Так как ближайшая цель обучения есть приоб­ретение навыков к известным действиям и искусст­вам, например: к чтению, письму, счету и прочему,— то надо иметь в виду главное правило: не утомлять ученика, особенно в самом начале, многими опреде­лениями, но направлять учение прямо к цели. Упраж­нение в этом случае есть первое и необходимое дело.

Поэтому учитель сначала должен сам показы­вать ученикам на опыте, что и как они должны де­лать, потом, под своим руководством, заставлять их самих делать то же, и до тех пор упражнять их в нужных действиях, пока они не приобретут, по край­ней мере, некоторого навыка. Здесь, особенно в на­чале, необходима большая точность.

Если учитель, в самом начале обучения, бывает крайне снисходителен и позволяет ученику слишком быстро идти вперед, то это нередко оказывает вредное влияние на все последующее его образование, именно: или ученик навсегда останется неискусным в своем де­ле, или учитель после снова должен будет учить тому же, чему учил прежде. Итак, медленно спеши!

Конечно, и здесь нужен неистощимый запас любви и терпения. За неудачные опыты, особенно вначале, учитель не должен наказывать слишком строго; ему надо при этом избегать насмешек, оскорблений, сурового обхождения с детьми и по­добного, чтобы робкого воспитанника тем самым не лишить бодрости. Напротив, нужно возбуждать и всегда поддерживать в воспитаннике надежду на успех, стараться постепенно все более усиливать его лю­бовь к своему делу и помогать ему подниматься с од­ной ступени на другую.

Предлагая какое-либо правило, учитель в то же время должен показывать применение его в извест­ных случаях жизни, особенно в настоящем или буду­щем состоянии самих учеников, чтобы они тем удоб­нее познавали пользу и употребление того, чему учатся. Правила надо объяснять, основываясь на употреблении их в действительных и часто встреча­ющихся случаях жизни; но при этом нужно избегать применения их только к случаям необыкновенным или идеальным, иначе воспитанники более ознако­мятся с миром идеальным или воображаемым, неже­ли с действительным, и будут в состоянии помогать себе в случаях, редко встречающихся, между тем как для обыкновенных обстоятельств жизни останутся несведущими и малоопытными.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top