Код недостатками мы разумеем здесь не какие-нибудь случайные погрешности, а постоянные, кото­рые происходят от превратного направления способ­ностей или, по крайней мере, при известных обстоя­тельствах всегда повторяются, например: косой взгляд, забывчивость, преобладающее легкомыслие, склонность к воровству и т. д.

И самое усердное попечение о воспитании детей не всегда может предохранить их от всех недостат­ков; часто замечают их только тогда, когда они уже пустили глубокие корни. Так как воспитание при на­стоящем состоянии человека вообще должно благо­творно помогать воспитаннику в исправлении его не­достатков, то долг воспитания — выполнять это пре­красное назначение особенно там, где какие-нибудь недостатки уже обратились в навык. А для этого воспитатель прежде всего должен узнавать как сами недостатки, так и их источники, и обстоятельства, им способствующие.

Это дело иногда бывает очень трудным, особенно по отношению к недостаткам умственным, потому что часто недостаток или скрывается от поверхностного взора, или даже представляется совершенством. По­этому, чтобы не обмануться, воспитателю надо:

а)   верно знать, какова должна быть каждая спо­собность как сама по себе, так и по отношению к прочим способностям;

б)   сравнивать, посредством точного наблюде­ния, действительное состояние различных способно­стей с тем, чем они должны быть. Опытный взор, каким воспитатель постоянно наблюдает за детьми и сравнивает их с другими детьми, здесь, конечно, очень многое значит. Впрочем, для того чтобы хоро­шо узнать детей, нужно иметь много прозорливости, какую немногие имеют, и поэтому скромный воспи­татель в затруднительных случаях охотно пользует­ся мнениями других.

Также для воспитателя важное дело — найти ис­точники и причины замеченных недостатков. Они часто скрываются в самом ребенке, в его организа­ции, в слабости его природных способностей, в испорченном состоянии сердца и т. д., часто — в предметах, его окружающих, к которым особенно относим влияние людей, внешних вещей и чтения, иногда — в прежнем обхождении с воспитанником и в превратном его образовании. Здесь очень часто можно говорить родителям и воспитателям: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде брев­но из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3—5).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top