Главная цель одежды есть защита тела с целью охранения целомудрия и здоровья. До тех пор пока наши праотцы находились в состоянии невинности, ни тело не было тягостно для духа, ни райская атмосфера не была вредна для тела. Они тогда не стыдились наготы своей, не чувствовали нужды в одежде (Быт. 2, 25). Но едва согрешили, как в то же время почувствовали нужду в одеянии тела (Быт. 3, 7).
Так, прежде всего, целью употребления одежды должно быть охранение целомудрия. Одежда должна служить нам как бы оградой, защищающей и самих нас от искушений, и других от соблазнов. К такому употреблению одежды нужно приучать детей с ранних лет. Даже и в те годы, когда они еще ничего не понимают, никогда не нужно позволять, чтобы они или другие при них бесстыдно обнажались. Как
в самой одежде, так и при надевании и скидывании ее надо устранять все соблазнительное и противное чистоте христианской нравственности.
Для здоровья и беспрепятственного развития тела, особенно в детском и юношеском возрасте, весьма вредны:
а) всякие слишком тесные и сжимающие одежды, как-то: тесные корсеты, галстуки и обувь, слишком узкие панталоны и прочее;
б) очень теплая или, напротив, в сырую погоду очень легкая одежда. Не надо слишком тепло одевать голову, шапки во многих отношениях вредны. Один знаменитый врач обыкновенно говорил: «Если у тебя ноги теплы, голова холодна, желудок не очень обременен, то ты безопасен от многих болезней». Вообще детей надо так одевать, чтобы тело их больше укреплялось, чем изнеживалось;
в) наконец, стесненное или затрудненное движение членов, например, посредством слишком длинной, грубой или тяжелой одежды и тому подобного.
Кроме того, одежда должна соответствовать признаку пола и состоянию. Можно еще иметь в виду и украшение тела, впрочем, так, чтобы при этом не страдали две главные цели — добродетель и здоровье. Однако, на украшение весьма часто смотрят как на главную цель, которой приносится в жертву все прочее.
Слепая страсть к моде, тщеславие и безрассудная роскошь в одежде вообще составляют зло нашего времени, и сами дети, как бы по правилам, постепенно к этому приучаются. Некоторые матери, ослепленные тщеславием или безотчетно порабощенные господствующими обычаями, часто не знают другого, более важного дела, кроме того, чтобы своих детей, особенно девочек, украшать, как кукол, и притом учить их искусству нравиться другим.
Как велика эта погрешность, легко можно видеть, когда представим, что она имеет вредное влияние на ребенка не только в настоящее время, но и на всю жизнь его. Поэтому никогда не нужно хвалить ребенка за его одежду, никогда не нужно любоваться новым нарядом его, но всегда, напротив, надо внушать ребенку, что наилучшее украшение человека есть добродетель и добрый нрав.
Здесь можно еще упомянуть о постели. По общему совету врачей, дети не должны спать на мягких перинах, потому что перины слишком разгорячают, производят вялость и слабость в нервах, и даже в нравственном отношении имеют много опасного для детей. Несравненно лучше им спать на тюфяках или на свежей соломе. Также и вместо меховых одеял, если не очень холодно, гораздо полезнее для здоровья накрывать их шерстяными или бумажными одеялами.