Какое обучение имеет преимущество: общественное или частное?
Этот вопрос издавна был рассматриваем. В последнее время он очень часто поднимался и решался различно. Обсудим выгоды и недостатки частного и общественного способов обучения:
а) при частном обучении учитель, как в выборе и распорядке предметов, так и в методе учения, может точнее приспособиться к потребностям ученика и постепенно вести его вперед. Напротив, при общественном обучении он не обращает внимания на индивидуальность каждого ученика и должен строить преподавание сообразно со способностями большей части своих слушателей;
б) при частном образовании учитель все время может посвящать одному ученику, а при общественном он должен разделять свои часы между многими;
в) при частном обучении меньше случаев к повреждению нравов, и за учеником можно смотреть гораздо лучше, практически непрерывно. Напротив, издавна жалуются, что дети в училищах развращаются или, по крайней мере, привыкают к различным вольностям и знакомятся с такими вещами, о которых еще не нужно знать;
г) при частном обучении не достает соревнования, ибо учащийся не имеет никого, с кем бы мог помериться силами и чьи успехи могли бы поощрять или пристыжать его. При общественном образовании дети более привыкают к послушанию, миролюбию и взаимной услужливости, так как здесь они постоянно общаются со своими товарищами, упражняются во взаимном обсуждении своих мыслей, приобретают более смелости и способности к устным объяснениям и отвыкают от робости и застенчивости, которую очень часто приносят из родительского дома. Да и опасности нравственного повреждения большей частью легко могут быть устранены, если будет употреблен надлежащий, строгий надзор и если начальники, учителя, родители и содержатели квартир постараются помогать в этом друг другу;
д) при частном обучении очень многие из родителей не в состоянии иметь хорошего учителя и приобретать все нужные учебные принадлежности. Если же родители и имеют достаток, то как трудно им найти человека, который во всех отношениях был бы способен к этому столь важному делу и которому безопасно и надежно могли бы они вверить свою драгоценность;
е) как для Церкви, так и для отечества очень важно, чтобы учение было сообщаемо воспитаннику по верным и испытанным правилам и чтобы в нем господствовало единство, но этого нельзя вполне достигнуть через частное обучение, ибо здесь строгий надзор за правильным обучением и проверка его невозможны, отчего разнохарактерность обучения почти неизбежна.