Впрочем, невозможно удалить от детей все для них вредное или опасное. Поэтому нужно, чтобы дети постепенно сами привыкали узнавать, что для них вредно или опасно, и сами того остерегались. Для •того особенно полезны предостережения, то есть наставления, обращающие внимание детей на недо- стоинство и вредные последствия известных предметов и действий.
Такие предостережения очень важны в летах детского легкомыслия и неопытности, но при этом они всегда должны быть сообщаемы сообразно с целью. В предостережениях:
а) надо быть умеренным. Этим средством следует пользоваться только тогда, когда оно оказывается нужным. Постоянные предостережения производит в детях невнимание и нерасположение к ним, от чего часто и нужные предостережения остаются бесполезными;
б) надо избегать всякого преувеличения. Выдуманные и преувеличенные изображения каких-либо вредных последствий противоречат законам истины, н гут ложь всегда наказывается сама собою. Обманутые дети рано или поздно узнают обман и перестают верить своим родителям или воспитателям и в том, что совершенно согласно с истиной;
в) надо применяться к внутренней приемлемости и расположениям детей. Не все на них производит одинаковое впечатление. Объяснять лучше посредством примеров и повествований. Особенно полезно указывать воспитаннику на его собственный опыт;
г) надо благоразумно применяться к обстоятельствам. Предостережения всегда должны делаться ласково и с отеческой любовью. Только таким образом предлагаемые предостережения дети принимают охотно;
д) наконец, надо избегать наставлений, которые побуждают их к нечистым желаниям или к любопытству относительно тех предметов, о которых, к счастью, они не имели доныне никакого познания, каковы, например, грехи, противные целомудрию.
Хотя для большей части детей, достигших известного возраста, необходимы предостережения от подобных грехов, но при этом требуется осторожность, чтобы такими предостережениями не принести им больше вреда, чем пользы. Неиспорченных детей надо только в общих выражениях предостерегать от всякого бесстыдного обращения с самими собою и с другими, как от такого зазорного дела, которое крайне оскорбляет всевидящего Бога и причиняет большой вред самому человеку.
Это касается и рассуждения об ядовитых растениях. Хотя нужно детей, особенно живущих вне городов, предостерегать от злоупотребления ядовитых растений и потому знакомить воспитанников с обыкновенными видами их, присовокупляя объяснение того, что употребление их вредит человеку, причиняет ему величайшие болезни и т. д., но говорить детям про их смертельное действие и про способ их приготовления для вредных целей, без сомнения, было бы очень неблагоразумно. На что только не решится человек, когда или сильная страсть обуревает его, или вражда и печаль стесняют его сердце! Как опасно было бы, если бы такой человек узнал, что то или другое растение действует смертоносно!