Здесь применимо все, что было сказано о воз­буждении, руководстве и образовании чувств. Что­бы не просто учить слушателей, но и затрагивать их сердца, учителю надо самому проникнуться своим предметом. В сем случае это главное дело. Римский поэт говорит: «Если хочешь, чтобы я плакал, плачь прежде сам». И опыт всегда подтверждает то же.

Так как ближайшая цель обучения есть приоб­ретение навыков к известным действиям и искусст­вам, например: к чтению, письму, счету и прочему,— то надо иметь в виду главное правило: не утомлять ученика, особенно в самом начале, многими опреде­лениями, но направлять учение прямо к цели. Упраж­нение в этом случае есть первое и необходимое дело.

Какое обучение имеет преимущество: общест­венное или частное?

Этот вопрос издавна был рассматриваем. В по­следнее время он очень часто поднимался и решался различно. Обсудим выгоды и недостатки частного и общественного способов обучения:

Образование человека будет очень недостаточно, если он ничего не будет знать, кроме того, что ему было сообщено в процессе обучения. Как много по­нятий должен иметь ребенок уже и для того, чтобы он мог понимать сообщаемое ему учение! Сколько наблюдений делает внимательный воспитанник сам, без помощи учителя, в продолжение нескольких лет своего образования! И при всем том как ограничено будет его знание, если, по выходе из училища, он бу­дет довольствоваться только запасом доселе приоб­ретенных познаний и не будет непрерывно увеличи­вать его в юношеском и мужеском возрасте!

Опыт всегда справедливо считался лучшим учи­телем людей. Без опыта многого вовсе нельзя знать, например: благоустройства общественного и частно­го, общепринятых правил и обычаев, поведения ок­ружающих нас людей, искусств, чудного устройства видимого мира и подобного.

Даже и те познания, которые можно приобрести или путем обучения, или из книг, только при помо­щи опыта могут сделаться ясными и раздельными. Один опыт несомненно уверяет нас в истине и важ­ности частных положений и правил; он открывает нам недостатки умозрения и умозрительное учение восполняет своими правилами; он учит правильной деятельности в общественной и частной жизни, при­менительно к различным обстоятельствам; он, как во время раннего образования человека, так и в продол­жение всей его жизни, служит необходимым пособи­ем в его действиях и всегда доставляет много такого, чего никакое умозрение сообщить ему не может.

Как для благочестия и добродетели, так и для умственного образования весьма важно то, с какими людьми мы общаемся. Особенно в юношеском воз­расте весьма сильно стремление к подражанию, ког­да нежная душа так легко привязывается к другим и перенимает весь образ их мыслей и поступков, часто не отличая хорошего от плохого.

Искусство давать прочное основание своим мыс­лям и чувствам, посредством видимых знаков или письмен, есть один из величайших даров Творца.

Посредством его мы можем древнейших предков и отдаленнейших современников представлять себе как бы живыми и умственно дружить с мудрецами всех ве­ков. Что в древности мыслили и чувствовали люди му­дрейшие, о том и мы можем рассуждать вместе с ними и сочувствовать им. Таким образом их опыты становят­ся нашими, и, сообразуясь с высоким полетом их ума, мы можем достигать такой высоты, о которой, предо­ставленные самим себе, вероятно, и не подумали бы.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top