Так как ближайшая цель обучения есть приобретение навыков к известным действиям и искусствам, например: к чтению, письму, счету и прочему,— то надо иметь в виду главное правило: не утомлять ученика, особенно в самом начале, многими определениями, но направлять учение прямо к цели. Упражнение в этом случае есть первое и необходимое дело.
Поэтому учитель сначала должен сам показывать ученикам на опыте, что и как они должны делать, потом, под своим руководством, заставлять их самих делать то же, и до тех пор упражнять их в нужных действиях, пока они не приобретут, по крайней мере, некоторого навыка. Здесь, особенно в начале, необходима большая точность.
Если учитель, в самом начале обучения, бывает крайне снисходителен и позволяет ученику слишком быстро идти вперед, то это нередко оказывает вредное влияние на все последующее его образование, именно: или ученик навсегда останется неискусным в своем деле, или учитель после снова должен будет учить тому же, чему учил прежде. Итак, медленно спеши!
Конечно, и здесь нужен неистощимый запас любви и терпения. За неудачные опыты, особенно вначале, учитель не должен наказывать слишком строго; ему надо при этом избегать насмешек, оскорблений, сурового обхождения с детьми и подобного, чтобы робкого воспитанника тем самым не лишить бодрости. Напротив, нужно возбуждать и всегда поддерживать в воспитаннике надежду на успех, стараться постепенно все более усиливать его любовь к своему делу и помогать ему подниматься с одной ступени на другую.
Предлагая какое-либо правило, учитель в то же время должен показывать применение его в известных случаях жизни, особенно в настоящем или будущем состоянии самих учеников, чтобы они тем удобнее познавали пользу и употребление того, чему учатся. Правила надо объяснять, основываясь на употреблении их в действительных и часто встречающихся случаях жизни; но при этом нужно избегать применения их только к случаям необыкновенным или идеальным, иначе воспитанники более ознакомятся с миром идеальным или воображаемым, нежели с действительным, и будут в состоянии помогать себе в случаях, редко встречающихся, между тем как для обыкновенных обстоятельств жизни останутся несведущими и малоопытными.