Воспитание берет воспитанника под свою опеку только для того, чтобы он, по достижении зрелости, сам мог продолжать свое образование и старался своими делами соответствовать премудрым намерениям Божественной любви. Поэтому воспитание всегда должно стремиться к тому, чтобы с каждым днем становиться для воспитанника все менее нужным.
Воспитание должно поставить юного путника жизни на прямую дорогу, но идти по ней к последней цели он должен уже сам, и в этом состоит его постоянная обязанность, продолжающаяся до самой смерти. Горе воспитаннику, если он останавливается там, где кончилось для него воспитание, и не хочет идти вперед по указанной ему дороге!
В том и состоит торжество хорошего воспитания, что оно так возбуждает силы юноши, так упражняет их и дает им такое направление, что само мало-помалу отступает и, наконец, предоставляет юношу самому себе, с радостной надеждой, что он больше не будет иметь нужды в пособиях воспитания.
Напротив, если юноша по окончании воспитания остается как бы беспомощным или не чувствует в себе никакого стремления к самостоятельному продолжению своего образования, то это почти всегда дает повод заключать о недостаточном воспитании.
Может быть, недоставало надлежащего возбуждения и стройного образования способностей, или в сердце юноши не было возбуждено стремление к высшим целям, или воспитание было как бы механическим действием, при котором большей частью пользовались только страхом и внешним принуждением, или вредные предметы окружали воспитанника и т. п.