Код недостатками мы разумеем здесь не какие-нибудь случайные погрешности, а постоянные, которые происходят от превратного направления способностей или, по крайней мере, при известных обстоятельствах всегда повторяются, например: косой взгляд, забывчивость, преобладающее легкомыслие, склонность к воровству и т. д.
И самое усердное попечение о воспитании детей не всегда может предохранить их от всех недостатков; часто замечают их только тогда, когда они уже пустили глубокие корни. Так как воспитание при настоящем состоянии человека вообще должно благотворно помогать воспитаннику в исправлении его недостатков, то долг воспитания — выполнять это прекрасное назначение особенно там, где какие-нибудь недостатки уже обратились в навык. А для этого воспитатель прежде всего должен узнавать как сами недостатки, так и их источники, и обстоятельства, им способствующие.
Это дело иногда бывает очень трудным, особенно по отношению к недостаткам умственным, потому что часто недостаток или скрывается от поверхностного взора, или даже представляется совершенством. Поэтому, чтобы не обмануться, воспитателю надо:
а) верно знать, какова должна быть каждая способность как сама по себе, так и по отношению к прочим способностям;
б) сравнивать, посредством точного наблюдения, действительное состояние различных способностей с тем, чем они должны быть. Опытный взор, каким воспитатель постоянно наблюдает за детьми и сравнивает их с другими детьми, здесь, конечно, очень многое значит. Впрочем, для того чтобы хорошо узнать детей, нужно иметь много прозорливости, какую немногие имеют, и поэтому скромный воспитатель в затруднительных случаях охотно пользуется мнениями других.
Также для воспитателя важное дело — найти источники и причины замеченных недостатков. Они часто скрываются в самом ребенке, в его организации, в слабости его природных способностей, в испорченном состоянии сердца и т. д., часто — в предметах, его окружающих, к которым особенно относим влияние людей, внешних вещей и чтения, иногда — в прежнем обхождении с воспитанником и в превратном его образовании. Здесь очень часто можно говорить родителям и воспитателям: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3—5).