Из вышесказанного ясно открывается необходимость благоразумного укрепления тела, посредством которого оно сделалось бы способным к перенесению неприятных впечатлений и к преодолению трудностей, встречающихся в каждом состоянии. Для этого молодой человек должен с ранних лет постепенно приучать себя к разным невыгодным положениям и трудностям жизни.
Но чтобы эти упражнения были согласны со здравым смыслом, надо придерживаться следующих правил:
а) укрепление тела всегда должно оставаться в пределах природы; человек многое может переносить, но не все;
б) надо также смотреть на индивидуальные свойства воспитанника: на его телесное сложение, здоровье и прочее. Из того, что какой-нибудь ребенок без вреда перенес что-нибудь трудное или опасное, никак не следует, что и другие дети способны к
этому же;
в) как все вообще образование, так и укрепление тела ребенка должно совершаться постепенно, от легкого к трудному. Иногда пропуск одной ступени может разрушить нежный организм ребенка;
г) если воспитанник презирает беспокойство и неприятные впечатления, надо дорожить этим. При : этом с осторожностью можно давать ему чувствовать то преимущество, какое он снискал себе через приобретенное мужество. Всякое воспитание тогда только бывает успешно, когда воспитанник, по собственному убеждению и расположению, ищет успехов в своем образовании;
д) наконец, то, на что особенно нужно обращать внимание при укреплении тела,— это истинное, как временное, так и вечное назначение человека. На укрепление тела никогда не нужно смотреть как на главную цель, но всегда как на средство. Мы должны помнить главную свою обязанность в здешней жизни: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя
(Лк. 10, 27).
Хотя эта любовь не только состоит в кротких чувствах, но преимущественно должна выражаться в делах, никак не следует посредством чрезмерного с крепления тела делать человека совершенно нечувствительным и как бы не человеком. В этом случае языческая древность не должна служить для нас образцом для подражания. Древние спартанцы и римляне смотрели на человека как на средство, а на воинское мужество,— как-на главную цель; напротив, христианская вера научила нас смотреть на человека совсем иначе, поэтому и наше воспитание должно иметь другое направление.