Для предотвращения как физического, так и нравственного повреждения надо, прежде всего, по возможности удалять от детей вредные и опасные предметы. Под такими предметами разумеем и внешние опасные вещи, и особенно таких людей, об­щение с которыми угрожает детям опасностью в ка­ком-либо отношении. Подробнее о приложении это­го правила будет сказано ниже.

Впрочем, невозможно удалить от детей все для них вредное или опасное. Поэтому нужно, чтобы де­ти постепенно сами привыкали узнавать, что для них вредно или опасно, и сами того остерегались. Для •того особенно полезны предостережения, то есть наставления, обращающие внимание детей на недо- стоинство и вредные последствия известных пред­метов и действий.

Если сообщаемые ребенку наставления и предо­стережения не могут удержать в порядке беспоря­дочных его влечений, то надо прибегнуть к соответствующим мерам принуждения. Там нет ис­тинной любви к детям, где для удержания детского своенравия и вольности не хотят употреблять нуж­ной строгости: хотя и с прискорбием, но надо посту­пать вопреки детскому легкомыслию, когда это нуж­но. Мудрый говорит: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына (Притч. 13, 23). Также если прежде данное предостережение было пренебреже­но воспитанником и, может быть, уже не один раз, то нужно, чтобы от этого пренебрежения он подвер­гался неприятным последствиям.

Код недостатками мы разумеем здесь не какие-нибудь случайные погрешности, а постоянные, кото­рые происходят от превратного направления способ­ностей или, по крайней мере, при известных обстоя­тельствах всегда повторяются, например: косой взгляд, забывчивость, преобладающее легкомыслие, склонность к воровству и т. д.

И самое усердное попечение о воспитании детей не всегда может предохранить их от всех недостат­ков; часто замечают их только тогда, когда они уже пустили глубокие корни. Так как воспитание при на­стоящем состоянии человека вообще должно благо­творно помогать воспитаннику в исправлении его не­достатков, то долг воспитания — выполнять это пре­красное назначение особенно там, где какие-нибудь недостатки уже обратились в навык. А для этого воспитатель прежде всего должен узнавать как сами недостатки, так и их источники, и обстоятельства, им способствующие.

Если воспитатель обнаружил как сам недоста­ток, так и его источник, то надо противодействовать злу как можно скорее. Несправедливо думают, что порок в зрелых летах исправляется сам собой. По большей части, исправление, чем дольше отклады­вается, тем бывает труднее и, наконец, делается поч­ти невозможным.

Воспитание берет воспитанника под свою опеку только для того, чтобы он, по достижении зрелости, сам мог продолжать свое образование и старался сво­ими делами соответствовать премудрым намерениям Божественной любви. Поэтому воспитание всегда должно стремиться к тому, чтобы с каждым днем ста­новиться для воспитанника все менее нужным.

Истинно хорошее воспитание, конечно, есть луч­шее условие к тому, чтобы воспитанник сам при­учался продолжать свое образование и по окончании воспитания; но, с другой стороны, всякое человечес­кое воспитание всегда очень далеко отстоит от свое­го идеала, а потому переход к совершеннолетию или, по крайней мере, к предполагаемой самостоятельно­сти всегда имеет очень много опасного.

Выше предложенные правила теперь приложим как к телу, так и к душе человеческой. Тело, это пре­восходное создание рук Творца, есть не только зем­ная оболочка и орудие разумной души, сотворенной для вечности, но и составная часть существа челове­ческого. А учение Иисуса Христа усваивает ему еще высшее достоинство. Святая вера учит нас смотреть на тело как на достояние Божие, как на храм Духа Божия и как на семя, которое некогда опять взойдет из могилы и расцветет к вечной жизни (см. 1 Кор. 3, 13; 6, 13 и далее; 15, 42 и далее; Флп. 3, 21).

Здоровье ребенка очень во многом зависит от состояния здоровья и поведения родителей. Если родители здоровы, во всем умеренны, благочестивы и между собой живут в истинном сердечном согла­сии, то от них можно ожидать детей здоровых и с хорошими наследственными свойствами. Но чего можно ожидать, когда родители больны, страдают чахоткой, истощились от неумеренной и нецеломуд­ренной жизни, не любят друг друга, преданы пьян­ству или вообще ведут жизнь неблагоустроенную и порочную! От таких родителей, естественно, и дети рождаются с предрасположенностью к разным бо­лезням и порокам. Каково дерево, таковы и плоды.

Никакое творение не является в мир настолько слабым и нуждающимся в посторонней помощи, как человек: первым своим криком он уже как бы просит, чтобы приняли в нем участие, сберегли его от опасно­стей и дали ему образование, необходимое для дости­жения высшего его назначения. Этого голоса никто так хорошо не понимает и не чувствует, как мать.

Сам Бог вложил в ее сердце столь сильное и почти непреодолимое желание принимать на себя всю тягость трудов по первому воспитанию своего ребенка. Хотя много проходит месяцев прежде чем ребенок придет в состояние лепетать даже только имя матери, однако она неутомимо переносит все трудности воспитания, и при всем том считает себя даже счастливой.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top