В наше время открывают разные училища, в которых дети обучаются полезным рукоделиям и вообще упражняются в приличной деятельности. Цель важная, и подобные заведения много обещают. Дети здесь не только охотно занимаются и содержатся под надзором, в то время как, предоставленные сами себе, они находились бы в праздности и без присмотра. Но еще получают много пользы как для души, так и для тела, потому что мало-помалу привыкают к деятельности, так что бездействие становится им в тягость.
Дело не в том, как быстро дети привыкают ходить, но в том, чтобы они ходили хорошо. Главное в этом отношении, чтобы дети привыкали ходить легко, твердо, смело, не очень медленно, не очень быстро и держать себя прямо, не теряя, впрочем, гибкости тела. Здоровые дети приобретают в этом навык сами собой, через постоянное упражнение, к чему много побудительных средств и случаев открывает сметливая материнская любовь, не связанная предрассудками. Однако и здесь нужно остерегаться излишества. Если детей учат ходить слишком рано, то это часто имеет следствием или кривизну, или слабость ног, или шаткую походку.
Органы чувств требуют особенного попечения. От них зависит не только внешняя деятельность, но часто и формирование души. Они суть как бы точки соприкосновения внутреннего и внешнего мира. Это преимущественно относится к органам слуха и зрения. Нечего говорить о крайне жалком состоянии тех, кто совершенно лишен этих органов, но кто не пожалеет и о тугих на ухо и подслеповатых? Скольких невинных удовольствий жизни они лишены и какие испытывают затруднения в исполнении обязанностей своего звания! Впрочем, и другие органы: обоняние, вкус и осязание — должны быть уважаемы, частью по их непосредственной пользе, частью по их связи с известными способностями души, например, по связи чувства обоняния с памятью, вкуса с чувством красоты и порядка.
Способность слова принадлежит к важнейшим преимуществам человека. Она пробуждается посредством внутреннего стремления ребенка к общению с другими и выражению своих мыслей. Само же умение говорить изучается через подражание и совершенствуется посредством упражнения. Поэтому:
Относительно внешней формы тела главное дело состоит в том, чтобы собственному развитию природы не было поставлено никакого препятствия, а случайно встречающиеся препятствия были, по возможности, устраняемы. Очень часто недостаток, приписываемый природе, например, кривые ноги, горбатость, косой взгляд и т.д. есть только следствие неблагоразумия родителей и воспитателей или их беспечности; некоторые недостатки сами собой проходят, как скоро тело совершенно сформируется, например, несоразмерность членов у быстро выросших детей.
Физические недостатки зависят или от вредных привычек, или от расстройства телесного организма. Вредные привычки относятся или ко всему образу жизни, какова, например, изнеженность и избалованность, или к употреблению одного какого-нибудь органа, например, тяжелая походка, заикание, косой взгляд и т.д. Кроме того, важно здесь следующее правило: каждая привычка может быть побеждена только противной привычкой.
Надо, чтобы воспитанник мало-помалу сам привыкал заботиться о своем здоровье. Но для этого нужны известные познания и правильное руководство. Сюда относятся:
Если тело, эта низшая часть человека, стоит немалого попечения, то как много надо обращать внимания на живущий в нем дух, созданный для вечности! Его первообраз есть Сам Бог, и образовать его — значит уподоблять его этому Первообразу, то есть так преобразовать, чтобы в нем отразилась беспредельная Божия премудрость и любовь. В душе человеческой есть различные способности. Они подробно рассмотрены в науке о душе (психологии); здесь извлечем из нее только нужное для нашей цели.
Умственное образование относится не к одному только разуму, но и ко всем отраслям познавательной способности. Долг воспитания — все эти способности в воспитаннике развить так, чтобы он легко и верно мог достигать своего временного и вечного назначения. Для этого нужны два условия: правильное возбуждение умственных способностей и руководство ими и, что особенно важно,— постоянное упражнение.
Прежде нежели будем рассматривать умственные способности порознь, предложим общие правила и, в первую очередь, правила предосторожности, которые предохраняли бы эти способности от всего ослабляющего или разрушающего.
Есть такие примеры, когда родители и воспитатели намеренно старались подавлять в ребенке некоторые способности, например, любознательность, воображение и т.п., чтобы тем вернее предохранить его от злоупотребления ими. Но неправильность таких поступков видна уже из того, что было замечено выше. Хотя воспитатель и должен отсекать дикие наросты и лишние отростки, но самого дерева, то есть данных от Бога способностей, он не должен разрушать, а, напротив, должен питать их и взращивать.