Выше предложенные правила теперь приложим как к телу, так и к душе человеческой. Тело, это пре­восходное создание рук Творца, есть не только зем­ная оболочка и орудие разумной души, сотворенной для вечности, но и составная часть существа челове­ческого. А учение Иисуса Христа усваивает ему еще высшее достоинство. Святая вера учит нас смотреть на тело как на достояние Божие, как на храм Духа Божия и как на семя, которое некогда опять взойдет из могилы и расцветет к вечной жизни (см. 1 Кор. 3, 13; 6, 13 и далее; 15, 42 и далее; Флп. 3, 21).

Детям как можно чаще нужно внушать слова апостола: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3, 16—17). Впро­чем, апостольские слова должны глубоко запечат­леть в своем сердце не только дети, но и все общаю­щиеся с детьми. Горе бесстыдному развратителю, который соблазнит одного из малых сих!

Душа и тело имеют внутреннее взаимное влия­ние. Человек есть одно целое; следовательно, обра­зование и деятельность души во многом зависят от состояния тела, и, наоборот, состояние тела тесно связано с состоянием души. Сколько умственных недостатков, сколько душевных болезней и сколько наклонностей ко злу имеют свое основание в рас­стройстве тела! Хотя душа и полна силы, но что мо­жет она произвести вне себя, когда больное тело от­казывает ей в своих услугах? Поэтому здоровый ум в здоровом теле всегда считали высшим благом, ка­кого только может человек желать себе в этом мире.

По причине взаимного влияния тела и души, в учении о развитии и укреплении тела часто нужно бывает говорить о раскрытии разумной души, а в учении о душе — говорить и о теле.

Весьма важное дело — сохранять тело ребенка неповрежденным и правильно развивать его. Об этом надо особенно заботиться потому, что органы детей очень легко повреждаются, и эти повреждения часто остаются непоправимыми. При этом преиму­щественно надо обращать внимание на здоровье как всего тела вообще, так и каждого телесного органа, на крепость тела и привычку переносить все труд­ное, возможную независимость от внешних влияний, навык к выносливости, необходимой для достиже­ния истинного назначения человека. Не надо также оставлять без внимания и наружного вида. Ничем в ребенке не нужно пренебрегать, но все должно быть на своем месте и в надлежащем подчинении.

Эта часть воспитания у древних, особенно у гре­ков и римлян, была предметом общественного попече­ния. И в наше время об этом предмете также очень много писали и предлагали разные способы для до­стижения желаемой цели. Много, однако, встречает­ся погрешностей, особенно в частном воспитании, ча­стью от невежества и различных предрассудков роди­телей, частью от их беспечности и от преобладания та­ких склонностей, которые вводят их в заблуждение. Например, по слепой привязанности к детям, родите­ли изнеживают их или, по неразумному тщеславию, прежде времени принуждают их к умственным заня­тиям, превышающим детские силы, и прочее.

Здесь можно выделить два предрассудка: при­вязанность к старине и привязанность к новизне. Приверженцы первого совершенно без всякого раз­мышления придерживаются старинных поверий как наследства, доставшегося от отцов и прадедов. От этого физическое воспитание делается механизмом, который от матери переходит к дочери, а от нее в том же виде передается следующему поколению. Образ­цы такого воспитания вызывают у родителей уваже­ние своей давностью, а от этого и лучшие правила с трудом принимаются ими, так что иная умная мать придерживается старины собственно из опасения, в случае отступления от принятых обычаев, подверг­нуться нареканию со стороны родных и знакомых.

Еще вреднее предрассудок привязанности к но­визне, или слепая готовность принимать все новое и необыкновенное. Нередко в таком случае тщеславие и пристрастие к моде побуждают решаться на самые опасные опыты. Но благоразумные родители следу­ют наставлению апостола:     испытывайте, хоро­шего держитесь (1 Фес. 5, 21). Не следует ни при­нимать, ни отвергать какое-нибудь правило, потому только, что оно старо или ново.

Особенно надо быть осторожным в принятии новых правил там, где прежний образ действия был довольно оправдан многими опытами. Жизнь чело­века так дорога, что не нужно играть ею и безрас­судно отваживаться на новые опыты только для то­го, чтобы обратить на себя внимание других. Кроме того, при принятии новых правил, если даже их да­ют люди, известные своей опытностью, всегда надо обращать внимание на климат и индивидуальные особенности детей. Не все пригодно для всех.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top