Для предотвращения как физического, так и нравственного повреждения надо, прежде всего, по возможности удалять от детей вредные и опасные предметы. Под такими предметами разумеем и внешние опасные вещи, и особенно таких людей, общение с которыми угрожает детям опасностью в каком-либо отношении. Подробнее о приложении этого правила будет сказано ниже.
Впрочем, невозможно удалить от детей все для них вредное или опасное. Поэтому нужно, чтобы дети постепенно сами привыкали узнавать, что для них вредно или опасно, и сами того остерегались. Для •того особенно полезны предостережения, то есть наставления, обращающие внимание детей на недо- стоинство и вредные последствия известных предметов и действий.
Если сообщаемые ребенку наставления и предостережения не могут удержать в порядке беспорядочных его влечений, то надо прибегнуть к соответствующим мерам принуждения. Там нет истинной любви к детям, где для удержания детского своенравия и вольности не хотят употреблять нужной строгости: хотя и с прискорбием, но надо поступать вопреки детскому легкомыслию, когда это нужно. Мудрый говорит: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына (Притч. 13, 23). Также если прежде данное предостережение было пренебрежено воспитанником и, может быть, уже не один раз, то нужно, чтобы от этого пренебрежения он подвергался неприятным последствиям.
Код недостатками мы разумеем здесь не какие-нибудь случайные погрешности, а постоянные, которые происходят от превратного направления способностей или, по крайней мере, при известных обстоятельствах всегда повторяются, например: косой взгляд, забывчивость, преобладающее легкомыслие, склонность к воровству и т. д.
И самое усердное попечение о воспитании детей не всегда может предохранить их от всех недостатков; часто замечают их только тогда, когда они уже пустили глубокие корни. Так как воспитание при настоящем состоянии человека вообще должно благотворно помогать воспитаннику в исправлении его недостатков, то долг воспитания — выполнять это прекрасное назначение особенно там, где какие-нибудь недостатки уже обратились в навык. А для этого воспитатель прежде всего должен узнавать как сами недостатки, так и их источники, и обстоятельства, им способствующие.
Если воспитатель обнаружил как сам недостаток, так и его источник, то надо противодействовать злу как можно скорее. Несправедливо думают, что порок в зрелых летах исправляется сам собой. По большей части, исправление, чем дольше откладывается, тем бывает труднее и, наконец, делается почти невозможным.
Воспитание берет воспитанника под свою опеку только для того, чтобы он, по достижении зрелости, сам мог продолжать свое образование и старался своими делами соответствовать премудрым намерениям Божественной любви. Поэтому воспитание всегда должно стремиться к тому, чтобы с каждым днем становиться для воспитанника все менее нужным.
Истинно хорошее воспитание, конечно, есть лучшее условие к тому, чтобы воспитанник сам приучался продолжать свое образование и по окончании воспитания; но, с другой стороны, всякое человеческое воспитание всегда очень далеко отстоит от своего идеала, а потому переход к совершеннолетию или, по крайней мере, к предполагаемой самостоятельности всегда имеет очень много опасного.
Выше предложенные правила теперь приложим как к телу, так и к душе человеческой. Тело, это превосходное создание рук Творца, есть не только земная оболочка и орудие разумной души, сотворенной для вечности, но и составная часть существа человеческого. А учение Иисуса Христа усваивает ему еще высшее достоинство. Святая вера учит нас смотреть на тело как на достояние Божие, как на храм Духа Божия и как на семя, которое некогда опять взойдет из могилы и расцветет к вечной жизни (см. 1 Кор. 3, 13; 6, 13 и далее; 15, 42 и далее; Флп. 3, 21).
Здоровье ребенка очень во многом зависит от состояния здоровья и поведения родителей. Если родители здоровы, во всем умеренны, благочестивы и между собой живут в истинном сердечном согласии, то от них можно ожидать детей здоровых и с хорошими наследственными свойствами. Но чего можно ожидать, когда родители больны, страдают чахоткой, истощились от неумеренной и нецеломудренной жизни, не любят друг друга, преданы пьянству или вообще ведут жизнь неблагоустроенную и порочную! От таких родителей, естественно, и дети рождаются с предрасположенностью к разным болезням и порокам. Каково дерево, таковы и плоды.
Никакое творение не является в мир настолько слабым и нуждающимся в посторонней помощи, как человек: первым своим криком он уже как бы просит, чтобы приняли в нем участие, сберегли его от опасностей и дали ему образование, необходимое для достижения высшего его назначения. Этого голоса никто так хорошо не понимает и не чувствует, как мать.
Сам Бог вложил в ее сердце столь сильное и почти непреодолимое желание принимать на себя всю тягость трудов по первому воспитанию своего ребенка. Хотя много проходит месяцев прежде чем ребенок придет в состояние лепетать даже только имя матери, однако она неутомимо переносит все трудности воспитания, и при всем том считает себя даже счастливой.