Истинно хорошее воспитание, конечно, есть луч­шее условие к тому, чтобы воспитанник сам при­учался продолжать свое образование и по окончании воспитания; но, с другой стороны, всякое человечес­кое воспитание всегда очень далеко отстоит от свое­го идеала, а потому переход к совершеннолетию или, по крайней мере, к предполагаемой самостоятельно­сти всегда имеет очень много опасного.

Для уменьшения этих опасностей воспитание должно прекращаться не сразу, но неприметно и по­степенно. По мере того как воспитанник укрепляет­ся душой и телом, его постепенно нужно предостав­лять самому себе и хорошие опыты его самостоя­тельной деятельности надо награждать большим до­верием. Обнаружение недоверия часто вредит вос­питаннику, а выказываемое доверие, напротив, улучшает его.

Чем ближе становится время свободы для воспи­танника, тем больше надо обращать его внимание на те опасности, которые угрожают его здоровью, при­обретенному им образованию ума и сердца, особен­но его невинности и благочестию. Эти предостере­жения надо приспособлять к личным нуждам воспи­танника и к тем отношениям, в которые он скоро вступит, потому что в большом свете или в отдален­ном учебном заведении его ожидают совершенно другие опасности, нежели в кругу своих домашних.

С отеческой любовью воспитатель должен вну­шать своему воспитаннику, как необходимо избегать предстоящих опасностей и как поступать при неиз­бежных случаях, чтобы отклонить от себя вред и не­счастье. Присутствие духа и крепкое упование на Бога суть лучшие спасительные средства в каждой опасности. Этому воспитанник должен заблаговре­менно научиться. Такие наставления тем сильнее действуют на его сердце, чем более объясняются хо­рошо выбранными примерами из истории прошед­шего и настоящего времени.

Надо предостерегать его как от неразумной от­важности и безрассудной самонадеянности, так и от излишней боязливости и малодушия. О безрассуд­ном сказано: Кто любит опасность, тот впадет в нее (Сир. 3, 23). Напротив, кто совершенно не на­деется на самого себя, тот и делать ничего не может; и чем более человек предается боязливости, тем ско­рее погрешает.

Страх и малодушие во всяком отношении суть тяжелые цепи для деятельности. Поэтому надо пре­достерегать воспитанника от излишней боязливости: он должен знать меру собственных сил и приобретать надлежащую уверенность в себе, но всегда с искрен­ним признанием своей зависимости от Бога, в Кото­ром Одном должна утверждаться вся наша надежда.

Наконец, надо научить воспитанника, как ему продолжать свое разностороннее образование. Иной юноша, имея самую добрую волю, или совершенно не доходит до цели, или доходит только многими окольными путями именно потому, что он, будучи предоставлен самому себе, не знал ни пути, ни на­дежных средств и, таким образом, трудился без оп­ределенной цели.

Чтобы утвердиться в стремлении к дальнейше­му самообразованию, воспитанник всегда должен глубоко сознавать в своей душе святость долга и вы­сокую важность самоуправления и самообразования. Душа его должна быть проникнута мыслью о том, чем он обязан Богу и чем людям.

Благовоспитанный юноша на свои силы и спо­собности должен смотреть как на таланты, вверен­ные ему Богом для употребления их с пользой, на свое звание — как на место, Богом ему назначенное, на свою земную жизнь — как на время сеяния, а на вечность — как на время жатвы, как на истинное отечество человека, где каждый в бесконечном бы­тии будет блажен или несчастен соразмерно тому, как он провел время своего земного испытания.

Кто эти истины будет постоянно носить в своем сердце, тот, вступая в деятельную жизнь, не будет иметь недостатка в решительном намерении продол­жать свое образование и, как говорит апостол, про­стираясь вперед, будет стремиться к цели, к поче­сти вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 13—14). Таким образом, и здесь благого­вение и постоянный сыновний страх к Богу состав­ляют главное дело.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top