Если воспитатель обнаружил как сам недостаток, так и его источник, то надо противодействовать злу как можно скорее. Несправедливо думают, что порок в зрелых летах исправляется сам собой. По большей части, исправление, чем дольше откладывается, тем бывает труднее и, наконец, делается почти невозможным.
Как в физическом, так и в нравственном отношении справедливы слова Овидия: «Подавляй зло в самом начале; поздно готовить лекарства, ибо зло усилилось из-за долгого промедления».
Надо стараться преграждать источники зла; где этого достигнуть нельзя, там, по крайней мере, нужно ослаблять их, насколько возможно, и влияние их делать менее вредным.
Надо ясно и с твердостью показывать воспитаннику неприличие и вредные последствия его недостатка, чтобы он сам желал освободиться от него. Если и при физических болезнях лекарства, принятые против воли, теряют значительную часть своей силы, то чего можно ожидать при болезнях нравственных, пока ребенок с упорством отвергает все меры исправления? Когда голос совести еще слишком слаб, тогда с надлежащей осмотрительностью надо пользоваться стремлением к чести, к самосохранению, указанием на последствия близкие и отдаленные и т. д.
Если в ребенке не замечается упрямства или худой воли, то воспитатель должен больше пользоваться ласковыми увещаниями и объяснениями, нежели устрашающими угрозами и наказаниями. При этом всегда надо поддерживать в воспитаннике твердую надежду на то, что исправление возможно и не так трудно, как, может быть, ему представляется, чтобы таким образом более облегчить дело исправления.
Воспитатель не должен желать слишком скорого действия употребленных им средств, но он должен действовать на воспитанника постепенно, мало-помалу двигаясь вперед. Слишком быстрые перемены могут обольщать и радовать воспитателя или родителей, но эта радость редко бывает продолжительна. Для более прочного успеха лучше истреблять недостаток постепенно, но основательно, исторгая его с корнем.
Если воспитатель при таком действии замечает хотя некоторый успех на пути исправления, то с удовольствием может обращать на это внимание воспитанника. Напротив, если воспитанник по временам опять будет возвращаться к своим слабостям, то воспитатель не должен терять терпения и надежды или, по крайней мере, воспитанник не должен замечать того, что воспитатель сомневается в его исправлении. Ничто так не препятствует окончательному успеху в исправлении, как утрата надежды и малодушие исправляемого.
Но воспитатель всегда должен быть мужем молитвы,— как для того, чтобы получать ему необходимый свет свыше, гак и для того, чтобы никогда не оскудевать в любви и непоколебимом терпении. Равным образом он должен размышлять о том, как любвеобильный Господь и Спаситель наш, всегда кроткий и смиренный сердцем, исправлял недостатки Своих учеников.
Кто не знает, как обыкновенно бывает тяжело и для совершеннолетних преодолевать пороки, которые посредством продолжительной привычки обратились как бы в другую природу? Впрочем, если недостаточно мягких средств, то непременно требуются строгие меры, и вообще нужно соблюдать все то, о чем было сказано выше — в главе об угрозах и наказаниях. Только надо остерегаться, чтобы посредством излишней строгости совершенно не переломить надломленной трости и не угасить курящегося льна (см. Мф. 12, 20).