Какое обучение имеет преимущество: общест­венное или частное?

Этот вопрос издавна был рассматриваем. В по­следнее время он очень часто поднимался и решался различно. Обсудим выгоды и недостатки частного и общественного способов обучения:

а)   при частном обучении учитель, как в выборе и распорядке предметов, так и в методе учения, может точнее приспособиться к потребностям ученика и постепенно вести его вперед. Напротив, при общест­венном обучении он не обращает внимания на инди­видуальность каждого ученика и должен строить преподавание сообразно со способностями большей части своих слушателей;

б) при частном образовании учитель все время может посвящать одному ученику, а при обществен­ном он должен разделять свои часы между многими;

в) при частном обучении меньше случаев к по­вреждению нравов, и за учеником можно смотреть гораздо лучше, практически непрерывно. Напротив, издавна жалуются, что дети в училищах развраща­ются или, по крайней мере, привыкают к различным вольностям и знакомятся с такими вещами, о кото­рых еще не нужно знать;

г) при частном обучении не достает соревнова­ния, ибо учащийся не имеет никого, с кем бы мог по­мериться силами и чьи успехи могли бы поощрять или пристыжать его. При общественном образова­нии дети более привыкают к послушанию, миролю­бию и взаимной услужливости, так как здесь они постоянно общаются со своими товарищами, упраж­няются во взаимном обсуждении своих мыслей, при­обретают более смелости и способности к устным объяснениям и отвыкают от робости и застенчивос­ти, которую очень часто приносят из родительского дома. Да и опасности нравственного повреждения большей частью легко могут быть устранены, если будет употреблен надлежащий, строгий надзор и ес­ли начальники, учителя, родители и содержатели квартир постараются помогать в этом друг другу;

д) при частном обучении очень многие из родите­лей не в состоянии иметь хорошего учителя и приобре­тать все нужные учебные принадлежности. Если же родители и имеют достаток, то как трудно им найти человека, который во всех отношениях был бы способен к этому столь важному делу и которому безопасно и надежно могли бы они вверить свою драгоценность;

е)   как для Церкви, так и для отечества очень важ­но, чтобы учение было сообщаемо воспитаннику по верным и испытанным правилам и чтобы в нем господ­ствовало единство, но этого нельзя вполне достигнуть через частное обучение, ибо здесь строгий надзор за правильным обучением и проверка его невозможны, отчего разнохарактерность обучения почти неизбежна.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top