Если воспитатель обнаружил как сам недоста­ток, так и его источник, то надо противодействовать злу как можно скорее. Несправедливо думают, что порок в зрелых летах исправляется сам собой. По большей части, исправление, чем дольше отклады­вается, тем бывает труднее и, наконец, делается поч­ти невозможным.

Как в физическом, так и в нравственном отноше­нии справедливы слова Овидия: «Подавляй зло в самом начале; поздно готовить лекарства, ибо зло усилилось из-за долгого промедления».

Надо стараться преграждать источники зла; где этого достигнуть нельзя, там, по крайней мере, нуж­но ослаблять их, насколько возможно, и влияние их делать менее вредным.

Надо ясно и с твердостью показывать воспитан­нику неприличие и вредные последствия его недо­статка, чтобы он сам желал освободиться от него. Если и при физических болезнях лекарства, приня­тые против воли, теряют значительную часть своей силы, то чего можно ожидать при болезнях нравст­венных, пока ребенок с упорством отвергает все ме­ры исправления? Когда голос совести еще слишком слаб, тогда с надлежащей осмотрительностью надо пользоваться стремлением к чести, к самосохране­нию, указанием на последствия близкие и отдален­ные и т. д.

Если в ребенке не замечается упрямства или ху­дой воли, то воспитатель должен больше пользо­ваться ласковыми увещаниями и объяснениями, не­жели устрашающими угрозами и наказаниями. При этом всегда надо поддерживать в воспитаннике твердую надежду на то, что исправление возможно и не так трудно, как, может быть, ему представля­ется, чтобы таким образом более облегчить дело ис­правления.

Воспитатель не должен желать слишком скорого действия употребленных им средств, но он должен действовать на воспитанника постепенно, мало-по­малу двигаясь вперед. Слишком быстрые перемены могут обольщать и радовать воспитателя или роди­телей, но эта радость редко бывает продолжительна. Для более прочного успеха лучше истреблять недо­статок постепенно, но основательно, исторгая его с корнем.

Если воспитатель при таком действии замечает хотя некоторый успех на пути исправления, то с удо­вольствием может обращать на это внимание воспи­танника. Напротив, если воспитанник по временам опять будет возвращаться к своим слабостям, то воспитатель не должен терять терпения и надежды или, по крайней мере, воспитанник не должен заме­чать того, что воспитатель сомневается в его исправ­лении. Ничто так не препятствует окончательному успеху в исправлении, как утрата надежды и мало­душие исправляемого.

Но воспитатель всегда должен быть мужем мо­литвы,— как для того, чтобы получать ему необхо­димый свет свыше, гак и для того, чтобы никогда не оскудевать в любви и непоколебимом терпении. Равным образом он должен размышлять о том, как любвеобильный Господь и Спаситель наш, всегда кроткий и смиренный сердцем, исправлял недостат­ки Своих учеников.

Кто не знает, как обыкновенно бывает тяжело и для совершеннолетних преодолевать пороки, кото­рые посредством продолжительной привычки обра­тились как бы в другую природу? Впрочем, если не­достаточно мягких средств, то непременно требуют­ся строгие меры, и вообще нужно соблюдать все то, о чем было сказано выше — в главе об угрозах и на­казаниях. Только надо остерегаться, чтобы посред­ством излишней строгости совершенно не перело­мить надломленной трости и не угасить курящегося льна (см. Мф. 12, 20).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top