Впрочем, невозможно удалить от детей все для них вредное или опасное. Поэтому нужно, чтобы де­ти постепенно сами привыкали узнавать, что для них вредно или опасно, и сами того остерегались. Для •того особенно полезны предостережения, то есть наставления, обращающие внимание детей на недо- стоинство и вредные последствия известных пред­метов и действий.

Такие предостережения очень важны в летах детского легкомыслия и неопытности, но при этом они всегда должны быть сообщаемы сообразно с це­лью. В предостережениях:

а) надо быть умеренным. Этим средством следу­ет пользоваться только тогда, когда оно оказывается нужным. Постоянные предостережения произво­дит в детях невнимание и нерасположение к ним, от чего часто и нужные предостережения остаются бес­полезными;

б) надо избегать всякого преувеличения. Выду­манные и преувеличенные изображения каких-либо вредных последствий противоречат законам истины, н гут ложь всегда наказывается сама собою. Обма­нутые дети рано или поздно узнают обман и переста­ют верить своим родителям или воспитателям и в том, что совершенно согласно с истиной;

в) надо применяться к внутренней приемлемости и расположениям детей. Не все на них производит одинаковое впечатление. Объяснять лучше посред­ством примеров и повествований. Особенно полезно указывать воспитаннику на его собственный опыт;

г) надо благоразумно применяться к обстоятель­ствам. Предостережения всегда должны делаться ласково и с отеческой любовью. Только таким обра­зом предлагаемые предостережения дети принимают охотно;

д) наконец, надо избегать наставлений, которые побуждают их к нечистым желаниям или к любо­пытству относительно тех предметов, о которых, к счастью, они не имели доныне никакого познания, каковы, например, грехи, противные целомудрию.

Хотя для большей части детей, достигших изве­стного возраста, необходимы предостережения от подобных грехов, но при этом требуется осторож­ность, чтобы такими предостережениями не принес­ти им больше вреда, чем пользы. Неиспорченных детей надо только в общих выражениях предостере­гать от всякого бесстыдного обращения с самими со­бою и с другими, как от такого зазорного дела, кото­рое крайне оскорбляет всевидящего Бога и причиня­ет большой вред самому человеку.

Это касается и рассуждения об ядовитых расте­ниях. Хотя нужно детей, особенно живущих вне городов, предостерегать от злоупотребления ядови­тых растений и потому знакомить воспитанников с обыкновенными видами их, присовокупляя объясне­ние того, что употребление их вредит человеку, при­чиняет ему величайшие болезни и т. д., но говорить детям про их смертельное действие и про способ их приготовления для вредных целей, без сомнения, было бы очень неблагоразумно. На что только не ре­шится человек, когда или сильная страсть обуревает его, или вражда и печаль стесняют его сердце! Как опасно было бы, если бы такой человек узнал, что то или другое растение действует смертоносно!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top