Образование человека будет очень недостаточно, если он ничего не будет знать, кроме того, что ему было сообщено в процессе обучения. Как много понятий должен иметь ребенок уже и для того, чтобы он мог понимать сообщаемое ему учение! Сколько наблюдений делает внимательный воспитанник сам, без помощи учителя, в продолжение нескольких лет своего образования! И при всем том как ограничено будет его знание, если, по выходе из училища, он будет довольствоваться только запасом доселе приобретенных познаний и не будет непрерывно увеличивать его в юношеском и мужеском возрасте!
Частные пути или средства, которыми человек всегда может приобретать новые познания, почти бесчисленны, так как мир чувственный и сверхчувтвенный со всех сторон объемлет открытый ум его. Для краткости здесь укажем только на три общих пути, именно: на опыт, общение с людьми и чтение.