, в продолжение нескольких лет своего образования! И при всем том как ограничено будет его знание, если, по выходе из училища, он будет довольствоваться только запасом доселе приобретенных познаний и не будет непрерывно увеличивать его в юношеском и мужеском возрасте!
Опыт всегда справедливо считался лучшим учителем людей. Без опыта многого вовсе нельзя знать, например: благоустройства общественного и частного, общепринятых правил и обычаев, поведения окружающих нас людей, искусств, чудного устройства видимого мира и подобного.
Даже и те познания, которые можно приобрести или путем обучения, или из книг, только при помощи опыта могут сделаться ясными и раздельными. Один опыт несомненно уверяет нас в истине и важности частных положений и правил; он открывает нам недостатки умозрения и умозрительное учение восполняет своими правилами; он учит правильной деятельности в общественной и частной жизни, применительно к различным обстоятельствам; он, как во время раннего образования человека, так и в продолжение всей его жизни, служит необходимым пособием в его действиях и всегда доставляет много такого, чего никакое умозрение сообщить ему не может.
Как для благочестия и добродетели, так и для умственного образования весьма важно то, с какими людьми мы общаемся. Особенно в юношеском возрасте весьма сильно стремление к подражанию, когда нежная душа так легко привязывается к другим и перенимает весь образ их мыслей и поступков, часто не отличая хорошего от плохого.
Искусство давать прочное основание своим мыслям и чувствам, посредством видимых знаков или письмен, есть один из величайших даров Творца.
Посредством его мы можем древнейших предков и отдаленнейших современников представлять себе как бы живыми и умственно дружить с мудрецами всех веков. Что в древности мыслили и чувствовали люди мудрейшие, о том и мы можем рассуждать вместе с ними и сочувствовать им. Таким образом их опыты становятся нашими, и, сообразуясь с высоким полетом их ума, мы можем достигать такой высоты, о которой, предоставленные самим себе, вероятно, и не подумали бы.